Красная книга бизнеса

Николай Петелин, 2020

Книга о предпринимателях и для предпринимателей – тех, кто уже ведет свой бизнес или только задумывается о нем. Книга родилась из цикла одноименных программ на Медиаметрикс, выходящих каждую неделю уже больше года. Гостями программы и героями книги стали предприниматели из самых разных сфер – ритейла, ит бизнеса, сферы услуг, ресторанного бизнеса. Каждая история сопровождается финансовым анализом от известного экономиста – Элиты Смилшкалне, чтобы каждый читатель "узнавший" себя в герое мог получить практические рекомендации по ведению бизнеса.

Оглавление

Глава 2. Как сочетать музыкальное творчество и деньги?

Группа «Эхо улиц». Бэнд-лидер Юрий Мокрушин и администратор Дмитрий Наумов

Для пассажиров московского метро выступающие в переходах музыканты — картина привычная. Реагируют на нее люди по-разному. Кто-то пробегает мимо, спеша по своим делам. Кто-то ненадолго задерживается, улыбаясь собственным воспоминаниям, навеянным знакомым мотивом. Кто-то снимает выступление на телефон и выкладывает в соцсети. Поощряют уличных артистов тоже по-разному: кто аплодисментами, а кто и рублем. Только остается не совсем понятным, как расценивают свою игру сами музыканты. Как возможность лишний раз порепетировать? Показаться на публике? Или все же это способ заработка? Практически всегда можно увидеть символически положенную перед публикой шляпу, или раскрытый футляр, или даже картонку с номером банковской карты. Но неужели таким образом можно реально заработать на жизнь?

Метро как медиаресурс

Для группы «Эхо улиц» выступление в метро и на улицах — это одновременно и возможность выступить перед аудиторией, и заработок, и медиаресурс. Это постоянно новые слушатели, и некоторые из них впоследствии становятся заказчиками. Среди прохожих оказывались и организаторы свадеб и мероприятий, которые, проникшись исполнением музыкантов, либо прямо после выступления подходили, знакомились и брали контакты, либо позже по хэштегу находили их в Инстаграме и обращались с предложением поиграть на мероприятии.

Интернет существенно расширил возможности поиска заказов. Юрий и Дмитрий используют для этого самые разные ресурсы — от сети пабликов ВКонтакте «Event hunt» и сайтов типа artist.ru до специализированных интернет-досок объявлений.

Кроме того, ребята используют все возможности, которые дает город. Например, в 2018 году появился проект «Музыка в метро», созданный Московским метрополитеном совместно с Департаментом транспорта при поддержке Департамента культуры и Московского продюсерского центра. Пройдя кастинг, группа «Эхо улиц» получила возможность в соответствии с сеткой расписания выбирать станции метро и дважды в неделю выступать в вестибюлях и переходах.

Второй городской проект «Уличный артист», инициированный мэрией Москвы, позволяет в онлайн-формате выбрать и забронировать на два часа определенную площадку для выступления непосредственно на улицах столицы. Проект был создан специально для популяризации свободного творчества и не требует никакого предварительного конкурсного отбора.

Помимо этого, группа периодически работает по приглашению городских служб в парках на городских и районных праздниках.

Что наша жизнь? Игра!

Когда смотришь на выступление «Эха улиц», создается впечатление, что парни просто «отжигают», настолько самозабвенно они входят в образ и получают удовольствие от того, чем занимаются. Однако, как выяснилось, два часа работы в метро позволяют вшестером заработать 15 000 рублей.

Недавно сами слушатели подсказали идею современного и удобного способа оказания поддержки музыкантам. Подходя после выступления, чтобы познакомиться и поблагодарить ребят, слушатели интересовались, можно ли им перевести деньги на карту? И пусть пока поступления на банковский счет составляют меньшую часть всех заработков группы, но не будь такого способа оплаты, эти деньги были бы просто потеряны.

Расходы у группы тоже есть — костюмы, реклама, визитки, транспорт. За инструменты каждый отвечает лично, поэтому в общие траты это не попадает.

Юрий: «Мы не можем назвать то, чем сейчас занимаемся, работой. Это хобби. И это самое лучшее хобби, потому что оно приносит деньги. Когда мы только начинали, то зарабатывали по 500-1000 рублей на человека, но со временем сумма вырастали, и мы стали понимать, что наше хобби лучше любых работ».

