Иван Белояр. Советы «колдуна»

Николай Николаевич Наседкин, 2020

«Советы “колдуна”» – своеобразная энциклопедия повседневной жизни человека, сборник полезных сведений-советов на каждый день. Например, как вести себя в церкви – с одной стороны; и какие заговоры помогут в беде, каким приметам и снам можно верить – с другой. В отдельных разделах книги речь идёт о сумасшествии, самоубийстве, алкоголизме, «стыдных» болезнях… И ещё – это просто увлекательная книга: она написана доступным языком, живым слогом, читается легко. С этой книгой, как с умным, компетентным и внушающим доверие человеком, можно посоветоваться в любом трудном деле… Для широкого круга читателей, интересующихся вопросами целительства, психологии, душевного и телесного здоровья. Книга впервые была издана в издательстве «Феникс» под названием «Как исцелить душу и тело. Полезные советы знахаря» в 2004 году. Администрация сайта ЛитРес не несёт ответственности за представленную информацию. Могут иметься медицинские противопоказания, необходима консультация специалиста.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Иван Белояр. Советы «колдуна» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II. КАБЫ ВСЁ ЗНАТЬ — НЕ СТРАШНО И ПОМИРАТЬ

О чернокнижии без страха

Ну вот, теперь, как говорится, отдав Богу Богово, поговорим о явлениях, которые официальной церкви не нравятся, осуждаются ею и даже запрещаются, но без которых народ русский жизни себе не представляет. Поговорим о чернокнижии, о народных приметах и гаданиях, о таких «западных штучках», как спиритизм и астрология… Одним словом, речь в этом разделе книги пойдёт о таинственных явлениях, с которыми человек сталкивается на каждом шагу, но которым полного точного и бесспорного объяснения ещё не найдено.

Дело каждого человек — верить или не верить, допустим, приметам или в воздействие на его судьбу небесных светил. Но когда человек верит, что, если он встанет утром с правой ноги, то несчастья в этот день его обойдут стороной, или ждёт, что год астрологического знака, под которым он родился, будет для него счастливым, и это на самом деле так случается, — что ж в этом плохого? Один из героев Шекспира восклицал: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!» И это действительно так. Поговорим же о таинственном, и я советую читателю: забудьте хотя бы на время о скепсисе, об иронии: веками народной жизни и опытом всего человечества доказано, ещё раз повторю, что во всём этом — что-то есть.

* * *

Ко мне как-то обратились за помощью две женщины (это было ещё в Сербии) — мать и дочь. Они были испуганны, встревожены, старшую даже пробирала дрожь, когда она рассказывала о своей страшной проблеме.

Суть дела заключалась в следующем: они плохо ладили с соседкой-старухой, которая не так давно вселилась в оставленную ей по наследству родственникам квартиру. Неприязненные отношения сложились сразу, ибо мои посетительницы (фамилия их — Дражковичи) по воле рока дважды за короткое время, что называется, заливали нижнюю соседку — прорывало водопроводные трубы. Дело не обошлось без ругани, оскорблений и взаимных угроз.

И вскоре в квартире Дражковичей начали твориться странные вещи: взялась сама по себе падать со стола и из серванта посуда и разбиваться вдребезги, оборвалась вдруг и рассыпалась хрустальная люстра, в ванне, когда молодая Дражкович хотела накануне помыться, вместо шампунной ароматной пены появилась ни с того ни с сего пена от стирального порошка, любимый кот хозяек каким-то чудом попал в закрытый шкаф на кухне и провёл там целую ночь, после чего заболел от нервного потрясения, отказывается от пищи и не даёт себя гладить…

Со стороны всё это выглядит, конечно, даже смешно, но бедным женщинам было не до смеха — они сами уже были на грани нервного срыва и опасались попасть в больницу. Я как мог успокоил их, сходил к ним домой, убедился, что всё ими рассказанное правда, затем незаметно рассмотрел их старуху-соседку, отдыхавшую вечером на лавочке у подъезда. И для меня все стало ясным и понятным.

Признаюсь, тогда, по молодости лет, я ещё очень любил всякую театральность в своём деле, мне нравилось, когда меня называли почтительно колдуном, поэтому я не стал посвящать Дражковичей в истинные причины их напастей, а просто взялся избавить их от нечистой силы, что и сделал очень быстро и эффективно. В их доме, занавесив все окна плотными покрывалами (для пущего эффекта), я заставил их повторить за мной молитву перед образом Спасителя, затем, ввергнув их в гипнотический сон, «очистил» их мозги и души от постороннего экстрасенсорного воздействия, ввел в сознание защитный барьер-иммунитет против страха перед «нечистой силой». Затем, вернув пациенток в реальную действительность, я вручил им настой-эликсир из лечебных трав, который заканчивал и закреплял их исцеление. Но самое главное, о чем мать и дочь Дражковичи не подозревали, перед этим я поговорил с их соседкой. Моё имя ей оказалось известно, поэтому она всерьёз приняла моё предупреждение, что если она не оставит бедных беззащитных женщин в покое, я саму её заставлю испытать много неприятностей от «нечистой силы», напущенной на неё мною. Конечно, нехорошо путать-запугивать старых женщин, но что же мне оставалось делать, если эта ведьма (по терминологии Дражковичей) действительно обладала большими гипнотическими силами и, имея озлобленный характер, использовала их не с добрыми намерениями.

Подобных случаев в моей практике было десятки, сотни и в подавляющем большинстве случаев все происки нечистой силы, чёрта, демона, беса и т. п. объяснялись телепатией, гипнозом, экстрасенсорикой и прочими явлениями-свойствами, которые в принципе понять-осознать можно.

Издавна в народе живёт страх перед чернокнижниками-колдунами. Считалось, что они отреклись от Бога, от родных, от добра и истины. Их называли кудесниками, чародеями, ведунами, колдунами, волхвами, ворожеями, знахарями, доками, чернокнижниками. Считалось, что, заключая с нечистой силой условие-договор, такой человек закладывает свою душу, а взамен получает Чёрную книгу, заполненную заговорами и ведовскими тайнами.

Народ приписывал чернокнижникам способность к обморочанью, узорочанью, обаянию. Обморочить — значит обмануть. До сих пор широко бытует в русском языке выражение — морочить голову. Узорочаньем называлось снадобье, приготовленное кудесником под заклинания для всяких колдовских дел. Обаяние — чудесная сила, истекающая из ведуна, которая делает человека полностью послушным его воле.

Теперь посмотрим на пример Дражковичей с этих позиций. Соседка-старуха их обаяла, подчинила своей гипнотической воле, и обморочила (заморочила), то есть заставила поверить, что это не они сами в состоянии гипнотического сомнамбулизма (сна) бьют посуду и засовывают кота в шкаф, а проделывает всё это будто бы нечистая сила. И я, в свою очередь, обаял Дражковичей для их же пользы, затем обморочил их, будто изгнал нечистую силу раз и навсегда из их дома, а вдобавок ещё и применил узорочанье (настой из целительных трав) для полного исцеления их от нервных болезней и стресса. Ну — чем я не колдун, не чернокнижник?

Со временем отношение к колдунам в народе менялось. Это происходило, вероятно, потому, что большинство людей с таким «званием-титулом» славились не столько тем, что напускали порчу или недуг на людей, а тем, что, наоборот, избавляли людей от недугов, помогали им. Сохранилось немало заговоров, которыми пользовались ведуны-колдуны в своей практике. Эти заговоры были в своё время записаны и донесли до нас всю красоту певучего русского обрядового языка (ибо волхование, кудесничество, колдовство — это тоже обряд). В соответствующих разделах книги я приведу старинные народные заговоры, касающиеся любви, семейной жизни, или здоровья и болезней, здесь же хочется привести образчики заговоров по наиболее общим явлениям и сторонам жизни народа.

ЗАГОВОРЫ

Я часто использую их в своей практике и искренне уверен, что если произносить-читать их убеждённо, с большой эмоциональной силой, с напором, то воздействие заговора будет ощущаться явственно. По крайней мере, человек, в пользу которого произносится заговор, обязательно получит душевное, психологическое облегчение.

