Запускаем речь у неговорящих детей. Диагностика и коррекция: от безречия до фразы

Нина Кулькова, 2021

Практическое пособие, созданное в первую очередь для родителей неговорящих или плохо говорящих детей, содержит подробные инструкции по диагностике и коррекции речевых нарушений. Коррекционные игры, приведенные в сборнике, не требуют специального дополнительного оборудования, а предполагают использование бытовых предметов, имеющихся в арсенале большинства родителей. Доступность материалов способствует максимальному интегрированию занятий в повседневную жизнь семьи, экономии на покупке дорогостоящих пособий и сохранению игровой деятельности в условиях коррекции. На базе приведенных в книге заданий читатели смогут придумать еще не один десяток полезных игр. Фантазия, эмоции и любовь родителей, дополненные простыми и понятными методиками, превратят любые занятия в игры, преследующие четко обозначенные цели, что поможет не просто играть с малышом, а решать коррекционные задачи и отслеживать динамику развития. Книга может быть использована как коррекционными педагогами, логопедами, так и теми родителями, которые по каким-либо причинам остались без квалифицированной помощи и вынуждены самостоятельно двигаться в намеченном направлении.

Оглавление

Из серии: Развитие речи (Феникс)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Запускаем речь у неговорящих детей. Диагностика и коррекция: от безречия до фразы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Кулькова Н., 2021

© Оформление: ООО «Феникс», 2023

Введение

Задача этого практического руководства — освоить приемы для работы с неговорящими детьми, находящимися на этапе от безречия до фразы.

Важно понимать, что я не призываю родителей таких детей отказаться от помощи специалистов и полностью взять на себя обязательство по формированию речевой функции. Скорее наоборот! Мне бы хотелось, чтобы родители стали надежными соратниками в борьбе за первые слова своего особенного ребенка, но при этом оставались в первую очередь мамами и папами! Это значит, что занятия в классическом их понимании должны уйти из жизни особенной семьи, покинуть пространство дома и поселиться исключительно в кабинете специалиста.

В чем же заключается роль соратника? Задача мамы — превратить занятие в игру, наполнить скучные упражнения эмоциями, объединяющими всех членов семьи. Это, конечно, непросто, но вполне осуществимо.

Цель данной книги — дать маме основу для правильных и полезных игр, ведь именно мама рядом с малышом 24/7. Почему бы не направить совместную деятельность в нужное русло, не научить играть?! Нет! Книга не способна этого сделать! Такой навык развивается исключительно на практике, при непосредственном взаимодействии взрослого и ребенка. Для этой цели я создала большой практический курс для родителей «Анатомия речи», где мама учится не просто понимать своего ребенка, а продуктивно играть с ним, стимулируя и развивая необходимые для речи функции. (Для лучшего результата я настоятельно рекомендую прочитать мою первую книгу «Анатомия речи. Как отстроить речь у детей с особенностями развития. Уникальный путеводитель», в которой рассматриваются механизмы и физиологические основы психических функций, так или иначе участвующих в формировании речи.)

Данный же сборник — это инструкция по диагностике и коррекции, которая, тем не менее, станет для мамы своеобразным путеводителем в мир полезных и продуктивных заданий. Фантазия, эмоции и любовь родителей, дополненные простыми и понятными методиками, превратят любые занятия в игры, преследующие четко обозначенные цели, что, в свою очередь, поможет не просто играть с малышом, а решать коррекционные задачи и отслеживать динамику развития.

Безусловно, книга будет полезна читателю вне зависимости от степени его погруженности в тему особенного детства. Издание может быть использовано и коррекционными педагогами, и теми мамами, которые по каким-либо причинам остались без квалифицированной помощи и вынуждены самостоятельно двигаться в намеченном направлении. Однако без знания основ, без понимания того, какие игры, когда и для чего использовать, без определения целей и задач не получится по-настоящему качественно выстроить коррекционный процесс.

Помимо прочего, стоит уточнить и тот момент, что диагностические протоколы, представленные в данной книге, не предназначены для установления родителем речевого диагноза. Они направлены на детализацию структуры нарушения. Такой подход позволит маме составить максимально продуктивный план занятий и получить первые результаты уже спустя 2–4 недели.

К сожалению, данное издание не может вместить всего разнообразия игр, доступных для плодотворных занятий с ребенком, однако способно научить самостоятельно продуцировать идеи таких игр. Поэтому при выборе коррекционных игр я постаралась сделать акцент на тех заданиях, которые не требуют дополнительного оборудования, а предполагают использование бытовых предметов, имеющихся в арсенале большинства родителей. Доступность материалов способствует максимальному интегрированию занятий в повседневную жизнь семьи, экономии на покупке дорогостоящих пособий и сохранению игровой деятельности в условиях коррекции.

Кроме того, на базе приведенных в книге заданий мама сможет придумать еще не один десяток полезных игр. Ведь в вашем арсенале есть миллионы разных предметов — все, что вас окружает ежедневно, все, что и без того является частью вашей жизни. Прочтите книгу! Убедитесь в этом! Попробуйте придумать игру из любых подручных средств, поймите, какую задачу она решает, и четко отслеживайте полученные результаты.

Оглавление

Из серии: Развитие речи (Феникс)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Запускаем речь у неговорящих детей. Диагностика и коррекция: от безречия до фразы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я