Величие и гибель аль-Андалус. Свободные рассуждения дилетанта, украшенные иллюстрациями, выполненными ИИ

Николай Николаевич Берченко, 2023

Обсуждается история аль-Андалус – территории Пиренейского полуострова, находившейся несколько веков под властью мусульман. Рассмотрен период от момента завоевания ее исламом в 712 до упразднения Кордовского халифата в 1031 году. Особое внимание уделено событиям, в результате которых наиболее развитое в экономическом и культурном отношении государство Западной Европы, находившееся, казалось бы, на пике своего политического могущества, в течение нескольких лет фактически прекратило свое существование. Сделана попытка рассмотреть эти события тысячелетней давности в широком историческом контексте, включая современность.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Величие и гибель аль-Андалус. Свободные рассуждения дилетанта, украшенные иллюстрациями, выполненными ИИ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

06 Создание государства

После поражения при Пуатье мусульмане совершили еще несколько экспедиций за Пиренеи, но постепенно становилось ясным, что им там удержаться. И дело было не в том, что им не хватало воинских сил, как раз наоборот, в аль-Андалус все время прибывали новые и новые контингенты правоверных воинов, но это лишь приводило к нарастанию вооруженных столкновений в самой аль-Андалус.

Так как эта междоусобная борьба продолжалась буквально до самого конца присутствия мусульман в Испании, и, в конце концов, даже стала одной из причин краха их владычества, то я попрошу читателя набраться терпения и попытаюсь как можно короче, но все же проанализировать эту тему.

Учение, которое проповедовал пророк Мухаммад, было строго эгалитарным и надэтническим, что во многом и обеспечило ему успех. Однако очень скоро оказалось, как писал Оруэлл, что «все животные равны, но некоторые животные равны более, чем другие». В аль-Андалус «аль-умма» т. е. исламское сообщество оказалось особенно раздробленным28. Напряженность возникла с самого начала, и трения между арабом Мусой и бербером Тариком лишь предвещали более поздние крупные конфликты29. Первым источником разногласий стало то, что берберы, составлявшие основную силу завоевания и на деле доказавшие свою верность исламу, получили от этого меньшую прибыль, чем арабы. В частности при распределении земель арабы занимали лучшие земли; берберы были ограничены горными районами Галисии, Леона, Астурии и засушливыми районами Эстремадуры и Ла-Манчи. Позднее это четко проявлялось и в неравноправном налогообложении тех и других. В результате напряженность переросла в открытое восстание, начавшееся в Танжере в 740 году и вскоре распространившемуся по остальной части Магриба и через пролив в аль-Андалус.

К этническому конфликту между берберами и арабами добавилась сложность внутреннего разделения каждой стороны. Как у арабов так и у берберов их племенные, клановые и семейные споры и соперничество также были перенесены в аль-Андалус. Особенно жестким оказалось древнее, еще доисламское соперничество между северными арабскими племенами (обычно называемыми сирийцами) и южными арабскими племенами (йеменцами)).

Более привилегированное занимали и семьи тех, кто участвовал в покорении королевства вестготов. Первая группа, поселившаяся сразу после завоевания состояла в основном из йеменцев, которых называли аль-баладийун. Вторая волна миграции формировалась в основном из сирийцев. Она появилась на полуострове, когда вали аль-Андалуса Катан для подавления берберского восстания вынужден был пригласить посланную ранее халифом в Магриб армию из джундов30 (полков) из Дамаска, Иордании и Палестины. Переправившись через Гибралтарский пролив в начале 742 года, сирийцы помогли разгромить берберских повстанцев, но затем подняли оружие против пригласившего их губернатора, убили его и захватили власть. Интересно, что в это время, вестготы и прочие христиане, составлявшие в то время еще большинство населения, в этих распрях не участвовали. Наоборот. внук Витизы помогал расселять джунды. Но пройдет чуть больше столетия и муваллады, так будут называться коренное население аль-Андалус, принявшее ислам, примут самое активное участие в политической борьбе мусульманского государства. Но вернемся к событиям середины VIII века.

