Культ личности для отдельного человека – признак безразличия к самому себе, свидетельство его морального поражения, в том числе, в его борьбе за личную свободу.Освобождение от культа личности целой страны – не просто освобождение народа от преклонения перед культом вождя, это осознание народом своей настоящей роли в истории своей родины, истинной ценности для всего человечества.Текст ранее был опубликован в книге «Гидра».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фашистский культ личности и вождизм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Николай Сергеев, 2022
ISBN 978-5-0056-4075-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Фашистский культ личности и вождизм
Сокращенный вариант главы 1.12 «Культ личности и вождизм» из книги Николая Сергеева «Гидра»
Фашизм может прекрасно существовать без харизматичного лидера. Если политическая фашистская организация достаточно популярна, опирается на мощную социальную базу, имеет легко управляемую иерархическую структуру, а первичные органы хорошо организованы, то особой необходимости в лидере может и не возникнуть.
Вождизм хоть и не является обязательным для фашизма явлением, тем не менее очень распространен у многих видов фашизма. Объясняется это просто — эмоционально воздействовать на массы намного проще харизматичному лидеру, чем коллегиальному органу.
Основные свойства любого вида фашизма порождают необходимость в определенных действиях, которые направлены на мобилизацию и консолидацию народных масс и уже самим этим способствуют возникновению культа личности политического лидера и вождизма, органично возникающего из этого культа.
Следует отличать культ личности, как таковой и вождизм, основанный на культе политического лидера.
Культ личности — явление социокультурное и выражается в возвеличивании заслуг, личных качеств, происхождения и иных свойств реального человека.
Вождизм — явление политическое и есть не что иное, как целенаправленная деятельность политической организации или государственная политика, направленная на установлении максимальной власти в организации или в государстве одного человека. Эта деятельность основана на авторитете лидера и направлена на провозглашении этого человека в роли единственного и незаменимого руководителя организации или государственного правителя.
Для вождизма характерна жёсткая централизация власти в организации или государстве, в основе которой личная преданность одному человеку.
Не всякий культ личности имеет своё политическое отражение в виде вождизма и не всякий вождизм основан на культе личности.
Например, культ личности Юрия Алексеевича Гагарина, существовавший в 1960-е годы в СССР, не давал первому космонавту политической власти в советской стране.
Многочисленные молодёжные культы рок-идолов 1970-х и 1980-х также не являлись источниками какой-либо реальной политической власти, даже в обществе их музыкальных фанатов, несмотря на огромный авторитет.
Культ личности Сёко Асахара предоставил этому религиозному лидеру абсолютную власть над членами «Аум Синрикё» (учение истины Вселенной)1, экстремистской тоталитарной буддистской религиозной организации, устроившей два года назад террористическую газовую атаку в токийском метро. Как говорится, почувствуйте разницу.
Личная диктатура проще и эффективнее в управлении иерархической фашистской организацией, чем коллективное руководство. Объединение людей вокруг харизматичного лидера также намного естественней и проще, чем исключительно на основе идеологии.
Фашистский лидер по своей сути является средством персонификации фашизма, воплощением его в одном конкретном обладающим харизмой человеке, что, учитывая особенности психологии, воспринимается людьми намного легче, чем набор неких абстрактных идей.
«Один народ, одно государство, один фюрер» — так в Третьем Рейхе кратко и ёмко была сформулирована идея единоличной авторитарной власти вождя немецкой нации.
В отличии от монархических форм правления или нефашистских диктатур, где единоличная власть монарха или диктатора держалась на военном, полицейском и экономическом принуждении, в фашистских государствах основой личной власти диктатора является вождизм, основанный на другом социальном феномене — культе личности политического лидера.
Темой фашизма, как явления и такого его свойства как вождизм, занимаются, к сожалению, почти одни историки и политологи. Психологические аспекты использования идеологами культа личности в теории и практике фашизма, по моему мнению, особенно недоисследованы.
