Женщины-«домоправительницы» России от Владимира Ульянова-Ленина до Владимира Владимировича Путина

Николай Семёнов-Мерьский

Увлекательное чтение для женщин и для мужчин также о том, как возникали семьи у первых лиц государства Россия, с 1917 года по настоящее время. Какую роль играла супруга в семье и в государстве.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Женщины-«домоправительницы» России от Владимира Ульянова-Ленина до Владимира Владимировича Путина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Рассказ первый. Н. К. Крупская

Надежда Константиновна Крупская — супруга Владимира Ильича Ульянова-Ленина. Родилась 26 февраля 1869 год, в Санкт-Петербурге, в дворянской семье. Отец, Константин Игнатьевич Крупский, 1838—1883 годы жизни, из семьи небогатого дворянина, проживавшего в Казанской губернии. Обучался в Новгородском кадетском корпусе и в Константиновском военном училище. После окончания Константиновского военного училища был назначен в Смоленский пехотный полк в Царстве Польском.

Мать, Елизавета Васильевна, урождённая Тистрова, в девичестве Фролова,1843—1915 годы жизни. Елизавета с сестрой Ольгой обучались в Павловском институте благородных девиц, в Санкт-Петербурге. Поскольку семья Елизаветы Васильевны обеднела, после окончания института, Елизавета получила место гувернантки в семье помещика в Келецкой губернии, на территории Польши. Здесь она и познакомилась с Константином Крупским, она приняла его предложение, стать его супругой. Константин, как активный участник подавления Польского восстания, по протекции старшего брата Александра, получил разрешение на поступление в Военно-юридическую академию в Санкт-Петербурге, куда семья и переехала. Здесь и родилась их единственная дочь Надежда. Отец Надежды умер рано, в 45 лет, оставив семье небольшой капитал в банке, на проценты с которого и жила семья. Кроме того, до ссылки Надежды в Уфу, Елизавета Васильевна подрабатывала гувернанткой в богатых семьях, получала пенсию на мужа и так же оказывали помощь семье многочисленные родственники со стороны отца и Елизаветы Васильевны, семья не бедствовала.

В 1887 году, Надежда, окончила с золотой медалью частную женскую гимназию княгини Оболенской в Санкт-Петербурге. В 1889 году, Крупская поступила на Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге, но училась там лишь год, в 1890 году, вступила в студенческий марксистский кружок.

С 1891 по 1896 годы преподавала в Санкт-Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых, за Невской заставой, на Шлиссельбургском тракте, занимаясь одновременно пропагандистской марксистской работой.

В 1894 году познакомилась с молодым марксистом Владимиром Ульяновым, который ещё не был Лениным. Совместно с ним участвовала в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Когда Владимир Ульянов первый раз был задержан на время следствия, за противоправительственную деятельность и находился в тюремной камере, она приходила к нему с посещениями, кормила его мамиными пирожками и исполняла его поручения.

В 1896 году была арестована и сама, семь месяцев находилась в заключении, пока шло следствие по делу, затем была сослана в Уфимскую губернию. По просьбе Владимира Ульянова, когда тот находился в ссылке, приехала к нему туда с мамой, для вступления в брак с ним, по полученному разрешению от «начальства». Свадьба состоялась 22 июля 1898 года, в селе Шушенском, Минусинского уезда, Красноярской губернии, где Владимир Ульянов отбывал ссылку. Приехала Надежда в Шушенское, вместе с мамой, Елизаветой Васильевной, 7 мая. «Эк, вас разнесло-то, батенька», сообщила Владимиру, его будущая тёща, при первой их встрече. Поскольку Владимир Ульянов был невысоким и довольно щуплым, на хороших «кормах» в Шушенском, несмотря на активные занятия охотой, его «развезло» и полнота, при его невысоком росте, 162 см, особенно бросалась в глаза. Тёща была единственным человеком в его жизни, которая свободно и регулярно его критиковала и ругала, что Владимир Ульянов с покорностью всегда сносил, тёща жила у него, всю свою жизнь, до 1915 года, была кухаркой-кормилицей, устроительницей их семейного быта, которая также и обеспечивала их семейный бюджет и, своими накоплениями, и доходами.

