Пора учиться любви, или Как воспитать Homo amoris

Николай Пернай, 2021

Николай Пернай – педагог, ученый, писатель, Заслуженный учитель России, – считает, что за последние три с лишним десятка лет мы потеряли ориентиры, сбились с дороги, и потому нужно искать новые пути движения вперед, разрабатывать новые модели развития общества. Но как тогда жить? Надо любить, – считает автор. И всю жизнь нужно учиться любви. Когда мы любим – всё получается. Любовь – всему начало. Любовь – это основа жизни. Наступает пора воспитания новых людей – людей вида Homo amoris (Человек любви или Человек любящий) – в соответствии с принципами педагогики любви. Если вы родитель или учитель, надо учить любви своих детей и учеников. И тогда в мире многое может измениться к лучшему. Для широкого круга читателей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пора учиться любви, или Как воспитать Homo amoris предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

Пора искать новые пути

О единстве добра и зла

Когда все узнают, что добро — это добро, тогда и возникает зло.

Дао Дэ Цзин

В Универсуме, в естественной природе нет ни добра, ни зла, а есть безличные и бесчувственные разнонаправленные силы, каждая из которых имеет свой вектор в общих потоках эволюции. Ни одна из сил не может быть признана ни плохой, ни хорошей, ни злой, ни доброй.

Психолог и психоаналитик Ролло Мэй о добре и зле:

«…История человечества представляет собой бесконечное взаимодействие добра и зла, и… в глубинах человеческой души, как и в человеческой истории, нет такой вещи как чистое зло или чистое добро. <…>

Огромным благом для человека является понимание того, что у него, как и у всех других людей, есть и негативная сторона, что демоническое начало вносит вклад в потенциал и добра, и зла, и что он не может ни отречься от него, ни жить без него. Столь же благотворным является и понимание того, что большая часть его достижений связана именно с конфликтами, порождаемыми этим демоническим импульсом. Именно здесь рождается переживание того, что жизнь есть единство добра и зла, что не существует такой вещи, как чистое добро, что, если бы зло было невозможно, не было бы и добра. Жизнь состоит в достижении добра не в стороне от зла, а вопреки ему» [Мэй Р. Сила и невинность. — М.: Смысл, 2001, с. 241, 319].

Добро и зло — понятия относительные

Ещё Гераклит (VI–V века до н. э.) ввёл в этику принцип релятивизма, согласно которому добро и зло, полезное и вредное суть лишь субъективные мнения людей, а для природы нет ничего плохого и неполезного, всё — добро и всё целесообразно. По Гераклиту зло есть необходимый фон для блага, чтобы оно выделялось более ярко: чем ужаснее зло — тем виднее полезность добра. И добро, и зло относительны: то, что с точки зрения одних людей кажется дурным, может оказаться полезным и хорошим в этических системах других людей.

Эволюция использует как добро, так и зло: всё служит развитию, и наихудшие катастрофы оборачиваются подходящим случаем, чтобы что-то найти, раскрыть, перестроить. Мы вечно находимся на стадии формирования.

Философ И. А. Бескова высказывает предположение, что так называемое библейское грехопадение было поворотным событием в ментальном развитии первобытного человека: в результате вкушения от древа познания (или выражаясь по-другому, в результате роста мыслительных способностей homo sapiens) наши прародители вобрали в себя добро и зло и сделали их составной частью собственного внутреннего мира. Вкушение от древа познания, скорее всего, привело человека к изменению его отношения к внешней среде. Человек, живущий, как все животные, до этого в единстве и безмятежной гармонии с миром, оказался отторгнутым этим миром и внутренне расколот. Внутренняя раздвоенность привела к тому, что он обнаружил себя противопоставленным внешней среде. Универсум распался для него на «Я» и «иное». Причем иное стало восприниматься как непонятное-враждебное-опасное. Так случилось, что первобытный человек оказался выброшенным из одного мира — мира гармонии, любви и беззаботности — и ввергнутым в другой мир: разделения и борьбы [Бескова И. А. Эволюция и сознание: новый взгляд. — М.: Изд-во «Идрик», 2002, с.90]. Человек получил знание о том, что существует хорошее и плохое, но при этом изменилось его восприятие мира, отношение к миру.

Изменение восприятия мира было связано с тем, что мир, составлявший до грехопадения единое целое с человеком, вдруг оказался поделенным на «хорошее» и «плохое», «полезное» и «вредное». Кроме того, появилась необходимость всему происходящему давать какие-то оценки, что было совсем непривычно.

Человек стал выделять себя из мира, противопоставлять себя миру. Постепенно он все более отдалялся от природы, и все происходящее стал воспринимать как неизбежную борьбу и конфликт. И человек стал воевать с «плохим» и бороться за «хорошее».

В новой ситуации изменилось отношение человека к миру: то, что было ему полезно, стало восприниматься им как добро, а то, что казалось вредным, стало восприниматься как зло.

Таким образом, и добро, и зло стали понятиями, при помощи которых человек стал обозначать свое субъективное восприятие воздействующих на него различных сущностей, вещей и явлений. Добро-зло стало своеобразным, созданным человеком, двухполюсным индикатором для распознания и оценки действия на него различных внешних факторов. При помощи инструмента добра-зла он обрел возможность действовать осмысленно на пользу или во вред себе и людям.

Великий гуманист Альберт Швейцер считал, что добро — это то, что служит сохранению и эволюции жизни, а зло — то, что противостоит жизни. Но на самом деле эволюции служат и добро, и зло. Любое понимание хорошего и дурного следует считать относительным, поскольку не существует абсолютных эталонов добра и зла. Проблема ещё в том, что эти понятия так тесно переплетены, что в отдельных случаях границу между ними определить весьма трудно. Добро-зло — биполярное явление, в котором два противоположных полюса связаны единством взаимодействия.

В нашей жизни добро без зла не существует. Добро и зло сосуществуют в неразрывной связи друг с другом. Без добра нам не жить, но и без зла добро — не добро.

Доброта, как свойство личности, рождается от преодоления зла. Лёжа на диване и никому не делая ничего худого, добрым не станешь — будешь просто ленивым. Человек становится добрым не столько потому, что уклоняется от зла и делания плохого, а, главным образом, потому, что научается активно противостоять злу: сначала он не хочет мириться с ним, потом сопротивляется, в конце концов, становится непримиримым борцом со злом.

Бывает, правда, что сам процесс борьбы чересчур увлекает его участников, опьяняет, и борцы за правое дело сатанеют, применяя для победы любые методы, в том числе недозволенные, и тем самым ещё больше утверждают зло.

Мы постоянно находимся в плену иллюзий относительно нашей человеческой природы. Нам кажется, что мы знаем, что в этой природе хорошее, а что плохое, и мы думаем, что наша задача состоит в том, чтобы улучшать хорошее и подавлять плохое, стараясь сделать людей более добрыми и менее агрессивными.

В нашем мире без плохого никак нельзя: одолевая плохое, мы познаем то хорошее, которое принято считать у нас хорошим, и по мере развития нашего духа приобретаем (или не приобретаем) силы для противостояния злу и борьбы с ним.

Дурное — учитель хорошего. Ибо как мы познавали бы добро, не зная худа? На примере людей, которые нам кажутся плохими, мы учимся, как не следует поступать.

