Мифы и сказки народов Африки

Николай Кун, 2023

Николай Альбертович Кун (1877–1940) – русский историк рубежа XIX–XX веков, изучавший культуру и религию народов мира. Вышедшее в 1912 году и более не переиздававшееся, «Мифы и сказки народов Африки» – первое крупное самостоятельное исследование автора. В книге сохранены фотографии и рисунки из оригинального издания. Нет ни одного народа на всем земном шаре, у которого не было бы своего народного творчества. Мифы и сказки – весьма ценный материал для всякого, кто хочет познакомиться с миросозерцанием, бытом, нравами и обычаями Африки, так как, рассказывая даже сказки о чудовищных или сверхъестественных существах, созданных фантазией, африканец всегда рисует свой быт с поразительной верностью, без всяких прикрас. В формате a4.pdf сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Дримбук. Мифы и сказки народов мира

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мифы и сказки народов Африки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Бечуаны

БЕЧУАНЫ несколько отличаются от остальных кафрских племен своими более мягкими чертами лица, невысоким ростом, менее развитой мускулатурой и более темным цветом кожи; но во всем остальном они типичные представители племени кафров. По своему характеру это довольно коварный, малообщительный и невоинственный народ, склонный более других кафров к мирным занятиям. Бечуаны отличные работники, и многие из них нанимаются к европейским колонистам, но той энергией, которая отличает зулусов, они не обладают, и их можно даже назвать скорее несколько вялым, непредприимчивым народом.

Одежда бечуанов гораздо разнообразнее и богаче, чем одежда остальных кафров. Обнаженными они не ходят никогда. Мужчины носят особую повязку на бедрах и кожаные передники спереди и сзади. Женщины носят даже несколько передников один на другом, причем верхний передник часто доходит до колен и украшен бусами. Носят бечуаны и особый плащ «карос» из шкур шакалов, тушканчиков и диких кошек; начальники носят плащ из шкур леопардов и антилоп. Как украшение бечуаны употребляют главным образом бусы. Носят они на шее ожерелья из зубов диких животных, а на руках отлично отполированные браслеты из слоновой кости, а также браслеты из кожи или сплетенные из волос. Тело бечуаны натирают жиром, смешанным с блестящим порошком.

Бечуаны

Оружие бечуанов довольно разнообразно. Излюбленное оружие, как и у всех кафров, ассагай. Кроме того, у них есть небольшие метательные копья, обоюдоострые кинжалы, секиры и палицы «кири». Утварь бечуанов гораздо богаче, чем утварь кафров. У них можно встретить всевозможные чаши, блюда, кружки для пива на трех ножках, кубки с рельефной резьбой, большие, массивные ступки, в которых они толкут маис, резные ложки и т. п. Кроме того, они отлично умеют плести корзины и циновки из травы и делают украшенные резьбой и рисунками скамейки. Свои запасы бечуаны сохраняют в особых глиняных сосудах, которые бывают иногда вышиной в рост человека. Эти сосуды ставят часто прямо в поле, а над ними устраивают крыши из ветвей и листьев.

Хижины бечуанов круглые. Они строят их следующим образом: прежде всего делают невысокую круглую стенку, а над ней устраивается конусообразная крыша, крытая тростником или травой. Края крыши доходят до земли, и, таким образом, между стенкой и крышей образуется узкий ход, идущий вокруг хижины. Живут бечуаны или большими деревнями, или же целыми городами, число хижин в которых доходит иногда до нескольких тысяч.

Занимаются бечуаны скотоводством, и скот — их главное богатство. Но с каждым годом они все больше и больше начинают заниматься земледелием. Обыкновенно поле или огород лежит около хижины и обнесен изгородью. Участок земли под поле приготовляют мужчины, выжигая для этого траву; возделывают же поле женщины и девушки. Самое веселое время года — это жнитво в январе месяце, когда в деревнях бечуанов устраиваются пиршества. Урожай обыкновенно собирается общими силами всей деревни.

По своим обычаям и семейной жизни бечуаны мало отличаются от остальных кафров. Брак у них — такая же покупка невесты, как у зулусов. Так же воспитывают они своих детей. Власть начальника ограничена советом старейшин племени «монемотце». Бечуаны менее воинственны, чем зулусы, хотя и у них были начальники, прославившиеся завоеваниями. Лучшим правителем, как рассказывают бечуаны, был Мотлу-ме, который оставил по себе память на долгие времена своею мудростью, справедливостью и строгой, умеренной жизнью. Он посетил многие народы Африки и был даже у северных людоедов, в Центральной Африке. Умирая, Мотлуме жаловался, что ему пришлось всю жизнь свою вести войны, которые были так разорительны для его племени. Многие изречения Мотлуме и до сих пор повторяются бечуанами. Перед смертью, как рассказывают бечуаны, предостерегал Мотлуме свое племя от опасности, грозящей им со стороны воинственных народов востока, и сказал: «После моей смерти на востоке поднимется красное облако и истребит наши племена; отцы будут есть своих детей. Кланяюсь вам и ухожу к своим предкам».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Дримбук. Мифы и сказки народов мира

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мифы и сказки народов Африки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я