Затон – поселок речников. История рабочего поселка Затон Краснобаковского района Нижегородской области

Нина Васильевна Кулакова

«Бесценные воспоминания об ушедшей стране и уходящих поколениях. Той страны уже не будет, но, благодаря вот этим крупицам воспоминаний подвижников, останется щемящее чувство о той жизни, как о какой-то нереальной сказке с тяжелым началом, добрым сюжетом и печальным концом. Как будто фильм 1950-60-х годов посмотрел о рабочих, рабочем поселке, деревенской жизни. Спасибо автору!»Даниэль Бузгулов, отзыв3-е издание, исправленное и дополненное

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Затон – поселок речников. История рабочего поселка Затон Краснобаковского района Нижегородской области предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Производственно — технический паспорт предприятия Ветлужские судоремонтные мастерские Волжского бассейного управления пути от 20 декабря 1954 года

Кроме чертежа «Генерального плана с перспективным развитием строительства Ветлужских судоремонтных мастерских», в заветной отцовской папке были и другие исторические документы.

Одним из них, не менее интересным, является «Производственно — технический паспорт предприятия Ветлужских мастерских Волжского бассейного управления пути от 20 декабря 1954 года», за подписью директора Ветлужских СРМ Зубрилова С. В. и главного инженера Мосунова В. Т.

«Паспорт предприятия»

Согласно Положения «Паспорт предприятия» составлялся в 4-х экземплярах, которые предназначены были для Ветлужского СРМ, Волжского бассейнового управлению пути, Главводпути и Министерству речного флота.

Ветлужский ТУП организован в 1939 году, с местом расположения в Красных Баках, задачей которого являлось обеспечение безопасного водного пути на реке Ветлуге для успешной работы транспортного флота по перевозке грузов. Первоначально флот техучастка ремонтировался в Волжских затонах Васильсурском, Разнежье, и затоне им. Михеева, с началом Великой Отечественной войны в 1941 году, производственные возможности этих предприятий снизились и появилась необходимость в собственной судоремонтной базе.

В разделе «Краткая история предприятия» излагается, что начало организации мастерских относится к 1941 году, в виде отстойного пункта с ремонтом несамоходного флота хозяйственным способом Ветлужским техучастком пути, а в 1942 году впервые был поставлен на ремонт самоходный флот — газоходы.

Для расширения производственных возможностей была организована необходимая судоремонтная база в 1943 году на берегу старицы реки Ветлуги, вблизи дома отдыха «Лесной курорт», на месте туристической базы Облсовпрофа, и получила название «Ветлужские судоремонтные мастерские» III разряда (ВСРМ), с подчинением Ветлужскому техучастку пути, а с 1946 года непосредственно подчинялось Волжскому БУП. Место для судоремонтной базы оказалось очень удачным.

В официальных документах местонахождение мастерских так определено: «На реке Ветлуге в 234 км от Устья между пристанью Ветлужская и районным центром Красные Баки на расстоянии 5 км от каждого из этих пунктов».

Левый берег затона, в местах расположения жилых и хозяйственных построек, представляет собой обрывистый яр, поросший смешанным лесом. К выходу из затона оба берега, заросшие кустарником.

Вот такая естественная акватория — затон, старица реки Ветлуги, бывшая излучина реки, спрямлённая новым руслом — прорвой. Это удобное место, предназначенное для зимнего отстоя и ремонта судов, отстаивающиеся суда не повреждаются весенним ледоходом.

В «Паспорте» площадь промышленной территории судоремонтных мастерских составляет 31,66 га. Из этого количества 11,9 га — затопляемой территории, остальная часть — 19,7га — незатопляемая, занята жилыми и производственными зданиями.

«Паспорт» — документ серьёзный. Кроме топографических данных, в нём приводятся сведения по гидрологии, метеорологии, геологии и гидрологии. Перечисляется состав промышленных зданий, технологического оборудования, оборудования цехов, энергетического хозяйства, транспортных средств, состояние водоснабжения, канализации, связи, противопожарной охраны, жилищного фонда и культурно — бытовых зданий.

Отдельным пунктом «Паспорта» говорится о специализации предприятия: ремонт несамоходного флота, самоходного, новое судостроение (несамоходного флота), главным образом брандвахты с максимальными размерами L x B x H = 26 x 7,5 x 1,8. В последующих формах «Паспорта» подводятся итоги работы Ветлужских СРМ за 1946 — 1954 гг. в соответствии с Генеральным планом. (PS: в дальнейшем повествовании эти данные будут использованы).

К «Паспорту предприятия» прилагается «Пояснительная записка к проекту расположения производственно-промышленных зданий Ветлужских мастерских» с данными для корректировки паспорта мастерских на 25.02.56 года №115.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Затон – поселок речников. История рабочего поселка Затон Краснобаковского района Нижегородской области предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я