Не может быть такого плохого состояния, из которого нельзя было бы извлечь пользу. В нынешнее смутное время рядом со всё более свирепеющими, жаждущими самоутверждения личностями, как ни странно, можно встретить немало светлых, чистых духом людей. Это удивительно, но закономерно: чем ужаснее окружающая среда, тем больше хороших людей, не желающих мириться со злом.

Поскольку добро-зло — понятия относительные, да еще и не всегда легко определяемые, может возникнуть иллюзия, что нет особого смысла бороться с тем, что в нашем обществе принято считать дурным, и утверждать благое. Такая иллюзия беспочвенна, поскольку на протяжении очень долгого времени развития человека как общественного существа была выработана система ценностей, которая с доступной каждому индивиду определенностью позволяет отличать плохое от хорошего. Формирование ценностей позволило человеку каждый раз, оказываясь в различных исторических условиях, разрабатывать соответствующие нормы этики и вынуждало его выстраивать свое поведение в соответствии с этими нормами.

P.S.

У Марка Твена есть интересные «Рассказы о великодушных поступках» о том, как добро (великодушные поступки) при некотором попустительстве человека может со временем неожиданно обернуться махровым злом.

Мораль такова: у добра должны быть разумные ограничения. Добро не должно изливаться обезличенно и бестолково. Однако количество действующего в мире добра должно быть достаточно для удовлетворения потребности в нем.

Впрочем, над этим стоит еще подумать…

В чем смыслы жизни?

Речь пойдет о смыслах жизни не только человека, но и других биологических существ (животных, растений, бактерий), и жизни так называемой «неживой» материи (минералов, жидкостей, газов, атомных и субатомных частиц), и представителей метафизического Тонкого мира (ангелов, херувимов, серафимов, архангелов и др.). Последние, если верить эзотерическим и религиозным источникам — существуют. Естественно, нас интересует и то, каковы цели жизни, и каковы направления ее эволюции, и роль Разума во Вселенной.

Итак…

Что такое жизнь? Что нужно для того, чтобы жизнь была?

Жизнь — это постоянные изменения, это состояние устойчивого неравновесия всех стихий и субстанций, что само по себе несет ростки будущего.

Биологическая жизнь — это:

— Зарождение организма в результате делимости клетки или соединения мужской и женской клеток и создание зародыша новой клетки.

— Дородовой рост организма — в соответствии с генетической программой наращивание массы зародыша в результате дальнейшего деления клеток. При этом эмбрион должен в виде пищи получать извне необходимые для роста организма вещества и элементы.

— Самостоятельная жизнь после рождения, для этого: надо обеспечивать себя пищей, водой, воздухом; стать сильным и ловким, чтобы не быть съеденным или уничтоженным хищником; если ты самец, то во внутривидовой борьбе надо победить соперника, чтобы получить право на спаривание с самкой для продолжения потомства. Набор необходимых инстинктов для выполнения этих программ заложен в генах.

В случаях резких изменений условий обитания (внешней и внутренней среды) — приспособление к новым условиям, мутации, внесение изменений в генетический код. Адаптация и перестройка функционирования многих систем организма в новых условиях.

— Передача своего генетического кода потомству и зачатие наследства. Забота о потомстве, о росте и выживании потомства. Борьба с врагами.

Человек, например, активно живет до тех пор, пока способен к деторождению и пока его организм может эволюционировать.

— Физическая смерть организма — это разложение его клеток на первичные химические элементы.

Постулаты и закон живой жизни в формулировке академика В. И. Вернадского:

Первый постулат Вернадского: «жизнь вечна на Земле. Раз зародившись, жизнь не прекращалась ни на йоту времени в геологической истории планеты, невзирая на великое множество губительных катастроф и деструктивных катаклизмов, изобиловавших в этой истории…»

Второй постулат Вернадского: «„благоприятные для жизни природные условия“ были созданы и создаются самой жизнью».

Третий постулат Вернадского — закон живой жизни в формулировке самого В. И. Вернадского: «Жизнь создает в окружающей ее среде условия, благоприятные для своего существования».

«В сугубо научной плоскости закон живой жизни означает: (1) Эволюция, если называть так органическую часть всеобщего развития, проходит под эгидой жизни и является функцией внутренней активности живого вещества, т. е. не жизнь открывается как результат эволюции, а эволюция суть последствие жизни. (2) Не жизнь приспособляется к внешним условиям, а внешние условия приспосабливаются жизнью для своих потребностей. Таковы главные следствия закона живой жизни Вернадского» [Грузман Г. Загубленные гении России. — М., 2018].

Имеет ли жизнь какую-то цель? Имеет ли цель развитие человечества?

Телеология — учение о цели и целесообразности — считает, что не только действия человека, но и ход развития истории, и природные эволюционные процессы направлены к определенной цели. Христианская телеология утверждает, что Бог — единственная и высшая конечная цель всего сущего. Однако не все с этим согласны.

Были предложены и другие идеи. Так, еще Гераклит сравнивал мировое начало, Логос, то есть Разум, с играющим ребенком («царство [над миром] принадлежит ребенку»), что само по себе предполагает неопределенность целей. И поскольку мир изменчив, в нем «всё течет», то в каждый данный момент всё живое саморазвивается и может иметь свою цель в самом себе, но не в мире за его пределами. А современный ученый-генетик Ли Сильвер предлагает такую гипотезу: свободная эволюция не направлена к какой-то цели и не обязательно связана с прогрессом — она всего лишь ответ на изменения среды. И каков бы ни был результат, достигнутый в ходе эволюционного приспособления, он не обязательно будет хорошим, — утверждает философ Фрэнсис Фукуяма.

Похоже, что никаких заранее намеченных целей, к достижению которых нужно стремиться, ни у каких форм жизни, биологических, небиологических и метафизических, нет. Для того чтобы какой-то объект был признан целесообразным, нужно, чтобы некий внешний субъект установил, каким целям должен служить этот объект. Потому что целесообразность может быть задана только кем-то: Богом, человеком или другой разумной сущностью, такой, которая способна и задавать цели, и давать развитию энергетический импульс. Однако поскольку мы допускаем, что никакой субъект извне цели не задает, то эволюция, вероятно, должна заключаться в бесконечном и слепом реагировании в ответ на происходящие изменения. При таком допущении всё сущее во Вселенной должно казаться всего лишь результатом изменчивости и хаотичной, бесцельной адаптации, достигшей в результате длительного развития той гармоничности, которую мы наблюдаем. Но в таком случае возникает вопрос: почему организмы так упорно стремятся к адаптации? Эволюционисты на это дружно отвечают: для самосохранения. Для жизни.

И потому наиболее взвешенным мне представляется постулат древнейших индуистских учений адвайты-веданты о том, что цель жизни есть сама жизнь со всей неопределенностью и стихийностью ее свободного течения.

Что касается Бога, то мои гипотетические представления о Нем можно сформулировать так: Бог — это сама Вселенная, все миры Вселенной с присущим им Разумом Вселенной; Бог — это Всё-Что-Было-Есть-и-Будет; Бог — это Всё-Что-Проявлено-и-Непроявлено.

