В данном сборнике представлены публикации разных лет, обобщающие опыт работы учителя Приреченской средней школы Идатчикова Николая Николаевича.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Из практики работы учителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Киндер-шоу
Выставка, посвященная Дню учителя
Игра для младших школьников — любимая форма деятельности. Осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся действовать в незнакомых ситуациях. Позиция взрослого здесь должна состоять в роли «заразителя», который запускает процесс игры, создает мотивацию для ребят, а дальше становится одним из участников процесса. Желательно, чтобы это была роль лидера (но не учителя-начальника), признанного специалиста по спорному вопросу, но при этом следует помнить, что здесь все решается сообща. Кроме того, на учителе держится вся конструкция мероприятия: установление контакта с другими учителями и ребятами для просмотра выставки, поиск необходимых материалов для оформления, сроки составления композиций и др. «Взрослые, воспитатели лишь создают особое воспитательное пространство, в котором у ребенка формируется нравственное отношение к себе и окружающим»[2].
В предлагаемом сценарии мы старались избежать превращения игры в «заорганизованное» мероприятие, где ребенку как творцу нет места, где за него все продумано и срежиссировано. Напротив, учитель не знает, на чем остановится детская фантазия, какая сюжетная линия будет окончательной, да и сам учитель становится создателем сюжета по какой-либо теме, его идею тоже обсуждают, ему советуют и помогают. В игре и в выдумке дети — непревзойденные специалисты. Только они точно знают, чем можно заинтересовать своих сверстников — ведь им это интересно самим.
Младшие ребята быстро утомляются, однообразие им надоедает, но при подготовке данной выставки (за 7 дней) можно поиграть во все сюжеты — и в свой, и в соседский, причем их можно менять. Здесь есть опасность заиграться, но учитель своим примером (оформив собственную композицию) должен напомнить о сроках — выставка приурочена к определенной дате — не успеем! Здесь нет соревнования (кто лучше), все на равных, в каждой композиции есть часть работы, мысли или сопереживания всех ее участников, они — команда, они сообща сделали выставку. Наверное, элемент соперничества все-таки возникает, но это не мешает, так как оценивается вся выставка в целом.
Итак, учитель играет различные роли, это диктуют обстоятельства. но он — полноправный участник только в своей группе. Его задача — выстроить отношения так, чтобы ребята давали советы, а члены группы их принимали, обсуждали и сообща решали вопрос о целесообразности их применения. Это нетрудно сделать, если сам, например, попросишь ребят выбрать то или иное оформление или способ его изготовления для своей композиции — что лучше. Последующее обсуждение положит начало открытому общению всех участников этой работы и в дальнейшем.
В конечном счете важна не форма мероприятия, не его содержание и название, не возраст и состав участников — это вторично важны принципы организации и проведения, место и роль учителя.
Цели: а) поздравить коллег с праздником; б) создать условия для развития творчества и фантазии детей; в) пробудить у ребят желание подарить другим радость и хорошее настроение; г) формировать умения строить свои взаимоотношения с товарищем по труду; д) показать пример придумывания игры.
Оснащение: игрушки из «Киндер-сюрприза», футлярчики от них, бумага, фломастеры, краски, природный материал и т. п.
Подготовка, оформление и проведение выставки. Учитель-организатор выставки определяет круг ребят, у которых есть коллекции игрушек от «Киндер-сюрприза» (9–10 человек), приглашает учащихся III–VI классов. Во время занятий учитель предлагает детям создать выставку, для которой они сами все придумают, чтобы всем было интересно. К тому же выставка будет приурочена к празднику.
Затем в течение двух недель учащиеся ежедневно собираются во внеурочное время и проводят следующую работу:
1-й день — приносят игрушки и думают, как распределить их по темам. Примерно решают, как это будет выглядеть и что надо изготовить дополнительно. В этот же день разбиваемся на группы по интересам (по два человека если не получается, то по жребию).
2–8 дни — оформляют интерьер композиции по группам, помогая друг другу. При этом рисуют, клеят, думают и спорят, а главное — играют, переживая сюжет композиции.
9-й день — пишут объявление с приглашением на выставку, вешают его около учительской. Учитель, работающий с ребятами, извещает классных руководителей, особенно младших классов, договаривается о времени их посещения выставки. Изготавливаются таблички с названием композиции и указанием авторов (таблички вставляются в разрезанные сверху половинки футлярчиков от игрушек). Вместе с учителем дети репетируют, как будут проводить выставку, распределяют обязанности. Один из авторов обязан следить за целостностью композиции, другой станет экскурсоводом, способным комментировать композицию. В течение выставки они будут меняться ролями. Пропуск посетителей и порядок на входе осуществляет сам учитель или кто-то из старшеклассников.
10-й день — проводят выставку, фотографируются на память. В этот день приказом администрации ученики — организаторы выставки поощряются и каждый награждается «Киндер-сюрпризом» (возможны варианты), грамотами или дипломами.
Темы возможных композиций:
Киндер-пляж: лист бумаги с нарисованным морем, здесь же корабли, морские животные, рыбы. Берег песчаный (натуральный или рисованный), фигурки отдыхающих.
Киндер-гонки: зеленый стадион с черно-белыми дорожками (рисованный гуашью, мелом), на дорожках размещены разные виды транспорта от черепах до авто, возможны сюжеты с аварийными ситуациями. Таблички «Старт» и «Финиш». На одной стороне — трибуны (футляры от красок, шашек т. д.) со зрителями.
Киндер-ресторан: оформляется «летний» или «закрытый» (но тогда без потолка) ресторан, делаются столики (пластилин и картон), стойка бара. Каждая группа располагает посетителей по какому-либо принципу.
Киндер-ферма (ранчо): строится дом (бумага, картон, клей, краски), хозяйственный двор, где располагаются животные, ковбои.
Миллион лет до нашей эры: композиция с динозаврами, скалами из камней, мха и листьями петрушки вместо папоротника. Необходима подсветка.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Из практики работы учителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других