Эта книга будет полезна всем, кто хочет сделать отношения с близким человеком более тёплыми, преодолеть кризис отношений или выйти на новый уровень любви как радостной заботы. Книга написана в формате «марафона» и включает 30 заданий, которые рекомендуется выполнять последовательно, постепенно наращивая «нагрузку», как в тренажёрном зале. К каждому упражнению прилагаются живые отзывы и примеры из жизни учеников Николая Ивановича Козлова, которые выполняли эти задания и получали результаты. Их вдохновляющие примеры помогут читателям взглянуть на задания с разных сторон и найти свои ключики к ситуациям. А «чек-листы» а каждой теме помогут оценить скорость и эффективность процесса! В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гармоничные отношения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Задание 1. «От защиты к обучению»
Студенты Университета практической психологии начинают Дистанцию с упражнения, без которого всё дальнейшее обучение имеет не так много смысла.
А именно — переходят от «защиты» своих привычек, мнений, реакций — к внимательному восприятию нового материала и настоящей учёбе.
Эта книга — не Дистанция, но ты тоже сможешь понять смысл упражнения и привыкнуть учиться — всегда, везде, максимально эффективно.
Бывает такое, что информацию от внешнего мира или слова людей ты воспринимаешь как наезд и даёшь «адекватный» ответ? Со всеми такое бывает! Но когда ты воспринимаешь что-то в штыки, то обычно закрываешь себе возможность взять что-то полезное из ситуации. А твоя задача — извлекать максимум пользы, без отвлекающих негативных эмоций.
«От защиты к обучению» можно применять не только в общении с людьми, но даже при чтении самой этой книги. Здесь собраны только проверенные и отточенные годами техники. Если при чтении какого-то упражнения возникнет негативная или ироничная реакция, вспоминай это первое упражнение и подумай, как убрать это сопротивление и чему здесь всё-таки можно поучиться. Хорошая тренировочка!
Добейся следующих показателей:
«Я умею признавать свою неправоту и свои ошибки там, где это было, умею убирать внутреннее сопротивление и реагирую на разумные замечания в мою сторону — с пониманием.
Моя ответная реакция (слова и интонации) — такие, что партнер чувствует: его услышали.
Я внимателен к замечаниям, благодарен за разумные возражения, вместо защиты своей правоты рассматриваю обсуждение как ситуацию учебы и возможность поумнеть.»
Все зависит от того, кто, зачем и как делает замечания или критикует. Критика бывает справедливой, несправедливой и мутной, когда неясно, что в критике обосновано, а что нет.
• С мутной критикой, когда замечания формулируются неясно, нечетко и где разумное перепутано с глупым и обидным, разбираться сложно. В таких случаях нежелательно вступать в разборы и препирательства, лучше подумать над происшедшим самому (самой) или хотя бы перенести разговор на другое время и в другие обстоятельства, где можно поговорить более разумно и не торопясь.
Справедливая критика бывает больна, но относиться к ней нужно с вниманием и благодарностью. Нам сложно увидеть свои недостатки так же ярко и выпукло, как видят их люди, которые общаются с нами на работе, дома, в дружеской неформальной обстановке. Справедливая критика подсказывает нам, где мы и в чем неправы, дает возможность поправить ситуацию, сделать дело лучше.
Поддерживай справедливую критику в свою сторону: реагируй на нее позитивно. Если критика справедлива, лучше согласиться с нею сразу и в категоричной форме.
Умение признавать свои ошибки быстро и решительно обычно обезоруживает собеседника.
Если ты не прав
Бывает так, что иногда ты оказываешься не прав. Когда-то тебе это могут показать (подсказать, указать, ткнуть в это носом), когда-то ты можешь понять это сам — если рядом с тобой не враги, а нормальные люди, то защищать свою неправоту — глупо.
Если ты понял, что был неправ, то свою неправоту необходимо признать.
Да, это бывает непросто. Признать свою неправоту, сделать это прямо и вслух — бывает трудно признать даже взрослым и сильным людям. Однако воспитанные и эффективные люди с этим вполне справляются.
Редко, но это может и не произойти. Некоторым людям кажется важным, чтобы виновный пострадал и попереживал подольше, и быстрое признание своей вины им покажется слишком легким. Они успокаиваются только тогда, когда будут свидетелями длящихся душевных мучений. Объяснять им, что они не правы, не всегда реально, и проще бывает продемонстрировать им то, что они так ждут.
Культура свойственна не всем, и от многих людей и не раз ты когда-то услышишь и глупые, и обидные замечания.
Такую мусорную критику по возможности лучше пропускать мимо, даже не обсуждая.
«Собаки лают, караван идет». Делай свое дело наилучшим образом, и не трать время на препирательства с теми, кто критикует тебя не по делу, не разбираясь, или занимаясь просто сведением счетов.
Задание дня
Упражнение непростое, поэтому по возможности найди напарника, с которым ты будешь ежедневно обсуждать свои успехи и трудности по этому упражнению. Совсем замечательно, если напарник видит тебя и хорошо в курсе твоих ситуаций дома или на работе.
Начни с того, что отмечай ситуации, когда тебя так или иначе критикуют. Или ситуации, которые ты воспринимаешь как критику (учитывай, иногда тебя вовсе не критикуют, а ты воспринимаешь слова как критику).
