Теория семи Я. 7 ролей коллектива. 7 ликов души. 7 типов характера

Николай Михайлович Татаров

Теория семи Я – это психология, какой она должна быть: простая, ясная, без заумных слов. Это учение о семи внутренних Я, из которых складывается характер человека, рождаются 7 психических типов и 7 ролей коллектива.Речь о душевных качествах и чертах характера, склонностях натуры и особенностях нрава.Теория 7Я – мощный инструмент познания внутреннего мира: помогает понять себя и других, найти в глубинах души скрытые Я, превратить особенности характера в конкурентные преимущества.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория семи Я. 7 ролей коллектива. 7 ликов души. 7 типов характера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

§3. Герой

Огонь души

Есть люди с «горячими сердцами» и «пламенной» душой. Это «пламенные» борцы и «пламенные» ораторы. У них «пламенные» речи и «пламенные» идеи. Пламенность называют «пылом», «огнём», «жаром» души, а людей, у которых «вместо сердца пламенный мотор» называют героями.

Роль Героя связана с энергетикой организма. Люди, в характере которых доминирует роль Героя, — это люди с повышенной энергетикой, с большим запасом жизненных сил. Это активные, энергичные люди.

Это «горячие» люди. Они плохо переносят жару. Они любят холод, мороз, зиму — как пушкинская Татьяна из «Евгения Онегина»:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму…

Их тянет к прохладе, к воде. Они любят купания и другие развлечения с водой.

Вода — самая таинственная жидкость природы, выполняет важную роль в энергетике организма. Воде, как источнику силы, уделяется много внимания в сказках и былинах. Например, Илья Муромец обретает богатырскую силу после того, как волхвы дают испить ему три ковша воды. Кощею Бессмертному удаётся обрести былую силу и разорвать цепи после того, как он выпивает три ведра воды.

С ролью Героя связаны три чувства: вдохновение (азарт, кураж), скука (хандра) и нежность (жалость).

Вдохновение

Чувство вдохновения — это чувство азарта, страсти, упоения, окрылённости, удали, куража, драйва.

Вдохновение называют приподнятым настроением, называют состоянием лёгкости, свежести, бодрости духа. В приподнятом настроении человек идёт «летящей походкой». Вдохновение «расправляет крылья души», даёт «взмахнуть крылами души». Это состояние влюблённости — не зря говорят, что любовь окрыляет.

Вдохновение порождает такую черту характера, как «взлётность» — желание и способность выходить за рамки обыденного, подниматься над текучкой повседневности.

Вдохновение рождает желание летать. Это чувство свободы. Когда на человека снизошло вдохновение, то говорят, что человек поймал кураж, говорят, что у него озорное настроение. Он начинает импровизировать. Он обретает спонтанность и непосредственность действия. Он становится раскованным и раскрепощённым.

Вдохновение — это творческое начало в человеке. Это чувство душевного, творческого подъёма.

Чувство вдохновения хорошо передано в известном шедевре русского романтизма — «Песне о Буревестнике»:

Над седой равниной моря ветер тучи собирает.

Между тучами и морем гордо реет Буревестник,

чёрной молнии подобный.

То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам,

он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы.

В этом крике — ЖАЖДА БУРИ!

Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе

слышат тучи в этом крике.

Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря.

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким

и бросает их с размаху в дикой злобе на утёсы,

разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

Вот он носится, как демон, — гордый, чёрный демон бури, — и смеётся, и рыдает…

Он над тучами смеётся, он от радости рыдает!

Это смелый Буревестник гордо реет между молний

над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:

ПУСТЬ СИЛЬНЕЕ ГРЯНЕТ БУРЯ!

Чувство вдохновения рождает стремление окунуться в бурю, купаться в ней, отдаться ей полностью, без остатка.