Бог есть средоточие жизни. Все, что входит в состав Вселенной есть, на мой взгляд, жизнь. То есть Бог есть не только любовь, как сказано в Библии, Бог есть сама жизнь. И все, что свойственно жизни, свойственно и Богу. Так же, как любые формы жизни, Бог (Абсолют, Брахман) может пребывать в состояниях эволюции или инволюции (индуисты называют такие состояния Днями и Ночами Брамы). Однако цели развития, то есть цели эволюции и инволюции, Бог, по-видимому, не ставит.

Очень важно понять, в каком направлении идет развития жизни?

В реальности явственно прослеживается такие, видимые невооруженным глазом, тенденции Эволюции жизни:

— устойчивое стремление всех частиц, форм и видов к своему сохранению (самосохранению);

— развитие от элементарных частиц, простейших форм и видов до сложнейших образований и высших форм и видов; но — не наоборот;

— повышение содержательности самих жизненных процессов;

— неизменный рост роли Разума (Сознания), который изначально является свойством материи (энергии) и, следовательно, жизни, и ускорение энцефализации. (Во Вселенной, как известно, всё то, что мы привычно считаем материей, имеет энергетическую основу, и Разум (Сознание) является неотъемлемым свойством материи. Уже в микромире на субатомном уровне было замечено действие Разума (Сознания) — сегодня это хорошо известно физикам. Но еще древние египтяне и греки знали, что в основании Вселенной лежат два начала — дух (в других интерпретациях разум, сознание) и материя (энергия); связанные воедино они назывались дух-материя, или сознание-материя.).

Один из показателей эволюционного развития — так называемый коэффициент энцефализации, показывающий удельную массу мозга живого организма относительно массы его тела. Самый большой коэффициент энцефализации у человека — 0,77. Homo sapiens сильно обогнал другие виды. Энцефализация, то есть усложнение человеческого мозга, шла и продолжает идти с необычайной быстротой, не сравнимой с энцефализацией у рыб или рептилий. Однако на путях эволюции у человека есть достойные конкуренты, например: муравьи, осьминоги, из позвоночных — вороны. (Между прочим, на островах Новой Каледонии умные вороны умеют сами изготавливать рыболовные крючки для ловли рыбы.)

Наблюдаемые нами направления Эволюции настолько устойчивы, что иногда возникают иллюзии, будто всё устремляется к каким-то дальним, важным стратегическим целям. На самом деле таких устремлений нет.

Тогда зачем всё это? Для чего эта настойчивая устремленность всех форм и видов к самосохранению и самосовершенствованию? Может быть — для обеспечения вечного, всё расширяющегося воспроизводства и кругооборота жизни? Если это так, то можно предположить, что смыслы любой жизни заключаются в сохранении и развитии обозначенных тенденций Эволюции, то есть:

— в самосохранении, расширенном воспроизводстве и

— в самосовершенствовании и усложнении бесконечно во времени и пространстве многообразных форм и видов жизни и Гармонии нашего мира;

— в дальнейшем повышении разнообразия (т. е. содержательности) жизненных процессов;

— еще, вероятно, в бесконечной Эволюции присущего жизни Разума, в том числе в расширении познании, самопознании и творчества.

Как реализуются эти смыслы в ходе великой Эволюции?

Для самосохранения и воспроизводства жизни:

— возникло и существует великое разнообразие форм и видов, способных к развитию;

— совершенствуются механизмы размножения биологических организмов (от бесполого, вегетативного до полового);

— функционируют разнообразные формы метаболизма;

— возникли и совершенствуются генетические механизмы (программы) управления процессами жизненного цикла каждого биологического существа от его рождения, развития, оставления потомства, выполнения своей миссии до смерти физического тела, а после смерти (по представлениям эзотериков) перехода в Тонкий (метафизический) мир в режим дальнейшего ожидания перед возрождением в другом физическом теле;

— работают механизмы мутаций, способствующие фундаментальному изменению биологических свойств организмов и приспособляемости к новым условиям существования;

(мутации — спонтанно возникающие изменения в генетическом аппарате клетки. Мутации лежат в основе изменчивости. Генные мутации чаще вредны для организма и нередко летальны, однако в некоторых случаях улучшают его адаптивные возможности. В таких случаях они играют исключительно важную роль в естественном отборе, являясь важнейшим фактором наследственной изменчивости);

— действуют механизмы наследственной изменчивости; постоянно совершенствуются механизмы адаптации организмов к изменению среды;

— действует генетический и еще какой-то (непонятно, какой) механизм сохранения биологических особей и видов;

(действует приоритет сохранения видов перед сохранением особей не только в мире животных, но и в мире людей. Так, нередко отдельные особи погибают ради сохранения вида, действует закон: сам погибай, а вид защищай. В годы войн тысячи и тысячи солдат погибали, защищая свои семьи, роды, свой народ, свою родину);

— можно предположить, что еще действуют какие-то покровительственные, защитные, но неизвестные нам, могучие космические силы по сохранению жизни на нашей планете и стабильности нашей околосолнечной планетной системы.

Бесконечное самосовершенствование жизни выражается:

— в усложнении субатомных и атомных структур, химических элементов;

— в Эволюции и все большем биологическом совершенствовании организмов (от бактерий до приматов и человека).

Накопление организмами полезных свойств и достижение их оптимального совершенства происходило и происходит методами проб, ошибок и находок, а не целенаправленным путем. В результате великой Эволюции в течение многих миллиардов лет к настоящему времени в природе наблюдается относительное совершенство биологических организмов в приспособляемости к среде обитания, например: совершенство гидродинамических свойств тел рыб, дельфинов, китов и других обитателей водной среды, аэродинамики тел птиц и проч.;

— в ментальном, духовном и физическом развитии разумных существ;

— предположительно — в возможном наличии высокоразумных существ небиологического типа, непохожих по метаболизму на тех, которые обитают на Земле.

Разнообразие (содержательность) жизненных процессов с каждым шагом развития цивилизации растет и выражается в многообразии событий, происходящих в мире, приятности многих явлений, в том числе физиологических процессов (секс, вкусная пища, хорошие напитки и т. п.), удовлетворенности хорошим состоянии своего здоровья, удовлетворенности при преодолении препятствий, при достижении поставленных целей, при решении трудных задач, при победе над противником, в радости рождения и воспитания потомства, в радости от созидания чего-либо, от творческого процесса, в радости дружбы и любви, в общении с хорошими людьми, в гражданской удовлетворенности от проживания в спокойной и здоровой социально-экономической среде, в интересе к зрелищам, играм, развлечениям и многом другом. Постепенно улучшается комфортность жизни.

В рамках эволюционных процессов рост разнообразия жизненных процессов, способствующих удовлетворению потребностей человека, может рассматриваться как стимулирование формирования и закрепления эффективных способов адаптации к окружающей среде.

Жизненные процессы любого существа сами по себе настолько важны и содержательны, что многим индивидам именно они представляются главным смыслом жизни. По этой причине они стремятся к максимальному комфорту любой ценой, однако при этом часто не считаются с интересами других.

Бесконечные возможности присущего жизни Разума, в том числе, познавательные и творческие возможности homo sapiens, реализуется в ходе научно-технического и духовного прогрессов.

Прогресс в Эволюции характеризуется тем, что в истории Земли постепенно возникают все более высокоразвитые биологические существа, то есть существа, которые становятся все более восприимчивыми к окружающему их миру и все лучше приспособлены к нему.