В конце концов между различными арабскими фракциями в условиях общей нестабильности после берберского восстания в аль-Андалусе была заключена договоренность о периодической смене власти. В 747 году вали стал Юсуф ибн Абд аль-Рахман аль-Фихри, ставленник старых арабских поселенцев, т. е. в основном йеменитов. Однако, подобно многим современным президентам, приходивших к власти вполне демократическим путем, аль-Фихри, завершив свой срок, отказался передать бразды правления и беспрепятственно правил в течение следующих девяти лет. Возможно, что уже ему даже удалось бы создать стабильную ситуацию в аль-Андалус, но ему помешали события на другом конце арабского халифата. Там уже десятилетия до того происходили восстания то хариджитов, то шиитов, которые по разным поводам ненавидели халифов в Дамаске. Когда бывший раб по имени Абу Муслим поднял армию в Хорасане и спровоцировал восстание в 747 году, он нашел общий язык с семьей, происходившей от дяди Пророка, Аббаса ибн аль-Мутталиба и стремившейся свергнуть Омейядов. Семья Аббассидов справедливо утверждала, что имеет более тесные связи с Мухаммедом, чем Омейяды. Восстание набирало силу, и в октябре 749 года Абдаллах ибн Мухаммад ас-Саффах, самая важная фигура семьи, был провозглашен халифом.

В январе 750 года армия Омейядов потерпела решающее поражение в битве у Великого Заба, реки в северной Месопотамии, а после этого начались планомерные преследования и убийства всех членов правящей семьи и ее клиентов. Самым жутким эпизодом этой кампании стало расправа над восьмьюдесятью видными деятелями этой семьи, приглашенных дядей нового халифа, наместником Сирии Абдуллой на пиршество в крепость Абу Футрус. По условленному сигналу группа убийц ворвалась в зал и расправилась со всеми гостями. Другой дядя халифа, Давуд получил место губернатора Мекки и Медины с заданием поголовного истребления Омейядов в святых городах. Последнего омейядского халифа Марвана II, бежавшего в Египет, выследили там и тоже убили. Одним из немногих уцелевших знатных членов семейства был внук халифа Хишама II, Абд ар-Рахман ибн Муавия, которому в это время было двадцать лет. Как пишет современный исследователь, приключения молодого принца во время пятилетних скитаний дали бы хороший сценарий для голливудского блокбастера. Наконец он нашел приют среди жившего на западе, в Кабилии, берберского племени Нафза, из которого происходила его мать, пленница, присланная в подарок отцу. Но даже там ему не удалось долго оставаться, так как и здесь его обнаружили шпионы губернатора Магриба, и Абд аль-Рахману немедленно пришлось отправиться дальше на запад.

В 755 году Абд аль-Рахман и единственный кто с ним оставался, вольноотпущенник Бадр достигли территории современного Марокко недалеко от Сеуты. Они намеревались пересечь море и достигнуть аль-Андалус, но Абд аль-Рахман не мог быть уверен, примут ли его там или нет. Среди солдат сирийских джундов были очень много старых клиентов Омейядов, и Абд аль-Рахман надеялся, что в соответствии с арабскими традициями ему удастся возобновить старые привязанности и они его поддержат. Бадр отправился через пролив, чтобы связаться с клиентами семьи Омейядов и подготовить почву для прибытия принца.

Как вспоминал потом сам Абд ар-Рахман: «Вид убийства моего брата поразил меня ужасом: меня охватил сильный страх за мою жизнь, и я бросился бежать со всей быстротой; мои ноги едва касались земли; я летел, а не бежал»

В сентябре 755 г. Абд аль-Рахман высадился в Альмунекаре, к востоку от Малаги. За короткое время в Малаге он смог быстро заручиться поддержкой местного населения, и толпы людей стекались в Малагу, чтобы отдать дань уважения принцу, которого все считали мертвым, в том числе многие сирийцы. Тем не менее именно вожди сирийцев, опасаясь потерять свое самостоятельное положение, которое они к тому времени здесь достигли, не поддержали Абд ар-Рахмана, и собранная им армия состояла из непосредственно клиентов семьи Омейядов и йеменских джундов. Воспользовавшись, тем, что губернатор аль-Фихри находился на севере, чтобы усмирить очередное восстание, Абд ар-Рахман беспрепятственно занял Севилью.

