Рабат-и Малик – степная резиденция Караханидов XI – XII вв. Археологические исследования

Нина Борисовна Немцева

Монография посвящена итогам многолетних археологических исследований (1973—2001 гг.) выдающегося памятника архитектуры Средней Азии XI – XII вв. Рабат-и Малика (перс. «Царская крепость»).В результате археологических исследований Рабат-и Малика удалось реконструировать шедевр Средней Азии тысячелетней давности.Работа будет интересна историкам, археологам, этнологам, искусствоведам и широкому кругу читателей. Материалы исследований Рабат-и Малика могут быть востребованы в международном туризме.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рабат-и Малик – степная резиденция Караханидов XI – XII вв. Археологические исследования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО РАБАТ-и МАЛИКА

Рабат-и Малик («Царская крепость») был задуман и спланирован как загородный дворец тюрков Караханидов в Мавераннахре (ХI-ХII вв.) Возведение загородных дворцовых комплексов с парками, фонтанами, цветниками, банями, бассейнами близ официальной ставки правителя в столицах было традиционным и широко распространено по всей Евразии от Китая на востоке до Испании на западе с глубокой древности.

«Царская крепость» была возведена практически на материке. Но в сырцовых «подушках» под колоннами дворца ХI в. были найдены мелкие фрагменты керамики Х-ХI вв., что позволяет предполагать какое-то небольшое, более раннее строении на месте Рабат-и Малика.

Культурный слой с остатками конструкций в северной половине составлял от 0,20 м до 1 м, где в 50-е годы ХХ в. «поработал» бульдозер, в южной 1—1,5 м и восстанавливать план приходилось местами по следам от кирпичей. И, тем не менее, археологические исследования, проведенные в 1973—2001 гг., позволили получить достаточно полные представления о размерах, плане, строительной периодизации Рабат-и Малика, пересмотреть функцию памятника, который со времен Н. Маева и А. Вамбери (ХIХ в.) вошел в обзорную литературу, как караван-сарай.

Средневековые караван-сараи Средней Азии, Хорасана, Ирана, Турции хорошо изучены и представлены в публикациях. Это сооружения с одним открытым двором или реже с двумя дворами на продольной оси, застроенных худжирами по периметру.

Уже первые вскрытия показали19, что Рабат-и Малик представлял собой крупное сооружение (91 х 91 м снаружи, 86 х 86 м внутри) с шестидворовой планировочной структурой и типологически ничего общего не имеет с хорошо известными караван-сараями Центральной Азии.

Рабат-и Малик в полном соответствии с названием «Царская крепость» был сложным по архитектурному замыслу и роскошным по декору строением дворцового типа со всеми атрибутами комфортабельной загородной резиденции, но отнюдь не караван-сараем.20 Напрашивалась аналогия с загородными арабскими касрами.

Принцип многодворовой планировочной композиции «Царской крепости» в степи Малик напоминает архитектуру степных раннеарабских загородных крепостей Ближнего Востока времен Арабского Халифата, каждая из которых оригинальна (Ухайдыр, Мшатта VIII в.). Особенно близким по общей композиции кажется аббасидский дворец Дар ал-Имара в Куфе (вторая половина VIII в.), где в квадрат внешних стен вписана многодворовая крепость-дворец.21

В то же время в объемно-планировочном решении Рабат-и Малика несомненно имеют место местные, давно сложившиеся в Центральной Азии и ставшие традиционными строительные приемы. В частности, строго симметричная четырех-айванная дворовая композиция в планировке, гофрированный фасад крепости, известный с эпохи бронзы, применение в облицовке тонированного цветом резного и гравированного ганча, который был универсальным облицовочным материалом в Центральной Азии с древности. Отдельные технические приемы и способы разделки ганча (рифленка, окраска) также глубоко традиционны, связаны с общим руслом развития декоративного искусства в Центральной Азии, имеют широкий ареал распространения.