Заговор от тоски матери в разлуке с детьми.

Разрыдалась я родная, раба /имя/, в высоком тереме родительском, с красной утренней зори, во чисто поле глядючи, на закат ненаглядного дидятки своего ясного солнышка /имя/. Досидела я до поздней вечерней зори, до сырой росы, в тоске, в беде. Не взмилилось мне крушить себя, а придумалось заговорить тоску лютую, гробовую. Пошла я во чисто поле, взяла чашу брачную, вынула свечу обручальную, достала плат венчальный, почерпнула воды из загорного студенца. Стала я среди леса дремучего, очертила чертою призорочною и возговорила зычным голосом:

— Заговариваю я своего ненаглядного дидятку /имя/, над чашею брачною, над свежею водою, над платом венчальным, над свечою обручальною. Умываю я своего дитятку во чистое личико, утираю платом венчальным его уста сахарные, очи ясные, чело думное, ланиты красные, освещаю свечою обручальною его становый кафтан, его шапку соболиную, его подпоясь узорчатую, его коты шитые, его кудри русые, его лицо молодецкое, его поступь борзую. Будь ты, моё дитятко ненаглядное, светлее солнышка ясного, милее вешнего дня, светлее ключевой воды, белее ярого воска, крепче камня горючего Алатыря. Отвожу я от тебя: чёрта страшного, отгоняю вихоря бурного, отдаляю от лешего окаянного, от чужого домового, от злого водяного, от ведьмы киевской, от злой сестры её муромской, от моргуньи-русалки, от треклятой бабы-яги, от летучего змея огненного, отмахиваю от ворона вещего, от вороны-каркуньи, заслоняю от Кащея-Ядуна, от хитрого чернокнижника, от заговорного кудесника, от ярого волхва, от слепого знахаря, от старухи-ведуньи. А будь ты, моё дитятко, моим словом крепким — в нощи и в полунощи, в часу и в получасьи, в пути и дороженьке, во сне и наяву — укрыт от силы вражия, от нечистых духов, сбережён от смерти напрасныя, от горя, от беды, сохранён на воде от потопления, укрыт в огне от сгорения. А придёт час твой смертный, и ты вспомяни, моё дитятко, про нашу любовь ласковую, про наш хлеб-соль роскошный, обернись на родину славную, ударь ей челом седмерижды семь, распростись с родными и кровными, припади к сырой земле и засни сном сладким, непробудным.

А будь моё слово: сильнее воды, выше горы, тяжелее золота, крепче горючего камня Алатыря, могучее богатыря. А кто вздумает моего дитятку обморочить и узорочить, тому скрыться за горы Араратские, в бездны преисподние, в смолу кипучию, в жар палючий. А будут его чары — ему не в чары, морочанье его не в морочанье, узорчанье его не в узорчанье.

На всякий случай подскажу, что заговоры могут произноситься как самим «колдуном», так и тем, от имени кого заговор говорится (в данном случае — матери). Только необходимо, чтобы колдун-знахарь вдохнул свою ведовскую силу в заговор, и чтобы человек, надеющийся на его помощь, об этом знал и ведал.

Заговор на путь-дороженьку.

Еду я из поля в поле, в зелёные луга, в дальные места, по утренним и вечерним зорям; умываюсь медяною росою, утираюсь солнцем, облекаюсь облаками, опоясываюсь частыми звёздами. Еду я во чистом поле, а во чистом поле растёт одолень-трава. Одолень-трава! Не я тебя поливал, не я тебя породил: породила тебя мать сыра земля, поливали тебя девки простоволосыя, бабы-самокрутки. Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили. Отгони ты чародея, ябедника. Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озёра синие, берега крутые, леса тёмные, пеньки и колоды. Иду я с тобою, одолень-трава, к Окиян-морю, к реке Иоардане, а в Окиян-море, в реке Иоардане лежит бел-горюч камень Алатырь. Как он крепко лежит предо мною, так бы у злых людей язык не поворотился, руки не подымались, а лежать бы им крепко, как лежит бел-горюч камень Алатырь. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, во всём пути и во всей дороженьке.

Поверьте, даже если вы из так называемых «новых русских» и отправляетесь в дорогу в сопровождении полуроты дюжих охранников с автоматами, всё равно не поленитесь перед отправлением прочитать этот заговор, если, конечно, желаете себе удачного пути и цените свою жизнь. Следующий старинный заговор тоже очень актуален сегодня. Он помогает тем, кто связал свою судьбу с торговлей, написан на древнеславянском языке, так его, чётко, по слогам и следует произносить перед выходом на торжище или при открытии своего магазина.

Заговор на торговлю.

Дела, Господи, рек еси пречистыми усты Своими, яко без меня не можете творить ничто же. Господи мой, Господи, верую объем души нашей, помзи мне, грешному рабу Божию /имя/, сию нашу жизнь торговлею в купле, продаже и меняльстве и во всём. Ты, Владыко, Господи, сам её соверши во имя Отца и Сына, и святаго Духа, аминь. Святой Архангел Михаил, во твое святое имя торгуем, спаси, сохрани и благослови своими святыми молитвами раба Божия /имя/ начати и совершити счастливую и благополучную торговлю. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Как видим, этот заговор скорее напоминает молитву и должен содействовать особенно сильно и, в первую очередь, конечно, не тому торговцу, который, наторговав миллиард, мечтает о втором, третьем и десятом, а — тем бедным, страждущим тысячам несчастных людей, которых нужда и катаклизмы «перестройки» заставили выйти на рынок или перекрёсток, чтобы наторговать несколько грошей на хлеб и молоко детям.

Вот ещё несколько народных заговоров, обращений к вышним силам, которые могут помочь каждому простому человеку, попавшему в беду, и у которого нет больших и лишних средств, дабы с их помощью поправить обрушившуюся на него напасть.

Заговор на покражу.

На море на Окияне, на острове на Буяне стоит железный сундук, а в железном сундуке лежат ножи булатные. Подите вы, ножи булатные, к такому-то и сякому вору, рубите его тело, колите его сердце, чтобы он, вор, воротил покражу такого-то, чтобы он не утаил ни синя пороха, а выдал бы всё сполна. Будь ты, вор, проклят моим сильным заговорам в землю преисподнюю, за горы Араратские, в смолу кипучую, в золу горючую, в тину болотную, в плотину мельничную, в дом бездонный, в кувшин банный; будь прибит к притолоке осиновым колом, иссушен суше травы, заморожен пуще льда, окривей, охромей, ошалей, одервяней, одурей, обезручей, оголодай, отощай, валяйся в грязи, с людьми не смыкайся и не своею смертию умри.

Заговор от лихого человека.

Иду я по чистому полю, навстречу бегут семь духов с полудухами, все чёрные, все злые, все нелюдимые. Идите вы, духи с полудухами, к лихим людям, держите их на привязи, чтоб я от них был цел и невредим во пути и дороге, во дому и лесу, в чужих и родных, во земле и на воде, во обеде и на пиру, в свадьбе и на беде. Мой заговор долог, мои слова крепки. Кто моё слово испровержет, ино быть во всём наиново, по-худу, по-недобру, как вопреди сказано.

Заговор на укрощение злобы.

Сажусь в сани, крытые бобрами с соболями и куницами. Как лисицы и куницы, бобры и соболи честны и величавы между панами и попами, между миром и селом, так мой нарожденный сын был бы честен и величав между панами и попами, между миром и селом. Еду на гадине, уж погоняет, а сам дюж, у панов и судов полон двор свиней, и я тех свиней переем. Суд судом, век веком! Сею мак. Разыдутся все судьи, а тыя сидят, что меня едят. Меня не съедят; у меня медвежий рот, волчий губы, свиные зубы. Суд судом, век веком! Кто мой мак будет подбирать, тот на меня будет суд давать. Спрячу я свой мак в железную кадь, а брошу кадь в Окиян-море. Окиян-море не высыхает, кади моей никто не вынимает, и маку моего никто не подбирает. Суд судом, век веком! Замыкаю зубы и губы злым сердцам, а ключи бросаю в Окиян-море, в свою железную кадь. Когда море высохнет, когда мак из кади поедят, тогда мне не бывать. Суд судом, век веком!