Желание испытать свои силы можно услышать в песне Константина Никольского:

Поиграй со мной, гроза,

Я хочу измерить силы…

Важно заметить, что Герой не противостоит грозе, буре, опасности, — он хочет поиграть с ней. Это озорство, кураж!

В таком состоянии человек, раскинув руки, прыгает в траву, выбегает в грозу под струи ливня, глотает их, пытаясь обнять разбушевавшуюся стихию. С таким чувством скачут по простору степи молодые кони, резвятся и озорничают щенки.

Эти люди склонны жить и действовать на пределе своих сил и возможностей. Им подходит принцип карма-йоги: «Действуй на пределе — и ты перешагнёшь свои пределы».

Герои — это увлекающиеся люди. Крайне опасно ехать в автомобиле, если за рулём находится человек с героическим характером. Он не может ехать спокойно, у него «глаза горят». Ему нужен кураж, драйв. Он обязательно устроит лихую гонку.

Люди с героическим характером стремятся к экстремальным, чрезвычайным ситуациям. Они всегда идут на обострение ситуации. Только в предельно острой, критической обстановке, в ситуациях, связанных с опасностью и риском, они могут выплеснуть свою энергию и испытать драйв, испытать чувство азарта и вдохновения.

Люди с героическим характером постоянно лезут в огонь и воду, ввязываются в драки и войны, участвуют в рискованных авантюрах и приключениях, в бунтах и революциях. Они покоряют горные вершины, взлетают к небесам, опускаются ко дну морей, ходят с рогатиной на медведя. Главное — они не хотят жить спокойно. Всё, что не связано с предельным риском, — для них смертельная скука:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Герои — это бунтари и революционеры. Ведь бунты и революции — это социальные бури. Герои — это люди, обуреваемые страстями. Их тянет в самую гущу событий, в самое пекло, на самое острие атаки. Не случайно «Песнь о Буревестнике» была гимном революционной молодёжи начала XX века.

Удел Героев — это смертельный риск и азарт атаки. В поэме А.С.Пушкина «Полтава» описано чувство боевого вдохновения у Петра I.

Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как Божия гроза.

…Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами

Анатоль Франс не зря говорил, что «стремление к опасности лежит в основе всех великих страстей».

Притягательность трудностей и опасностей для героического характера отражена в одной из песен альпинистского цикла В. Высоцкого:

Здесь вам не равнина, здесь климат иной —

Идут лавины одна за одной.

И здесь за камнепадом ревёт камнепад, —

И можно свернуть, обрыв обогнуть, —

Но мы выбираем трудный путь,

Опасный, как военная тропа

А ведь с обывательской точки зрения нет ничего более неразумного, чем бесполезное и опасное лазанье по горам или хождение в ненужные походы. Для обывателя куда разумнее и цивилизованнее провести время на даче, в доме отдыха или на курорте у тёплого моря. И незачем прыгать зимой в ледяную полынью, если можно культурно и с достоинством провести время в тепле и уюте за хорошим столом.

Люди с огнём в душе всегда устремлены вперёд, ввысь, в «небеса обетованные». Они вечно живут в поиске нового, хватаются за всё сразу. Глаза у них горят озорным, «бесовским» блеском. Они максималисты — ни в чём не знают меры. Им синица в руках не нужна — подавай журавля с неба. Они — «из огня да в полымя». В их правилах «любить — так королеву, украсть — так миллион», «гулять — так гулять, стрелять — так стрелять», «либо грудь в крестах — либо голова в кустах». В своих стремлениях они неудержимы.

Жизнь человека с героическим характером — это «колесо Фортуны». Он может выиграть, а может проиграть; может победить в бою, а может и потерпеть поражение, может украсть миллион и любить королеву, а может и лишиться головы. Он сегодня богат, завтра нищ, а после — снова при деньгах. Однако достаток, богатство, общественное положение, мнение окружающих, впрочем и само наличие мнения, равно как и отсутствие такового, Героев не интересует. И вообще любой результат их авантюр не имеет для них никакого значения: «Движение — всё, цель — ничто». Герои не ценят того, что сделали, и не берегут того, чего достигли. Людям с героическим характером необходимо только одно — чувство азарта, вдохновения, куража, драйва. Ради этого чувства они лезут на рожон, ищут приключений на свою голову. Про них говорят «буйные», «бешеные», «неуёмные», «неприкаянные».