Аль-Фихри устремился на юг, собирая все верные ему войска, и обе стороны сошлись в битве на равнине недалеко от Кордовы 14 мая 756 г. Армия Абд ар-Рахмана одержала победу31, и он торжественно вступил в Кордову. Это была пятница, день совместного полуденного богослужения в главной мечети, и Абд ар-Рахман совершил там хутбу32, утвердив тем самым себя в качестве нового правителя аль-Андалуса. Как подчеркивает аль-Маккари, Абд ар-Рахман ограничился титулом Амир аль-муслимин, т. е. «Повелитель мусульман Андалуса», и никогда не пользовался титулом Ами́р аль-мумини́н, т. е. «Повелитель правоверных» из уважения к самому титулу халифа, краеугольному камню ислама. Он даже исключил упоминание имени халифа Аббасидов из пятничной проповеди несколько позже по настоянию своих советников. Принятый Абд ар-Рахманом титул эмира в какой-то степени узаконивал его власть, но на самом деле за пределами столицы он полностью зависел от того, насколько он был способен убедить, запугать или заставить местную мусульманскую знать и общины на этих территориях признать его и отказаться от части власти в его пользу. Абд ар-Рахман доказал, что способен на это. Он был наделен политическим гением, и в то же время судьба благоволила ему, что позволило ему упрочить власть. Он был осторожен и гибок одновременно, обладал врожденным талантом натравливать на себя различные группировки и не гнушался с большой жестокостью бороться с любым сопротивлением, будь то со стороны союзников или клиентов и даже членов собственной семьи. Ему пришлось казнить двух племянников, которых он великодушно пригласил вместе с другими остатками семьи Омейядов, но которые потом не замедлили плести против него заговоры. Эмир также оставил свободу и имущество побежденному вали аль-Фихри, но через два года тот поднял восстание, был разбит, и его отрубленная голова украсила центральную арку моста через Гвадалквивир. Племянник бывшего вали Хишам ибн Урва еще в течение нескольких лет удерживал власть в Толедо. В 761 Абд ар-Рахман не смог захватить Толедо силой и вместо этого подписал договор, позволяющий Хишаму сохранить контроль над Толедо, но отдав при этом одного из своих сыновей в заложники Абд ар-Рахману. Так как вскоре Хишам снова поднял бунт, то Абд ар-Рахман казнил сына Хишама, а голову катапультировал через городские стены в Толедо. Абд ар-Рахман напал на Толедо в 764 году, победив только тогда, когда некоторые из людей Хишама предали его и передали Абд ар-Рахману.

После этого было еще много мятежей33, но в 763 году ситуация для Абд ар-Рахмана была особенно критической. Далеко в Багдаде аббасидский халиф аль-Мансур, наконец, поручил новому губернатором Магриба провести СВО и навести порядок в аль-Андалус. Скорее всего халифа волновала не эта самая удаленная провинция, а то, что не попробует ли оттуда удачливый беглец реставрировать халифат Омейядов. Новый вали возглавил армию Аббасидов, высадившуюся в аль-Андалус на территории современной Португалии. Контингент Аббасидов значительно превосходил по численности силы эмира Кордовы. К тому же все недовольные сразу же сплотились под знаменами Аббасидов против Абд ар-Рахмана. Абд ар-Рахману пришлось действовать быстро. Эмир со своей армией направился к Кармоне, где его и настигли войска Аббасидов. Они два месяца осаждали Кармону. Абд аль-Рахман почувствовал, что время работает против него, поскольку еды и воды стало не хватать, и тогда Абд ар-Рахман отобрал лучших бойцов и решился на дерзкую вылазку. Неожиданно, главные ворота Кармоны открылись, и люди Абд аль-Рахмана напали на ничего не подозревающие отряды Аббасидов, полностью разгромив их. Головы основных аббасидских лидеров были отрезаны, сохранены в соли, к ушам были приколоты бирки с именами, они были сложены все вместе в мешок, который стража халифа Мансура, обнаружила утром у входа в его шатер во время его паломничества в Мекку.