Имеются единичные ранние базовые работы по психологии масс и её влияния на исторические процессы, но в целом, как эта тематика, так и вопросы возникновения культа личности и вождизма, по моему скромному мнению, в общественных науках практически не разработана.
Очевидно намного более сложная мотивация людей следовать вместе с толпой за вожаком, чем обычный стадный инстинкт и страх, могут послужить предметом для дальнейших научных исследований не только современных историков и политологов, но также психологов и психиатров.
Культ личности — это обожествление конкретного человека, слепая вера в него. Без фанатичного поклонения, культ личности невозможен. Этот культ нельзя создать законом, распоряжением, его нельзя навязать насильственными способами. Формальное проявление народными массами преданности диктатору, политическому или религиозному лидеру не создаёт такой культ, его создает лишь истинное поклонение.
Культ личности основан на фундаментальных свойствах человеческого сознания и имеет вполне объективные причины для его возникновения в любом человеческом сообществе в определённые моменты.
Макс Вебер выделял три вида легитимной власти. Первый вид опирается на авторитет нравов. Этот вид имел место, главным образом, в патриархальном обществе. Второй вид связан с авторитетом определённой личности, обладающей, так называемой харизмой. Третий вид легитимной власти — это подчинение при выполнении установленных правил и норм.
Культ личности, лежащий в основе второго типа легитимной власти, характеризуется личной преданностью членов сообщества своему лидеру, основанной на личном доверии к нему, вызываемым предполагаемым наличием у него каких-либо ценных для этого сообщества качеств. Наличие этих качеств может быть как реальным, так и мнимым. Этими качествами могут быть: религиозное откровение, божественное свойство пророка, устами которого говорит Бог, предсказателя судьбы народа, открытого ему высшими силами, талант военачальника, правителя или судьи, врождённая или приобретённая с годами мудрость, чувство справедливости, личный героизм и прочее.
Согласно Эриху Фромму, человек по своему происхождению стадное животное и следовать за вожаком, держась в стае своих сородичей, является его естественным действием.
Стремление человека к индивидуальности может в определённых условиях привести его к ощущению своей ничтожности и бессилия. Люди подсознательно ищут среди окружающей их толпы выдающихся из общей массы людей, того, в ком они бы увидели своего спасителя, мудрого царя и талантливого полководца, стараются выделить в своём избраннике выдающиеся черты, которых нет у большинства окружающих людей. Это не что иное, как проявление примитивного стадного чувства поиска защиты у сильного, того, к кому они могли бы проявить свою личную преданность в обмен на защиту и решение своих проблем.
Главное отличие от политических лидеров других типов заключается в том, что харизматический лидер считается способным руководить людьми, именно по этой причине последние подчиняются ему не в силу закона или иного правила, а потому что верят в него, в его исключительные качества.
Один из основных законов, по которым существуют высшие животные, лежащий основе зоопсихологии: чем выше интеллект у животного, тем сильнее проявляется индивидуализм, чем он ниже — тем ярче проявляются стадные инстинкты. То же самое правило можно экстраполировать на человека и на человеческое общество в целом — чем выше интеллект у отдельного человека, тем менее он подвержен стадному инстинкту, чем более развито общество, тем меньше риск возникновения в этом обществе культа какой-либо конкретной личности.
В отсталых в социальном отношении обществах, где общественные отношения не получили достаточно широкого развития, где право не приобрело универсального характера, где низок уровень самосознания, отсутствует толерантность и политический плюрализм, в этих странах, рано или поздно, развитие культа личности неизбежно. Культ личности вытекает из внутренней природы такого общества. Люди видят не в правовом государстве, не общественных институтах, а в своих вождях гарантию порядка, равенства и справедливости. Свобода и индивидуализм ценятся в таких обществах гораздо ниже, чем вышеприведённая триада. Они верят своим лидерам, сами наделяют их харизматическими чертами, которые зачастую у этих лидеров отсутствуют.
У тех граждан, у которых имеется ощущение своей персональной ответственности за себя, своих близких, свою страну и свой народ, у кого развито чувство собственного достоинства, нет основы для возникновения культа личности.