На расспросы обывателей: «Ну что тебе неймётся, что не живётся как всем? Ведь не солидно это, недостойно. Пора бы остепениться, да за ум взяться», — Герои иногда рассказывают легенду из понятных обывателям представлений. О том, что им якобы нужна слава, нужны деньги и прочее, но на самом деле ничего этого Героям не нужно. Герою нужна буря и накал страстей, а безмятежный, обывательский покой, даже обставленный всевозможными удобствами, Героям не нужен.

Герои — это очень азартные, увлекающиеся игроки. Для них всё в жизни — игра. Любой риск, любая опасность — не более чем игра. И чем больше в этой игре противников, чем труднее — тем увлекательнее, тем интереснее. Война для них — это тоже игра. Герои — это мальчишки, не наигравшиеся в детстве в войну.

В одежде и быту люди с героическим характером склонны к беспорядку. Собственный внешний вид их не интересует. Одежда у них может быть с пятнами и дырками. Не зря говорят: «Герой — штаны с дырой!»

После прогулки у детей с героическим характером одежда изорвана, локти и колени разбиты, а сами они мокрые и грязные. Им лишь бы носиться, беситься и бузить. Такие мальчишки всегда играют в войну, а девчонки больше играют с мальчишками, чем с другими девочками.

Люди с пламенной душой отличаются большой страстностью, жаром чувств. У них все чувства огненные, окрашенные пылом души. Они уж если любят так любят, веруют так веруют, ненавидят так ненавидят, ревнуют так ревнуют. У них всё через край, и все чувства тоже через край. Горячие они, а не хладнокровные. Например, в «Песне о Буревестнике» вместе с чувством азарта и вдохновения Буревестник выплескивает и радость, и гордость, и смех, и гнев…

Роль Героя можно также называть ролью Страстного, а людей, в характере которых доминирует роль Героя, людей, с пламенной душой, можно называть «пассионариями», от латинского «passio» — «страсть». Термин «пассионарий» ввёл Л.Н.Гумилёв в работе «Этногенез и биосфера Земли».

Герой — это удалец. Русские песни, сказки, былины прославляли «удаль богатырскую».

Всё страстное, азартное, вдохновенное называют зажигательным — зажигательный танец, зажигательная музыка. Если человек что-то делает с азартом, с огнём в душе, то говорят, что он «зажигает», «жгёт». У человека с «огнём» в душе и глаза «горят огнём», и работает он «с огоньком».

Вдохновение, страсть, азарт, кураж, драйв — это и есть тот самый «пыл», «жар», «огонь» души. Зажигательность является свойством героического характера. Люди с героическим характером «зажигают» окружающих, заражают их своей энергией, своей страстью и пламенностью. Окружающие начинают действовать так же энергично, как Герои, хотя им самим такое поведение не свойственно и в отсутствие Героев они не проявляют творческой активности, азарта и вдохновения. Герой — это заводила. Ребёнок с героическим характером обязательно «поставит на уши» свою группу детского сада, класс школы, отряд пионерского лагеря.

Способность людей с героическим характером зажигать других огнём своей души, увлекать за собой называют «харизмой». Все революционные вожди были харизматическими лидерами — других лидеров в революциях не бывает. Не зря их называли пламенными революционерами.

Сейчас наиболее растиражирован образ Героя-революционера с горящими глазами — Че Гевара.

Герой — это вожак, лидер, но не «формальный», не назначенный, а харизматичный лидер. За ним идут не по приказу, не по принуждению, не из шкурных интересов, а идут по велению сердца, по велению души. Идут хоть на край света. Помогают ему во всех делах и начинаниях.

