Красная книга бизнеса

Николай Петелин, 2020

Книга о предпринимателях и для предпринимателей – тех, кто уже ведет свой бизнес или только задумывается о нем. Книга родилась из цикла одноименных программ на Медиаметрикс, выходящих каждую неделю уже больше года. Гостями программы и героями книги стали предприниматели из самых разных сфер – ритейла, ит бизнеса, сферы услуг, ресторанного бизнеса. Каждая история сопровождается финансовым анализом от известного экономиста – Элиты Смилшкалне, чтобы каждый читатель "узнавший" себя в герое мог получить практические рекомендации по ведению бизнеса.

Оглавление

Глава 6. Как не дать бизнесу ошибиться в создании IT-продуктов?

Александр Шульгин, программист, управляющий партнер агентства Purrweb

Целевая аудитория компании Александра — основатели стартапов. Стартапы — тема одновременно заманчивая и неоднозначная. С одной стороны, ты постоянно имеешь дело с креативными людьми, с проектами, являющимися мостиком в завтрашний день, и как бы одной ногой уже стоишь в будущем. Но с другой, исследования и аналитические публикации в СМИ способны охладить пыл любого генератора идей. По данным Startup Genome Report, из всех запущенных стартапов выживает лишь 7%, а половина проектов, независимо от направления, закрываются в течение первых пяти лет. Дело усугубляется тем, что около 70% стартапов не имеют внешних инвестиций, то есть запускаются основателями на собственные средства. Соответственно, лишних денег у основателя нет, зато есть гениальная (по крайней мере, по его собственному утверждению) задумка, которую надо в виде грамотного и красивого IT-продукта подать рынку — и он рухнет к нашим ногам. Вот с таких исходных данных нередко приходится начинать взаимодействие с клиентами Александру Шульгину.

То есть, чтобы работать со стартаперами, мало разбираться в языках программирования — надо еще хорошо разбираться в людях и искренне желать им помочь, потому что порой приходится буквально отговаривать клиентов тратить лишние деньги на непроверенную идею, и даже преодолевать их сопротивление, отстаивая их же интересы. Да, в Александре уживается странное сочетание — он любит программирование и любит людей. По всей видимости, эта любовь в нем была заложена с детства.

Не профессия, а мечта

Безусловно, на то, кем мы становимся и чем занимаемся во взрослой жизни, оказывает влияние среда, в которой мы растем и развиваемся, и в первую очередь, семья. Александру было около семи лет, когда он впервые услышал, что существует такая профессия — программист. А о том, что она к тому же в большом дефиците, он узнал из статьи, которую читал его отец. В ней говорилось о том, что в Германии не хватает 11 000 программистов. В России, в том числе и его родном Омске, тогда, в 1994 году, компьютеры только-только начинали появляться, и первое знакомство с ними мальчишки получали чаще всего в компьютерных клубах. Основным развлечением в них были игры, поэтому Александр был уверен, что вот именно этим и занимаются программисты. В общем, не профессия, а мечта.

Родители записали сына в кружок программирования, и в результате к 12 годам он легко ориентировался в темах, которые проходят на втором-третьем курсах техникума.

Параллельно с тягой к компьютерам в подростковом возрасте возник еще один интерес. Началось с того, что в интернете Александру на глаза попались тесты из разряда «Узнай, насколько хорошо ты разбираешься в людях». К собственному удивлению, он прошел их с довольно высокими результатами, и это подогрело в нем интерес к психологии. Удавалось получить подтверждение своим способностям и на практике: многие парни и девушки из ближайшего окружения из каких-то соображений именно его выбирали для разговоров по душам. Нет, Александр не брал на себя роль жилетки, в которую можно поплакаться, он действовал по-другому. В книге Эндрю Ханта и Дэвида Томаса описан психологический метод решения сложных задач путем адресации вопроса воображаемому помощнику — например, игрушечному утенку. Считается, что правильно сформулированный вопрос содержит в себе как минимум 50% ответа. Метод утенка, а вернее умение задавать правильные вопросы и выслушивать собеседника, и сделал Александра в глазах приятелей человеком, помогающим разбираться в самых серьезных проблемах.

Хотя основным занятием после техникума и института стало программирование, Александр решил получить второе образование, решив изучать психологию. Эти знания прекрасно помогают до сих пор — как в профессиональной деятельности, так и в жизни в целом. Он продолжает интересоваться открытиями и инновациями в этой науке и находит им применение на практике, а кроме того, регулярно работает с личным психологом, расценивая их коммуникацию как способ что-то улучшить, а не починить в себе.

Больше значит меньше

Александр считает своим профессиональным кредо работать с такой отдачей, чтобы у людей не возникало ощущения, что они зря провели с ним время.

Однако, говоря про отдачу, он не имеет в виду, что для этого надо обязательно пахать до потери сознания. Начиная со школы, он всегда был уверен, что можно добиться результата, приложив как можно меньше усилий.

Для школьника и студента это не очень поощряемая позиция, поэтому неудивительно, что в годы учебы Александр не блистал высокими оценками, и даже оказывался на грани отчисления.

«Я двоечник, в том смысле, что не следую общим правилам и не пытаюсь как-то менять себя, подстраиваться под всех. Я всегда ищу, как взломать привычную систему, обойти препятствие, и знаю, что в большинстве случаев можно сделать по минимуму и добиться максимума. Этот принцип заложен в моем подсознании, я следую ему до сих пор и не верю людям, которые говорят: «Это невозможно, так нельзя, это так не работает». Все работает, и очень хорошо!»

Правда, обвинить Александра в легковесном отношении к своему делу как-то язык не поворачивается, потому что он отлично понимает: если надо вкалывать, то надо вкалывать. Основав компанию, в первые три года он работал по шесть-семь дней в неделю, иногда по 12 часов в сутки. Этот сложный период становления нужно было совмещать еще и с возросшей нагрузкой в семье — как раз в то время у них с женой родилась дочь.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я