Счастье по-норвежски. Флируфтслив – искусство жить и не париться

Нора Олсен, 2021

Норвежская философия фрилуфтслив (friluftsliv) вслед за хюгге становится все более популярной в мире. Особенно на фоне пандемии коронавируса, потому что пропагандирует свободную жизнь на открытом воздухе. Вдали от мегаполисов. Наедине с природой. Фрилуфтслив, как и хюгге, относятся прежде всего к вдохновляющей атмосфере, но если хюгге акцентирует внимание больше на комфорте, уюте и человеческих отношениях, то фрилуфтслив говорит о жизни вместе с природой. Норвежская концепция счастья утверждает, что достигнуть гармонии можно самым простым и совершенно не затратным путем. Надо только принять тот факт, что мир не ограничивается офисом и городом. Надо как можно чаще выбираться из этой рутины в свою «естественную» среду обитания. Последователи этой философии утверждают: природа – наш дом, который мы потеряли и в который должны вернуться! Но не как повелители мироздания, а как его дети. И стремиться к естественному образу жизни, основанному на древних и практически сегодня утраченных инстинктах. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Дерзкая психология

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Счастье по-норвежски. Флируфтслив – искусство жить и не париться предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Фрилуфтслив — «свободная жизнь под открытым небом»

Итак, что же это за странная философия фрилуфтслив, которая отдых на природе возвела до уровня национальной традиции? Friluftsliv (англ. free-loofts-liv; с норвежского fri — свободный, luft — воздух, liv — жизнь) и переводится как «свободный воздух жизни», «жизнь на открытом воздухе» или «свободная жизнь под открытым небом». Но так же, как и хюгге, значение слова friluftsliv выходит далеко за пределы его перевода и фокусируется больше на динамических отношениях человека с природой. Ставит целью достижение состояния уюта и гармонии с окружающим миром и с самим собой. Фрилуфтслив, как и хюгге, относится прежде всего к вдохновляющей атмосфере. Но если хюгге акцентирует внимание больше на комфорте, уюте и человеческих отношениях, то фрилуфтслив говорит о жизни вместе с природой. Норвежская концепция счастья утверждает, что достигнуть гармонии можно самым простым и совершенно не затратным путем. Надо принять тот факт, что мир не ограничивается офисом, городом и живущими там людьми. Как можно чаще необходимо выбираться из этой рутины в свою «естественную» среду обитания.

Но если вы захотели стать настоящим последователем философии фрилуфтслив, то должны знать, что просто прогулкой в соседнем парке не отделаетесь. Необходимо полноценное воссоединение с природой — в походе в лес или сплаве по горной реке. И обязательное условие: отказаться от каких-либо источников связи, интернета и прочих технических раздражителей. Главное — получать радость от собственных впечатлений, только лично для себя, питаться запоминающимися ощущениями, приобретать новый опыт и яркие впечатления.

Согласование работы собственного организма с природными ритмами и упорядочивание своих мыслей — также неотъемлемая часть «фрилуфтслива». Возвращаясь к биологическому образу жизни, но в новом контексте, человек должен уходить от наблюдения и потребления в сторону эмоционального слияния с природой. Причем вместе со своими близкими.

Сравните: где вы получаете больше тепла и поддержки от общения с друзьями — в соцсетях или у костра? Где становитесь более близкими друг другу: в офисах или в путешествиях по новым местам? Согласитесь, что, когда вы командой покоряете неизведанные места в горах или лесах, появляется общность интересов, взаимовыручка, чувство безопасности. По сути, становитесь дикарями в «доцивилизованном» мире с обостренной интуицией и желанием сбиваться в «стаи». Это тип человеческих отношений, который мы утратили. В жизни современного общества индивидуальность и выживание в одиночку, к сожалению, стали стандартом. А надо бы держаться ближе друг к другу, спинами соприкасаться, отражая натиск врагов! А их же всегда хватает, правда? Как убеждают специалисты, «подлинный фрилуфтслив создает ощущение целостности». В этом и кроется причина удовольствия, когда мы сидим вокруг костра и чувствуем сильную связь с находящимися рядом людьми и жизнью в целом.

Фрилуфтслив учит людей воспринимать естественную среду как настоящий дом, где царят любовь, уважение и безопасность. Последовали движения считают, что человек, который эмоционально связан с природой, никогда не испытывает страха и неуверенности. Он везде чувствует себя как дома, независимо от места на планете.

