Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии

Нина Джексон, 2015

Нина Джексон не просто известный в Великобритании педагог и международный консультант по образованию. Она из тех людей, которые умеют увлечь и детей, и взрослых; не только научить, но и вдохновить. В своей новой книге Джексон собрала советы и материалы по самым важным проблемам, с которыми каждый день сталкиваются учителя: ученики не хотят учиться, коллеги-консерваторы восстают против новых методов обучения, родители ни во что не ставят учителя. За всем, что пишет автор, стоят огромный опыт и глубокая теоретическая основа. Книга поможет разобраться в сложной ситуации с учеником или родителем; научит работать с детьми с особенностями развития, вообще с самыми разными детьми; подскажет, как сделать ваши уроки незабываемыми.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Задумывались ли вы о том, как видят вас окружающие? О том, что их оценка отличается от вашей? Случалось ли вам услышать мнение о себе со стороны? Вот я, допустим, считала, что я, Нина, — Ниндзя, учитель и ученик, бредущий загадочной тропой, — но, узнав, как видят меня другие, обомлела. Не то чтобы пришла в ужас, но подумала: «Неужели я и правда произвожу такое впечатление?» Ого!

Я просто хотела помогать людям по мере сил и возможностей. Я была Ниндзя, но Ниндзя заботливой, с горящим взором и пылающим сердцем, Ниндзя, хотевшей придать всему образованию тот драйв, который ощущала у себя на уроках. А мне вдруг говорят, что я «спаситель», напоминают, сколько педагогов обращаются ко мне как очно, так и через Интернет за помощью, добрым словом, идеями, поддержкой в ситуациях, которые с коллегами не обсудить. И в результате вместо книжки, где на обложке — я, вся в черном и обтягивающем, появилась вот эта — про лимонные карамельки. Лимонные карамельки? Хотите знать, при чем тут они?

Честно говоря, я всегда была неравнодушна к лимонным карамелькам. Не только потому, что, твердые снаружи, они похожи на лимончики, но и потому, что внутри у них особая шипучая начинка. Если в школе выдавался по-настоящему скучный урок, я доставала из портфеля карамельку, купленную в буфете. Владея искусством незаметно есть в классе, я украдкой использовала энергию «шипучки», чтобы не засыпать даже на самых тягомотных уроках.

Конечно, чтобы добраться до шипучей начинки, нужно приложить усилие. Мягкая серединка так просто не дается! Но в этом, по-моему, вся суть образования, школ, преподавания и учебы. Чтобы был толк, необходима твердая скорлупка — системы, правила, структура, строгость. Без них все превратится в кашу, а это ведь не дело. Чем крепче оболочка, чем больше нужно продираться, тем вкуснее сердцевина. Но именно в ней — в ядре преподавания и учебы — творится все самое волшебное и сказочное. Именно благодаря сердцевине все обретает смысл: здесь происходит химическая реакция, в результате которой преподавание и учеба становятся незабываемыми, новаторскими, увлекательными для всех учеников, а не для избранных. Учить и учиться с ощущением «шипучки» чертовски здорово! Ты просыпаешься, тебе все интересно, жизнь прекрасна.

Но в каждой банке лимонных карамелек бывает та, что больше не щекочет нёбо — у нее только твердый внешний слой, а в середине пусто. И это вовсе не лимонная карамелька с шипучей начинкой, а просто глупая сосулька, которую засовывают в рот, чтобы скоротать занудную поездку. Я посвящаю эту книгу тем учителям, которым кажется, что они выдохлись, потухли, потеряли интерес. Тем, кто хочет все улучшить, кто искренне неравнодушен к своей работе и стремится не просто оставаться твердой оболочкой, но снова загореться. Учителям, которым хочется вернуть шипучую начинку в свои лимонные карамельки.

Итак, перед вами сборник проверенных советов, который поможет всем учителям найти или вернуть в преподавание «шипучку».

Но что дает мне право писать об этом, кроме слабости к лимонным карамелькам? Пожалуй, так: на протяжении всей моей пестрой карьеры педагога, в классах и школах разной направленности по всему миру, ко мне обращались за сочувствием и советом — по личным и профессиональным поводам — учителя, родители учеников, коллеги и друзья. Моя жизнь и сейчас полна чудесных и страшных событий — есть и невероятно чудесные, и очень-очень страшные. Благодаря всем этим событиям и переживаниям я стала вполне, хочется думать, гармоничной личностью, пусть даже временами меня немного «переклинивает». Но, как известно, на чудаках мир держится!

И все-таки у меня нет волшебной палочки, чтобы сделать мир прекраснее, как нет и ответов на все вопросы. В образовании их нет ни у кого, что бы вам ни говорили. Зато у меня есть многолетний опыт, я честна в своих поступках и намерениях и искренне стараюсь помочь всем стать как можно лучше. На меньшее мы не согласны.

Работая над книгой, я много разговаривала с учителями, и оказалось, что им совсем не просто найти кого-то, с кем можно обсудить профессиональные вопросы и проблемы. Мы в этом очень схожи с ребенком, который, сидя на уроке, мечтает задать давно волнующий его вопрос, но так и не задает — боится показаться глупым, хотя, скорее всего, полкласса думает так же.

Нелепо, правда?

Еще нелепее, что из-за нынешних безумных требований к учителям и школам преподаватели нередко боятся задавать коллегам и руководителям вопросы из тех, что освещаются в этой книге: вдруг заподозрят в некомпетентности? И что тогда?

А это уже совсем нелепо.

Теперь попробуем перейти на личности. Допустим, вы задали один из обсуждаемых здесь вопросов директору или завучу вашей школы — как думаете, не заподозрят ли они вас в «профессиональной непригодности»?

Конечно, это чушь, но многих, очень многих педагогов эта чушь пугает. Поэтому и появилась эта книга — как некий беспристрастный, заботливый и опытный советник по вопросам образования, который не связан с вашей школой и будет помогать вам, не оценивая и не осуждая. Советник, который поможет вернуть в лимонные карамельки шипучую, щекочущую нёбо начинку — без обвинений, упреков и подводных камней.

Вопросы, которые я здесь рассматриваю, все настоящие: их задавали настоящие учителя, работающие в таких же школах, как и ваша, по всей стране. Имен, мест работы и жительства я намеренно не называю, но почему-то уверена, что проблемы и ситуации покажутся вам знакомыми.

На каждый вопрос я отвечаю, руководствуясь собственным опытом и общей информацией, которая имеется по этой тематике. В моих ответах вы увидите значки, подсказывающие, что нужно:

— о чем-то ПОДУМАТЬ;

ПОПРОБОВАТЬ методики или практические приемы;

— использовать ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ или сторонние идеи, которые помогут разобраться с тем или иным затруднением.

Надеюсь, книга вам понравится и будет очень познавательной в вопросах, которые, как правило, называют «сложными и деликатными». Только расскажите потом, сработали ли мои советы. Договорились? Ну и, конечно, если у ваших коллег или друзей появятся вопросы — совершенно на любую тему, я серьезно, — направляйте их ко мне. Шипучей начинки у меня полным-полно — достаточно, чтобы заполнить все пустующие сердцевины лимонных карамелек. А если и это не поможет, что ж, надену черный облегающий костюм и снова стану Ниндзя-учеником — или оставлю это для следующей книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я