Из практики работы учителя

Николай Николаевич Идатчиков, 2020

В данном сборнике представлены публикации разных лет, обобщающие опыт работы учителя Приреченской средней школы Идатчикова Николая Николаевича.

Оглавление

Основы государства и права

Авторская программа для средней общеобразовательной школы

Комментарий автора

Это первая моя публикация в педагогической прессе, она оказалась «первым блином». Видимо, при верстке упущено начало статьи, а остальное содержание перемешалось причудливым образом. Выглядит непонятно и сумбурно, вся ответственность на редакторах издания. А содержание было таково: вступление — о необходимости введения отдельного основ государства и права курса в 9 классе в количестве 32 часов, затем был тематический план (окончание его представлено в публикации), а также экзаменационные билеты для проведения экзамена в устной форме.

Право изучалось только в 10–11 классах, всеобщего обязательного образования не было, было только основное общее. Многие школьники заканчивали обучение в школе без изучения Конституции и основ других отраслей права. А эти знания им могли пригодиться в повседневной жизни.

Далее идет то, что и было напечатано. Интересно, как они это пропустили в печать? Но в таком виде это все и существует сегодня в публикации. Полная версия статьи, к сожалению, утрачена.

Основы государства и права
авторская программа для средней общеобразовательной школы

Семейное право — 1 ч.

Уголовное право — 2 ч,

Административное право — 1 ч.

Международное право — 1 ч.

Устав школы — 1 ч.

Повторение — 1 ч.

Органы охраны правопорядка — 3 ч„а именно:

Государственные — 1 ч (МВД, ФСБ, налоговые службы).

Адвокатура, нотариат — 1 ч.

Общественные организации — 1 ч.

Итоговое повторение — 2 ч.

Резерв — 3 ч.

Рекомендуемая литература:

1. Конституция Российской Федерации 1993 г., любое издание.

2. «Основы знаний о праве и государстве», учебное пособие, издательство Красноярского университета, 1994 г.

3. Уголовный кодекс, 1996 г.

4. КЗоТ Российской Федерации (с изменениями и дополнениями).

5. Семейный кодекс Российской Федерации, 1996 г.

6. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (в ред. 1997 г.),

7. Федеральный закон от 9 января 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

8. Закон «О занятости населения в Российской Федерации», 1996 г.

9. Конвенция о правах ребенка, Нью-Йорк, 1989 г.

10. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

11. При наличии компьютера очень удобен СО — «Справочник юриста 2», выпущенный фирмой НПО ‘Гарант-Сервис», Москва, 1998 г.

Трудности:

• отсутствие полноценного учебного пособия;

• отсутствие таблиц, схем, выполненных типографским способом.

Работа, проводимая в настоящее время: разработка практических занятий. Форма проведения — деловая игра. Их должно быть три, первая — по избирательной системе, вторая — по защите прав потребителей, третья — по трудовому праву, другим актуальным правовым вопросам. Все они обязательно включают работу по составлению документации. Они находятся в стадии проектирования и апробирования в рамках факультативных занятий. После этого будет поставлен вопрос об увеличении учебных часов по изучаемому предмету, но не более двух часов в неделю. практические занятия будут проводиться в факультативном режиме, так как игровая форма, предполагающая импровизацию, требует игнорировать жесткий временной фактор урока.

Приложение 1:

«Экзаменационные билеты по основам государства и права»

1 а. Понятие «право».

б. Трудовое право. Прием на работу и увольнение

2. а. Понятие «государство»

б. Уголовное право, обстоятельства, смягчающие ответственность

16. а. Принятие законов в России

6. Уголовное право, обстоятельства, усиливающие вину.

17. а. Местное самоуправление

б. Гражданское право. Дееспособность несовершеннолетних

18. а. Прокуратура РФ (строение, полномочия)

б. Закон о защите прав потребителя

19. а. Понятие «закон»

б. Органы охраны правопорядка

20. а. Понятие «мораль»

б. Административное право, виды ответственности за отдельные виды правонарушений

Приложение 2:

Факультатив «Сам себе адвокат»

Цели и задачи:

• углубить знания учащихся в области защиты политических и гражданских прав, прав потребителя, трудового права;

• сформировать умение осуществлять и защищать политические и гражданские права

• выработать навыки составления соответствующей документации и поведения в ситуации, требующей правового решения

Методы работы: практические занятия с внесением теоретического материала, ситуативные игры, проблемные семинары с элементами организационно-деятельностной игры.

Тематика факультативных занятий:

1. Выборы власти (президента, парламента), проведение референдума. (По выбору учителя).

2. Потребитель защищается. (Торговые образовательные и иные услуги, судебные и иные формы защиты).

3. С работой на ты. (Прием, увольнение, контракт, профсоюз, зарплата, права безработного).

4. Я не прав, но имею право (права при задержании, на следствии и т. д.)

5. Семья — семь я. (Права несовершеннолетнего, алименты, учет мнения, опека)

6. Мир, в котором я живу. (Международное право на защите детства — беженцы, эмиграция, как защитить себя в другой стране).

Структура занятий по часам: из расчета час в неделю. 32 часа в учебном году. Организация занятий не может регламентироваться, определенным количеством времени, игра во многом непредсказуема, занятие может не совпадать с отведенным временем, но факультатив должен быть реализован за заявленное количество часов.

Содержание работы, в соответствии с темой создается модель занятия, если это игровая форма — выявляются и распределяются роли, составляется календарный план и реализуется. Например, выборы президента. Подбираются необходимые законы. Создается избирком, правила выборов, регистрация кандидатов, формы документов, атрибутика, проводится работа на основе российских законов, международного права.

Опубликовано в «Граждановедении», еженедельном приложении к «Учительской газете», № 44, 2000 г.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я