Информационная концепция сознания. Книга 2. Развитие

Николай Скурихин

Физический мир Вселенной лишен целесообразности и целеполагания. Это одно из отличий живой материи в мире движущейся материи. Способность к внутреннему развитию каждого живого образования при непосредственном участии внешних условий и факторов физического мира – основное свойство мира живых существ. Понимание, воображение, мышление – качества живого разумного существа, невозможные в неживой природе, появились только в процессе развития живой материи.

Оглавление

21-10-2021 Термодинамика и стрела времени Хокинга

2.1. (Отвлечемся на минуту от сути этой стрелы времени, а примем слова Стивена Хокинга за истину. И о чем она говорит нам? Просто о том, что наша вселенная — замкнутая вселенная. В ней, именно в замкнутой вселенной и действует этот закон термодинамики. И правил исключения этим законом не предусмотрено. И если мы обнаруживаем в некоторой системе, в частности в той, в которой протекает наша жизнь, или даже в той части пространства, в которое жизнь в нашем понимании ее сути оказывается невозможной, например, на космической станции, лишенной всех благ цивилизации или даже небольшой их части — кислорода воздуха для дыхания или простого обычного тепла, то соблюдение этого закона в форме нарастания энтропии, увеличения беспорядка возможно только при условии замкнутости этой части пространства. И ничто не мешает расширить это пространство, раздвинуть его границы в сторону расширения вселенной. И сколько бы мы ни расширяли эту часть пространства вселенной, она постоянно оказывалась бы замкнутой. Отсюда следует, что отсутствие границы вселенной не препятствует нашему заключению о замкнутости этой вселенной).

3. Продолжаем. Утверждение Хокинга, что «Целая чашка на столе — это состояние высокого порядка» — кажется верным. Но отсюда по крайней мере идут два следствия: что означает этот «высокий порядок» и если он есть, то как он появляется? Первое следствие касается многообразия мира, предположения известным происхождение этого многообразия и выявление его сущности. И второе, фактом является то, что этот предмет с высокой упорядоченностью в форме чашки не сам по себе возник в нашей вселенной. Для этого потребовалась целеустремленность некоего живого разумного существа — человека. Наличие цели мыслящего существа и его целеполагания есть основной принцип развития живой материи. Если есть цель, то есть и последовательность действий живого существа в ее достижении. Немыслимое в физическом мире движущейся материи — целесообразность поступков, стала естественным свойством живых органических образований, начиная с первых живых существ, способных чувствовать самое себя, предметы и явления внешнего мира. В дополнение критерия чувствования, как основного признака появления жизни и существования живого образования, наличие цели в существах живой материи является таким же важным свойством и признаком жизни в среде движущейся материи, становящейся частью жизнеобразующегося пространства.

3.1. Реализация цели живым существом предполагает определенную последовательность действий, поступков, то есть мы тем самым сразу оказываемся в мире мыслящих разумных существ, понимающих эту последовательность действий и шагов в достижении поставленной цели. Эта последовательность определяет и обуславливает логику человека в достижении им поставленной цели. Целесообразность действий человека и есть тот порядок, который противостоит неупорядоченности явлений и процессов, присущей миру физического. Этот порядок появился в виду возможности сознания человека его создать. А это есть не что иное, как реализация возможности возникновения в нашей вселенной объектов с уменьшением энтропии. Уменьшение энтропии, беспорядка в небольшой части пространства вселенной оказывается возможным при том условии, что хаос в оставшейся части пространства вселенной возрастет на ту часть уменьшения энтропии, которое произошло в нашей малой части пространства вселенной. И за счет чего произошло такое повышение упорядоченности в ограниченной части пространства космоса? За счет появления в этом ограниченном пространстве того, что производит жизнь. А что производит жизнь в форме живых образований, организмов и существ кроме их самих? Да, именно то, что мы называем знанием, информацией, понятием общего, содержащегося в каждой живой сущности, и то, что возникает в процессе познания — именно общего знания в виде своей конкретности — знания научного. Но, прежде чем мы обратимся к знанию и понятию информации, как феномену мира биологических разумных существ, см. п. 4, завершим обсуждение того порядка, который позволяет создать предмет «высокого порядка» — кофейную чашку.