Иногда человек чувствуя себя сильным и умным, но нерешительным, благодаря культу вождя, опираясь на него, становится более решительным и смелым, что повышает его в своих глазах и позволяет гордиться собой и своими поступками перед окружающими. Культ личности в этом случае выполняет роль своеобразного психологического костыля, на который опирается сознание неуверенного в себе человека. Если лишить такого человека вождя, то начинается абстинентный синдром, который выражается в лихорадочном поиске нового субъекта для культового поклонения, в поиске, сопровождаемом приступами плохо контролируемой агрессии.
В другом случае, нарочитое почитание достоинств лидера и показное преклонение перед ним могут быть обусловлены желанием сохранить чувство собственного достоинства перед своим окружением.
Человеку может быть банально стыдно за свои поступки, за малодушие и он оправдывается перед окружающими некими собственными политическими убеждениями, своим стремлением подражать конкретной личности, безоговорочно считающейся в его непосредственном окружении авторитетом. Вроде бы как за неблаговидный поступок уже совсем не стыдно, если кто-то «великий и гениальный» сделал, то же самое или публично призывал других это делать, в благих, разумеется, целях, на пользу всему обществу. Тут даже можно выставить любую собственную подлость почти что героизмом, мол, видите на какие моральные жертвы я иду во благо родины, партии и вождя, не брезгуя ничем.
У некоторых индивидуумов культовое сознание возникает на фоне ранее сформированного комплекса неполноценности. Когда человек, не всегда обоснованно, считает себя крайне слабым, не обладающим достаточным для уважения другими людьми интеллектом, уверен в своей неконкурентоспособности в общественной жизни, в труде, в сексуальной жизни, он больше других нуждается в «сильной руке».
Любой, считающий себя трусом, слабаком и неудачником мечтает о том, чтобы его вождь был силен. Чтобы за него этот вождь был сильным, решительным и удачливым, который защитит его и при случае отомстит за него. Нет ничего более приятного для такого человека, как раствориться в агрессивной массе фанатиков и доверить свою судьбу харизматичному вождю.
Культ одной личности в социально неразвитых обществах можно заменить лишь культом другой личности. В этом случае, следуя терминологии психиатрии, происходит вытеснение одной зависимости, другой зависимостью — когда у больного одна филия замещается другой, менее опасной или существующая фобия, во время лечения замещается другой фобией, меньше разрушающей психику пациента. Даже если эта личность, сформированная заново, будет более гуманная и более культурная, чем предыдущая, культ все равно останется культом.
Тысячелетиями главным культом была религия, которая держала людей в рамках моральных ограничений, она устанавливала правила, по которым существовало общество и жил каждый конкретный человек. Постепенно религия перестала играть главную роль, появились иные культы, не религиозные идеологии.
Полностью освободиться от потребности в культе невозможно, без серьезных изменений в массовом сознании, без структурных преобразований в социуме и серьёзной перестройки базовых принципов построения государства.
Развитое демократическое государство требует для своего существования особый тип личности. Для сохранения подлинной демократии необходимо, чтобы человек не уповал на государство в решении своих проблем, а стремился самостоятельно каждый раз приспособиться к новым экономическим условиям, искал возможности выхода из постоянно возникающих сложных жизненных ситуаций, чувствовал персональную ответственность за свои решения. Такая личность никогда не признает моральное, интеллектуальное и культурное превосходство фюрера или пожизненного президента. Для такой личности главным оправданием для политика оставаться у власти — максимальная эффективность управления государством, доказанная реальными делами политического руководителя.
В отличии от мало в чем проявивших себя законных правителей, наследников трона, назначенных выборным органом временных регентов и им подобных руководителей, харизматические лидеры обладают в глазах народа абсолютной мудростью, непогрешимостью, сверхъестественными способностями к предвидению.
