1. Феномен Райкина
В наши дни, когда искусство смешить с эстрады снова стало «низким», растеряв лучшее, что в нем было в советские годы, понять причины вселенской популярности Аркадия Исааковича Райкина непросто. Что такого в миниатюрах Райкина? И почему мы говорим о «феномене Райкина»? В чем, собственно, феномен?
Секрет многолетней популярности Райкина и его высочайшего авторитета в области «легкого» жанра (в кавычках, потому что этот жанр, эстрадной миниатюры, ничуть не легче классической драмы, более того, вышибить из зрителя слезу гораздо легче, чем его рассмешить) заключается в том, что Аркадий Исаакович… никогда не занимался искусством «легкого» жанра. Его миниатюры, скетчи, сценки всегда были драматическими постановками без каких бы то ни было скидок на «легкость», юмор или, скажем, пародийность. Это был спектакль, самый настоящий, ничем не отличающийся от спектакля хорошего театра. А если отличия и были, то исключительно в лучшую сторону — каждый спектакль Райкина можно смело назвать шедевром сценического искусства.
Это первое. Второе — Аркадий Исаакович, как никто другой, знал природу юмора и свои спектакли строил по законам драматического искусства. Обладая острейшим чутьем на фальшь, Райкин никогда не «перебарщивал», вовремя останавливался, мастерски расставлял паузы. А юмор — искусство недосказанного.
Феномен Райкина заключается в том, что никто до него и никто после не превращал эстрадную миниатюру в явление высокого искусства. Аркадий Исаакович иначе работать и не умел.