3.2. В чем состоит суть технологии изготовления чайной чашки? Она простая, использование гончарного круга умельцем дополняется последующими операциями отжига керамики, оформления дизайна, окраски и другие тонкости ремесла и придания чашке вид произведения искусства. И несмотря на всю простоту этого процесса — это продукт разума, интеллекта человека, который помимо знания изготовления такого предмета умеет это сделать и вложить в свое произведение все свое мастерство, умение и знание. Думается, что этот человек, мастер своего дела, обладает способностями мастерства и чувством прекрасного, чтобы суметь придать предмету свойства и форму, вызывающие у человека эстетическое удовлетворение таким изделием. Казалось бы, такому мастеру нет необходимости подчинять свои чувства произволу сознания, и мышление в нем происходит на простейшем, если не сказать, примитивном уровне. Но это впечатление обманчиво и просто неверно. Без зрения мастер не сможет просто увидеть плоды своего труда, без осязания он не сможет выбрать материал для чашки, без ощущения создаваемой им формы чашки, он не может воспользоваться способностями своего тела, чувствами проприорецепции, позволяющими сделать из чашки действительное произведение искусства, или просто придать чашке симметричную форму, или придать ей некоторую асимметрию, украшающую изделие.

3.3. Но все эти, и множество неучтенных операций человек может выполнить при условии возникновения в нем, в его органах чувств и в нейронной среде головного мозга информации о каждом действии и результате по изготовлению чашки. Каждый нейрон-рецептор органов чувств при соприкасании с предметом изготовления порождает один бит кода биологической информации. Это верно, как относительно нейронов-рецепторов осязания, так и бесчисленного количества битов информации, порождаемых фоторецепторами сетчатки глаз человека. Различная скорость восприятия телесного ощущения материала чашки должна согласовываться с зрительным восприятием цвета обрабатываемого материала. И это несмотря на различие чувствительности телесных нейронов кожи, одновременно воспринимающих тактильные, температурные, механические и прочие воздействия обрабатываемого материала на ее чувствительные нервные окончания. И это несмотря на то, что невообразимо огромное количество отражающихся от частиц материала фотонов света (множество триллионов, триллионов и триллионов) каждое мгновение времени создает немыслимо сложным образом в процессе фоторедукции образ поверхности частей чашки в нейронной среде головного мозга мастера, включающий сотни миллионов битов кода биологической информации, которую способен создать и воспринять мозг человека.

3.4. Именно биологическая информация, формируемая в голове мастера и запоминающаяся неизвестно на какое краткое время в нейронной среде мозга, исчисляемая невозможным пока человеческому интеллекту образом подсчитать ее и выразить в битах, и несет в окружающее работающего человека порядок, сокращающий объем энтропии в пространстве, окружающем этого человека. Выделяемая человеком энергия в виде рассеивающегося в окружающем пространстве тепла несомненно увеличивает энтропию этой части космоса. Но возникающая в процессе деятельности разумного существа биологическая информация, создавая упорядоченность в этой части пространства, делает свое дело по уменьшению общего беспорядка в этой части вселенной. Именно информация, возникающая в голове каждого живого разумного существа, или проявляющаяся в осмысленном поведении живых образований, насекомых, существ в виде семейств пчел, муравьев, термитов и бесчисленного количества морских обитателей в форме планктона, медуз и массы других ежечасно рождающихся организмов и существ — противостоит действию второго начала термодинамики.

4. Но не каждое знание ведет к упорядоченности, увеличению порядка, уменьшению неведения и незнания в живой среде с одновременным уменьшением скрытой информации, именуемой физиками энтропией, в этой части пространства. Такой способностью противостоять беспорядку обладает только один вид знания, называемый информацией. Но не той информацией физического мира, которое привносит разум человека науки в наполняющее жизнь физическое пространство путем простого наименования или переименования естественных процессов, совершающихся в нашей части вселенной в ходе научных исследований и экспериментов. А особым видом информации, называемой биологической информацией. И называемой так не по признаку принадлежности знания к таким биологическим объектам исследования, как, например, молекулы ДНК, содержащие в себе, по утверждению ученых-нейробиологов, наследственную информацию, а на самом деле представляющие собой обычные шаблоны части живой органической материи по воспроизведению живой клетки посредством репликации этой молекулы и других органоидов, и компонентов этой клетки при ее делении.

4.1. Не менее важным является обстоятельство, положенное в основу понимания сущности информации через явление случайности и оценки ее посредством методов теории вероятности. Случайность редка в нашей жизни, а в физическом мире реальности ее нет вообще: там действует необходимость и закономерность. И закон достаточного основания это подтверждает: действия не может быть без причины, но любая причина не нечто особое в мире движения, которое первично по своей сущности, значит и по определению. Когда речь идет о причине, то всегда имеется ввиду некое следование. Если этого нет, то такое неведение и есть увеличение беспорядка, возрастание энтропии, отсутствие информации. Получение правильного умозаключения, требующего правильных суждений, то есть логически обоснованных выводов, можно достичь только на основании большего знания об исследуемых явлениях, то есть большей информации в этой области познания.

