Красная книга бизнеса

Николай Петелин, 2020

Книга о предпринимателях и для предпринимателей – тех, кто уже ведет свой бизнес или только задумывается о нем. Книга родилась из цикла одноименных программ на Медиаметрикс, выходящих каждую неделю уже больше года. Гостями программы и героями книги стали предприниматели из самых разных сфер – ритейла, ит бизнеса, сферы услуг, ресторанного бизнеса. Каждая история сопровождается финансовым анализом от известного экономиста – Элиты Смилшкалне, чтобы каждый читатель "узнавший" себя в герое мог получить практические рекомендации по ведению бизнеса.

Оглавление

Глава 1. Праздник как работа. Профессиональный фотограф о трудовых буднях

Ольга Белова, профессиональный фотограф

Еще несколько десятилетий назад искусство фотографии требовало от человека не только художественного вкуса, но и владения довольно сложным процессом печати. Увеличитель, проявитель, фиксатор, красный фонарь, специальная бумага — все это превращало появление отпечатков в священнодействие. Фотограф был почти магом. А что сейчас? Для того чтобы остановить прекрасное мгновение, достаточно вытащить из кармана смартфон и коснуться в нужном месте экрана — все остальное техника сделает сама. Уже не требуется возиться с химикатами, нет риска засветить пленку, лишившись уникальных кадров, да и печать, по большому счету, тоже не обязательна — самые дорогие моменты жизни мы коллекционируем в облачных сервисах и на жестких дисках компьютера. Неужели это признак вымирания целой профессии? После общения с Ольгой Беловой понимаешь: такие выводы делать рано. Просто фотограф сегодня — больше, чем фотограф. Он одновременно и художник, и предприниматель, и сценарист-постановщик, и даже немного психолог.

Смена вектора

Самостоятельным предпринимателем Ольга Белова стала всего полтора года назад, тогда же, когда начала заниматься фотографией. До этого она, получив специальность «Гостиничное дело», работала по найму — как, наверное, большинство молодых людей, у которых нет богатых родителей, готовых купить чаду бизнес прямо в день совершеннолетия. Но жизнь порой ставит нас перед необходимостью сменить вектор, дав стимул не только зарабатывать больше денег, но и научиться по-другому мыслить.

У наемных работников и у предпринимателей, в том числе фрилансеров, совершенно разная психология. Когда работаешь по найму, все понятно и привычно: офис, зарплата, отпуск. А что там, в мире бизнеса? Для того чтобы переступить границу и шагнуть в неизвестность, нужна сильная мотивация.

«Я бы, наверное, не перешла эту границу, если бы не сложившаяся ситуация. Мне надо было на что-то жить с ребенком, снимать квартиру и оплачивать кредит, взятый на технику. Попав в такое положение, понимаешь, что не можешь испугаться и не использовать какой-то шанс. Из этого складывается твоя профессиональная личность. А когда у тебя есть жилье, родители, работа с гарантированной зарплатой, то чувствуешь стабильность, и выйти за ее пределы почти невозможно. Мне кажется, все успешные люди подпрыгнули именно потому, что сначала оказались в яме».

Периодически Ольга для каких-то разовых работ по дому пользовалась услугами мастеров, находя их на YouDo1, но однажды взглянула на этот сервис с другой стороны — не как заказчик, а как потенциальный исполнитель. Ее внимание привлекла рубрика «Фотоуслуги». Оценив, какие суммы зарабатывают фотографы, и полистав их портфолио, Ольга поняла, что ничего сверхъестественного делать не потребуется. Крутой экшен просят очень немногие, большинство заказчиков — обычные люди с обычными желаниями. Так почему бы и ей не попробовать?

Как всякий нормальный перфекционист, она начала с того, что, взяв кредит, купила себе для работы все самое лучшее. К тому времени в некоторых регионах России появилось такое понятие, как самозанятость, поэтому Ольге даже не пришлось открывать свою фирму — она просто позиционировала себя в качестве профессионального фотографа и начала брать заказы.

Первый заказ

Самый первый заказ Ольга получила благодаря Инстаграму. После трехдневного мастер-класса за городом она собрала материал с творческих съемок и выложила фото в одной из групп в Инстаграме. Там ее и увидела первая заказчица, которая хотела провести фотосессию с дочкой. Конечно, она обратилась к «профессиональному фотографу» — именно так Ольга заявила о себе с самого начала.

«Мне кажется, что так всегда и надо поступать, в любой профессии, — уверена Ольга. — Если ты пишешь о себе: я ничего не умею, а только учусь, — то кто к тебе пойдет? К тебе не будут относиться серьезно, даже когда ты станешь профессионалом».

