История военного искусства с древнейших времен до XVII столетия

Николай Петрович Михневич, 1885

Классический труд яркого русского военного мыслителя конца XIX – начала XX века Н.П. Михневича представляет читателям очерк развития военного дела на протяжении нескольких тысяч лет и вплоть до начала Нового времени. Автор рассматривает тактику и стратегию не изолированно, а в контексте общецивилизационных процессов. «Состояние военного искусства данной эпохи служит лучшим показателем культуры и цивилизации, продуктом которых оно всегда более или менее являлось; энергия же, проявляемая армиями и войсками во время войны, – вернейшим признаком степени прочности государства, представителями силы которого являются армии и войска», – пишет он.

Оглавление

Из серии: Всемирная история (Вече)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История военного искусства с древнейших времен до XVII столетия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II. История военного искусства народов классической древности

Военное искусство греков. — Греческая пехота древнего периода и ее тактика. — Бой на острове Сфактерии (424). — Греко-персидские воины. — Марафон (490). — Фермопилы (480). — Саламин. — Платея. — Пелопоннесская война. — Отступление 10 тыс. греков из Персии. — Войны Спарты с персами и греческим союзом. — Фиванские (399–362). — Левктры (371). — Военное искусство Александра Македонского. — Организация армии. — Фаланга. — Боевой порядок. — Бой. — Стратегическое искусство — походы в Азию и Африку для завоевания Персии. — Первый год войны. — Гранин (334). — Гордиум. — Второй год войны. — Исса (333). — Третий поход в Сирии и Египте (333–332). — Четвертый поход внутрь Персии. — Гавгамелы и Арбелы (331). — Вывод о военном искусстве Александра Македонского. — Эпоха Диадохов. — Общий вывод о значении военного искусства греков. — Историческая литература эпохи.

Общеисторические данные: между 1300–1200 г. до Р. X. — Критский законодатель Минос. Троянская война. 1100–1000. — Гомер. 1000—900. — Гесиод. Ликург. 800–700. — Магнит. 776 — Начало греческой эры. 700–600. — Солон, сатирик Архилох и поэты: Тиртей, Алкей и Сафо. Законодатель Залевк в Локрах. Тернандр. Арион (народные песни). Путешествие вокруг Африки. Вычисление лунных затмений. 600–500. — Эзоп. Фалес Милетский — основатель Ионической философской школы; Ксенофан Элейский. Пифагорова табличка. Пиндар (оды). Гномические поэты: Феогнид и Факилит. Собрание сочинений Гомера. Поэты Анакреонт u Симонид. Начало греческой историографии. Эсхил (трагедия). Трактат о земледелии карфагенянина Магона. 500–400. — Греко-персидские войны. Философ Гераклит Эфесский. Софокл и Еврипид (трагедия). Геродот — отец истории. Замечательные постройки в Афинах. Зажигательное стекло. Гиппократ — отец медицины. Живописцы: Полигност, Зевксис, Парразий. Ксенофонт. Скульптор Фидий. Философ Анаксагор. Философское отрицание мифологической религии в Греции. Софисты. Сократ. Аристофан (комедия). Архитекторы — Иктин и Калликрат. 400–300. — Корабли с веслами в 5 рядов. Историк Фукидид. Платон. Медицинская школа догматиков. Фиванские войны. Эпаминонд. Философские школы: Аристиппа — Киренейская, Диогена — Киническая, Евклида — Мегарская. Живописец Апеллес и ваятель Пракситель. Аристотель. Демосфен. Война Александра Македонского с Персией. 300–200. — Развитие естественных наук в Александрии. Врачи: Герофил и Эрасистрат. Медицинская школа эмпириков. Насос. Пожарные трубы. Водяные часы. Александрийский музей. Фаросский маяк. Эпикур и его философская школа. Зенон-стоик. Математики: Евклид; Эратосфен и Архимед (рычаги, удельный вес, винт). Грамматики: Аристофан Византийский и Аристарх. Поэты александрийского периода: Грамматики: Аполлоний и Ликофрон. Процветание наук и искусств в Александрии. Войны с Римом.

Военное искусство греков

Греческий мир открывает нам достоверную часть истории человечества, особенно ценную для исследования в области военного искусства, потому что мир этот известен от детства его до периода дряхлости в малейших подробностях.

Вначале военные учреждения свободных греческих государств тесно были связаны с гражданскою жизнью народов в домашней, школьной и общественной сферах; все элементы народа — полные граждане, временно обязанные и рабы — находили себе здесь соответствующее место, так как с объявлением войны все население выступало в поход. Это было возможно потому, что на первое время война не выходила из пределов Пелопоннеса и кампании были непродолжительны. С изменением же этих условий военные учреждения начали мало-помалу отделяться от государственных учреждений.

Но пока существовали эти условия, всякий полноправный гражданин добровольно приносил свое состояние, личность и жизнь на защиту государства, неразрывно связанного с его личными интересами. Полуграждане принимали участие в войне лично или чаще в виде денежной повинности, в зависимости от того, насколько их интересы совпадали с интересами господствующего класса. Рабы, не имевшие собственности, участвовали в войне лично, в размерах, предъявляемых им государством или господами.

У греков вообще воины сражались преимущественно пешком. Это вызывалось и характером местности в Греции, и стремлением к равноправности, не допускавшей выделения меньшинства для особой службы в самом высшем, важнейшем политическом акте — войне.

Более значительные массы кавалерии появляются в войнах лишь с развитием культуры, давшей богатству значительный перевес над правами происхождения, а также в то же время, когда потребовалось вести войну в отдаленных, неизвестных странах, часто представлявших равнины.

Таким образом, сначала у греков был только один род войск — пехота, которая разделялась на тяжелую и легкую, различавшихся в вооружении.

Тяжелая пехота — гоплиты (латники) — составлялась полными гражданами или полугражданамн, a легкая пехота — туземцами или рабами.

Гоплит имел на себе шлем, панцирь и наножные латы, кожаный, обитый металлом, щит, короткий меч и ручные копья от 8—10 футов длины.

Слуги не имели предохранительного вооружения и были снабжены метательным оружием: дротиками, пращами, а также ножами и палицами.

Обыкновенно все латники строились или в одну шеренгу, или в несколько, а в затылок за ними — их слуги. Построение это называлось фалангою

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Всемирная история (Вече)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История военного искусства с древнейших времен до XVII столетия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я