4.2. Понятие информации проистекает из практических потребностей жизни и связано с ожиданием некоторых событий. Причем удивительным образом эти практические потребности проявились в человеческом обществе с неожиданной стороны: способные к размышлению люди, предаваясь праздности в своем время препровождении, стремились угадать исход игры в рулетку, в карты и в другие подобные, связанные с случайностью, игры. Поскольку страсть играть, не проигрывая, захватывала человека иногда целиком и настолько, что некоторые в случае неудачи, проигрыша сводили счеты с жизнью, это с одной стороны; с другой стороны, выигрыши были, и чем крупнее выигрыш, тем он оказывался более редким — что и подтверждало закономерность, существовавшую в этой области человеческой жизни случайного и трагического, — то все вместе потребовало научного обоснования явлений удачи и проигрыша в этих азартных играх.

4.3. Каждое описание истории развития теории вероятностей начинается с практических примеров таких игр, начиная с бросания монеты и подсчета вероятности отдельного конкретного события: выпадение герба (орла) или решки (решетки). Обращение к опытам с пишущей машинкой интеллектуализировало методы подсчета вероятности появления редких событий, сделало их более доступными для восприятия простого человека, но суть их сводилась к одному: получить осмысленное выражение печатающего текста было тем труднее, чем большее число единичных событий включалось в исследуемый опыт; чем длиннее выражение, текст, тем меньшая вероятность была получить безошибочное выражение. То есть увеличение ошибок не было проявлением неграмотности человека за пишущей машинкой, и не было следствием его усталости — хотя вряд ли проводились подобные опыты на практике (на выносливость машинисток такие соревнования проводились, и должны быть известны чемпионки скоро печатания или скорописи). Невозможность получения осмысленного выражения при бессмысленном нажатии клавиш пишущей машинки, кнопок клавиатуры компьютера возрастала с числом таких нажатий. Чем дольше длилось такое мероприятие, тем менее вероятным оказывался разумным результат печатания — беспорядок возрастал, энтропия увеличивалась. Переход от бессмысленности к осмысленным действиям в части печатания знаков означал получение текстов с большим смыслом, с большим информативным наполнением печатаемого и передающего выражения по линии связи.

4.4. Вот мы и подошли к пониманию сущности информации, передаваемой по техническим каналам связи первыми изобретателями этого слова, применяемого в технических системах. Уменьшить число помех, всегда присутствующих в действиях этих помех на канал связи, и искажающих содержание передаваемого по линии связи содержания сообщения — задача нашего сознания, намерений и действий работников связи, противостоящих нарушению порядка в передаче сообщения, а содержание этого сообщения и есть то, что мы называем информацией. Смысл этой информации ясен для источника этой информации, цель и назначение источника и состоит в ее формировании и передаче по каналу связи приемнику. Он также должен быть понятен приемнику этой информации. В своей совместности действия источник, канал связи и приемник и образуют часть пространства, ту замкнутую по своей организации и своей реализации систему, но разомкнутую по ее связи с окружающим пространством, с внешним миром, которая составляет единство возникающего в нашем мире информационного пространства. И это пространство не возникает случайно, спонтанно, оно не возникает как наше вселенная по неизвестным нам причинам, оно создается человеком, его сознанием в процессе познания осознанно с целью обеспечения наибольшего благополучия всего человеческого сообщества.

4.5. Но описанная информация оказывается ничем не отличимым по своей форме, обладающей содержанием, от любого слова нашего языка общения, наделенного любым смыслом. Более того, каждое слово, как и каждое понятие имеют непосредственное отношение ко всей сфере человеческого общения и наполнены собственным смыслом. Поскольку сегодня слово информация получила невозможно широкое хождение в человеческом обществе, и поскольку толкование этого слова в качестве физического понятия достаточно обосновано именно с точки зрения физического понимание его сути, не вскрывающей, однако, содержательную сторону вопроса появления этого слова в части его онтологического происхождения, то есть того понимания, где зародилось содержание слова информация, незнание чего и не позволяет по настоящему оценить место действия второго закона термодинамики и понимание замкнутости вселенной, нами и рассматривается аспект представления информации с точки зрения ее биологического происхождения.

5. Энтропия чашки равна нулю — так может утверждать другой известнейший физик Леонард Сасскинд. И пусть при создании такой чашки энтропия остальной части вселенной возрастает, что несомненно. Но что нам до этого — мы живем в мире парадоксов, одним больше — одним меньше. В нашей части пространства вселенной, ничем не отгороженной от ее бескрайних границ бесконечно расширяющегося пространства, мы имеем возможность организации нашей жизни так, что энтропия — эта скрытая информация физического мира, будет убывать. И убывать именно за счет возникновения информации, не столько создаваемой человеком при его непосредственном взаимодействии с внешним миром, сколько за счет естественного ее возникновения в нейронной среде головного мозга в ходе взаимодействия с объектами окружающей среды.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я