Заговор от страха, и от молнии, и от грома, который тоже читается как молитва-обращение к Богу.

Господи Боже Вседержителю, спасе всего мира! Сохрани и спаси раба своего /имя/ на всяком месте и на всяк час, ходяща или удуща или пиюща, или путем ходяща, избави его от всякого молния и от грома избави и покры его от всякого привидения дьявольска, от всякого беса полуденнаго и полунощнаго и от страха вражия, во тьме преходящаго, и от всех злых человек, идущих злая сотворити рабу Божию; Ты, Господи, имена их веси, и не едина же от них утаи ти ся; имя Твое, Господи, призываем на помощь рабу Божию /имя/: Адонай, Еиелой, Елеоны, Рукаваси, Леон, ни уду ифа, глава на чело конец с удонь Петра ди Диадеи, Отца и Сына и Святаго Духа и ныне, и присно, и в векы веком.

Есть-существует и отдельный заговор-молитва на молнию и гром, которая так и называется: Молитва во время блистания молнии и грому.

Свят, свят, свят, Господь Саваоф, седяй на облацах, обладаяй молниями и громом, дождь проливаяй на источники водныя; о Владыко, Страшный и грозный судие, буди окаянному диаволу, спадшему с небес, да бежит от дома сего и от места сего и от нас, рабов Твоих, и да бежит в бездны непроходимыя, идеже не присещает свет лица Твоего — всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

В соответствующих разделах книги, посвящённых вопросам, к примеру, любви или лечения недугов, будут приведены необходимые заговоры и молитвы, а пока чуть подробнее разовьём тему, касающуюся именно молнии и грома, а точнее — погоды. Колдуны испокон веку призывались народом в случае, если погода, а точнее — отсутствие благоприятной погоды грозило уничтожить урожай, обречь людей на голод и нищету. Главным бичом в этом плане для России издавна была засуха. Впрочем, в большинстве стран и регионов — это тоже наиболее частое бедствие для поселян. Поэтому и накопился уже богатейший опыт, как избежать такой напасти, создан землянами целый арсенал колдовских, заклинательных, чародейских методов предотвращения засухи. Итак, какие же это методы? Вот лишь несколько примеров:

Как вызвать дождь.

В Прибалтике, например, был распространён следующий колдовской ритуал. Когда долго не бывало дождя, трое мужчин, избранных на это благое дело односельчанами, в священной роще взбирались на три высокие ели или сосны. Один из них был Громом и бил железякой по ведру или котелку; второй в подражание молнии рассыпал искры из горящих головней; третий же изображал Дождь — разбрызгивал вокруг воду из ведра с помощью пучка веток.

У многих народов в действе вызывания дождя во время засухи должны были участвовать обнажённые женщины. Причём это встречалось (и встречается!) не только где-нибудь в Африке или Южной Америке, но и, к примеру, в Индии и в Румынии. Нагие индианки ночью волокут плуг по полю, а румынки — тащат через засыхающее поле борону к ручью, где погружают её в воду. Такой обычай существовал, в частности, в исторической области Румынии — Трансильвании. Что интересно, как в Индии, так и в Трансильвании мужчины не имели права присутствовать при таком колдовском действе, когда голые женщины напоминали вышним силам, что земле необходима вода, и выпрашивали у небес дождь.

Сельскохозяйственные орудия используются в ритуале вызывания дождя у многих народов. В частности, это распространено у наших соседей по географическому пространству — кавказцев. Так, у пшавов и хевсуров девушки впрягаются в плуг и тащат его в реку, заходя в воду до пояса. Подобным же образом поступают и армянские девушки и женщины. Только там старшая по возрасту женщина должна надеть на себя рясу священника и идти впереди процессии с плугом. А вот в Грузии был распространён обычай вызывания дождя, в котором принимал участие сам священнослужитель: девушки впрягались в бычьи упряжки, а священник брал в руки вожжи, и процессия под его управлением пробиралась по водам — через речки, топи, — молясь и плача.

В тех местах, где мне довелось жить — в Южной Европе, — в подобных ритуалах часто задействуют детей. В Греции, к примеру, во время длительной засухи собирали группу детей со всей округи, и она отправлялась ко всем колодцам. Впереди процессии шла украшенная цветами девочка, которую на каждой остановке у очередного колодца окропляли водой, распевая при этом заклинания. Похожий ритуал есть и у сербов, и мне даже приходилось его наблюдать лично: здесь процессия составляется из девочек, девушек и женщин, а впереди идёт маленькая девочка, одетая в «костюм» из цветов, листьев, трав. Перед каждым домом родной деревни процессия останавливается, наряженная в живую зелень девочка танцует и поёт внутри хоровода, а потом хозяйка дома обливает её из ведра водой.

Интересно, что почти точно так же вызывают дождь и на другом краю земли — в Индии. Только там роль «цветущего ребёнка» исполняет мальчик и его называют «дождевым царём».

Бывает, что мольбы народные о спасительном дожде пропадают втуне, и тогда смирение кончается, мольбы и молитвы отбрасываются и, измученные зноем люди, начинают исступленно корить и даже проклинать богов, духов и все остальные вышние силы. Так поступают, к примеру, китайцы. Для вызывания дождя они изготавливают из бумаги или дерева огромного дракона, изображавшего бога дождя, таскают его по полям, заклиная и выпрашивая осадки. Если же просьбы их не доходят по назначению, они начинают бить бумажного дракона, проклинать его и в конце концов разрывают на куски.

Подобные бунты против божества отмечались ещё совсем недавно и в цивилизованной просвещённой Европе. Так, на юге Италии в случае длительной засухи моления о дожде принимали широкий размах: по улицам деревень беспрерывно ходили процессии с выходами в поле и коллективными молениями; церкви днём и ночью освещались свечами и беспрерывно перед иконами молились люди. В дело пускалось всё: обедни, вечерни, специальные ритуальные представления, иллюминации, фейерверки… И если дождь всё же не начинался, терпение экспрессивных итальянцев заканчивалось, они поворачивали статуи святых лицом к стене, а то и выбрасывали на улицу в пыль, бывали случаи, когда с изваяний святых срывали их роскошные драгоценные одеяния и наряжали провинившихся небожителей в рваньё, всяческие нищенские лохмотья.

У русского народа подобного варварства не отмечалось, наш кроткий деревенский люд все упования свои возлагал на смиренные молитвы и уважительные заклинания. Разве что претерпевать неудобства некоторые приходилось в иных местностях батюшкам. Существовал, к примеру, обряд вызывания дождя в русских деревнях, когда засуха грозила уже окончательно погубить весь урожай, а молитвы никак до небес не доходили, при которой после службы в церкви крестьяне, уже на улице, валили священника на землю и обливали его водой. В Курской области же поступали хитрее: женщины высматривали прохожего чужака, гурьбой набрасывались на него и бросали в реку или окатывали с ног до головы водой. Таким образом, и местный батюшка оставался сухим и не гневался на «язычников», и вышние силы оставались довольными «жертвой» и зачастую в благодарность насылали на эту местность благодатный дождь. Было распространено на Руси и такое средство борьбы с засухой: все женщины села или деревни от мала до велика заходили в реку прямо в одежде и с молитвами купались, призывая хляби небесные разверзнуться.

А вообще в русских обычаях всегда было в качестве заклинаний использовать специальные песни. Вот, в частности, и для вызывания дождя были специальные короткие песни-припевки, хорошо известные и поныне:

Радуга-дуга,

Принеси нам дождя!

Или:

Дождик, дождик, пуще!

Я вынесу гущи,

Хлеба краюшку,

Пирога горбушку!