Кто придумал: роль Ибсена и Нансена

Как мне объяснили специалисты, термин «frilufts-painting» («изображение жизни на природе») использовался многими поэтами и философами эпохи романтизма, пропагандировавшими «возврат к корням». Но впервые слово «фрилуфтслив» было опубликовано в 1859 году в стихотворении «На высотах» норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828–1906). Главный герой произведения ищет одиночества, он оставляет мать и отправляется в дикие уголки норвежской природы, чтобы прояснить свои мысли о будущем, и живет в маленьком домике среди гор и лесов в полном уединении. Есть несколько переводов этого стихотворения. Более точным, на мой взгляд, кажется этот:

Пусть дом одинок мой и брошен,

Для жизни есть все, и я жив:

Очаг есть, и стол есть, и ложе,

И в мыслях моих Фрилуфтслив.

Перевод А. Маслова

Кстати, есть мнение, что самого Ибсена на фрилуфтслив вдохновило французское выражение «La vie en plein air», которое буквально означает «жизнь на открытом воздухе». Ибсен много писал о природе и столкновении человека со стихиями. Воспевал отдых в отдаленных от цивилизации местах, где человек находит счастье и покой. Знаменитая сюита Грига «В пещере горного короля» была написана как раз для его пьесы «Пер Гюнт», в которой, помимо других приключений, главный герой сталкивается с воинственными троллями.

Вот лишь несколько цитат из пьесы — познакомьтесь для общего развития.

Малышку Пера я одна растила.

И, может быть, от слабости — не спорю,

но всякий ищет, как забыться в горе:

один вздохнет, другой напьется пьян,

а третий что ни слово, то обман.

А я растила сына на преданьях

о принцах, троллях, потайных свиданьях,

погонях, похищениях невест.

Да кто же знал, что сказка душу съест?

* * *
Сольвейг

Оставь меня!

Пер Гюнт (подавленно, но угрожающе)

Оставить? Ни черта!

По временам я превращаюсь в тролля.

Вот в эту полночь, как начнешь дремать,

войду к тебе, залезу на кровать,

начну фырчать, царапаться, орать —

ты только не подумай на кота!

Нет, это Пер отпразднует свой пир.

Я оборотень, слышишь, я вампир.

Я съем твою сестренку, а потом

всю кровь твою лакну одним глотком,

начну глодать ключицы, ребра, таз.

(Спохватываясь, спешит изменить тон.)

Танцуй со мной!

Сольвейг (смотрит на него с отвращением)

Ты мерзок был сейчас.

(Уходит в дом.)

* * *

…вот что. У меня судьба.

Я мир ношу под сводом лба,

который так же не похож

на все миры, как черт на Бога.

* * *

Историю я пробежал,

на случай для себя усвоив

слова излюбленных героев,

да Библию перелистал.

Но многого я не постиг — и не стыжусь.

Ведь сколько книг! Неисчерпаемая бездна!

Я выбрал то, что мне полезно.

* * *

…поставлю засов на сосновую дверь,

чтоб ни тролль не вошел, ни девица, ни зверь.

Я дорогу запру колдунам и чертям,

чтоб они не стучали в окно по ночам.

Все ревут, о дверной барабанят косяк:

«Мы, как мысли твои, от тебя ни на шаг.

Мы приходим в твой дом, мы в кровать

заползаем к тебе,

мы как пепел, как жаркая тяга в трубе;

мы сломаем затвор, словно снежную горку

ручьи —

мы не духи — мы грешные мысли твои!»

* * *

…Да, схожи мы. Особенно тогда,

когда у нас нечисто на уме.

Но ты под небом солнечным рожден,

воспитывал тебя иной закон.

«Пребудь собой» — такой людей пароль,

«Пребудь собой — и все», — поправит тролль.

Старший придворный тролль

Вот глубина!

Пер Гюнт (почесывая за ухом)

Я не пойму, в чем суть.

Собой. А кем еще? Слегка туманно.

Доврский дед

А в то же время более гуманно:

Собой пребудь — и все. Других — забудь.

* * *

В чем состоит искусство риска,

искусство подвига? А вот:

ломать барьеры — и вперед;

дышать легко, держаться вольно,

но и не рваться наугад —

суметь уйти тропой окольной,

где нужно, отступить назад…

* * *

Только душа моя — это не грош!

Пусть меня сводят хоть с Богом,

хоть с чертом,

но не считай меня грошиком стертым!

Пусть по суду я на длительный срок

в ад попаду — так ведь это урок.

Если в грязи перепачканы руки,

я соглашусь на душевные муки.

То преходящее было… Пройдет…

Всех нас в грядущем возмездие ждет.

Через сотню лет распространением философии фрилуфтслив занялись норвежские путешественники и исследователи. На встрече с норвежской туристической ассоциацией в 1921 году полярный исследователь, доктор зоологии, основатель новой науки — физической океанографии, лауреат Нобелевской премии мира Фритьоф Нансен (1861–1930) говорил о фрилуфтсливе именно как о философии. Призывал молодежь познавать природу, но не ограничиваясь поверхностным традиционным туризмом. Он подразумевал более глубокий опыт изучения окружающей среды, который вел бы к синергии с природными силами и получению удовольствия от пребывания на природе.