План

В процессе археологических работ на Рабат-и Малике было вскрыто основание квадратной в плане крепости (91 х 91 м снаружи, 86 х 86 м внутри). Огромное сооружение с толстыми (2,35 м) сырцовыми внешними стенами заключало сложную шести-дворовую структуру, разделенную мощной сырцовой стеной (шир. 1,45 м) на две функционально и планировочно разные половины — дворцовую северную и хозяйственную южную. (рис. 14, 16). Северная и южная половины, в свою очередь, заключали по три двора разного назначения.

В северной половине располагалась главная и самая большая по площади часть Рабат-и Малика — «дворцовый комплекс», который был изолирован поперечной стеной от южной хозяйственной половины, имел самостоятельный, независимый от остальной части крепости план.

«Дворцовый комплекс» занимал примерно две трети всей площади Рабат-и Малика. В центре находился квадратный в плане «дворец Султана мира» с царскими покоями и служебными апартаментами (46,5 х 46 м внутри, 50 х 53 м снаружи). Слева к дворцу примыкал большой прямоугольный в плане фруктовый сад (47 х 17 м), справа — обширная дворцовая кухня (47 х 17 м).

Дворец был наиболее виртуозо разработанной в плане частью Рабат-и Малика. На всех этапах был богато облицован резным и гравированным ганчем, тонированным цветом.

Рис. 14. Рабат-и Малик (перс. «Царская крепость»), план 1-го строительного периода, ХI в. с элементами реконструкции (по данным раскопок 1973—2001 гг.)

1-южные хозяйственные дворы с конюшнями по периметру; 2-Проход-аллея к» Дворцу Султана»; 3-Мечеть перед входом во дворец; 4-«Дворец Султана» с открытым двором в центре; 5а-фруктовый сад; 5б-дворцовая кухня.

В «дворцовой кухне» раскопаны тандыры и ташнау (сточные ямы, перекрытые кирпичом с отверстием в центре), отвалы разновременной керамики (в том числе XI — XII, ХIV вв.).

На месте «дворцового сада» никаких следов архитектуры не обнаружено, кроме небольших жилых помещений (по три) в южном и северном торцах для служебного персонала (садовники, уборщики). В южном торце сада две худжры разделял сквозной айван, который вел из сада в юго-западный хозяйственный двор с конюшнями и баней.

Эта генеральная схема плана «дворцового комплекса» Рабат-и Малика оставалась неизменной на всем протяжении существования Царской крепости. Частичная реконструкция центральной части дворца в XII в., ремонты и достройки на протяжении веков не изменили общей планировки памятника.

Первоначально (ХII в.) северный дворец «Царской крепости» имел классическую для Центральной Азии дворово-айванную планировочную композицию. Внутренний открытый двор (22,5 х 22,5 м) по периметру был обведен галереей на цилиндрических колоннах (диам. 1,25 м). За галереей шли жилые помещения (8,35 х 4,5 м) и крупные прямоугольные залы общего назначения (19 х 6,8 м), разделенные по центру открытыми во двор айванами (5,10 х 6,8 м), (рис. 7, 5). Южный айван был сквозным и являлся единственным входом во дворец.

В ХII в. северный дворец Рабат-и Малика был реконструирован. Внутренний открытый двор дворца XI в. был перекрыт куполом в окружении галереи (47,6 х 47,6 м). На месте двора возникла сложная по плану и конструкциям, роскошная по декору восьмигранная ротонда с огромным куполом (диам. 18 м) на двойных парных колоннах (диам. 150 +1,24 м). Ротонду по четырем сторонам бывшего двора XI в. окружала галерея на одиночных колоннах (диам. 1,25 м) и трехчетвертных полуколоннах, пристроенных к антовым стенам внутренних жилых помещений.

Рис. 15. Графическая реконструкция северного перистильного двора. ХI в.