Чем больше становилась нагрузка и чем больший доход приносили «игры» (так ребята называют выступления, которые не являются полноценными срежиссированными и организованными концертами), тем чаще музыканты задумывались о вольном плавании. Большая часть состава (а это 15 человек) параллельно продолжает работать по найму, что вполне объяснимо. Личные обязательства: семья, дети, кредиты, ипотеки — все это одним махом не бросишь даже при огромном желании стать независимым. «Первой ласточкой», выбравшей свободу, стал бэнд-лидер группы Юрий Мокрушин. Музыкой он занимается с детского сада, но, как в любой сфере, одна и та же деятельность может реализовываться по-разному. С малых лет и родители, и наставники направляли его по одной дороге. Но желание делать то, что хочет сам, одержало верх над чужим мнением и собственными сомнениями. Да, не сразу: полтора года Юрий пытался совмещать игру в группе с работой в оркестре, но однажды решился оставить наезженную колею. Сейчас он счастлив и до сих пор удивляется, насколько это решение все изменило в его жизни.

Обмен энергией

«Игры» в метро, на улицах и мероприятиях ребята расценивают как способ поддержания денежного потока. Концертом же они называют выступление, которое организуют и готовят сами, начиная от поиска площадки и заканчивая билетами и афишами.

Юрий: «Концерты — это творческая реализация и удовольствие, на них приходят люди, которые нас знают и понимают. Мы делимся с ними энергетикой, а они отдают свою. Это вселяет такие эмоции, которые несравнимы с «играми». На мероприятиях публика совершенно разная, и под нее надо подстраиваться, а на концертах — всё для нас и всё под нас».

Как «зацепить» прохожего?

У «Эха улиц» обширный репертуар — от произведений начала XX века до эстрады 80-90-х годов и современных хитов. Если для заказных «игр» произведения отбирают организаторы мероприятия, то программу концерта или выступления в метро группа составляет сама, в зависимости от выбранной площадки и предполагаемой аудитории.

Где бы ни выступали музыканты, слушатели отмечают, что звучание их песен очень непривычно, тем не менее, аранжировки никого не оставляют равнодушными: люди подпевают и часто даже подтанцовывают вместе с музыкантами.

Дмитрий: «Конечно, хочется своей игрой зацепить идущего мимо человека, чтобы он остановился, прислушался, чтобы у него улучшилось настроение, и он захотел, чтобы наше шоу продолжалось. Мы с самого начала работали над подачей. У нас была цель — дарить людям радость и счастье. И это отражено в нашем девизе: «Команда «Эхо улиц» — мы знаем, как звучит счастье». Для многих музыкантов игра в метро — это именно работа: пришел, поставил свой саквояжик и два часа с каменным лицом сидит и играет «Боссанову». А людей это не задевает — они проходят мимо. Лично меня с самого начала такой вариант не устраивал, потому что, занимаясь музыкой с детства, я ловлю кайф от сцены. Метро для меня — это тоже сцена. Не зря сам проект «Музыка в метро» позиционируется именно как концерты. Не будешь же стоять на концерте с грустным лицом, играя унылую музыку?»

Ликбез для слушателей: что надо и чего нельзя делать во время выступления музыкантов

Юрий: «Если взять классическую музыку, то никогда нельзя аплодировать в перерывах между частями произведения. Перерыв между частями симфонии или сонаты предусмотрен вообще не для аплодисментов. Пауза нужна, чтобы дирижер настроился, понял характер музыки, чтобы музыканты переключились с предыдущей части на следующую. Это тонкое правило касается и нас. Наша программа рассчитана примерно на 50 минут. Естественно, между песнями можно и даже нужно хлопать, чтобы все происходило на эмоциях. Но бывают в самом произведении отрывки, где есть затухание, пиано, где надо вслушаться в исполнение, и здесь надо замереть с открытым ртом, чтобы чувствовать эту энергию. А есть, наоборот, песни, при исполнении которых мы сами пытаемся народ расшевелить, чтоб они подпевали и танцевали вместе с нами. В этом случае хочется посоветовать людям, чтоб они не сковывались и не стеснялись».