Нобелевский лауреат утверждал, что природа — это наш настоящий дом, а фрилуфтслив — возвращение домой. Таким образом, Нансен стал тем человеком, кто закрепил это мировоззрение в сознании норвежского народа. Его образ жизни стал примером и поведенческой моделью для потомков. А свои идеи он изложил в своей «Frilufts-liv».

В ней Нансен писал о том, что в течение миллионов лет люди жили под открытым небом, охотились и рыбачили. Но цивилизация и культура, которые мы создаем на протяжении последних тысячелетий, заставляют нас прятаться в бетонных и стеклянных коробках, называемых домами, треть жизни проводить под землей в метро, бегать по городским джунглям.

Профессор Брёггер так вспоминал об ученом: «Для большинства толпившихся на пристани людей Нансен был викингом, связывающим саги отдаленного прошлого с сагой сегодняшнего дня, с сагой о лыжнике, скатывающемся с головокружительной высоты… Нансен являлся для них олицетворением национального типа».

И, тем не менее, как убеждают специалисты, в современном образе жизни все еще идет борьба за то, чтобы установить равновесие между человеком и природой. Что с успехом и происходит в Норвегии, где люди всегда стремились к простой жизни — подальше от цивилизации.

Вот несколько высказываний Нансена, которые вошли в историю:

«Все мы ищем в жизни «иных берегов», чего еще мы можем требовать? Наше дело найти к ним дорогу. Дорогу долгую, трудную, быть может, но она зовет нас, и мы не можем не идти. Глубоко в нашей природе, в каждом из нас коренится дух дерзания. Зов пустынь трепещет во всех наших поступках и возвышает, облагораживает нашу жизнь».

«В жизни человека необходима романтика. Именно она придает человеку божественные силы для путешествия по ту сторону обыденности. Это могучая пружина в человеческой душе, толкающая его на великие свершения».

«Отца… мучили гамлетовские противоречия, — вспоминал ученый о своем родителе. — Он был реалистом и практиком, прост и ясен как день, как настоящий ученый он отлично разбирался в фактах; и однако же не в меньшей степени ему были свойственны самоуглубленность, вечные искания, лиризм и причудливая изменчивость настроений; это был человек свободнейший и в то же время глубоко связанный, уверенный в себе и смиренный, юморист и меланхолик — все вместе, одним словом, характер самый что ни на есть шекспировский. Верный и горячий в дружбе, он почти всегда был одинок. Человек деятельный и в то же время мечтатель; человек, разносторонний по своим способностям и интересам, и в то же время простой и обыкновенный. В нем была огромная жажда жизни, но еще сильнее было его стремление к духовной гармонии и целостности. Дитя, все время мечтавшее о тепле и нежности, но сумевшее без них прожить. Он всегда предпочитал думать о людях только хорошее, но полагался лишь на себя самого. В любой вопрос он вникал так, чтобы уж исчерпать его до дна, а себя самого так и не познал до конца».

«Не отягчайте свой полет мелочами, которые принято называть жизненными потребностями. Помните: утяжелив тело, мы укорачиваем крылья».

Не просто пикник на обочине

Конечно, фрилуфтслив не устанавливает каких-то строгих требований — чем надо заниматься. Нет списка того, что надо делать, чтобы практиковать эту философию. Это концепция, а не четко прописанная методика.

Но, как я уже говорила выше, фрилуфтслив — не просто пикник на обочине. И это не прогулка по улице. Для того чтобы четко понимать суть понятия, разложим все по полочкам: разберемся, кто и зачем выбирается в естественную среду обитания?

«Любители природы»

Для них природная среда — предмет изучения. Они хотят разобраться, как работает мироздание, и понять, что собой представляют его явления. Естествоиспытатели заряжены любознательностью. В общем-то, ничего плохого. Пытливый ум только приветствуется.

Сторонники фрилуфтслива

Считают такое отношение к окружающей среде очень практичным и даже циничным любопытством. Ведь, к примеру, коллекционирование насекомых, редких минералов, ракушек, сбор гербариев можно рассматривать так, будто натуралисты забирают себе «кусочки природы».

«Любители природы»

Туристы в лес, на озеро, речку берут с собой слишком много цивилизации: от новомодных электрических гаджетов до кучи посуды, от моющих средств до складных столов и стульев. Они не могут выйти из «зоны комфорта» даже на сутки. Более того, часто жалуются на плохую погоду, на «не очень ровный берег», холодную воду, острые камни под ногами и пр.

Сторонники фрилуфтслива

Они полностью погружаются в естественные условия. Для них главное — стать частью макрокосмоса. Поэтому берут с собой только самое необходимое.