Бывали же случаи, когда, наоборот, многодневные дожди, не вовремя зарядившие, грозили погубить будущий урожай, тогда на тот же припев пелась песня про радугу, но уже заклинавшая совсем о противоположном:

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка —

Колоколнышка!

Заговор-проклятие мороза.

Не менее страшным бичом в России, как и засуха, является и сильный мороз, который, особенно при малом покрове снега, способен погубить-выморозить озимые. Для борьбы с этим злом на Святой Руси существовал обряд заговора-проклятия мороза. Осуществлялся он так: старик брал ложку овсяного киселя, влезал с нею на печь русскую, просовывал голову в волоковое (маленькое задвижное) оконце и произносил:

Мороз, мороз! приходи кисель есть.

Мороз, мороз! не бей наш овёс.

Лён да конопли в землю вколоти.

После этого дед оборачивался в избу, и старшая из женщин в доме, пользуясь случаем пока он слезал с печи, окачивала его водой. Считалось, что проклятие, высказанное старикам на лён и конопли, замирает на его устах от воды, мороз же, удовольствовавшись киселём, не убивает ни льна, ни конопли, ни овса.

Впрочем, чем бороться с неблагоприятной погодой, лучше её заранее предугадать-предвидеть, а для этого существуют самые различные приметы. Им и посвящены следующие несколько страничек этой книги.

Лад примет на всё даёт ответ

Приметы на погоду. Все даты, указанные в народных приметах, приведены по новому стилю.

— Если 19 января, в Крещение, случится метель, тоже самое будет и на масленице, во время проводов зимы.

— Если 21 января будут дуть сильные ветры с южной стороны, то лето выдастся дождливым и грозовым.

— Если 2 февраля будет яркое солнце, то весна случится ранняя и бурная.

— В вечер 14 февраля, накануне Сретения, если высыплет на небе много звезд, то зима ещё долго продолжится и весна запоздает.

— Если грачи прилетают дружно 17 марта и — прямо на гнездо, то весна будет ранняя и дружная.

— Если с 22 марта начнутся утренники, утренние морозы, и будут продолжительны (до сорока дней!) — лето тогда обещает быть жарким.

— Большие ручьи на 30 марта обещают-грозят половодьем и широким разливом вешних вод.

— 7 апреля, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, красный /погожий/ день обещает, что год будет засушливым, а если пойдёт дождь, то и лето будет благоприятным для урожая и очень грибным.

— Если 21 апреля солнце встречается с месяцем и если эта встреча происходит на виду, при ясном небе, то лето будет благодатным; а если, наоборот, солнце с месяцем встречаются при тучах-облаках и тумане — лето не обещает быть красным.

— Если до 24 апреля реки не вскрылись — лето будет худым и неурожайным.

— Если вечером 13 мая взойдут обильно звёзды и подует с юга тёплый ветер, то лето будет обильно грозами и тёплое, плодородие обильное. Эта примета очень верная и всегда подтверждается.

— Добрая погода 14 мая должна обязательно повториться-установиться на всю уборочную текущего года; худая же погода в этот день обещала непогоду в уборочную страду и предвещала голодную зиму.

— 22 мая соотносится в народном календаре с поговоркой-приметой: «Велика милость мужику на Николин день, когда поле польёт дождичком».

— Если день 24 мая будет мокрым, то и всё лето ожидается дождливым. Туманы в этот день также обещают обильные осадки летом. А если восход будет пожаровым, с красною зарёю, то летом случатся обильные грозы и, как следствие этого, — много пожаров.

— Если 10 июля, на день св. Самсона, будет дождь, то и всё лето вплоть до бабьего лета будет дождливым.

— Хороший ясный день 1 августа предвещает сухую осень, если же будет в этот день дождь, то и осень окажется промозглой и дождливой.

— Холодный утренник 6 августа обещает раннюю и холодную зиму.

— Если 16 августа подует южный ветер да ещё и с вихрями — зимою надо ждать большого снега.

— Ветреная погода 22 августа предвещает, что осень будет тихая и ласковая, а зимой не будет вьюг и метелей.

— С 28 августа, с Успения Пресвятой Богородицы, начинается молодое бабье лето, которое длится по 11 сентября. По примете, если в последний день бабьего лета журавли дружно встанут на крыло и устремятся к югу — жди близких морозов.

— С 14 сентября начинается короткое бабье лето: оно длится чуть больше недели. По последнему дню «настоящего» бабьего лета, то есть по 21 сентября /Рождество Пресвятой Богородицы/ судят о всей осени: если этот день будет ясным и тёплым, то и осень ожидается приветливой и доброй.

— Если 1 октября удастся увидеть последний отлёт журавлей в тёплые края, то на Покров /14 октября/ уже следует ждать первых морозов. Если же не удастся заметить журавлиный клин, то морозы нагрянут не ранее 2 ноября.

— Первый снег на Сергиев день — 8 октября /день памяти преподобного Сергия Радонежского/ — указывает, что зима наступит ровно через сорок дней.

— Ежели 27 октября будет полная, настоящая, непролазная осенняя грязь, то зима, опять-таки, наступит ровнёхонько через четыре недели.

— 23 ноября можно предугадать, будут ли в ближайшие недели снегопады или, напротив, оттепели: если на деревьях появился иней — то к снегам; если же день начинается большим туманом — к оттепели.

— Если 25 ноября выпадет снег, то оттепели продлятся до 4 декабря, Введения во храм Пресвятой Богородицы.

— 26 декабря по народным наблюдениям солнце поворачивает на лето, а зима на мороз, и называется этот день солоноворотом или поворотником. С какой стороны в этот день будет дуть ветер, с той стороны он и будет дуть до весеннего равноденствия /18 марта/.

— Если 29 декабря под утро ударит большой мороз, то он продлится до Крещения /19 января/.

* * *

Это — приметы из так называемого народного календаря. А теперь приведу ещё приметы о погоде, но уже сгруппированные для удобства просто по четырём временам года. Итак:

Весенние приметы о погоде.

· Снег быстро тает — к дождливому лету.

· Длинные сосульки на крышах — к долгой весне.

· Первый гром при северном ветре — весна холодная; при восточном — сухая; при западном — мокрая; при южном — тёплая.

· Месяц рожками вниз — к теплу.

· Если сверкает молния, а грома нет — к сухому лету.

· В берёзах много сока — к дождливому лету.

· Ранний прилёт жаворонков — к раннему теплу.

· Гуси высоко летят — воды вешней будет много, если низко — мало.

· Кукушка кукует на сухом дереве — к морозу.

· Ласточка прилетела — скоро первая гроза.

· Если первый гром в году грянет с южной стороны — то лето будет грозовым.

· Вороны купаются ранней весной — к теплу.

Летние приметы о погоде.

· Клевер сближает листочки, наклоняется — к ненастью.

· Если на листьях конского каштана выступают «слёзы» /капельки сока/ — жди через день или два сильный дождь.

· Листья на деревьях начинают желтеть в разгар лета — к ранней осени.

· Утром трава сухая — к ночи будет дождь.

· Воробьи сидят, нахохлившись, — к дождю.

· Галки стаями тревожно летают — тоже к дождю.

· А если голуби разворковались — установится вёдро /сухая погода/.

· Коростель вечером кричит — хорошую погоду предрекает.

· Ласточки летают низко — к дождливому и ветреному ненастью.

· Если же ласточки летают высоко — к солнечной погоде.

· Птицы весело распелись — к ясному дню.

· Стрижи летают над самой водой — к дождю.

· Вечером сильно стрекочут кузнечики — назавтра будет ясная погода.

· Если ходы в муравейнике закрыты и муравьев мало — скоро хлынет дождь.

· Паук-крестовик при заходе солнца спокойно сидит в своей паутине — завтрашний день будет сухим.

· Если паук забился в угол своей паутины — к ветру.

· Паук деловито плетёт сеть — чует сухую погоду.

· Лягушки по суше прыгают — к дождю.

