Информационная концепция сознания. Книга 2. Развитие

Николай Скурихин

Физический мир Вселенной лишен целесообразности и целеполагания. Это одно из отличий живой материи в мире движущейся материи. Способность к внутреннему развитию каждого живого образования при непосредственном участии внешних условий и факторов физического мира – основное свойство мира живых существ. Понимание, воображение, мышление – качества живого разумного существа, невозможные в неживой природе, появились только в процессе развития живой материи.

Оглавление

28.09.2012 О знании и вере

1. Знание — научное представление людей о мире.

Вера — осмысленная убежденность человека в правильности его представления о мире.

Мир — окружение человека и сам человек с его представлениями о нем самом и его окружении.

Человек — мыслящее биологическое и общественное существо человеческой среды, людского сообщества.

Люди — индивиды человеческой среды, разумные существа биологического вида.

Представление человека о мире, представление людей о мире — совокупность воззрений на мир отдельного человека и человеческого сообщества в целом.

Научное представление — представление на основе знаний, полученных и подтвержденных научными методами.

Убежденность человека — представление человека о единственно правильном его мнении относительно чего-либо.

Осмысленная убежденность — убежденность человека, полученная или достигнутая человеком в процессе его размышлений, осознанная правильность.

2. Соотнесение знания и веры. Знание человек приобретает в течение всей своей жизни, начиная с момента рождения. Знание отдельного человека и всего общества постоянно углубляется и расширяется в процессе познания. Познание имеет целью увеличение знания и поиск истины. В процессе познания человек вводит новые понятия знания, находит новые методы исследования, создает новые инструменты и средства познания. Знание диалектично, оно порождает ежечасно противоречия в ходе познания и тут же стремится их преодолеть. Области знания чрезвычайно обширны и всеобъемлющи. Всеохватность знания означает присутствие в нем не только истинных знаний, которыми руководствуется ученый мир и все общество в конкретный период своего существования. Знание включает в себя и весь сонм отживших, устаревших и ложных сведений, которые признавались людьми настоящим знанием и принимались за истину.

3. Получение знания о природе, окружающей человека действительности, о самом человеке, о его умственной деятельности, исследование такого объекта реальности, как мозг человека, его сознания, — осуществлялись и осуществляются усилиями всех поколений людей на протяжении всего исторического пути существования человека. В ходе занятия наукой, в научных исследованиях, в процессе своей профессиональной деятельности человек преодолевает неисчислимое количество заблуждений, как своих собственных, так и существующих в научном мире и во всем обществе. Успешность ученого, инженера, любого другого человека, занятого созидательным трудом, обусловлена настойчивостью самого человека. Здесь появляется место для веры человека в свои силы, в способность его решить возникшую задачу, его вера в достижение намеченной цели. Без веры человека в свои силы при столкновении его с любой мало-мальски сложной проблемой и с самой пустячной трудностью все его старания обречены на неудачу. Слишком велико количество появляющихся препятствий и еще большее число возможных и ложных путей их преодоления, для нахождения истинного пути решения определенной проблемы, чтобы человек смог обойтись без веры. Удача, легкость решения задачи — это некоторое чудо, которое человек получает в придачу как вознаграждение за свои ежедневные усилия и труды на пути достижения истины.

4. Вера, как элемент психического состояния человека, находящегося в процессе познания, формирования знания, выступает здесь в качестве свойства субъекта, человека, необходимого для самого познания. Без веры, как субъективного чувства отдельного человека, не могло бы быть достигнуто ни одного положительного результата научного исследования. Здесь вера рассматривается как некоторое чувство, что не совсем верно. Такое свойство человеческого характера, как решительность, не менее важно для достижения цели исследования. То же самое можно сказать о целеустремленности, настойчивости, упорстве и других аналогичных свойствах, и качествах человека, обусловливающих эффективность научных исследований, инженерных решений, творческих усилий людей в области культуры. Такое понятие веры только косвенным образом затрагивает такое понятие, как совесть человека. Если предположения ученого, исследователя не подтверждаются, то его вера в правильность своих гипотез может быть просто им отвергнута без больших огорчений и личных трагедий, но несомненно, не каждый человек может выдержать такой удар судьбы и спокойно пережить крах своих идей и мечтаний. Особенно в случае опровержения высказанных гипотез другим ученым, или получения иных результатов исследования, так или иначе касающихся области работы заблудшего ученого.

5. Сложный и трудный путь человеческого познания на протяжении веков и веков с момента осознанной деятельности людей по настоящее время характеризовался не только достижениями науки и техники. Век паровых машин, эпоха электричества, эра информационных технологий и компьютеров, — очень малый перечень основных вех прогресса и развития человечества. Невозможно забыть ни поиски алхимиками философского камня в средние века, ни геоцентрическую систему Птолемея, которой руководствовались люди в течение тысячелетий, ни утверждения древних ученых о том, что земля покоится на трех китах, ни множества и множества заблуждений, преодоленных наукой в процессе получения нового и нового знания. А все эти преодоленные заблуждения принимались в свое время за истинное знание, так полагали наиболее сведущие и знающие люди того времени. Они были убеждены в правильности выработанных ими представлениях об окружающем мире. Такая убежденность подкреплялась практическим использованием научных представлений в деятельности людей, предсказании солнечных и лунных затмений, использовании знаний о наводнениях Нила в древнем Египте для земледелия, руководстве при навигации древними мореходами и кормчими. Все это служило достаточным основанием для появления веры людей в силу научного знания. Однако в силу относительности знания вера с углублением познания не просто уступала место новому полученному знанию и не просто исчезала с появлением более истинного знания. Она оставалась существовать в форме суеверий или частичной веры, относящейся к отдельным областям знания.

6. Преодоление заблуждений и отказ от неправильных научных представлений не происходит безболезненно для научного мира и тем более для конкретного человека. Устарелые, отжившие теории отмирают в постоянной борьбе старого с новым. И кратковременность жизни отдельного человека облегчает человечеству переход к новому научному знанию. Новые открытия и изобретения порождают и утверждают веру у новых и новых ученых, убежденных в правоте своих воззрений на мир. Именно появление нового знания заставляет людей и общество отказаться от старого знания, а вместе с тем и от веры в отжившие представления и в прежнее знание. Одна вера, вера отдельных людей, уступает место новой вере в мировоззрении отдельного человека и общества в целом. Одновременно происходит расширение научных представлений среди самых широких кругов людского сообщества, формирование веры у людей в силу и безграничность науки и человеческого познания мира. Именно такое понимание веры следует противопоставить пониманию веры в религиозном смысле.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я