По действовавшему тогда закону, брак мог быть только церковный, с соблюдением всех многочисленных подготовительных процедур, как-то, причащение, исповедь и прочих. До процедуры венчания, жениху и невесте, надо было пройти исповедь и получить исповедальное свидетельство. Кроме того, брачующиеся, должны были представить своих родителей, если их не было, брали «посажённых родителей» на время венчания. Себе в «посаженного отца», Владимир Ульянов взял местного крестьянина, с которым он ходил на охоту. А процедура венчания многочасовая, с церковным облачением супруга и супруги, произнесением супружеской клятвы и многочисленными прославлениями Господа Бога. После вступления в брак, супруга обязана была остаться в ссылке с супругом. Владимир Ульянов, хоть и крещённый при рождении, ярый атеист с молодости, не носивший нательного креста, был вынужден согласиться на венчание. Владимир Ульянов и Надежда Крупская венчались в Петропавловском храме Минусинского уезда, село Шушенское, о чём была сделана соответствующую запись в церковной метрической книге.

Кольца им сделал из медных пятаков местный кузнец. Владимир Ульянов все эти условия для вступления в брак выполнил, своё «безбожие» преодолел, любовь великая сила и ему было очень надо. В избе, где жил Ленин, во время свадьбы, собрались товарищи по ссылке, местные крестьяне. Все хотели увидеть новобрачных и отметить бракосочетание, выпить за благополучие молодой пары. Сельские девушки восхищались красотой и роскошной длинной косой Надежды, которую по старинному русскому обряду, в день замужества, полагалось расплести и больше не заплетать, удивлялись ее тоненькой хрупкой фигурке.

После венчания молодые поселились в доме крестьянки, вдовы Петровой. Появилось свое небольшое хозяйство, огородик во дворе, около дома посадили цветы, хмель.

Перед приездом в Шушенское, в 1898 году, Надежда вступила во вновь образованную Российскую Социал-Демократическую Рабочую Партию, РСДРП, в которой рабочих ещё не было, и в неё ещё не был принят Владимир Ульянов. В партии она работала под разными партийными кличками, Саблина, Ленина, Н. К., Артамонова, Онегина, Рыба, Минога, Рыбкина, Шарко, Катя, Фрей, Галилей.

Ссылка в Шушенское, для Владимира Ульянова стала, после прибытия Надежды и её мамы, настоящим гастрономическим раем. Жил он на полном пансионе, который включал в себя настоящее сибирское пятиразовое питание. В рацион входили щи, грибной суп, отварная рыба, телятина, пироги, пельмени, шаньги. Его обязанностью было только, сесть за стол, и всё это поглощать.

На столе у Владимира и прибывших, его жены и тёщи, не переводились свежая рыба, лучших лососевых сортов, молодое мясо, лесная дичь, ягоды, грибы, мед, домашние соленья, овощи, свежевыпеченный хлеб и конечно, любимые им куриные яйца. Как показало дальнейшее, яйца и всё, что содержало холестерин, пора было бы ограничить в рационе, но привычки питания, заложенная с детства, в семье Ульяновых, требовала удовлетворения. Проживание в ссылке оплачивалось царским правительством, в размере 9 рублей в месяц, что было вполне достаточно, с учётом дешевизны продуктов питания и оплаты проживания в сельской местности. Но денег семье постоянно не хватало. Владимир Ульянов постоянно выписывал в Шушенское книги, журналы, газеты как российские, так и иностранные. Всё это доставлялось из Санкт-Петербурга и Москвы в Шушенское, в течении 11 суток, так что он был «в курсе» текущих политических событий как в России, так и за рубежом.

Владимиру Ульянову, в Шушенское приходили и продуктовые посылки от мамы Марии Александровны. Мать присылала ему в ссылку пряники, халву, варенье, мармелад, урюк, а также деньги. В прочем и Елизавета Васильевна все свои собственные доходы тратила на жизнь семейства в Шушенском. Прислуживала семье революционеров, по дому в три комнаты, и 13-летняя местная селянка. Ульяновы всегда имели чистоту комнат, вкусную и свежую пищу, стирку и починку белья.