Отмечать — это значит не сразу реагировать на критику, а
спокойно внутри отметить: «вот, это в мою сторону критика».
И коротко запиши: о чем речь, в чем замечания или претензии. В конце дня у тебя должен быть список ситуаций, когда к тебе были какие-либо критические замечания или недовольства.
Не все замечания в твою сторону умны и конструктивны, но умным и конструктивным должен быть ты, поэтому в конце дня по крайней мере по трем пунктам необходимо найти что-то, где с твоей стороны была неточность или недоработка, где в следующий раз ты будешь умнее и адекватнее.
Свои выводы, как быть умнее следующий раз — запиши в рабочем блокноте «Дневник успехов».
Правильные вопросы, помогающие прийти в себя, когда тебя критикуют:
1. «Нужно ли мне такое лицо и это напряжение? Мне это на пользу? Если нет — расслабься!»
2. «А если мне стать на его место: почему он так поступает? Наверняка злого умысла у него нет»
3. «Что я могу сделать прямо сейчас, чтобы изменить ситуацию?»
Результат упражнения «От защиты к обучению»
Твоя реакция на конструктивную критику:
• С критикой не спорю. Критические замечания — прекрасный повод для обсуждения.
• Критику своей работы я слушаю заинтересовано, как и критику работы своих коллег.
• На лице нет расстройств или обид.
• Критикующего — благодарю. Говорю, что себе из подсказок взял, и как я к этому буду себя приучать.
• Если мне задают трудный вопрос, касающийся моего развития, я его не замалчиваю, не игнорирую, не пропускаю, не замыливаю пустым «как бы ответом» или пустышкой «Ну не знаю». Я этот трудный вопрос себе фиксирую, запоминаю, думаю над ним, обращаюсь за помощью при необходимости — и вопрос решаю.
Другие подсказки
1. Проси критику заранее сам, — тогда ты (как правило) услышишь не критику, а доброжелательные подсказки, да и сам будешь вполне готов к любым замечаниям.
2. Отличный способ приучить себя просить критику — практиковать упражнение «А ты что думаешь?»
Игра «А ты что думаешь?»
Это просто: ты начинаешь говорить коротко и, высказав коротко свою мысль, спрашиваешь своего собеседника: «А ты что думаешь?» Если ты начинаешь вести себя таким образом, тебе легко договориться с твоими близкими, чтобы они отвечали тебе тем же.
Отзывы дистантников[1]
Елена Дорошенко
По поводу этого упражнения мне вспомнилась одна интересная метафора об Ученике, который пришел постичь Истину в Храм.
Когда он приходил в Храм, то надевал белую рясу ученика и словно «забывал» обо всем своем предыдущем опыте. Он становился «белым листом», готовым постичь что-то новое. То есть, в то время, пока он учился, он принимал слова своего Учителя за Истину.
Когда обучение дня заканчивалось, то Ученик, выходя из Храма, снимал белую рясу Ученика и «вспоминал» всё, что знал до этого. И только после этого анализировал всю полученную информацию.
Когда я чему-то обучаюсь, я подхожу к обучению именно так, как в этой метафоре, как в упражнении «от защиты к учебе». На мой взгляд, невозможно целостно принять новое знание, если ты постоянно в роли критика. Лучше сначала охватить это знание, и только потом рассматривать его под критическим углом. Поэтому полностью принимаю это упражнение
_____
Анонимный автор
Критику воспринимаю с интересом, без расстройств и обид. Вчера отрабатывала с мамой и вместо защиты на мамино «Забыла про меня», поставила целью укрепить отношения. А именно, вместо изначального оправдания и предъявы «У меня сессия в университете и все свободное время занимаюсь ей», сказала «Я очень скучаю! Во вторник заеду — обниму тебя!»
_____
Анонимный автор
Вчера заказчики приняли от меня сценарий ролика и сказали, что он не подходит. Сначала я испытала гамму чувств и эмоций (о, любимые дурные привычки!), потом укоряла себя, потом поняла, что трачу много времени. На сей момент согласилась с тем, с чем возможно — и из этого родилась серия правильных вопросов заказчику. А именно, не подошёл — это…
Не соответствует коммуникационной задаче?
• Нацелен не на ту целевую аудиторию?
• Искажены факты?
• Теперь готова к конструктивному разговору.
_____
Анонимный автор
В ответ на критику удивленно спрашиваю «Да?». Это помогает собеседнику более подробно раскрыть смысл своей обратной связи, а мне понять его, прежде чем не соглашаться. Также внутреннее сопротивление намного смягчается ввиду того, что я перевожу защиту в удивление, а из него стало легче переходить к учебе и вычерпывать полезности.
_____
Анонимный автор
Я влюбилась в это упражнение и советую его всем семейным парам, у которых есть трудности в отношениях. Плюсы упражнения:
1) муж счастлив, что его мнением интересуются, как экспертным! Загорелись глаза у мужа.
2) я не обижаюсь на то, что говорит муж, записываю все, уточняя с добрым лицом (ведь это часть упражнения).
Чек-лист на неделю
☑ От защиты к обучению.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гармоничные отношения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других