В любом царстве ханжества, подлости и лицемерия Герои находят верных друзей. В сказках нежданные помощники приводят Герою могучего коня, дают волшебный меч и чудесную кольчугу, шапку-невидимку и сапоги-скороходы.

Герой — это энтузиаст, инициатор, зачинатель дел. Если в коллективе нет человека, который «горит на работе», то все дела постепенно замирают и останавливаются. Поэтому стержень корпоративной философии успешно действующих компаний — это ставка на заводилу-энтузиаста.

Скука

Мне скучно, бес!

(«Фауст и Мефистофель»)

Скука, хандра — это другое чувство, связанное с ролью Героя. Скука (хандра) приходит когда всё приелось, надоело, опостылело. Скука — главный враг людей с пламенной душой, с героическим характером. Она преследует их всегда и повсюду. Как пушкинского Евгения Онегина:

Потом увидел ясно он,

Что и в деревне скука та же,

Хоть нет ни улиц, ни дворцов,

Ни карт, ни балов, ни стихов.

Хандра ждала его на страже,

И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена

Скука, хандра, «как тень иль верная жена» повсюду преследует их, и они бегут от неё «на край света», ввязываются в любые авантюры — ищут приключения на свою голову.

Скука и вдохновение — вот «кнут» и «пряник», которые гонят и влекут Героя. Он бежит от скуки и стремится к приключениям, к новому и неизведанному, к рискованному и опасному, к тому, что даст ему состояние азарта, вдохновения, окрылённости, куража.

Сказки народов мира повествуют о подвигах героев: царевичей и принцев. Но вот вопрос: отчего же этим принцам да царевичам дома не сидится? Ведь дома дворец, замок с палатами. Там прислуга, искусные повара и мягкие постели. Там подхалимы и угодники, поклонники и поклонницы. Казалось бы: ну если неймётся, то поскакал бы вокруг замка-дворца, а на ночь — домой почивать в тепло и уют, под защиту высоких стен и стражи. А у ворот толпа почитателей с лаврами и восторгами. А сам — на коне, в шляпе с перьями, в шитой золотом одежде, достойный и благоразумный.

Так отчего же Герои отправляются в опасный путь, в грязь, в стужу и другие дискомфортные условия? Да оттого, что скучно им дома во дворце да на празднике, в тепле и уюте. Хоть их и пытаются развеселить, но не веселья Герои ищут. Оттого и бегут Герои из дворцов: от смертной скуки — к азарту и вдохновению, к буре и риску.

Когда говорят, что старое уже приелось, надоело и наскучило, что хочется нового, свежего, оригинального — это типичный позыв героического начала души.

Скука, преследующая Героев повсюду, причина того, что они лишь начинают дела, но не продолжают и, тем более, не завершают их. Людям с героическим характером скучно продолжать и завершать ими же начатые дела. Они быстро «загораются» новым делом и столь же быстро «остывают», «охладевают» и бросают начатое. Они всё начинают, но ничего не завершают — скучно им доводить и отлаживать.

Люди с героическим характером ненавидят выходные и праздничные дни. Они не знают, куда деть себя от скуки, — хоть волком вой. Поэтому специально для них на праздниках устраивают забавы и состязания.

Героическое начало в большей степени свойственно молодым — ведь в юности и молодости организм человека полон сил и энергии, а с возрастом энергетика организма ослабевает. Поэтому важно делать обучение детей увлекательным — ведь для людей с героическим характером скучно всё, что для них не является интересным, увлекательным. Каждый учитель знает: как только ученики утратят интерес, они тут же начнут шуметь. Никакой строгостью внимание учеников не удержать — только интересом.