У Надежды, в Шушенском, основная работа заключалась в переводе иностранных статей из приходивших в Шушенское журналов, переписывании статей и рукописей Владимира Ульянова, перед отправкой их в Россию в редакции газет, журналов и другим партийным корреспондентам, так как подчерк, которым писал Владимир Ульянов, понимала только она.

Утром, 29 января 1900 года, Владимир Ульянов с женой и тёщей оставили село Шушенское, что на реке Шуше, при впадении её в Енисей. За полтора года семейной жизни в ссылке в Шушенском, накопилось очень много книг и журналов, увозили 15 пудов только литературы. Ружья, обмундирование, мебель и прочие предметы домашнего уюта, что смогли распродали селянам. Не появилось в семье только ребёночка, о котором супруги мечтали. Пришлось уезжать из Шушенского на четырёх санях, одни сани были загружены только литературой, газетами, журналами, книгами и не проданным имуществом. Стояли сильные сибирские морозы, обоз, сформированный по дороге из саней и с другими освобождёнными из ссылки семьями, двигался из Минусинска по Енисею несколько суток, без остановок до Ачинска. В Ачинске можно было сесть на поезд без оплаты багажа.

Из ссылки, семья вернулась в центральную Россию, в Уфу, где у Надежды продолжился срок её ссылки, мама и имущество остались с ней, а Владимир Ульянов поехал дальше, налегке, в Псков, где решил легально поселиться, чтобы быть ближе к политическому центру Российской империи, к Санкт-Петербургу.

В 1901 году, Надежда Константиновна, после окончания срока ссылки, получила загранпаспорт, вместе с мамой и они уехали в Германию. Там она стала секретарём газеты «Искра». Участвовала в подготовке и проведении съезда РСДРП в Лондоне. В этом же году, за границу выехал за границу и Владимир Ульянов, по подложному загранпаспорту на имя ярославского дворянина Николая Ленина. С этого времени, Владимир Ульянов, стал подписывать свои статьи и работы псевдонимом, «Н. Ленин», что впоследствии стало его постоянным именем.

В 1905 году, вместе с Лениным, на короткий срок, Надежда Константиновна вернулась в Россию, делать революцию, была секретарём ЦК. После разгрома революции 1905 года, пришлось скрываться за границу, семья успела скрыться во вторую эмиграцию. В конце 1908 года, Ленин и Крупская, вместе с Зиновьевым и Каменевым, переезжают в Париж, и поселяются в пригороде Парижа, Лонгжюмо. Здесь они прожили 4 года, до июня 1912 года. Надежда Константиновна работала преподавателем в партийной школе в Лонгжюмо, которая была открыта на деньги партии и в которую приезжали слушатели из России для своей подготовки к революционной работе в России. Оставалась она и секретарём Ленина, Надежда Константиновна помогала налаживать связь с партийными организациями в России, для присылки слушателей, принимала активное участие в работе партийной прессы, высылая туда переписанные работы Ульянова-Ленина, так как подчерк Ленина, понимала только она.

Здесь же произошла первая встреча Ленина с Инессой Арманд, урождённой Элизабет д’Эрбенвилль, которая стала его сожительницей. Инесса стала исполнять функции домоправительницы, переводчицы, секретаря, а Надежда Константиновна преподавала слушателям в партийной школе и продолжала работу переписчицы, жили все дружно, не ругались. Инесса Арманд родила всего 3-х мальчиков и 2-х девочек, последний из 5 детей, родился в 1909 году, во время её пребывания в Париже, мальчик Андрей, который на фотографиях с мамой очень похож на Ильича в детстве. В свидетельстве о рождении сына, Инесса записала имя его отца, Владимира, бывший вторым её мужем, Владимир Арманд, погиб за полтора года до рождения сына. Сын, Андрей Владимирович погиб в 1944 году, на войне, был в воинском звании капитан.

