Труды Республиканской научно-практической online-конференции «Образование XXI века: проблемы, тенденции и перспективы»

Николай Сергеевич Лустов

В сборнике представлены статьи Республиканской научно-практической online конференции «Образование XXI века: проблемы, тенденции и перспективы»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Труды Республиканской научно-практической online-конференции «Образование XXI века: проблемы, тенденции и перспективы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Акатова А. А.

Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях

(ГККП «Ясли-сад «Қарлығаш», г. Атбасар)

УДК 373.2

«Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка — пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия.

Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.

Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности.

Ведущая роль в музыкальном воспитании дошкольников принадлежит восприятию музыки. Это сложный эмоционально окрашенный познавательный процесс, включающий восприятие и анализ музыкального произведения. Профессор В. В. Медушинский назвал этот процесс «музыкальным восприятием-мышлением».

Наиболее эффективно музыкальное восприятие-мышление развивается в слушании музыки. Размышления о музыке и посильный анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. На музыкальных занятиях дети сопоставляют произведения, что рождает проблемную познавательно-оценочную ситуацию. Созданию проблемных ситуаций способствуют приемы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Для сопоставления музыкальных произведений, на занятиях мы используем контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковым названием (например, «Шутка» Баха и «Шутка» Моцарта), разные музыкальные произведения в пределах одного настроения (например, «Резвушка» Волкова и «Шалунишка» Бера).

Вопросы детям типа «А как ты думаешь? А как по-твоему? Не кажется ли тебе, что…» воспитывают привычку в детях размышлять, заставляют их искать ответ, а для этого необходимо вслушаться в музыку.

Итоговые занятия по пройденной теме проводятся в самых разнообразных формах (музыкальные КВН, путешествие по городу настроений, и т.д., с использованием викторин, забавных ребусов, игр и игровых упражнений на развитие восприятия, внимания, памяти и творческих способностей), при этом у детей формируется музыкальное мышление, способность к элементарным суждениям и оценкам, развивается творческое воображение, углубляется эмоциональное сопереживание, интерес к музыке.

Формированию музыкального мышления способствуют движения, которые помогают ребенку ощутить характер музыки, смену настроений. Иногда требуется прямой показ способов действия, передача практического опыта, но если показать не один вариант выполнения действия, а два или несколько… В такой проблемной ситуации дети должны выбрать, например, из нескольких движений одно, наиболее соответствующее характеру музыки. Проблемная ситуация может быть усложнена: ребенку самому предлагается найти один или несколько вариантов движений, соответствующих музыке, по-своему использовать знакомые движения и т. д.

Двигательное «экспериментирование» под музыку является универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения детей. Игры «Танцующие звуки», «Поющие руки», «Живая картина» основаны на двигательном и пантомимическом моделировании побуждают детей к осознанию свойств музыкальной речи, к различению выразительных интонаций, пауз, акцентов.

Наряду с восприятием музыки и движением музыкальная деятельность включает в себя пение и игру на музыкальных инструментах, основанных на опыте восприятия. Музыкально-слуховые представления — умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии можно развить именно в этих видах музыкальной деятельности. Развитие музыкально-слуховых представлений предполагает такие умственные операции как сравнение, анализ, сопоставление, запоминание — и влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Очень любят дети упражнения, раскрывающие их творческий потенциал, такие как «Придумай кукольный марш», «Сочини колыбельную капризному мишке», «Придумай мелодию к потешке», «Сочини мелодию булькающей каши», «Сочини песенку остывшей каши», «Как поет не вкусная каша?». У детей развивается воображение, они учатся видеть в предметах разные стороны, строят сказочные образы и направляют свою фантазию на решение разных задач.

В оркестровке музыкального произведения дети старшего дошкольного возраста уже сами могут решить поставленные перед ними поисковые задачи: выбрать инструмент для оркестровки, выбрать один из знакомых им способов звукоизвлечения, поменять инструменты в соответствии с изменением характера музыки.

Развивает инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, способствует развитию интеллектуальной компетенции процесс экспериментирования со звуковым материалом. На занятиях дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений.

Эксперименты проводятся в поисках звуков города, улицы, группы; в поисках ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, хруст снега под ногами — нажатием на мешочек с крахмалом), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок.

Интеллектуально-фантазийные игры по методике Тютюнниковой — это установление в сознании ребенка связи между звучанием и знаком, и появлении самой мысли о том, что всевозможные линии и точки могут обозначать звуки. Эти загадочные графические письма развивают символическое мышление, творческую фантазию и слуховое воображение у детей. Дети с огромным удовольствием путешествуют по разнообразным музыкальным дорожкам, по морям-океанам, сами составляют звуковые партитуры. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Очень любимы детьми музыкальные пальчиковые игры, они развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка.

Учет принципа интеграции различных образовательных областей позволяет нам повысить познавательную и творческую активность наших детей. На дошкольном отделении уже несколько лет существует единое календарно-тематическое планирование, которое позволяет интегрировать содержание дошкольного образования в единых временных рамках, в рамках той или иной смысловой темы и в разных видах непосредственно образовательной деятельности.

Использование в работе проектной технологии создает прекрасные условия для выявления и максимального развития интеллектуальных и творческих способностей воспитанников. В рамках проектов, мы проводим разнообразные музыкальные интегрированные занятия. Дети с огромным удовольствием сочиняют, фантазируют, знакомятся с произведениями поэтов, композиторов, художников по заданной проблеме. Завершающий этап проектной деятельности — яркое, зрелищное познавательное интегрированное развлечение, где дети в нестандартной ситуации учатся защищать проекты и делать свои первые презентации. Цель таких итоговых праздников — познавательное развитие детей, их коммуникативных способностей и реализация потребностей в самовыражении в творческих видах детской деятельности: рисовании, драматизации, игре, речевом и музыкальном творчестве.

Если внимательно посмотреть на многих гениев, сделавших прорыв в науке и в искусстве, то при всем разнообразии судеб, характеров, индивидуальных почерков деятельности можно выделить некоторые общие черты. Это, прежде всего, яркая увлеченность работой, творческий характер деятельности и наличие воображения и фантазии, позволяющих предвидеть, предвосхищать результаты этой деятельности. Над развитием всех перечисленных и многих других качеств личности дошкольников работает весь наш педагогический коллектив.

Список использованных источников:

1. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 2021. — 304 с.

2. Каплунова И. М. Этот удивительный ритм: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. — С-П.: Изд. «Композитор», 2005.

3. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. — М.: просвещение, 2021. — 144 с.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Труды Республиканской научно-практической online-конференции «Образование XXI века: проблемы, тенденции и перспективы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я