· Рыбы выскакивают и ловят над водою мошек — к ненастью.

· Уж на дороге греется — набирает тепла перед близким дождём.

· Земляные черви выползают наружу — к близкому дождю.

· Если орехи лесные уродились, а грибы, наоборот, нет, — зима будет снежной и суровой.

· Большой урожай рябины — к морозной зиме.

Осенние приметы о погоде.

· Урожай желудей на дубах — тоже говорит о морозной суровой зиме.

· Если на деревьях остаются листья — зима будет долгой и суровой.

· Если листья берёзы начинают желтеть с верхушки — будет ранняя весна; если снизу — поздняя.

· Перелётные птицы садятся на землю — к вёдру; на крыши — к непогоде.

· Комары досаждают до поздней осени — зима будет мягкой.

· Кошка жмётся к теплу /печи, батарее, камину/ — стужа уже на пороге.

· Домашняя птица прячет голову под крыло — к холоду.

· Пчёлы осенью леток /отверстие/ воском залепляют, оставляя чуть видную дырочку в улье, — значит зима ожидается лютой, если же оставляют леток открытым — зима будет мягкой.

· Гром в сентябре предвещает тёплую осень.

· Гром в октябре предвещает бесснежную зиму.

· Послеобеденный дождь — долгий.

· Яркие звёзды — к хорошей погоде; тусклые — к дождю или снегу.

· При нарождении нового месяца жди дождя.

· Облака идут низко — к стуже.

· От первого снега до санного пути /большого снежного покрова/ — шесть недель сроку.

· Ранний снег осенью говорит о ранней весне.

· Дрова в печи или камине горят бурно, пламя стремится в трубу с гудением — к близкой буре.

· Много паутины — к долгой и сухой осени.

Зимние приметы о погоде.

· Воробьи дружно чирикают — к оттепели.

· Ворона купается в снегу — к ненастью.

· Вороны летают и кружатся стаями — к морозу.

· Галки вечером собираются в стаю и кричат-галдят — кликают ясную добрую погоду.

· Синичка с утра жалобно кричит — чует близкий мороз.

· Снегирь голос подаёт — жди снега и слякоти.

· Зимой мухи проснулись и начали летать — к сильной оттепели.

· Сверчок «играет» на своей скрипке во всю мочь — к теплу и снегу.

· Гусь лапу поджимает — к морозу.

· Волки близко возле жилья воют — к морозу.

· Кошка свернулась клубком и нос спрятала — к морозу.

· Кошка дерет когтями пол — к ветру и метели.

· Куры рано на насест садятся — к морозу.

· В мороз на реке вода выступит поверх льда — к большому теплу.

· Зимний гром громогласит о сильном ветре.

· Дым из труб столбом — к морозу.

· Дым стелется по земле — к снегу.

· Звёзды сильно блестят — к морозу.

· Пушистый иней — к ясной погоде.

· Красноватый круг вокруг луны — к сильным морозам.

· Собаки катаются-кувыркаются — к снегу.

· Ветер подул с северной стороны — к сильным холодам.

Ну и, наконец, народная примета, которая верно укажет, вам, что ожидать в погоде на ближайшие дни в любое время года:

· Если начинает руки-ноги ломить, голова раскалывается от боли и мозоли болят — значит ненастье уже на пороге.

* * *

Конечно, народ, не только погода волновала (хотя это и до сего дня — забота чуть ли не номер один для многих людей, в том числе и городских жителей!), есть-существует и целые короба примет на все случаи жизни. Так как, по известному утверждению уже упоминаемого нами Козьмы Пруткова, нельзя объять необъятное, приведу здесь лишь малую толику из этого кладезя народной мудрости. Почему-то очень много примет связано со смертью, покойниками, потерей близких и родных. Что ж, и беду надо предвидеть-предугадывать заранее, дабы суметь достойно перенести её.

Недобрые приметы.

· Уголёк из кадила выпал при отпевании покойника, скоро другой будет.

· Сор при покойнике из дому вымести — всех за порог вынести.

· Если гроб не в меру велик — быть ещё покойнику в доме.

· Покойник глядит одним глазом — высматривает другого.

· Ворон у окна каркает — к покойнику.

· Ночной собачий вой — к покойнику в доме.

· Если собака не ест остатки пищи после больного — он скоро умрёт.

· Икона упадёт — к покойнику.

· Стук в доме неизвестно отчего — предвещает чью-то смерть.

· Сад поздно зацветает — к смерти хозяина.

· Петухи во всю ночь поют — не к добру.

· Галки и вороны сидят у дома и кричат утром — к большому худу.

· Нетопырь /летучая мышь/ залетает в избу — к беде.

· Ласточка влетает в окно — тоже пророчит близкую смерть в доме.

Приметы на все случаи жизни. Как говорится, ничего страшнее и непоправимее смерти нет. Так что дальше собраны в одну кучу приметы на любой случай — и добрые и, может, не совсем, но уж любую беду, зная-дожидаясь её, легче предотвратить и избежать.

· В понедельник деньги в долг давать или тратить — всю неделю нести расходы.

· В понедельник чихнёшь, значит получишь подарок на неделе.

· Кто в пятницу большое дело начинает, у того оно будет пятиться /не получаться/.

· Мураши в доме — к счастью.

· Если у человека есть родинка, которую он не видит /без зеркала/, он будет счастлив.

· Сорока скачет на крыше дома, где есть больной, — к его скорому выздоровлению.

· Сорока стрекочет во дворе или у окна — к гостям, либо к вестям.

· Тараканы и мыши из дома бегут — к пожару.

· Чёрная собака и чёрная кошка спасают родной дом от молнии и от воров.

· Если у девки подол часто мокрый или в грязи, то муж у неё будет пьяница.

· Подколенки чешутся, значит скоро в дорогу собираться.

· Если локоть зачесался — спать вскоре на новом месте.

· Усы чешутся — жди гостинца.

· Правая ладонь чешется к прибыли, левая — к убытку.

· Муха попала в чашку или тарелку во время еды — к подарку.

· Сам себя оплевал — быть биту.

· Кошка на хозяина тянется, просится на руки — к обнове.

· Шея чешется к побоям.

· Затылок чешется к печали.

· В носу свербит — к радостной вести.

· Кончик носа чешется — к выпивке.

· Правая бровь чешется к свиданию с другом, левая — с недругом.

· Щёки чешутся или горят — к слезам.

· Если тяжелобольной чихнёт — жизнь к нему возвращается.

· В правом ухе звенит — к добрым вестям; в левом — к худым.

· Петухи не в пору поют — новые указы будут (надо полагать — президентские!).

· Губы зудят-чешутся — скоро всласть целоваться.

· Спотыкнуться — кто-то недобро помянул.

· Подошвы ног зачесались — собирайся в дорогу.

· Поперхнулся за обедом — жди гостя.

· Упала со стола ложка — жди в гости женщину; вилка — ребёнка; нож — мужчину.

· Кошка рьяно моется — гостей намывает.

· В чужом доме за едой поперхнёшься — вскоре опять там будешь.

· Язык прикусить — кто-то бранит.

· Соль просыпать — к ссоре.

· Кто по дороге домой споткнётся, того дома ожидает ссора.

· Если читаешь во время еды книгу или газету — заедаешь память.

· При голосе кукушки надо брякнуть-звякнуть деньгами, чтобы всегда водились.

· Кто разорит гнездо певчей птицы, у того высыпят веснушки.

· Надел одежду наизнанку — быть битым.

· Девка локоть ушибла — холостой парень вспоминает.

· А если она палец иголкой уколола — услышит вскоре похвалу.

· Сын на мать походит, а дочь на отца — к счастью, и наоборот.

· Кто родится в новолуние, тот будет жить долго и счастливо.

· Кто щекотки боится, тот ревнив сверх меры.

Недаром подборка примет завершается приметами, относящимися к семейной жизни, девушкам, мечтающим о женихах, новорожденным… Речь в следующей главке книги пойдёт о гаданиях, а большинство гаданий как раз и связано именно с этими темами — матримониальными (относящимися к браку). Впрочем, гадания могут предсказать буквально всё и вся, всю судьбу человека и его ближайшее будущее.