Больше всего Ольга переживала, что первый блин выйдет комом. Сказать, что она нервничала — это не сказать ничего. Она боялась провала настолько, что никак не решалась выйти из дома. Но в момент встречи с заказчицей все вдруг как рукой сняло — Ольга погрузилась в работу, забыв о своих страхах, и в итоге съемка получилась очень удачной, даже с учетом, что «профессиональный фотограф» еще не до конца разобралась в опциях своей крутой техники и настраивала параметры по большей части интуитивно.

Надо ли учиться, если хочешь стать профессионалом?

Любой профессии надо учиться. Вот только делать это можно по-разному и с разным результатом. Можно записаться в школу для начинающих. Ольга быстро разобралась, что этот путь непродуктивен.

«Фотошколы, берущиеся обучить всему с нуля, не сделают из тебя профессионала. Система, которую они предлагают, не дает практики, так как организаторы понимают, что при качественном обучении они будут выращивать себе конкурентов. Самое лучшее — это практика. Также учиться можно на работах тех фотографов, которые тебя вдохновляют. Если такой фотограф проводит мастер-класс, то надо собрать последние деньги или взять в долг — и лететь к нему! Три дня, которые ты проведешь на его занятиях, будут гораздо эффективнее, чем полгода в фотошколе».

В Инстаграме Ольга подписана на огромное количество фотографов, так как чтение их постов и знакомство с работами — это тоже обучение.

Ольга — сторонница избирательности в получении знаний: «Говорят, что мудрый человек не тот, кто знает многое, а тот, кто знает нужное. Нужная информация у меня держится в голове и при необходимости воскрешается. А то, что не нужно, я забываю, сколько бы ни учила».

Практика, ответственность и страхи

При всем уважении к мастерам, которые делятся знаниями, помогающими постичь тонкости профессии, Ольга все же на первое место ставит практику. Если у человека есть ежедневная практика, голова на плечах и ответственность за свое дело, то он в любом случае будет учиться непосредственно в работе. И открыв свою фирму, он, боясь прогореть, будет вникать во все сам — по крайней мере, до тех пор, пока не появятся деньги, чтобы нанять помощника.

«Сначала я тоже очень боялась уйти в минус, но в какой-то момент поняла: прогораешь именно тогда, когда боишься. От твоих нервов ничего не изменится в лучшую сторону. Надо просто расслабиться и плыть по течению, а жизнь подскажет, что делать, и потом даст возможность тебе рулить самому».

Фотограф — человек, которому доверяют снимать крайне важные события. Некоторые из них происходят единственный раз в жизни, и это накладывает огромную ответственность. Крещение, венчание, роспись, предложение руки и сердца — моменты, которые не переснимешь, и надо тысячу раз перестраховаться, чтобы ничего не сорвалось.

Фотокамера или смартфон?

Фотокамера пока остается основным «орудием труда» профессионала, хотя некоторые фотографы пробуют использовать в работе и смартфоны. Многим вообще кажется, что, имея смартфон с несколькими профессиональными камерами, они могут снимать не хуже специалиста. Но надо учитывать, что при всей широте функционала ни одна камера без участия человека не сделает фото идеального качества. Очевидно и то, что если этими камерами будет пользоваться дилетант, то он вряд ли добьется такого же результата, что и профессионал. Кроме того, есть много технических нюансов, которые не позволяют сравнивать между собой смартфон и фотокамеру: настройки для печати, пластика, цветопередача и т.д. Ольга понимает, что выбор в любом случае за заказчиком — только он решает, приглашать или нет фотографа и что поставить на первое место: экономию и простоту или качественную картинку и художественно построенный кадр.

Стиль и жанры

У разных фотографов — разный стиль. А индивидуальный стиль — это элемент отстройки от конкурентов.

Сказочно-романтический стиль сложился у Ольги под влиянием фотографа, у которого она проходила первый мастер-класс. Но работая самостоятельно и прислушиваясь к себе, она пришла к выводу, что ей ближе не скучноватая постановочная съемка семейной идиллии, а жизнь, полная динамики, веселья и курьезов.

За полтора года Ольга освоила самые разнообразные виды и жанры съемки: студийную и выездную, семейную и детскую, фотосессии беременности и новорожденных, праздники, мероприятия, свадьбы, корпоративы. Конечно, что-то нравится меньше, что-то больше, а что-то не нравится совсем. Но в бизнесе работает закон: стоит только начать отказываться от заказов, они перестают к тебе приходить. Поэтому Ольга не делит фотосессии на любимые и нелюбимые, хотя не исключает, что, став очень востребованным специалистом, сможет отдавать предпочтение тем жанрам, которые ей наиболее интересны.