Часто бывает так, что признанные членами сообщества лидеры не играют никакой формальной роли в управлении этим сообществом, а управление осуществляется другими лицами, от имени харизматичного предводителя. Это не имеет принципиального значения, по причине того, что культ не зависит от его возможностей в реальной жизни соответствовать харизматичному образу, культ живёт как бы отдельно от личности.
Именно поэтому со смертью лидера, культ часто не исчезает, а наоборот, становится только сильнее. После смерти кумира забываются человеческие свойства его личности, его слабости, недостатки и на первый план выходят его идеальные качества, придуманные адептами культа.
Харизматическими лидерами могут быть любые яркие личности. Это могут быть религиозные деятели, политики, писатели, художники, ученые, актёры, адвокаты, общественные деятели, правозащитники, судьи и прочие.
Культ любой личности социально значим и может приводить к совершенно различным последствиям.
Не имеет большого значения реальные качества и возможности харизматического лидера. Гораздо большее значение имеет популярность и исторический контекст, в котором существует общественное представление об этой личности.
Культ личности гениального русского писателя Льва Толстого, ниспровергателя истин, глашатая новой эры человечества и проповедника новой праведности, не привёл в начале XX века к социальным потрясениям в Российской Империи, а культ личности заурядного партийного функционера Иосифа Джугашвили обошёлся русскому народу в миллионы загубленных жизней.
Когда харизматичным лидером становится действующий политик, то он неизбежно впадает в искушение использовать свою харизматичность в своих целях, если он, разумеется, осознаёт силу воздействия своей личности на народные массы. Такой политик, обязательно использует свою популярность в практических политических целях, пользуясь врождённым конформизмом одной части людей и привычкой к поклонению у другой части. Так возникает вождизм.
Вождизм явление повсеместное и древнее. Сколько времени существует на планете человечество, столько же существует вождизм. Вождизм в фашизме имеет некоторые, достаточно явные, хорошо различимые особенности.
Фашистский вождизм — управление поведением людей, с использованием культа личности лидера фашистской партии или главы государства.
Глава государства может формально не принадлежать к фашистской организации, это может быть, например, монарх, активно поддерживаемый фашистами. Чем ярче сама харизматическая личность, тем более агрессивным и опасным может стать культ этой личности.
«Если не Дуче, то кто?» — так звучал тезис о незаменимости итальянского фашистского вождя, о его исключительности в конкретном историческом контексте.
Главным условием вождизма является отсутствие на политическом поле других, даже не равноценных с вождём по значимости, а вообще любых, в том числе малозначительных политических фигур. Политическое поле полностью очищается фашистами от конкурентов для того, чтобы в массовом сознании не могло родиться никакой альтернативы фашистскому лидеру. Он должен быть единственной политически значимой фигурой.
Политическая оппозиция, существующая в любом демократическом обществе, в фашистском государстве либо выдавливается за его пределы, либо усилиями пропагандистов маргинализуется в глазах обывателя, а иногда просто устраняется (длительным тюремным заключением, убийством и пр.). Как правило, фашисты действуют всеми тремя способами зачистки политического пространства для своего вождя.
Для успешного проведения политики вождизма необходимо объединить в сознании людей все три политических части: фигуру фашистского лидера, фашистскую партию и государство.
«Говорим Германия, подразумеваем Гитлера, говорим Гитлер, подразумеваем Германию. Не будет Гитлера — не будет Германии, не будет Германии — не будет немецкой нации» — пример отождествления нацистского государства, немецкого народа и его фюрера.
Многоминутные овации во время речи вождя перед съездом партии, портреты его в кабинетах чиновников и партийных функционеров, конные, пешие и другие памятники главному фашисту, сотни тысяч бюстов и бюстиков в школах, университетах, воинских казармах и билетных кассах пригородных поездов. Вождь везде пристально смотрит на каждого.
Вождь должен выделяться на любом фоне, он должен растворяться в мыслях и желаниях народа. Пропагандисты стараются сделать влияние образа вождя на общество тотальным, распространить его огромное значение в любых сферах общественной жизни.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фашистский культ личности и вождизм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других