Ленин и Крупская жили в эмиграции всегда в дешёвых, бедных квартирах, с минимумом мебели, потому что по природе своей они оба были очень бережливы, несмотря на то что получали зарплаты от партии, дополнительно зарабатывали переводами и статьями в партийных изданиях, регулярно присылала деньги мать Ленина, а Елизавета Васильевна готовила пищу и обслуживала всё домашнее хозяйство. Кроме того, с 1905 года, Ленин стал членом Международного бюро Социалистического Интернационала, как представитель РСДРП. От бюро он стал получать зарплату и определённые суммы денег для оказания материальной помощи бедствующим членам партии РСДРП в эмиграции. Сумма одноразовой помощи достигала величины, которая помогала прожить семье бедствующего, в течении месяца. Ленин стремился помогать только эмигрантам, в семьях которых имелись малолетние дети.

В апреле 1917 года, Надежда Константиновна вместе с Лениным, в пломбированном вагоне вернулась в Россию, вместе с ними, в этом же вагоне, прибыла и Инесса Арманд.

Надежда Константиновна стала помощницей, работницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьского восстания.

С ноября 1917 года, Надежда Крупская являлась членом управы Выборгского района Петрограда и Государственной комиссии по просвещению. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. Она пропагандировала и внедряла систему дошкольного образования, стали массово создаваться и обустраиваться детские площадки, что было связано с началом развития всей государственной системы детских садов.

Инесса Арманд, в 1919—1920 годах, возглавила женский отдел ЦК РКП (б). Была организатором и руководителем 1-й Международной женской коммунистической конференции в 1920 году, принимала участие в борьбе женщин-революционерок с традиционной семьёй.

Погибла Инесса в 1920 году, в Нальчике от холеры, которой заразилась, отдыхая в Кисловодске на Минеральных водах. Тело умершей, в запаянном гробу, Владимир Ульянов-Ленин встретил собственноручно на Курском вокзале, и проводил её к месту захоронения у Кремлёвской стены, пройдя весь путь пешком за погребальным катафалком.

Надежда Константиновна, в 1920 году, стала председателем «Главполитпросвета», заместителем при Народном комиссаре просвещения. Будучи на этом посту, Надежда Константиновна подписала в 1923 году «Инструкцию о пересмотре книжного состава библиотек к изъятию контрреволюционной и антихудожественной литературы». В «черном» списке, по каждому из разделов, были указаны авторы и их книги, которые подлежали изъятию из библиотек и уничтожению. Вся эта работа проводилась под грифом «секретно» и тихо. Списки и перечни постоянно корректировались в сторону увеличения и расширения их. Среди авторов были философы и мыслители, Декарт, Кант, Платон, Спенсер, Шопенгауэр, Соловьев… По этике были запрещены авторы, среди которых были Кропоткин, Ницше, Лев Толстой. Подлежала уничтожению и художественная литература, книги для взрослых и для детей, изданные до Октябрьского переворота. В списке значилось более двухсот произведений художественной литературы. Предписывалась «литература, подлежащая распространению», вот некоторая из этого списка книг, «Всемирный Октябрь», «Уничтожайте вошь», «Без просвещения нет коммунизма», «Грамота — путь к коммунизму», «Оружием добьем врага», «Береги книгу», авторы книг, Ленин, Маркс, Зиновьев, Троцкий, Свердлов.

Надежда Константиновна выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по воспитанию. Этому вопросу была посвящена статья Крупской, «Российский Коммунистический Союз Молодёжи и бойскаутизм». Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле, она разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей.

С 1929 года и до последних дней своей жизни, Надежда Константиновна трудилась на посту заместителя наркома просвещения РСФСР. Захоронение её произведено у Кремлёвской стены в 1939 году, через 15 лет после смерти супруга.

Последние два года жизни Ленина, 1922—1923, когда начался у него резкий прогресс заболевания, паралич, в результате чего Ленин скончался 21 января 1924 года, Надежда Константиновна неотлучно находилась рядом с ним.

Как говорили древние, «нет ничего тайного, чтобы не стало явным», а в Евангелие сказано, «Каждому да воздастся по делам его, Аминь.»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Женщины-«домоправительницы» России от Владимира Ульянова-Ленина до Владимира Владимировича Путина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я