Иногда люди смотрят на результат фотосессии и говорят: «Ну да, все неплохо, но нет истории». А что такое в данном контексте история? Все просто: история — это сюжет, переданный через изображение. Но вот придумать и разыграть историю уже не так просто. Для того чтобы получилась именно «картинка с историей», нужна тщательная предварительная подготовка. Например, перед тем как фотографировать пару на свадьбе, Ольга встречается с молодоженами, знакомится, вникает, будет ли им комфортно работать друг с другом. Дальше она узнает у заказчиков, что бы им хотелось видеть на фотографиях — так из общения и наблюдения рождается будущая история, воплощенная в фотосессии.

Для чего фотографу психология?

80% людей — социофобы. Ольга может подтвердить это как на опыте работы, так и на своем собственном. До того как стать фотографом, она была одним из таких социофобов — людей, которые боятся общаться, постоянно оценивают себя, оглядываются, кто как их воспримет.

«Когда ты видишь людей со стороны, то начинаешь больше разбираться в психологии. Не в терминологии и темах из умных книг, а на практике. Ты начинаешь на внутреннем уровне понимать, как нужно общаться с людьми. Возможно, это утверждение можно отнести не ко всем фотографам, но мой успех базируется на том, что люди идут ко мне не только как к фотографу, но и как к человеку».

Ольга постоянно замечает, что перед фотографом многие ведут себя зажато или боятся камеры. Стандартная фраза практически всех девушек (если не брать в расчет моделей) — «я не фотогенична». Стесняются себя и считают непривлекательными даже по-настоящему красивые девчонки. А лишний вес, косметические недостатки рождают настоящие комплексы. Хотя известно, что в общении мы перестаем замечать эти недостатки, и только-только познакомившиеся люди уже после часового разговора воспринимают внешность друг друга совершенно по-другому. Ольга видит своей задачей сделать так, чтобы человек из состояния манекена вернулся к своему естественному состоянию — с полной свободой в движениях и выражении эмоций.

«Не надо просить человека выдать какую-то эмоцию — надо просто общаться с ним на одной волне. Если фотограф открыт и помогает человеку не стесняться, не бояться камеры, то к концу фотосессии и человек открывается. Бывали случаи, когда у людей действительно получалось раскрепоститься в процессе съемки, и они даже чувствовать себя начинали лучше».

Всегда, во всех занятиях, связанных с людьми, важно с ними говорить. О чем? Самый лучший диалог с незнакомым человеком, считает Ольга, это узнавать о нем и слушать только его, отодвинув себя на второй план: «Ты становишься приятен человеку уже тем, что он имеет возможность рассказывать о себе, а не вынужден выслушивать тебя».

Необходимо найти подход к каждому и подобрать интересную для него тему разговора, при этом не переходя грань и не становясь навязчивым. Для этого и нужно фотографу быть наполовину психологом.

«Готовясь к фотосессии, я стараюсь больше узнать о своем клиенте. Например, через соцсети могу увидеть, чем он интересуется, какую музыку слушает, — и это помогает прочувствовать человека и создать правильную атмосферу на съемках».

С чего начать?

Раздумывая о том, стоит ли бросать работу и затевать свой бизнес, некоторые ищут причину, по которой они не могут этого сделать: нет стартового капитала, не на что купить оборудование. Ольга считает, что если человек действительно интересуется фотографией и хочет ей заниматься, то возможности найдутся всегда.

«Деньги можно занять у знакомых или взять в кредит. Не обязательно сразу покупать дорогое оборудование — чтобы купить все необходимое и начать, вполне достаточно 100 000 рублей. У меня есть друзья, которые круто снимают на камеру за 35 000. А можно вообще взять оборудование напрокат».

На первых порах и для обычных заказов фотограф может обойтись минимальным необходимым комплектом, помещающимся в небольшую сумку: камера, объективы, вспышка, зонт. Прочее оборудование — осветительные приборы, штативы и т.д. — можно докупать постепенно, тем самым расширяя спектр услуг.

Комментарий Элиты Смилшкалне (Смайл)

Главный тренд в контенте — нужна красивая картинка.

Ольга — большая молодец, быстро сориентировалась, нашла источники, где можно поучиться, получить навыки. Рискнула, купила в кредит оборудование и главное, научилась привлекать клиентов и продавать себя. Это круто! Очень надеюсь, что обязательства по оборудованию уже погашены и того, что получается зарабатывать, хватает на закрытие всех потребностей.

Главный совет для Ольги — стать первой, стать лучшей в формате фото, которое у нее получается лучше всего. Это трудно, есть страх потерять клиентов, если начать отказываться от «неформатных» заказов. Но только так, через выстраивание приоритетов и концентрацию на цели, можно прийти к потрясающим результатам — результатам, когда молва о вас бежит быстрее вас!

Примечания

1

YouDo — один из крупнейших на российском онлайн-рынке услуг агрегатор, позволяющий находить исполнителей для решения любых бытовых задач.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я