Бывает, что люди пытаются, как в ресторане, заказать любимую песню, подходя к музыкантам в тех самых «настроечных» перерывах внутри программы. Этого делать ни в коем случае не надо. Идет тайминг, песни выстроены в определенном порядке, которому артисты должны следовать. Все произведения на бис или на заказ исполняются только после программы.

Сколько длится выступление?

Обычно стандартное выступление на мероприятии длится 25-30 минут. Почему так мало? Дело в том, что в составе группы — только духовые и ударные инструменты. А на духовых играть час без перерыва тяжело чисто физически. Поэтому если ребята и играют на мероприятии час или два, то разбивают выступление на 20-минутные блоки с 10-минутными перерывами.

Творчество не имеет ограничений

Когда Дмитрий учился на четвертом курсе училища эстрадного и джазового искусства на Ордынке, на первом курсе появился необычный студент. Это был солидный 38-летний мужчина, владелец строительного бизнеса и гостиницы в «Лазаревском», глава семейства и отец троих детей. Поняв, что для полного счастья ему необходимо научиться стучать на барабанах, он ходил заниматься наравне с пятнадцатилетними подростками и настолько загорелся учебой, что не пропустил ни одного занятие. Так что возраст творчеству не помеха.

Отсутствие специального образования также не является причиной отказаться от творчества.

Юрий: «Не так давно нашей группе довелось выступать на 30-летии известного телеведущего. Он хотел создать атмосферу рок-концерта, в роли рок-группы были мы, а в роли вокалиста — сам юбиляр. Когда-то он любительски играл на гитаре, но музыкального образования не имел. Месяца за два до празднования мы начали вместе готовиться. Он нашел себе учителей по вокалу и фортепиано, наш гитарист учил его играть соло, показывал аккорды. Концерт был минут на 40, и юбиляр все это время добросовестно отработал наравне с профессиональными артистами. Он был очень счастлив, да и мы тоже были счастливы, что у него все получилось».

Передача «Красная книга бизнеса», на которую была приглашена группа «Эхо улиц» завершилась очень необычно. Но, наверное, предновогодний эфир не мог быть иным. Не обошлось и без рояля в кустах, вернее, целой «банды», вооруженной музыкальными инструментами и пюпитрами и с трудом разместившейся в небольшой радиостудии. В завершении всех зрителей эфира ждал сюрприз — знакомая всем трогательная песенка из старого советского мультфильма про медвежонка Умку в совершенно удивительной джазовой интерпретации.

Комментарий Элиты Смилшкалне (Смайл)

Изучим экономику музыкальной группы и рассмотрим, на что надо обратить внимание:

1. Стандартная организационная структура, которая может покрывать основные функциональные потребности и закрывать творческую составляющую. Обычно это продюсер, который ведет продажи, маркетинг, договорное и транспортное администрирование и лидер группы, отвечающий за концепт, формат и наполнение контентом — реальное УТП, за что платят деньги. 4-5 человек — музыканты, необходимые для выполнения основного УТП. Продюсер и лидер взаимодействуют на партнерских основаниях, у остальных музыкантов — фиксированный минимум и ставка за отработанное мероприятие.

2. Надо посчитать месячный прожиточный минимум продюсера и лидера, а также фиксированные минимумы остальных музыкантов. Это точка безубыточности данного коллектива, которую необходимо обеспечить.

3. Определить, сколько месяцев в году не могут по своим продажам обеспечить рассчитанную точку безубыточности, и какой объем резервов необходимо иметь, чтобы пережить эти месяцы.

4. Определить, сколько пиковых месяцев, и сделать расчет, сколько продаж необходимо при 100-120% загрузке и на какие чеки можно соглашаться, а на какие нет.

5. Рассчитать уровень продаж для среднего месяца года и определить, каким образом эти продажи можно обеспечить.

Сделаем примерный расчет точки безубыточности:

Продюсер + Лидер = 100 000 руб.

5 музыкантов * 30 000 руб. = 150 000 руб.

Итого с налогом (6%):265 000 руб.

На 12 месяцев — 3 180 000 руб.

Если предположить, что средний чек составляет 45 000 руб. за мероприятие, то получается, чтобы обеспечить точку безубыточности, необходимо каждую неделю давать минимум по 1,3 концерта. 70 концертов за год — это прожиточный минимум.

Следовательно, надо поднимать средний чек и в пиковые месяцы устраивать «чес» с концертами.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я