Прогресс, начиная с изобретения человеком каменных орудий труда и колеса и кончая созданием и массовым использованием всевозможных машин, компьютеров и проч., являл собой движение вперед, развитие от низшего к высшему, от простого к сложному. Прогресс — это развитие человечества в направлении к более совершенному состоянию.

Научно-технический прогресс (НТП) — это поступательное развитие науки и техники, стимулирующее как материальное производство, так и непроизводственную сферу и кардинально влияющее на развитие общества. В XVII–XIX веках сформировалось модернистское понимание НТП как инструмента бесконечного совершенствования человеческого общества и окружающей среды на основе непрерывно растущего вала научно-технических знаний. К началу XX века это понимание трансформировалось в идеологию научно-технического оптимизма, проповедующую всесилие прогресса, способного осчастливить человечество. Однако во второй половине XX века стали очевидными не только всесилие НТП, не только его позитивные, но и негативные следствия, в первую очередь в сохранении мира на нашей планете и в сохранении самой планеты.

Распространились и опасные технократические иллюзии — людей стали убеждать в том, что наука все может и технически все осуществимо. Пропагандируется вера в неограниченное могущество науки и техники и в якобы свободные от нравственных норм научные исследования. Авторитетное ученые и политики стали утверждать, будто наука сделала человека таким могучим, что ему теперь под силу фундаментальные изменения природы и всего живого. И вот уже ставится задача добиться господства человека над всей природой. Так за последние годы XX — начала XXI веков сформировался новый тип цивилизованного развития — так называемая техногенная цивилизация, и современный мир перешел на технологии тотального разрушения экосистем и естественных сообществ организмов, деформации и кардинальных, но не всегда целесообразных, изменений окружающей среды и одновременно — на разрушение духовности человечества. Всё это привело к глубочайшему кризису современной цивилизации. НТП стал одной из причин этого кризиса, однако именно НТП может и должен стать средством его преодоления.

Большие надежды ученые и особенно политики стали возлагать на новые направления, связанные с искусственным интеллектом. Но и здесь нас ожидает множество подводных камней: с одной стороны, создание все более совершенных человеко-машинных и машинных интеллектуальных систем, несомненно, сильно расширит производительные и познавательные возможности человечества, однако, с другой стороны, может возникнуть опасность новой поляризации общества и появления всесильной касты сверхлюдей, владельцев алгоритмических программ, и многочисленной, но бесправной и никому не нужной касты «простых» людей.

Мы видим, что природа НТП двойственна. С одной стороны — фантастические, особенно в XX веке, достижения, используемые на благо человечества (например, атомная энергетика), с другой стороны — наращивание возможностей использования достижений НТП в антигуманных целях, во вред природе (использование атомной энергии в военных целях). И так во всем, что бы ни открыл и ни изобрел человек. Прогресс в науке и технике, таким образом, оборачивается колоссальным ростом рисков и опасностей, угрожающих жизни как таковой. И поскольку человечество не может отказаться от НТП, оно обречено развиваться, наращивая новые знания и технику, но одновременно увеличивая все новые и новые опасности. Выход один — нужно каким-то образом блокировать возникающие опасности. Главным фактором, сдерживающим рост таких опасностей и растущей агрессивности человечества, может быть только всеобщая возросшая духовность. То есть рядом с научно-техническим должен идти духовный прогресс.

Духовный прогресс предполагает развитие таких качеств, которые направлены на защиту жизни, в том числе окружающей природы, животного и растительного мира, каждого индивидуума и всего человеческого сообщества. Духовность самого человека может выражаться в уважении и любви к ближним (в том, что называется христианской любовью), в миролюбии, доброжелательности, эмпатии, в развитии других гуманистических качеств, а со временем также — в развитии могучих, но пока скрытых способностей: от телепатии, самогипноза до самоврачевания и управления собственными внутренними органами. Основы для этого заложены в самой природе homo sapiens: в каждом человеке имеются громадные потенции. Помимо известных всем физических органов восприятия, он обладает еще многими органами, а именно, сорока девятью энергетическими центрами, которые находятся в полускрытом состоянии в различных местах его тела в состоянии бездействия, но которые по мере изменений в окружающем мире и расширения сознания человека, разовьются в органы познания и восприятия горних миров, давая различные высшие способности и высшие знания. Именно эти энергетические центры обеспечат связь физических органов человека с энергиями Тонкого мира и позволят использовать невиданную мощь этих энергий. Эволюция человека идет в направлении все большего раскрытия и развития его энергетических центров, что позволяет предположить, что в будущем (трудно сказать, в близком или очень далеком будущем) его высшие способности, относимые современной наукой к паранормальным, станут доступными многим людям.

О том, какими качествами будет обладать человек ближайшего будущего сегодня еще можно фантазировать. Можно представить себе человека через 50–100 или даже 500 лет — вряд ли он будет сильно отличаться от нас. Но представить, каким будет homo sapiens через 100 тысяч или даже 1 млн лет невозможно даже в самых смелых фантазиях.

Некоторые футурологи предрекают гибель вида homo sapiens и его исчезновение с лица Земли уже в не очень отдаленном будущем. Полагаю, что все же это не произойдет, и вот по какой причине. Разум в ходе великой Эволюции постоянно самосовершенствовался и проявил себя как главное стимулирующее средство жизни. Так был создан мозг — инструмент Разума. Самосовершенствование Разума всегда было и является устойчивой тенденцией. По этой причине и Разум современного человека, расширяющийся за счет развития искусственного интеллекта, уже сегодня обладает огромной жизнеспособностью. И есть твердые основания полагать, что Разум вместе с материей будет продолжать дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование. Этот процесс не закончится никогда, потому что свойством Разума-материи всегда было и пребудет вечно самосохранение. А потому и homo sapiens в будущем не исчезнет, хотя физически, ментально и духовно он наверняка изменится основательно.

Эзотерики считают, что современная цивилизация переживает период перехода от одной Эволюции, в которой развивался интеллект, к Эволюции духовности, когда дух начнет преобладать над интеллектом.

Духовный прогресс предполагает познание человеком ближнего окружающего мира, Бога (Вселенной) и, конечно, — познание самого себя. Очевидно, что именно человек как носитель Разума, наращивающий в ходе Эволюции свой интеллектуальный и духовный потенциал, призван все более становиться демиургом, творцом новых идей, открытий и дел.

И потому очень важно, чтобы уже сегодня — сейчас! — каждый из нас смог сам найти смысл собственной жизни. Бывший узник фашистских концлагерей известный психотерапевт Виктор Франкл дает нам такое наставление: «Один из важнейших уроков, которые я усвоил в Освенциме и Дахау, заключается в том, что в нечеловеческих условиях способен выжить лишь тот, кто устремлен в будущее, кто верит в свое призвание и мечтает выполнить свое предназначение… Смысл нельзя дать, его нужно найти… Осуществляя смысл, человек реализует сам себя».

Несомненно, один из главных смыслов существования человека разумного, наряду с самосохранением, самосовершенствованием и развитием познавательной и творческой деятельности, состоит в активном содействии Эволюции Разума, Красоты и Гармонии нашего мира. Ведь по природе своей человек по-прежнему остается неотрывной составной частью этого мира, частью развивающегося единства. Поэтому он, даже будучи духовно несовершенным, пока еще слишком агрессивным, не может не быть заинтересован в поддержании этого единства и сохранении жизни каждой букашки. Истина проста: существование мира, в котором мы живем — это основа нашего собственного существования. И важнейшими заповедями homo sapiens могут быть только такие: не убей! не навреди! люби! делай добро!