«Любители природы»

Они «используют» красоту пейзажа. Обожают делать селфи на фоне гор и фьордов. Просто любуются необыкновенными пейзажами. Фотографы и живописцы запечатлевают свои эстетические радости от красивых видов.

Сторонники фрилуфтслива

В первую очередь они интересуются историей или экологией местности — для них скорее важна ее самобытная ценность.

«Любители природы»

Вспоминают о Природе-матушке, когда «прихватило». И чтобы вернуть здоровье, бегут на лесные полянки, в парки, на пляжи, в горы, чтобы помедитировать, позаниматься йогой, восстановить свою энергию. В общем, снова «используют» природу, только на этот раз в качестве терапии и убежища от городской жизни.

Сторонники фрилуфтслива

Для них природа — сакральное место для размышлений, своего рода храм, в тишине которого люди сливаются с мирозданием. Ощущают себя детьми Вселенной.

«Любители природы»

Вдали от города, на свежем воздухе спортсмены-любители ищут площадки для занятий физкультурой. Природа для них — всего лишь фон для занятий спортом, проведения соревнований с собой или другими. А экстремалы так вообще улетают из своих мегаполисов, чтобы разъезжать на квадрациклах, моторных лодках, снегоходах. А еще запускают дроны, чтобы зафиксировать свои победы и выложить их в Сети.

Сторонники фрилуфтслива

Они вырабатывают в себе такие навыки, которые могли бы пригодиться в дальних путешествиях и выживании в суровых и опасных условиях.

В общем, не все то, что относится к жизни и работе в поле или в лесу, — это фрилуфтслив. К примеру, лесорубы или охотники постоянно проводят время на свежем воздухе, но если они используют это для получения дохода, в качестве ремесла, то это не фрилуфтслив. Фрилуфтслив — это познание природы, наблюдение за ней и восстановление отношений с окружающим миром.

Итого: нет плана — плывем по течению и по настроению.

Ревностные последователи фрилуфтслива не завоевывают природу и не борются с ней. Не являются ни зрителями, ни потребителями. Эта философия в первую очередь предполагает получение нового опыта, глубоких, ярких ощущений от взаимодействия с природой, а также восстановление природных ритмов организма. Если вам когда-нибудь доводилось взбираться если не на гору, а хотя бы на крутой холм, то признайтесь: в этот момент вам казалось, что у вас под ногами лежит весь мир! И дух захватывает от красоты и величественности момента. Это сильное чувство глубокого единения с природой и есть одно из проявлений фрилуфтслива.

Какие еще есть грани у этого удивительного термина?

• Вы уходите в лес или к реке, один или в компании,

• избегаете типичных городских развлечений,

• остаетесь один на один с природой,

• прогуливаетесь по лесу,

• совершаете пеший поход по заранее подготовленному маршруту,

• отправляетесь в поход с палатками,

• сплавляетесь на байдарках,

• становитесь на лыжи,

• занимаетесь сноубордом.

А еще — не надо строить планов! Даже отправляясь в поход. Важно — добраться до начала пути, а дальше действовать, исходя из собственных желаний и ощущений. И подчиняться интуиции. Фрилуфтслив подразумевает свободу действий и решений. Сторонники этой философии призывают оставить все ненужное и отвлекающее дома — и пуститься в неизвестные приключения или просто отправиться как можно дальше от городского шума. И вам не надо искать какой-то тихий удаленный уголок, никто не обязует вас подбирать места по конкретным параметрам.

Если во время своего «побега» вы максимально окунулись в превосходство естественной жизни, прочувствовав все запахи леса, травы и цветов, насладились шумом ветра, шуршанием листьев, пением птиц, то вы точно стали апологетом фрилуфтслива.

Причем норвежская концепция счастья необязательно занятие одиночное. Хорошая компания близких людей может послужить улучшению отношений не только с природой, но и между собой, или просто укреплению связей.

В общем, покидайте город или просто выходите из «зоны комфорта», оставляйте за спиной свою рутину, проблемы и заботы, и отдыхайте душой, а не только телом. На сегодняшний день, если вы спросите норвежцев о фрилуфтсливе, то девять из десяти ответят, что они большие приверженцы этого стиля и очень любят отдыхать на природе. Сегодня это определение используется не только норвежцами, но и шведами и датчанами, причем применимо практически ко всем вариациям активного отдыха на природе, начиная с обеденных перерывов в лесу и поездок на велосипеде.

А сейчас разберемся, что же такого удивительного находят норвежцы и туристы в природе этой страны? Ведь нет там ни теплых морей, ни горячего песка, ни жаркого солнца. А ведь каждый год туда приезжают несколько сот тысяч людей со всего мира. Как приворожили!

Так как же сливаться с природой по-норвежски? Поучимся?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Счастье по-норвежски. Флируфтслив – искусство жить и не париться предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я