Где можно увидеть много Героев? — На детской площадке. Там дети в непрерывном движении. Они страстно и увлечённо бегают, играют, носятся…

Томительное ожидание для Героев невыносимо. Они не могут долго усидеть на одном месте. Они нетерпеливы, непоседливы. У них «шило в жопе». Они хотят постоянно двигаться. Так ведёт себя не только большинство маленьких детей, но и многие взрослые люди. Есть люди, которые, например, не могут лежать на пляже. Они хотят что-то делать: купаться, играть или просто бегать. Они должны куда-то девать свою энергию, на что-то её растрачивать.

Роль Героя не предназначена для обыденной жизни. Поэтому люди с героическим характером часто не находят себе места в обществе. Они изнывают от скуки — и тут подстерегает их самая главная беда — алкоголь. Алкоголь временно активизирует энергетику организма, вызывает чувство азарта и вдохновения, которое постоянно ищут Герои. Не находя места в обывательском мире, они пьют и, увы, спиваются.

Героический склад характера встречается у всех одушевлённых существ: у мужчин и женщин, у людей и животных. В 1966 году на Мосфильме был снят фильм «Крылья» про женщину с героическим характером. Этот фильм о трёх днях из жизни бывшей военной лётчицы, а ныне директора ПТУ Надежды Петрухиной. Давно окончилась война, но для героини фильма только те годы и были наполнены подлинным смыслом. Война для таких, как она, стала одним из высших проявлений человеческого духа. Поэтому героиня и вспоминает войну с ужасом и вместе с тем как свой звёздный час. Она, на её беду, так и не смогла перестроиться и теперь со своим максимализмом и жертвенностью выглядит порой неуместно, а то и нелепо. Она глубоко переживает разлад с действительностью. Ей никак не удается приспособиться к этой мирной, обыденной жизни…

Нежность

Кроме скуки и вдохновения с ролью Героя связано ещё и чувство нежности.

Сюжеты рыцарских романов построены по типовой схеме: Герой (например, рыцарь) обычно странствует в поисках приключений (например, чтобы сразиться со Злодеем, с драконом). При этом у Героя, кроме верного друга, ещё непременно есть возлюбленная, есть «дама сердца», к которой Герой-рыцарь питает нежные чувства.

Чувство нежности порождает стремление приголубить, приласкать, пожалеть. Поэтому возлюбленных, независимо от их реальных размеров, называют уменьшительно-ласкательными именами: «крошка», «котёночек» и т. д.

Чувство нежности может быть адресовано не только любимой женщине. С нежностью мать берёт на руки своего ребёнка, гладит и целует его, собака вылизывает своих щенят, а кошка — котят.

Нежность сопряжена с лаской, желанием взять на руки и укрыть от невзгод. На руки берут детей. На руках носят возлюбленных. Чувство нежности испытывает маленький ребёнок, когда кладёт с собой в постель на ночь любимого плюшевого мишку, обнимает его, гладит и нежно укрывает одеялом, чтобы тот «не замёрз».

Символом героического стремления спасти, укрыть и уберечь является монумент воину-освободителю с ребёнком на руках, установленный в берлинском Трептов-парке.

Почему Герой защищает слабых, спасает их, помогает им в беде? Потому что Герой жалеет слабых.

Нежность называют милым чувством или чувством умиления. Нежно любимых называют милыми. «Смилуйся, пожалей, окажи милость» — так говорят, когда обращаются к этой части души человека. От жалости подают милостыню.

Чувство жалости порождает такое качество души, как милосердие. «Сестрами милосердия» называли медсестёр в первую мировую войну. Сестры милосердия относились к раненым с жалостью.

Энергия жизни

Души мужчин и женщин, равно как и души остальных одушевлённых существ, устроены одинаково. Нет исключительно мужских или исключительно женских чувств, нет исключительно мужских или исключительно женских ролей.

Бывают не только мужчины, но и женщины с героическим характером. Такая женщина «…коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт».