Напрашивается еще и такое гипотетическое суждение: если человек — Божье творение, т. е. создан он Богом (т. е. Вселенной с присущим ей Разумом) по образу и подобию Божьему, то, несомненно, человек — инструмент Божьего (Вселенского) познания, и создан он Эволюцией для познания Богом (Вселенной) самого себя.

Искусственный интеллект: кибернетический рай или конец homo sapiens?

Ойкумена взбудоражена: наш мир стремительно меняется — что станет со средой обитания? Каким будет человек будущего?

Многие футурологи, отмечая безудержный рост технизации нашей жизни, считают, что наш вид человека разумного вступил в стадию революционных изменений. Происходит, считают они, слияние, переходящее в симбиоз человека и техники при доминирующем, подавляющем биологические основы, росте техники. В последние годы в мозги человечества внедряется идеи о том, что в ближайшем будущем homo sapiens якобы исчезнет и вместо него на планете Земля будут господствовать сверхлюди — полулюди-полуроботы — некий гибридный тип сверхразумных и сверхумелых существ, киборгов.

Так, герой фантастического романа Дэна Брауна «Происхождение» [М.: Изд-во АСТ, 2018] сообщает изумленным обывателям следующее:

«Наш вид на грани исчезновения. Я всю свою жизнь предсказывал будущее. И в этот раз я проверил все варианты, на всех уровнях. И должен сказать: с огромной степенью вероятности: человечество в его привычном виде через пятьдесят лет перестанет существовать…

Если вы до сих пор не почувствовали слияние человека и техники… — оглянитесь вокруг…

Мы уже начинаем вживлять электронные чипы в мозг, запускаем в систему кровообращения поглощающих холестерин нанороботов, производим искусственные конечности, которые управляются нашим мозгом, используем инструменты генетической коррекции… для улучшения нашего генома и в прямом смысле конструируем и создаем улучшенные версии человека… Человек на наших глазах превращается во что-то иное… Мы становимся гибридом — сплавом биологии и технологии. Орудия, которые сегодня живут вне нашего тела — смартфоны, наушники, очки, медицинские препараты, — через 50 лет будут встроены в наш организм в таком количестве, что мы перестанем быть homo sapiens… Не успев оглянуться… мы откроем новую страницу в эволюционной книжке с движущимися картинками. И когда это произойдет, мы будем смотреть на современного homo sapiens так же, как сейчас смотрим на неандертальца… Наше будущее — прекрасно, оно куда ярче, чем может показаться» [Браун Д. Происхождение. — М.: Изд-во АСТ, 2018, с. 504].

Однако лично я не в восторге от такого будущего. Сильно сомневаюсь, что описанный гибридный вид станет новым видом человека, хотя создание «гибридных» биороботов дело вполне осуществимое.

Человечество в течение многих тысячелетий использует всевозможные протезы, запчасти и приспособления для улучшения функционирования различных органов. Однако интенсификация использования различных биотехнических и технических приспособлений для улучшения физиологических возможностей и продления жизни вряд ли способна изменить биологическую природу homo sapiens.

Но вот другой писатель, не фантаст, а израильский ученый, доктор истории Юваль Ной Харари в двух увесистых кирпичах, «Sapiens. Краткая история человечества» и «Homo Deus. Краткая история будущего» [М.: Изд-во Синдбад, 2019], раскапывает тему более основательно. На вопрос, к чему будет стремиться человечество, будем ли мы просто наслаждаться благами, «не спуская с поводка голод, мор и войну и поддерживая экологическое равновесие», Харари отвечает так: «Возможно, это было бы разумнее всего, но человечество вряд ли так поступит. Оно редко довольствуется тем, что имеет. Самая обычная реакция на триумф — не удовлетворение, а жажда новых триумфов… чем мы будем себя занимать?

…Беспрецедентно высокий уровень благосостояния, здоровья и спокойствия, а также наш прошедший опыт и наши нынешние ценности дают основание полагать, что следующими целями человечества будут бессмертие, счастье и божественность. Сократив смертность от голода, болезней и насилия, мы постараемся победить старость и даже саму смерть…

Homo Sapiens не будет истреблен взбунтовавшимися роботами. Скорее всего, он будет понемногу себя изменять, сливаясь с роботами и компьютерами все больше, пока наши потомки не оглянутся и не поймут, что они уже совсем не то существо, которое написало Библию, построило Великую Китайскую стену и смеялось над фильмами Чарли Чаплина… На самом деле это происходит уже сейчас, посредством многочисленных весьма обычных действий… В погоне за здоровьем, счастьем и властью человек изменит сначала одну свою черту, потом другую, третью и так в конце концов перестанет быть человеком» [Харари Ю. Н. Homo Deus. Краткая история будущего. — М.: изд-во Синдбад, 2019, с. 29–30, 62].

Ну а дальше — сплошной рукотворный рай: «В один прекрасный день наши познания станут столь глубокими, а наши технологии столь продвинутыми, что мы сможем создать эликсир неувядающей молодости, эликсир истинного счастья и любое другое вожделенное снадобье. И никакой бог нас не остановит…

Заглядывая на 20 лет вперед, мы можем с уверенностью сказать, что в 2038 году будем производить и потреблять больше, чем сегодня. Нанотехнологии, генетическая инженерия и искусственный интеллект произведут очередной промышленный переворот, а супермаркеты станут занимать в наших городах целые кварталы» [Харари Ю. Н. Указ. соч., с. 237, 251].

И все эти чудеса будут происходить не столько за счет прогресса так называемого «компьютерного сознания», сколько в результате грандиозной революции, в которой железяки-компьютеры резко повысят свои возможности решать невиданное множество задач, описываемых сложными алгоритмами (ранее считавшимися — исключительной компетенцией человека и решаемым благодаря творческим способностям человека). «До сего дня высокий интеллект всегда шел рука об руку с высокоразвитым сознанием. Только сознательные существа были способны выполнять задачи, требующие „много ума“ — играть в шахматы, водить машины, диагностировать болезни, идентифицировать террористов. Теперь же мы разрабатываем новые типы интеллекта без сознания (автор не счел нужным разъяснить, что это такое: „интеллект без сознания“. — Н. П.), которые справляются с подобными задачами намного лучше, чем люди. Дело в том, что в основе всех вышеперечисленных задач лежит распознавание образов, а в нем лишенные сознания алгоритмы могут скоро превзойти человеческое сознание» [Харари Ю. Н. Указ. соч., с. 362]. Из дальнейших авторских суждений можно понять, что все дело именно — в алгоритмах, и именно искусственный интеллект позволит справиться с решениями сложнейших алгоритмических задач. «Представление, будто бессознательным алгоритмам никогда не угнаться за гениальной человеческой мыслью, — не что иное, как самообман. Сегодняшний научный ответ на эту пустую мечту может быть сведен к трем простым положениям:

1. Организмы суть алгоритмы. Каждое животное, включая Homo Sapiens, — это собрание органических алгоритмов, сформированных естественным отбором за миллионы лет эволюции.