«Ах, нагадайте мне судьбу!..»

Если в случае с приметами человеку принадлежит, так сказать, пассивная роль, и он может заглянуть вперед, в будущее, лишь случайно обратив внимание на ту или иную примету, то в случае с гаданием (ворожбой) он «не ждёт милостей от природы», как говаривал известный русский атеист Мичурин, а сам активно пытается узнать, что его ждёт впереди. Способов и видов гадания столь много, что все и не перечислишь: гадали (и гадают) русские люди на Псалтири, на кофейной гуще, на куриных яйцах, на воске, на воде, на бобах и пр., и пр., и пр. Сразу надо сказать, что большинство видов гаданий доверия, увы, не вызывают. Поэтому здесь я расскажу лишь о святочных гаданиях, о гадании по Псалтири (книге) и о карточных гаданиях.

СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ

Святками на Руси называются две недели между Рождеством Христовым и Крещением — по новому стилю с 7 по вечер на 19 января. Причём гадания бывают вечерние, полночные и ночные.

Вечерние начинаются с той поры, когда в домах зажжётся свет. Вот некоторые из них:

* Девушка выходит на улицу и спрашивает имя у первого же прохожего — так будет зваться и её суженый. Это гадание совершается обыкновенно под старый Новый год и, как известно, описано в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. (Естественно, у Пушкина всё происходит по старому стилю — под Новый год.)

* Девушки, собравшись гурьбой, ходят подслушивать под чужие окна: услышат ссору, ругань — плохая жизнь в замужестве ждёт, услышат веселье — такова и жизнь ожидает.

* Ходят в дровяной сарай, берут впотьмах полено из поленницы: какой гладкое полено достанется — и муж будет хороший да ласковый, ну а какая девушка сучковатое, занозистое да ещё и в трещинах полено схватит — хорошего мужа не жди.

* Берут живую курицу, приносят в дом, где заранее в комнате в разных углах ставятся вода, хлеб и положены кольца — золотое, серебряное и медное. Если курица будет пить воду, у девушки, что её принесла, муж будет пьяницей; если будет клевать хлеб, то муж-бедняк обеспечен; если курица клюнет золотое кольцо, а то и возьмёт его в клюв или, в крайнем случае, хотя бы подойдёт к нему — муж будет богатым (по-нынешнему — новым русским!), если к серебряному — муж будет с достатком, а если курица (птица, как известно, глупая) выберет медное колечко — жить бедной девушке всю последующую жизнь за нищим лентяем.

* Пересчитывают в лестницах балясины (стойки под перилами), произнося: «Вдовец, молодец», или по-современному: «Старик, молодой», — и какое слово на последней балясине произнесётся — таков и муж. Лестницу, само собой, надо выбирать новую для себя и в прошлом для гадания не используемую.

* Девушка должна выйти к воротам (или подъезду) и попросить: «Залай, залай, собаченька!» В какой стороне залает после этого собака, в той стороне замужем и жить. Если лай близок — выйдет замуж по соседству, если далёк и чуть слышен — ехать далече от родного дома.

* Девушка должна бросить свой башмачок (туфельку) через ворота на улицу, а затем посмотреть: в какую сторону обувка обращена носком, там и проживает жених будущий. Плохо, если башмачок обращён носком к родным воротам — в этом году о за мужестве мечтать нечего.

Полуночные гадания начинаются с 12 часов ночи. В них, по обычаю, должны участвовать уже взрослые девицы, да и то в присутствии старушек. Мало ли чего!

* Гадающие девушки садятся у окон и каждая произносит: «Суженый, ряженый! Поезжай мимо окна!» Если поезд (сани, запряжённые тройкой, или просто «Мерседес» какой-нибудь) несется мимо окна с крикам, шумом, музыкой, то предрекает девушке жизнь в замужестве весёлую и хорошую; если же поезд тихий, то и жизнь будет бедной, тихой и убогой.

* Девушки берут скорлупки-половинки грецких орехов, вставляют в них маленькие свечки (отрезав кусочек от тонкой церковной), зажигают и пускают плавать в тазик с водой. У которой свечка потонет, увы, та девушка умрёт незамужней, у которой прежде других сгорит свечка — раньше и замуж выйдет; у которой же дольше всех будет гореть — замужества придётся ждать долго.

* Смелая девушка может решиться на следующее гадание: она остаётся одна в комнате, накрывает стол скатертью, кладёт обеденный прибор, кроме ножа и вилки, и приглашает вслух: «Суженый, ряженый! Приди ко мне поужинать!» Всё это проделывается при закрытых окнах и дверях. Если послышался свист ветра за окном, стук в окна и двери, значит суженый явился. Девушка ни в коем случае не должна отвечать на его вопросы и только сама всё время спрашивать: «Как звать?» Суженный называет себя, девушка должна в тот же миг сказать: «Чур моего места! Чур моей загадки!» Суженый исчезает, а перепуганная, но довольная девушка теперь знает имя будущего и скорого жениха.

* А вот способ узнать, сколько детей будет у девушки в замужестве. Надо налить в рюмку (с узким дном и широким верхом, чтобы не лопнула) воды, опустить кольцо и выставить на мороз (в такое место, чтобы не украли лихие люди). Когда вода замёрзнет — смотрят: сколько бугорков на поверхности льда, столько родится сыновей, ямки же предскажут количество дочерей. Ну а если лёд будет совершенно гладким, увы, не быть девице матерью — такова судьбина.

Гадания на сон, ночные, как уже видно из названия, совершаются во время сна, когда душа девичья, на время распростившись с юным телом, летает в неведомых высях, где всё и наперёд известно.

* Надо положить под подушку гребень (расчёску) со словами: «Суженый, ряженый! Причеши мне голову!» Суженый является во сне и причёсывает — надо во сне хорошенько запомнить его облик.

* Девушка растворяет в глотке воды много соли, выпивает и перед сном просит: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, подай мне пить!» Жених явится во сне и даст напиться.

* Кладут под подушку четырёх королей из карточной колоды с просьбой-заклинанием: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне!» Суженый-ряженый обязательно должен присниться, да ещё и в виде короля — с короной на голове и в царской мантии.

* Ещё один остроумный способ заманить в свой сон девушке будущего жениха: надо кусок (хлеба, пирога, колбасы и пр.) от ужина положить под подушку и пригласить: «Суженый, ряженый! Приди ко мне поужинать!» Тот и явится.

Гадание в зеркале повсеместно распространено до сего времени и требует отдельного обстоятельного разговора. В народе давно подмечено, что это один из наиболее достоверных способов узнать девушке о своей ближайшей судьбе.

Итак, действо это совершается обыкновенно в полночь, когда наступает Рождество или на Новый год (в ночь на 7 или на 14 января по новому стилю). Гадает одна, но зрители могут присутствовать. Собираются в уединённой комнате, а ещё лучше где-нибудь на отшибе в баньке, или флигеле. Окна должны быть занавешены, свет быть слабым, тусклым.

Берутся два зеркала, чаще всего — одно большое, другое маленькое. Они устанавливаются один против другого на столе, между зеркалами зажигается свеча. Девушка садится так, чтобы смотреть в большое зеркало и видеть в нём 12 отражённых малых зеркал. (Само собой, она должна наводить зеркала так, чтобы эти отражения получились.) Причём гадающая должна быстро произнести заветные слова: «Суженый, ряженый! Покажись мне в зеркале!»

И вот в последнем, 12-м, зеркале должно появиться отражение мужчины. Девушка не должна терять от страха головы, а повнимательнее рассмотреть черты его лица, одежду и пр. Когда она закончит осмотр-ревизию будущего своего жениха, должна обязательно крикнуть: «Чур сего места!» — и привидение исчезнет.

Если же никакого образа в зеркале не появляется, значит девушке скорое замужество не грозит, и она уступает место за столом подружке.