В южной половине Рабат-и Малика вскрыты два больших квадратных в плане хозяйственных двора (37,90 х 32,10 м) по периметру которых шли конюшни для дорогих коней, которые представляли собой узкие, крытые сводом (по А. Леману) стойла (по 2 на каждой стороне двора) с кормушками (яслями) вдоль стены для дорогих коней (рис. 14).

Конюшни (шириной 3 м и длиной 12,5 м) были разделены по центру открытыми во двор квадратными в плане айванами (4 х 4 м), Всего в одной конюшне было 11 ясель, где можно было поставить 11 лошадей. В каждом из двух дворов можно было разместить 88, в двух дворах соответственно — 176 лошадей ханской свиты.

Рис. 16. Рабат-и Малик, план 2-го строительного периода ХII в. с элементами реконструкции (по данным раскопок 1973—2001 гг.)

1а-южный хозяйственный двор с баней; 1б-южный хозяйственный двор с конюшнями; 2-Баня; 3-сквозной проход от входного портала к «Дворцу Султана»; 4-Мечеть; 5-Вход во «Дворец Султана»; 6-«Дворец Султана» с купольной ротондой в центре (на месте открытого двора ХI в.); 7а-Фруктовый сад; 7б-дворцовая кухня; 8-ташнау; 9-печь-тандыр; 10-скопление керамики ХII в.

В центре южной половины Рабат-и Малика, между хозяйственными дворами находился сквозной проход-аллея шириной в 20,2 м, который вел от входного портала к северному дворцу (рис. 14, 16). Этот центральный проход у портала был частично застроен небольшими служебными помещениями (для обслуживающего персонала), вымощен фигурной кладкой из квадратного жженого кирпича на ребро.

Со стороны двора у портала раскопаны большие хумы для воды и тандыры для выпечки хлебных изделий (на позднем этапе существования крепости?).

При реконструкции Рабат-и Малика в ХII в., в юго-западном дворе была выстроена обширная баня с горячими и холодными помещениями, которая функционировала до конца существования «Царской крепости». В юго-восточном дворе, предполагается бассейн (?).

Уникальный, четко продуманный, рациональный план «Царской крепости», выявленный в процессе раскопок мне не известен по другим гражданским или культовым строениям Центральной Азии. Все дворы Рабат-и Малика имели широко распространенную в Центральной Азии четырех-айванную планировочную композицию (рис. 3, 14, 16).

Рабат-и Малик кроме основной реконструкции дворца в ХII в. пережил несколько более мелких переделок, достроек и ремонтов. В ХIV-ХV вв. в северном «дворцовом комплексе» была возведена небольшая (следов архитектуры нет), но роскошная постройка, облицованная цветной майоликой, фрагменты которой были обнаружены В. Ерещенко в начале ХХ в. и при наших исследованиях 1973—2001 гг..

Строительные материалы

Рабат-и Малик был выстроен из смешанного строительного материала — сырцового прямоугольного кирпича (18—20 х 28—30 х 6,5—7 см)22, ленточной пахсы (10 см) и квадратного жженого кирпича (24—25 х 24—25 х 4—5 см).

Из сырцового кирпича в сочетании с ленточной пахсой были выложены основные стены крепости (внешние толщиной 2,35 м, внутренние 1,45 м). Из жженого кирпича был построен портал, облицовка гофрами главного фасада и угловые башни, выстроены несущие конструкции — купола, арки, своды, колонны и полуколонны дворца. Возведение монументальных сооружений из смешанного сырцового и жженого строительного материала (сырцовый кирпич + пахса + жженый квадратный кирпич) было характерно для строительного дела ХI-ХII вв. в Центральной Азии (мечеть Диггарон ХI—XII вв. в бухарской степи, караван-сарай Дая-ханын ХII в. на Аму-Дарье, мавзолей-ханака Ходжа Машад ХII в. на юге Таджикистана, загородный дворец Лашкаргох ХII в. близ Буста на севере Афганистана и др.).