2. Алгоритмические вычисления не зависят от материалов, из которых сделан калькулятор. На каких бы счетах мы ни считали — деревянных, железных или пластмассовых, — если к двум прибавить еще два, получится четыре.

3. Следовательно, нет оснований полагать, что алгоритмы органические могут что-то такое, что неорганические алгоритмы никогда не смогут повторить или превзойти. Если вычисления правильны, то какая разница, где работают алгоритмы — в углеродной или кремниевой среде?» [Харари Ю. Н. Указ соч., с. 373].

Приведенные положения почти не вызывают возражений. Становится понятно, что запускается действие железного принципа: всё, что может быть оцифровано, должно быть оцифровано. А потому чем больше будут оцифрованы и представлены в виде алгоритмов такие виды человеческой деятельности, как управление автомобилем (трактором, обрабатывающим центром, ракетой), диагностика заболеваний, подбор медикаментов для лечения, распознание различных образов и объектов, перебор огромных массивов информации в поисках нужной и т. п., — тем все больше человеческая деятельность будет замещаться машинной деятельностью.

Однако при этом возникают новые проблемы. «Самым важным для экономики XXI века может стать вопрос о том, что же делать с… бесполезными людьми. Чем будут заниматься человеческие существа с высокоразвитым сознанием, когда не обладающие сознанием сверхумные алгоритмы почти все станут делать лучше?.. Чем же мы займемся, когда алгоритмы будут учить, лечить и создавать сайты лучше, чем мы?» [Харари Ю. Н. Указ. соч., с. 372].

Неизбежно возникнет, кроме того, еще одна важная социальная проблема. По мере вытеснения алгоритмами людей с рынка труда богатство и власть будут концентрироваться в руках тонкого слоя элиты — владельцев всемогущих алгоритмов. Социальное и политическое неравенство достигнет небывалого уровня. Но если на смену миллионам водителей придет один алгоритм, то все доходы и влияние достанутся корпорации, владеющей алгоритмом и нескольким миллиардерам, владеющим корпорацией.

И тогда встает вопрос вопросов: все ли функции homo sapiens можно оцифровать, алгоритмизировать? Харари справедливо отмечает: нет — не все. Некоторые индивиды настолько нестандартны и креативны, что их нельзя будет ни заменить, ни расшифровать. Они-то и образуют малочисленную привилегированную элиту усовершенствованных людей. Эти сверхлюди будут обладать беспрецедентным мыслительным потенциалом, что позволит им принимать многие важные решений. Они будут предоставлять системе важнейшие услуги, в то время как система не сможет ни понимать их, ни управлять ими. Однако подавляющее большинство людей не будут усовершенствованы и, следовательно, станут низшей кастой, подчиненной как компьютерным алгоритмам, так и новым сверхлюдям.

Спасительные проекты человечества XX века — борьба с голодом, эпидемиями и войнами — ставили своей целью гарантировать универсальную норму благосостояния, здоровья и мира для всех без исключения. «Проекты XXI века — обретение бессмертия, счастья и божественности также предполагают облагодетельствование человечества в целом. Но поскольку эти проекты нацелены на то, чтобы превзойти норму, а не сохранить и гарантировать ее, они смогут привести к созданию новой касты сверхлюдей, которая откажется от своих либеральных корней и будет обращаться с обычными людьми не лучше, чем европейцы XIX века с африканцами» [Харари Ю. Н. Указ. соч., с. 406, 409].

Вот таким видит будущее человечества известный израильский ученый Юваль Ной Харари (который деликатно просит воспринимать свои предсказания не как пророчества, а как вероятности). Его суждения выглядят на первый взгляд убедительно. Ученый настойчиво проводит мысль о том, что человеку трудно, или даже невозможно, свернуть с магистрального пути, ведущего в компьютерный рай и одновременно закрепляющего невиданное социальное неравенство (с фантастическим могуществом высших каст и полной утратой своей идентичности и превращением в рабов или исчезновением в небытии миллиардов представителей низших каст). То же, между прочим, проповедуют и представители мировой капиталистической верхушки, которые мечтают о будущей власти, не демократической и даже не автократической, а магической; то же преподносится широким массам в литературных произведениях жанра фэнтези, вроде упомянутого романа Дэна Брауна, и фильмах типа «Гарри Поттер». Получается, что альтернативы описанным сценариям развития человечества — нет. Но так ли это?

Небольшой опыт нашей цивилизации (всего каких-нибудь 7 тысяч лет) свидетельствует о том, что, несмотря на тяжелейшие катаклизмы и бедствия, революционные потрясения и войны, homo sapiens в биологическом развитии не претерпел каких-либо изменений и, несмотря на многочисленные социальные язвы (непрекращающуюся агрессивность, преступность, коррупцию, наркоманию, алкоголизм и проч.) некоторая (едва заметная) ментальная эволюция человечества все же происходит. Все меньше остается государств и структур, в которых грубо попираются права человека, все больше народов строят свои отношения на основе равенства и партнерства. Похоже, что такова тенденция общечеловеческого развития. И никакой искусственный интеллект и формируемый им Homo Deus (Человек-Бог) не смогут эту тенденцию пресечь.

Поэтому вряд ли в будущем миллиарды представителей «низших каст» будут безропотно мириться с потерей своей индивидуальности. И в вероятностном компьютерном раю «высшим кастам» волей-неволей придется делиться социальными благами, в том числе властью, с «низшими». Но дело не только в этом.

Возможности чисто машинных систем, в том числе роботов с искусственным интеллектом, при всех успехах компьютерных технологий в выполнении операций, поддающихся алгоритмизации, пока несопоставимы с аналитическими и творческими потенциями человеческого мозга. Мозг человека незаменим. Более того, его возможности бесконечно велики, настолько, что изучить их полностью, как считают многие ученые, вероятно, не удастся никогда.

Сегодня все чаще ставится вопрос: сможет ли человек в будущем создать существо (гомункулуса, киборга, Голема или что-то подобное), которое намного будет превышать его собственные интеллектуальные способности? Если исходить из того, что человек на протяжении тысячелетий своего существования постоянно пытался преобразовать окружающий мир и создавал всевозможные механизмы, которые намного увеличивали его физические силы (от примитивных палок-копалок до современных машин, ракет и компьютеров), то, надо полагать, что тенденции НТП сохранятся, и человек непременно будет стремиться создать все более и более совершенные человеко-машинные и машинные интеллектуальные системы. Очевидно, это могут быть системы, значительно усиливающие отдельные его мозговые функции (память, вычислительные операции, сложные аналитические и логические действия и т. п.) — этим путем наука и техника двигаются уже сегодня. Но в итоге это будет всё тот же homo sapiens с тем же, или более развитым, биологическим мозгом, но дополненным и усиленным искусственным интеллектом.

А вопрос о создании искусственного сверхразума, более мощного, чем биологический мозг человека немного напоминает вопрос незабвенного шутника Ходжи Насреддина: может ли всемогущий Аллах создать гору, настолько большую, что Он сам не в состоянии будет ее сдвинуть? Создание всемогущего надчеловеческого искусственного суперразума невозможно еще и по той причине, что сегодня мы не знаем (и, возможно, никогда не узнаем), что такое Разум и, в частности, что такое Разум Человека.

