1. Театр Шатле
Билеты на представление 2 июня 1909 в театр Шатле были распроданы ещё в конце мая. Премьера 19 мая прошла при аншлаге. «Павильон Армиды», «Половецкие танцы» и «Пир» — балеты, поставленные Михаилом Фокиным, вызвали всеобщий ажиотаж. Парижская публика с нетерпением ждала следующих премьер — спектаклей «Сильфиды» и «Клеопатра».
Больше всех волновался Фокин. Анна, заметив его нервозность, подошла к Михаилу Михайловичу, взяла его за руку и сказала:
— Успокойтесь, Миша. Всё будет хорошо…
Фокин поднял на неё влажные извиняющиеся глаза. Хотел что-то ответить и… не смог.
Он впервые выступал в Париже не только в качестве танцовщика, но и как постановщик балетных спектаклей — главный и единственный в первых балетном Русском сезоне Сергея Дягилева.
Зал уже был полон и приглушённо шумел — публика рассаживалась по местам. Из оркестровой ямы доносились звуки настраиваемых инструментов. Фокин снова припал к дырочке в занавесе. Его заметно трясло.
— Послушайте, Анна, — произнёс он хриплым голосом, — вы сможете станцевать «Лебедя»? На бис?
— Конечно, — с улыбкой ответила Павлова.
— В ложе сам, — сказал Фокин.
— Кто? — не поняла Павлова.
— Сен-Санс.
Павлова приблизилась к занавесу и заглянула в ту же дырочку, в которую так напряжённо только что всматривался Фокин.
— Слева, — прошептал Михаил Михайлович.
И Павлова увидела старика с лопатообразной седой бородой. Камиль Сен-Санс, композитор, музыка которого стала её, Анны Павловой, судьбой.