Надо отметить важный инженерный прием, обнаруженный в стенах памятника. Основание внешних сырцовых стен было сложено из жженого квадратного кирпича на 3—11 рядов (в разных местах). Жженый кирпич в основании сырцовых стен, надо полагать, защищал стены крепости от агрессивной солончаковой почвы с высоким стоянием грунтовых вод, характерных для бухарского оазиса. Факт этот также свидетельствует об употреблении в Средней Азии ХI-ХII вв. кирпичей двух разных форматов — прямоугольного сырцового и квадратного жженого в единовременном строении и не является основанием для датировки, как это иногда проскальзывает в литературе.

Архитектурный декор

Археологические исследования, проведенные в Рабат-и Малике, позволили получить большой комплекс различного архитектурно-декоративного материала, который впервые дал представление об отделке интерьеров «Царской крепости».

Стены и колонны, купола и переходные конструкции северного дворца, а также помещения банного комплекса в юго-западном хозяйственном дворе были покрыты резным и гравированным ганчем, тонированным минеральными красителями и росписями по ганчу. Декор дворца был в одном стиле с отделкой входного портала и не уступал ей по великолепию.

Рис. 17. Бордюры портала Рабат-и Малика (резной ганч, терракота, кирпичные изразцы). ХI-ХII вв.

Рис. 18. Декор лицевой стороны пилонов портала (кирпичный орнамент в сочетании с резным ганчем). Прорисовка по снимку 20-х годов ХХ в.

Полы в ротонде дворца были вымощены жженым кирпичом в «елочку». Южные хозяйственные дворы на всех этапах оставались в черновой кладке и не имели вымостки полов.

Рис. 19. Фрагменты архитектурного декора из Рабат-и Малика (резная поливная терракота, резной ганч, полихромная майолика. ХII-ХVI вв.

Рис. 20. Фрагменты архитектурного декора, неполивные изразцы, гравированный ганч. ХI — ХII вв.

Найденные фрагменты декора явились документальном материалом для общего представления о декоративно-художественном облике интерьеров дворца Рабат-и Малика и дали материал для графической реставрации некоторых архитектурный форм и инженерных конструкций.

Декоративная облицовка, как известно, следовала профилю архитектуры и конструкций в монументальных строениях Средней Азии и позволяет относительно безошибочно представить внутренний облик исчезнувших зданий. Большая часть найденного облицовочного материала не вызывает сомнений относительно своего местоположения в интерьерах дворца и позволяет умозрительно воссоздать внутренний облик «Царской крепости».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рабат-и Малик – степная резиденция Караханидов XI – XII вв. Археологические исследования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

19

Немцева Н. Б. Рабат-и Малик (археологические исследования 1973—75, 1977 гг) // Художественная культура Мавераннахра IХ-ХIII вв., Ташкент, 1983, С. 112—142; В данную публикацию введены новые материалы исследований последних лет (1997—2001 гг), в соответствии с чем корректируются и уточняются некоторые представления о памятнике и размеры отдельных его частей.

20

Немцева Н. Б. Новое о бухарском памятнике ХП в. Рабат-и Малике: караван-сарай или резиденция? // Узбекистон тарихи, Ташкент, 2000. 1—2, С. 7—13; Немцева Н. Б. Степная резиденция Караханидов //. Средняя Азия, археология, история, культура. Материалы международной конференции, посвященной 50—летию научной деятельности Г. В. Шишкиной, М., 2000, С. 233—238.

21

Воронина В. Л. Средневековый город арабских стран, М., 1991, С. 51. рис. 4 (2).

22

В ранней публикации Засыпкина Б. Н. (Засыпкин Б. Н. Рабат-и Малик, 1928, С. 12) допущена ошибка в размерах прямоугольного сырцового кирпича (18—20 х 28—30 х 6—7 см), который неверно был назван квадратным 28 х 28 х 7 см. Эта ошибка стала «кочевать» по всем последующим публикациям.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я