Опираясь на достижения биологической инженерии, некоторые ученые стали возлагать большие надежды на создания генетически модифицированных растений и животных. Считается, что в сочетании с 3D-технологиями генное редактирование может обеспечить «биопечать» живых тканей для восстановления и регенерации организмов. Если это так — в добрый путь. Однако когда производят так называемые «высокоточные» манипуляции с геномом человека, взятого у жизнеспособного эмбриона с целью «спроектировать» младенцев, обладающих конкретными качествами и устойчивостью к определенным заболеваниям, то это направление вызывает много вопросов и сомнений.

Успехи «технологий» тоже пока не так уж велики. Создать из «неживой» неорганики живые клетки не удается, и похоже, что дело здесь не в нашем недостаточном знании биологии-физиологии-физики-химии, а, скорее, в не очень понятной роли Разума (Сознания), который изначально присущ материи (энергии).

Более успешным, вероятно, может оказаться воссоздание путем регенерации живых клеток разных органов, живых тканей. Над этим успешно работает регенеративная медицина.

Становится понятно, что описанный футурологами прогресс в развитии искусственного интеллекта вряд ли сильно осчастливит человечество, а начавшаяся тотальная «чипизация» и «цифровизация», о которых с такой заинтересованностью рассказывают ангажированные фантасты, футурологи и политики, — на самом деле грозят не только коренным изменением всего образа жизни, но и уничтожением большей части человечества.

Однако главное направление Эволюции человечества, полагаю, возможно в другом. Рано или поздно люди вынуждены будут заняться фундаментальными исследованиями своих духовных основ и того, что эзотерики называют всеначальной, или психической, энергией. Именно путь духовного прогресса наряду с научно-техническим прогрессом, сулит неограниченные возможности Эволюции человека, развитие всех его могучих, но пока скрытых способностей: от самогипноза и самоврачевания до телепатии, телепортации, путешествий в Космосе и многого другого.

Основы уже заложены в самой природе homo sapiens. В каждом человеке — громадные потенции. Помимо известных всем физических органов восприятия, он обладает еще многими органами (а именно — сорока девятью энергетическими центрами), которые находятся в полускрытом состоянии в различных местах человеческого тела в состоянии бездействия, но которые по мере изменений в окружающем мире, развития в человеке духовности и расширения сознания, разовьются в органы познания и восприятия горних миров, давая различные удивительные высшие способности и высшее знание [Клизовский А. И. Основы миропонимания Новой эпохи. В 3 т. Т.1. — Рига, 1990, с. 80–81]. Возможно, для этого понадобится еще несколько сот или тысяч лет естественной эволюции в ответ на изменения среды обитания.

Много лет назад среди древних народов (индусов, египтян, вавилонян) были распространены практики самосовершенствования, искусственного раскрытия и запуска упомянутых энергетических центров, то есть искусственного стимулирования их эволюции, вне зависимости от условий окружающей среды. В Индии получили распространение различные йогические практики, овладев которыми можно было добиться совершенно феноменальных результатов либо в управлении своим телом, либо в развитии умственных способностей, либо в астральных путешествиях, либо в духовном самопознании и развитии.

Так, продвинутый йог (в зависимости от своей так сказать «специализации») мог: быть ясновидящим, предсказывать будущее; владеть техникой телепатии (посредством ее можно заставить человека на расстоянии совершать определенные действия); сконцентрированной мыслью передвигать предметы (телекинез); стать невидимкой; овладеть левитацией (оторвавшись от земли, парить в воздухе и перемещаться в пространстве); пробегать в течение многих часов огромные расстояния на большой скорости, едва касаясь земли; голым сидеть на льду на высоте пяти-шести тысяч метров над уровнем моря, при этом лёд под ним таял, а ему было так жарко, как в самый жаркий день; совершать в бодрствующем состоянии астральные путешествия в дальние миры; силой взгляда убить тигра, бешеную собаку; лежать на стекле из битых бутылок без ощущения боли и без нанесения ран; сидеть на воде, ходить по воде; ходить по огню; глотать стаканами без малейшего ущерба для здоровья концентрированную кислоту, яды; безболезненно протыкать шпагой насквозь грудь, сердце, печень, легкие; видеть сквозь непрозрачные твердые тела; писать двумя руками; читать закрытыми глазами закрытую книгу; не нуждаться в пище; разговаривать с иностранцами, не зная их языка; диагностировать болезни; лечить; даже воскрешать мертвых; а главное, самостоятельно (без постороннего вмешательства) на длительное время останавливать работу сердца и всех органов, в том числе, мозга, лежать без доступа воздуха в воде, под землей, а потом (в течение примерно одного часа) восстанавливать все функции жизнедеятельности.

Все эти чудеса подтверждены многочисленными научными наблюдениями, и они возможны по причине развитости у йога тех или иных энергетических центров (чакр). Именно энергетические центры обеспечивают связь физических органов человека с энергиями Тонкого мира и позволяют использовать колоссальную мощь этих энергий. Эволюция человека идет в направлении все большего раскрытия и развития этих энергетических центров, что позволяет предположить, что в будущем его высшие способности, относимые современной наукой к паранормальным, станут доступными большинству людей.

И научно-технический, и духовный прогрессы возможны при условии, что человечество не погибнет в огне будущих войн и всепланетных катаклизмов, и путь Эволюции не прервется. Но надо понять, что в современном мире накопилось огромное количество субъектов и сил с разнонаправленными и враждебными друг другу векторами развития, которые создают постоянные угрозы как существованию нашего вида homo sapiens, так и самой планеты. Казалось бы, в условиях всё возрастающих угроз и напряженности человечество должно мобилизовать все возможные ресурсы, включая достижения в области искусственного интеллекта (ИИ), на самосохранение и защиту жизни на Земле. Вместо этого глобальная капиталистическая элита принимает доктрину так называемого «устойчивого развития», суть которой, сформулированная Римским клубом (1995), в том, что стабильность дальнейшего развития необходимо обеспечивать за счет сокращения численности населения планеты и снижения уровня потребления. И всё — для блага «золотого миллиарда».

Во многих странах, в том числе в России, уже сегодня не только широко пропагандируются идеи развития ИИ, но и ведутся масштабные работы по «цифровизации» и «чипизации» без достаточного научного осмысления негативных социальных и экономических последствий. Особенно опасны эксперименты в области образования.

Основными идеологами тотального цифрового контроля над российскими педагогами и детьми на протяжении последнего десятилетия являются: Агентство стратегических инициатив (АСИ — некоммерческая организация, созданная правительством РФ), в котором одно из направлений возглавляет Дмитрий Песков, Сбербанк во главе с Германом Грефом и Высшая школа экономики во главе с ректором Ярославом Кузьминовым. «Знания не нужны, нужны навыки», — утверждают неореформаторы. Поскольку бизнесу нужны «дешевые человеческие роботы», цифровизаторы продолжают активно разрушать систему профтехобразования (в которой подростков все еще считали людьми и пытались давать им какие-то теоретические знания). Вместо сложившейся в течение последних восьми десятков лет системы подготовки квалифицированных рабочих по всей стране массово внедряется разработанная Песковым система «Вордскиллс», в которой открыто заявляется, что процесс обучения рабочих не должен продолжаться дольше 5–6 месяцев [Жанна Тачмамедова. О дивном новом цифровом образовании. — Пятая газета, 2021, 19 и 24 января].