Следует напомнить тем, кто забыл, и объяснить тем, кто не знал, что слово «ряженый» в данном случае употребляется во втором его значении (по В. И. Далю) — назначенный судьбою, суженый, жених.

И ещё поясню, почему этот вид гадания вызывает лично у меня большое доверие. Дело в том, что результаты его можно объяснить и «материально»: если девушка в кого-нибудь влюблена и мечтает выйти замуж за этого человека, то её сознание и воображение просто заставляют её увидеть образ желанного в тусклом далёком зеркале. И тем более отчетливо этот образ просматривается, чем лучше и ближе уже отношения сложились с этим человеком. А в таком случае зеркалам предсказать свадьбу не так уж затруднительно.

Труднее поддаётся осмыслению и объяснению гадание с карточными королями под подушкой, но, что удивительно, и это гадание зачастую сбывается. И вообще карты обладают странной магической силой и действительно, при умелом «разговоре» с ними в состоянии предсказать человеческую судьбу.

Именно о карточных гаданиях и пойдёт у нас дальше речь.

ГАДАНИЕ НА КАРТАХ

Надо сказать, что гадание на картах — это почти профессия, искусство, это своеобразный талант. Издавна славились те или иные гадалки (этим занимались в основном женщины), которые с помощью разрисованных картонок умели удивительно как точно узнавать прошлое человека, его настоящее и предсказывать будущее.

Вскоре после моего рождения мама попросила погадать на меня свою маму (мою бабушку — цыганку Эсмеральду), и та предсказала, разбросив карты, что я буду очень много и сильно болеть в детстве, но выживу и проживу потом достаточно долго, что буду я большую часть жизни жить вдали от родных мест, что я последний в роду и что, наконец, мне суждено прославиться… Что ж, насчёт болезненного детства и разлуки с родными местами уже сбылось, насчёт последнего в роду — сбывается (детей у меня, увы, нет), ну а насчёт долгой жизни и славы, я надеюсь, старая цыганка тоже не обманула и мне с надеждой этой легче жить.

Профессиональной и многоопытной гадалке помогают гадать её наблюдательность, интуиция, непременный талант психолога, а порою и дар гипноза, поэтому она и достигает удивительных результатов. Но и самому человеку — любому и каждому — можно попробовать раскинуть карты на свою судьбу, ибо, повторяю, сами карты обладают несомненным и пока необъяснимым качеством предсказывания — необходимо только научиться читать смысл их расположения и знать значение той или иной карты. Причём надо помнить, что карты не в состоянии предсказать что-то конкретно (допустим — выдадут вам зарплату вовремя или нет), они только могут указать: ждёт вас радость или разочарование, ждёт вас дальняя дорога или, наоборот, «отдых в казённом доме»… Выработаны за века системы гадания на картах, и их такое множество, что легко запутаться. Здесь будут приведены лишь три способа гадания — самые доступные и распространённые.

ЦЫГАНКА. Я этот способ гадания в честь бабушки называю — Эсмеральда. Для этого гадания берётся колода из 36 карт. Она перетасовывается и из неё извлекаются наугад 3 карты. Они кладутся в горизонтальный ряд и обозначают прошлое. Затем извлекается ещё 3 карты, которые определяют настоящее и кладутся под первый ряд. Таким же образом образуют и третий ряд, который покажет будущее.

10-ю карту, которая называется фортункой, вытаскивает тот, на кого гадают. (Если вы гадаете сами себе, то ряды можно создавать, вытаскивая карты правой рукой, а свою, 10-ю, — левой.)

Получился следующий расклад: прошлое — А, Б, В; настоящее — Г, Д, Е; будущее — Ж, 3, И; фортунка — К.

Каждая масть имеет своё значение и преобладание какой-то масти играет существенную роль.

Пики — означают болезнь, известие о смерти, горе, неприятности.

Трефы — то же, что и пики, но кроме смерти, и в меньшем размере.

Бубны — радость, но с волнениями, удачу, но с трудностями, первоначальными убытками и неприятностями.

Черви — настоящую удачу и благополучие, счастье.

Необходимо учитывать, что А — указывает на наиболее отдалённое прошлое, а И — на самое отдалённое будущее. Фортунка является ключом и замыкает средний ряд. Карты лежат по следующей схеме:

Масти карт в вертикальных рядах имеют значение только для настоящего, кроме ключа /К/, показывающего на ближайшее будущее, и относятся не к самому гадающему, а к наиболее близким ему людям: АГЖ — родственники; ВЕИ — друзья, коллеги, начальство; БДЗК — любимые.

Масть каждой карты имеет своё значение:

Пики — плохие черты характера (злость, коварство), плохие известия, печальное событие.

Трефы — обман, ошибка, недоброжелательность, разорение.

Бубны — надменность, богатство, выигрыш, кокетство, надменность и пр.

Черви — сердечность, доброта, горячая любовь, честность.

В данном гадании важно и достоинство карты:

Туз — высшая степень события (безмерная радость или огромное горе), а также неожиданность.

Король или дама — какое-то близкое лицо.

Валет — постороннее лицо.

Десятка — большие ожидания, грандиозные планы, крупное начинание.

Девятка — расход или получение денег.

Восьмёрка — суета, хлопоты.

Семёрка — разговоры, сплетня, выговор или, наоборот, похвала.

Шестёрка — близкая дорога (в смысле — очень скоро).

Очень большое значение имеет и сочетание значения карты с мастью.

Король, дама или валет:

пик — уважение, высокопоставленные люди, начальство;

треф — люди средних лет, не богатые;

бубен — люди богатые и молодые;

червей — люди близкие, возраст определяется следующей картой.

Десятка:

пик — болезнь;

треф — крупная перемена;

бубен — большие деньги;

червей — большая радость.

Девятка:

пик — препятствие;

треф — промах;

бубен — выигрыш;

червей — удача.

Восьмёрка:

пик — удар;

треф — слезы;

бубен — удачное приобретение;

червей — удовольствие, приятное общество.

Семёрка:

пик — ненависть, злоба, обида, ругань, увольнение с работы, неприятное известие, сплетня;

треф — предложение;

бубен — приятный сюрприз, награда или получение денег;

червей — неожиданное проявление внимания со стороны кого-либо.

Шестёрка:

пик — тяжёлый путь или унижение;

треф — недовольство, вечерний, поздний путь;

бубен — хлопотливое, но выгодное поручение или ранний путь;

червей — весёлый, приятный путь, любовное свидание или повышение по службе.

Ну и, наконец, большое значение при гадании придаётся тому, каким концом легла карта.

Туз пик: концом вверх — казённый дом или место службы; концом вниз — известие о смерти, тяжёлый удар.

Туз треф: концом вверх — крупный обман, подлог или воровство; концом вниз — ложный слух или испуг, отказ.

Туз бубен: знаком вверх — огромные деньги; знаком вниз — свадьба.

Туз червей: концом вверх — большая радость; концом вниз — неожиданное счастье.

Девятка пик: средним знаком концом вверх — неприятность, проигрыш или драка; средним знаком концом вниз — снятие с должности, следствие, а то и суд.

Девятка треф: средним знаком концом вверх — небольшие деньги, перемены в жизни; средним знаком концом вниз — неприятная встреча или тяжёлое объяснение.

Девятка червей: средним знаком концом вверх — любовное объяснение, свидание; средним знаком концом вниз — приезд любимого человека или родственника.

Семёрка червей: средним знаком концом вверх — весёлая компания; средним знаком концом вниз — обручение, сватовство.

Семёрка треф: средним знаком концом вверх — крупный выигрыш или примирение; средним знаком концом вниз — оскорбление или выговор.

Семёрка пик: средним знаком концом вверх — ссора; средним знаком концом вниз — болезнь, заботы или безденежье.

Читать карты начинают с верхнего ряда /с прошлого/ — слева направо. Затем следует переходить ко второму ряду /настоящему/, а после этого — к третьему /будущему/. И уже в самом конце определяется значение ключа К — фортунки.