Стражник показывает халифу Аль Мансуру мешок, обнаруженный утром у входа в его шатер. Когда аль-Мансур открыл его, то увидел засоленные головы своих полководцев

Однако европейским читателям значительно более известна другая военная экспедиция против Абд ар-Рахмана, которую тоже можно причислить к СВО. В 777 году Карл Великий принял представителей мусульманского губернатора Барселоны Сулеймана аль-Араби, который от своего имени и имени Хусейна ибн Яхьи из Сарагосы предлагал свое подчинение в обмен на военную помощь. Увидев возможность расширить христианский мир и свою власть, Карл Великий согласился отправиться в Испанию во главе огромной армии, но Хусейн отказался открыть ему ворота Сарагосы. Карл Великий столкнулся с одним из самых тяжёлых походов в своей карьере. После месяца осады он был вынужден отступить и вернуться домой, захватив Сулеймана с собой в качестве заложника. Но, когда его армия возвращалась через перевал Ронсеваль, произошло одно из самых известных событий его правления: баски напали и уничтожили его арьергард и обоз. Сыновья Сулеймана сотрудничали с басками в нападении, в результате которого им удалось освободить своего отца.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Величие и гибель аль-Андалус. Свободные рассуждения дилетанта, украшенные иллюстрациями, выполненными ИИ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

28

Подробно это рассмотрено в Cultural symbiosis in Al-Andalus: a metaphor for peace. UNESCO Regional Office for Education in the Arab States Beirut — Lebanon 2004 https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000136708

29

О нестабильности положения в провинции лучше всего говорит то, что, как утверждает аль-Маккари в течение сорока шести лет, двух месяцев и шести дней считая от дня, когда Родерик, король готов, был побежден и убит, до того, когда правитель Юсуф аль-Фихри потерпел поражение от Абд-р-Рахмана, провинцией правили 22 губернатора (вали), т.е. их время пребывания на этом посту в среднем не превышало двух лет.

30

При ранних халифатах джундом называлась военная единица, которая стала применяться к арабским военным колониям на завоеванных землях. В аль-Андалус эти военно-племенные группы были расселены в различных районах страны. Они не получали содержания от правителя, но собирали с христиан налог, одну треть которого оставляли себе.

31

Наверное нельзя отрицать, что одной из причин успехов Абд ар-Рахмана было умение делать в самые критические моменты своей жизни красивые жесты. Перед боем, узнав, что его многие солдаты опасаются, что их молодой, не имеющий боевого опыта, предводитель при малейшей опасности сбежит с поля боя, Абд ар-Рахман тут же пересел со своего коня на мула, объяснив, что его норовистый скакун не позволит ему метко стрелять из лука. А в почти безнадёжной ситуации, осажденный армией Аббасидов в Кармоне, он собрав своих лучших воинов у главных ворот города, развел там большой костер, бросил в огонь ножны своего меча и повел их на вылазку.

32

Ху́тба — молитва, а также выступление или проповедь во время пятничного полуденного богослужения в мечети, совершаемые уважаемым мусульманином. В случае Кордовы это должен был быть вали аль-Андалус. Кроме того обязательным было упоминание имени халифа в проповеди. Это означало признание суверенитета и сюзеренитета правителя, и исключение его имени из проповеди было равносильно публичному провозглашению независимости.

33

Желающие самим убедиться в непреодолимой страсти к мятежам тогдашних обитателей аль-Андалус могут обратиться к сайту «Хронология Реконкисты» http://covadonga.narod.ru/VIII.htm, где скрупулезно перечислены события такого рода. Ну а подробности, как всегда можно найти у всезнающего аль-Маккари.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я