Мы не разделяем идеи о том, что ИИ и созданные на его базе машины в конечном итоге поработят людей. Но мы видим, что люди уже сегодня умеют использовать машины, чтобы подчинить себе других людей. А развитие технологий дошло до такого уровня, что подчинение человека может обрести тотальный характер — такой, какого не было в самые жестокие времена рабовладения. Важно понимать, что все эти технологии попали в руки влиятельных персон, рабочей терминологией которых являются: «узаконенная работорговля», «лишние» и «ненужные люди», «одномерные люди одной кнопки» и т. п. Именно эти персоны занимаются реформированием образования. И дебилизация подрастающего поколения идет полным ходом.

В условиях плохо управляемой капиталистической стихии такие действия могут привести к смертельно опасным результатам.

Тем не менее процесс уже запускается во всепланетном масштабе. В июле 2020 года была опубликована книга руководителя Всемирного экономического форума (ВЭФ) профессора Клауса Шваба «COVID-19: The Great Reset» («COVID-19: великая перезагрузка»), в которой содержится описание перестройки жизни всей планеты в настоящее и «послековидное» время. Можно предположить, чем закончится эта перестройка — будут построены мировые концлагеря, которые будут управляться всепланетным правительством. Предполагается, что инструментом управления будет цифра. Для этого необходима «чипизация» и цифровая идентификация.

Доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов о «чипизации»:

«Во всех вариантах построения мирового электронного концлагеря непременным условием является цифровая идентификация человека. Активно обсуждается такой способ цифровой идентификации людей как вживление в тело человека электронного микрочипа. Такое „чипирование“ позволит Большому Брату не только видеть всех людей, но при необходимости и управлять ими воздействовать на них вплоть до…

Удалось разработать микрочипы нового поколения, основанные на использовании нанотехнологий: сверхкомпактные и недорогие. Родилась идея внедрять такие микрочипы в тело человека посредством уколов, капельниц, прививок. Создавать искусственные пандемии может ВОЗ, которая давно уже контролируется „хозяевами денег“» [Пятая газета, 2021, 16 февраля].

Мы видим, что Зло — многоголово, как Змей Горыныч. Не бороться с ним, значит — погибнуть. А как бороться? — вот в чем вопрос.

Погибнет ли человечество от своих смертных грехов?

По каналу «Россия-К» в течение двух недель шел научно-популярный сериал под общим названием «Восемь смертных грехов», и известные русские и иностранные ученые комментировали книгу-предостережение выдающегося австрийского зоолога и одного из основателей этологии, нобелевского лауреата Конрада Лоренца «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества». Сериал смотрелся со все возрастающим изо дня в день интересом. Специалисты приводили свои доводы pro и contra и пытались ответить на вопросы: куда мы, человеки, движемся как биологический вид? Что с нами будет? Вопросы чрезвычайно актуальные. Многие прогнозы на будущее были почти оптимистическими, но все же в жестких рамках телепередач некоторые проблемы не нашли отражения. О них и пойдет речь.

Конрад Лоренц считал нашу цивилизацию безответственной и в доказательство привел восемь смертных грехов нашей жизни, ведущих, по его мнению, к всеобщей гибели.

Зоолог и один из основателей этологии Конрад Лоренц назвал восемь смертных грехов цивилизованного человечества:

«(1) Перенаселение Земли, вынуждающее каждого из нас защищаться от избыточных социальных контактов… и, сверх того, непосредственно возбуждающее агрессивность вследствие скученности множества индивидов в тесном пространстве.

(2) Опустошение естественного жизненного пространства, не только разрушающее природную среду, в которой мы живем, но и убивающее в самом человеке всякое благоговение перед красотой и величием открытого ему творения.

(3) Бег человечества наперегонки с самим собой, подстегивающий гибельное, все ускоряющееся развитие техники, делающей людей слепыми ко всем подлинным ценностям и не оставляющий им времени для подлинно человеческой деятельности — размышления.

(4) Исчезновение всех сильных чувств и страстей вследствие изнеженности. Развитие техники и фармакологии порождает возрастающую нетерпимость ко всему, что вызывает малейшее неудовлетворение. Тем самым исчезает способность человека пережить ту радость, которая требует преодоления препятствий и дается лишь ценой тяжких усилий…

(5) Генетическое вырождение», которое есть следствие отключения механизмов естественного отбора. В XXI веке благодаря расшифровке генома было доказано, что в наших генах накапливаются опасные мутации, ведущие к росту смертельных болезней. К каким последствиям это может привести? Станут ли новые открытия в области редактирования и «улучшения» генов панацеей или, наоборот, ускорят процесс мутации с непредсказуемыми последствиями?

«(6) Разрыв с традицией… Поэтому молодежь обращается со старшими как с чужой этнической группой, выражая им свою национальную ненависть Главная причина этого нарушения отождествления — недостаточный контакт между родителями и детьми, вызывающий патологические последствия уже у грудных младенцев.

(7) Возрастающая индоктринируемость человечества. Увеличение числа людей принадлежащих к одной и той же культурной группе… приводит к такой унификации взглядов, какой до сих пор не знала история… Эффекты, уничтожающие индивидуальность, приветствуются теми, кто хочет манипулировать большими массами людей…

(8) Ядерное оружие навлекает на человечество опасность…»

[Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества. — М.: «Республика», 1998].

Все восемь грехов можно было бы объединить в один очень большой грех — стремление человечества не просто выжить, но надежно самоутвердиться и господствовать на планете; а индивиды, настроенные экстремистски, т. е. те, что из числа «золотого миллиарда», формулируют свои цели более жестко: самоутвердиться и господствовать во что бы то ни стало, даже если потери будут составлять не менее 6–7 млрд особей homo sapiens. И мы понимаем, что такие грехи небезопасны, они чреваты…

Говоря о грехе перенаселения и прочих, с ним связанных, Лоренц вопрошает: зачем человечеству нужны безмерный рост его численности, безумная конкурентная борьба, накопление все более убийственного оружия, прогрессирующая комфортность жизни, ведущая к атрофии мышц и чувств и т. д. и т. п.? При ближайшем рассмотрении оказывается, считает именитый ученый, что едва ли не все эти вредные явления представляют собой расстройства человеческих механизмов поведения, первоначально очень нужных для сохранения вида. Вывод Лоренца однозначен: их следует рассматривать как патологические.

В самом деле, все блага, доставляемые человеку глубоким познанием окружающей природы, прогрессом техники, химическими и медицинскими науками, всё, что, казалось бы, предназначено для облегчения человеческих страданий, — все это парадоксальным образом способствует гибели человечества.

В беспрерывном мелькании множества человеческих лиц мы уже не можем разглядеть черты нашего ближнего, и в этом, без сомнения, повинна скученность людских масс в современных больших городах. Чем больше скопление людей в больших городах, тем больше шансов подвергнуться там грабежам, насилиям и убийству даже средь бела дня на самых оживленных улицах. Скученность людей в тесном пространстве ведет к обесчеловечиванию, деперсонализации личностей и вызывает усиление злокачественной агрессии. Общее недружелюбие, наблюдаемое во многих больших городах, явно возрастает пропорционально плотности скопления людей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пора учиться любви, или Как воспитать Homo amoris предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я