Женщину с огнём в душе воспел В. Высоцкий в одной из своих песен альпинистского цикла:

Я спросил тебя: «Зачем идёте в гору вы?» —

А ты к вершине шла, а ты рвалася в бой. —

Ведь Эльбрус из самолёта видно здорово…

Усмехнулась ты и взяла с собой.

И с тех пор ты стала близкая и ласковая…

В характеристике героини песни указаны качества души, связанные с героической доминантой характера: вдохновенность, нежность, ласковость, а также харизматичность — способность вести за собой (к ней обращены слова: «за тобой тянулся из последней силы я»).

Женщин с героической доминантой характера называют «роковыми женщинами». Из-за них «теряют голову», «сходят с ума от страсти», ими увлекаются, их ревнуют, из-за них стреляются на дуэли, кончают жизнь самоубийством, пускают по ветру состояния, грабят банки, поднимают мятежи, свергают правительства и совершают революции. Встретить роковую женщину — полжизни потерять. Всю душу перетряхнёт.

Рассматривая портреты и фотографии известных роковых женщин, изучая свидетельства о них современников, можно заметить, что большинство из них не отличались внешней красотой. Роковые женщины привлекают не внешней красотой, а внутренним огнём.

Энергетическая система организма отвечает за сексуальность и половые способности. Не зря чакру «свадхистхану» (центр энергетической системы организма) называют половой чакрой. Люди с героическим характером отличаются неуёмной склонностью к сексу. У женщин с развитой энергетической системой иногда даже на расстоянии ощущается жар, исходящий от чакры «свадхистханы». Не случайно утроба, где женщины вынашивают детей, расположена вблизи этой чакры. Про таких женщин говорят, что они беременеют от первого поцелуя.

Вообще говоря, за словом «любовь» могут скрываться разные чувства. Поэтому обычно к слову «любовь» добавляют некий эпитет — указывают оттенок, тип, вид любви. Людям с героическим характером свойственна пылкая любовь и нежная любовь. Про Героя-любовника не зря говорят: «Он страстен и нежен», — ибо пылкость, страстность и нежность связаны с одной и той же ролью Героя.

Но, как известно, Герой-любовник — он не только страстный и нежный, но ещё и ветреный. Пушкинская Лаура из «Каменного Гостя» не зря называла Дона Гуана «мой ветреный любовник». «Объект страсти и нежных чувств» у Героя часто меняется. Один и тот же «объект любви» быстро Герою приедается, становится скучным, а люди с героической доминантой характера не переносят скуку. Скука гонит их прочь. Оттого их любовь изменчива.

У людей с героическим характером иногда встречается так называемый «комплекс Казановы». Им нужно, чтобы достижение желанной цели было сопряжено с опасностью и риском. Без страсти секс им скучен — ведь им нужна буря страсти, шквал чувств.

Каждому человеку известны чувства, связанные с ролью Героя: вдохновение, скука и нежность. В каждом человеке есть героическое начало. Другое дело, что в одних людях этого героического начала много, а в других — мало.

С возрастом энергетика организма ослабевает, героическое начало убывает, чувства остывают. Про человека, утратившего пыл души раньше обычного, говорят:

Но рано чувства в нём остыли…

(«Евгений Онегин»)

Героическое начало называют энергией жизни. Про людей, в характере которых не хватает героических качеств, говорят:

В них жизни нет, всё куклы восковые…

(«Каменный Гость»).

От скуки и от таких «кукол восковых» пушкинский Дон Гуан сбежал в Мадрит.

Когда Л. Н. Гумилев защищал диссертацию по пассионарной теории этногенеза, один из членов диссертационного совета попросил его:

— Объясните «на пальцах», кто такие «пассионарии».

— Поймите! Не все люди шкурники — ответил Гумилев.

Это верно. Не все люди шкурники. Однако и шкурники тоже существуют. О них речь пойдёт в следующем параграфе.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория семи Я. 7 ролей коллектива. 7 ликов души. 7 типов характера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я