Пример: в верхнем ряду лежат король пик, дама бубен и шестёрка червей. Прочитать это можно так: «Ваше прошлое было счастливым в личном плане — вы полюбили молодую женщину, жену высокопоставленного человека, и она ответила вам взаимностью. Это не только не повредило вашей карьере, а, напротив, вы получили повышение на службе».

Во втором ряду оказались: валет треф, девятка пик /средним знакам концом вверх/ и семёрка треф /средним знаком концом вниз/. Можно расшифровать так: «В настоящем у вас немало неприятностей. Человек средних лет подстроил вам препятствие, из-за чего у вас сложилось критическое положение: у вас был проигрыш или растрата, вы получили выговор /наказание/ и в результате у вас была драка /дуэль, судебный поединок/»

В третьем ряду легли: туз бубен /знаком вверх/, десятка треф и восьмёрка пик. «В будущем вас ждёт: получение неожиданных больших денег /может — наследство/, крупные перемены в связи с этим в жизни, большие хлопоты и суета. Опасайтесь в связи с этим удара. Но всё закончится для вас благополучно и впереди вас ждут обеспеченная жизнь и любовь, счастье.»

Это только первая часть толкования, теперь следует обратить особое внимание на фортунку. Допустим, там лежит туз червей концом среднего знака вверх: «Да, окончательно и определённо — все ваши неприятности закончатся и вас ждёт одна большая радость».

А теперь начинаем прочитывать тот же расклад по вертикали.

Левая колонка /родственники/: король пик, валет треф и туз бубен знаком вверх: «Большие деньги вы получите благодаря близкому родственнику средних лет, пользующегося большим авторитетом, но не очень богатого».

Правая колонка: шестёрка червей, семёрка треф /средним знаком вниз/ и восьмёрка пик. Здесь мы ищем связи с друзьями и коллегами. Получается примерно так: «Вы получите предложение от начальства о повышении, но связанное с какими-то обстоятельствами, которые для вас оскорбительны — в результате конфликта возможен удар».

Средняя колонка /сердечные дела/: дама бубен, девятка пик /средний знак концом вверх/, десятка треф и туз червей /средний знак концом вверх/. Получается: «Прежде чем соединиться с молодой дамой, которую вы любите и которая любит вас, вам необходимо преодолеть серьёзное препятствие, после этого кардинально изменить свою жизнь и тогда вас и ждёт большое неизбывное счастье».

* * *

ЖРЕБИЙ. Это гадание с помощью какого-нибудь небольшого предмета (ореха, игральной кости, горошины, шарика из воска).

Карты надо тщательно перетасовать, разложить на столе в виде круга так, чтобы рубашка каждой карты была полностью открыта. Теперь надо закрыть глаза и бросить предмет-жребий на круг. Что предрекает вам карта, на которую упал шарик, вы сможете узнать из следующего толкователя:

Черви

Туз — вы обладаете верным сердцем, у вас всё будет хорошо, даже если сейчас есть много причин для уныния. Верность всегда вознаграждается справедливо.

Король — вас сжигает пламя любви, оно обжигает, но если вы будете мудры, всё у вас будет хорошо.

Дама — всё у вас исполнится через три месяца, но остерегайтесь выказывать злость и раздражение, прячьте поглубже свои чувства и эмоции.

Валет — человек, с которым вы в разлуке, помнит о вас и скучает.

Десятка — ваши мысли и желания изменятся, но не волнуйтесь: ваш любимый хочет-желает того же, что и вы.

Девятка — любовь сжигает вас, но не бойтесь сгореть — пламя любви принесёт вам счастье.

Восьмёрка — всё находятся в вашей власти, но постарайтесь не оскорбить близкого человека, ибо это вам сильно повредит.

Семёрка — одна приезжая особа доставит вам известие, которое вас чрезвычайно обрадует.

Шестёрка — ваша доброта хорошо вознаградится дружбой с хорошим человеком, который во многом вам поможет.

Бубны

Туз — ваша свадьба будет отдаляться тем дальше, чем больше вы будете предъявлять претензий к своему избраннику, но в итоге брак всё равно будет удачным.

Король — вас хотят обмануть, и это произойдёт из-за предательства близкого друга: перестаньте ему доверять.

Дама — остерегайтесь предательства друга, он замышляет против вас плохое. Однако одна особа спасёт вас, она-то и окажется подлинным другом.

Валет — обожаемая вами особа отвечает вам взаимностью — смело объясняйтесь в любви.

Десятка — работа поднимет ваше настроение, найдите утешение в ней, ибо та особа, которую вы любите, взаимностью вам не ответит.

Девятка — опасайтесь влюбиться: она /он/ будет изменять вам.

Восьмёрка — ждите очень скоро приятного известия.

Семёрка — ваш предмет любви вызывает ваши опасения, но все они напрасны, ибо он вас любит горячо.

Шестёрка — будете счастливы, если не будете торопиться и прислушаетесь к добрым советам.

Трефы

Туз — у вас временные неудачи. Не опускайте руки — счастье к вам вернётся.

Король — тот, о ком вы постоянно думаете, человек хитрый и ненадёжный: старайтесь поменьше встречаться с ним, но при встрече постарайтесь быть приветливым.

Дама — вы любимы и скоро все ваши желания исполнятся.

Валет — вряд ли исполнится вскоре то, о чём вы мечтаете и чего добиваетесь, постарайтесь побыстрее об этом неуспехе забыть и сохранить спокойствие.

Десятка — скоро все ваши нынешние огорчения закончатся и ваше страстное желание исполнится.

Девятка — перестаньте жаловаться на свою судьбу — счастье уже близко.

Восьмёрка — вас ждут неприятности и только отъезд может вас от них избавить. Только не торопитесь, принимая решение!

Семёрка — ваши печаль и отчаяние уже скоро превратятся в радость и ликование.

Шестёрка — не доверяйте сердца первому встречному, если хотите избежать несчастий. Вскоре у вас всё будет хорошо.

Пики

Туз — постарайтесь подружиться с человеком, которого вы давно и упорно избегаете — он вам может помочь.

Король — вас ждёт приятное известие, но сделанное вами добро обернётся, увы, злом.

Дама — вас тревожит холодность друга? Не волнуйтесь, жар его сердца по отношению к вам не утих, все недоразумения вскоре разрешатся.

Валет — вы обязательно получите то, о чём мечтаете, но приготовьтесь к тому, что ваш любимый /любимая/ причинит вам неприятность.

Десятка — виновник ваших мучений — жар любви, сжигающий ваше сердце, но эти мучения сладостны и вы будете счастливы.

Девятка — не доверяйте другу: он готов изменить вам.

Восьмёрка — вас ждёт большая неприятность. Возможно, заболеет близкий человек или изменит друг.

Семёрка — то, что вы задумали — не удастся, чтобы не нажить неприятностей, вам необходимо изменить планы.

Шестёрка — вскоре вы получите печальное известие. И не надейтесь получить то, о чём вы мечтаете, а причина неудачи — в вас самих.

* * *

И ещё один способ гадания на картах, самый, может быть, популярный в народе — ЧТО БЫЛО, ЧТО БУДЕТ, ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ?

Берётся колода из 36 карт. Перед началом гадания выбирается своя карта того, на кого гадают: неженатые и незамужние — король и дама бубен; женатые и замужние — король и дама червей; пожилые люди — король и дама треф.

Карты тасуют и раскладывают по тройкам в открытую до тех пор, пока не откроется карта гадающего.

Эту карту кладут в центр стола, а колоду вновь перетасовывают, снимают, вынимают одну карту наугад и кладут рубашкой вверх «на сердце». Затем стопками по две карты раскладывают «в ногах», «в голове» гадающего, справа, слева и в промежутках между этими парами — всего 16 карт.

Из оставшейся колоды три карты сбрасывают, а одну кладут на карту гадающего и так делают 4 раза, пока «на сердце» не окажется 5 карт.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Иван Белояр. Советы «колдуна» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я