Экономика и право в здравоохранении (косметологии)

Николай Вячеславович Лукьянов, 2019

Учебное пособие подготовлено в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом для слушателей (студентов) профессионального образования по специальностям «Сестринское дело», «Сестринское дело в косметологии» «Косметик эстетист» и «Косметик». Пособие содержит вопросы общей экономической теории, экономики здравоохранения, медицинского права и основ практической деятельности. Оно содержит тесты, контрольные вопросы и задачи. Оно предназначено для студентов, преподавателей системы медицинского профессионального образования; также может быть интересно и бакалаврам сестринского дела, студентам медицинских вузов, а также для всех, кто интересуется вопросами права, экономики и управления в здравоохранении. При разработке пособия использовались правовые акты по состоянию на 01.10.2019г.

Оглавление

Глава 4. Рыночные отношения в здравоохранении

4.1. Особенности рыночных отношений в здравоохранении

Рынок медицинских услуг — это совокупность медицинских технологий, медицинской техники, методов организации медицинской деятельности в условиях конкурентной экономики.

Рынок в здравоохранении включает следующие сегменты:

— рынок медицинских услуг;

— рынок лекарственных препаратов;

— рынок труда медицинского персонала;

— рынок научных разработок;

— рынок медицинского оборудования и техники;

— рынок ценных бумаг.

Рынок медицинских услуг имеет много специфических сторон:

1. Выраженная сезонность спроса.

2. Территориальные особенности спроса (определяемые демографическими особенностями и заболеваемостью населения).

3. Относительно высокая скорость оборачиваемости капитала, поскольку производство медицинской услуги представляет собой, как правило, короткий цикл.

4. Высокая изменчивость рыночной конъюнктуры.

5. Особенности оказания медицинской услуги, которые обусловлены личным контактом медицинского работника и пациента, что, с одной стороны, может вести к «форсированию» спроса, а с другой стороны, снижать его при наличии неудовлетворенности потребителя.

6. Сложная структура спроса на услуги здравоохранения, обусловленная индивидуальными особенностями человека.

7. Результат медицинской деятельности может быть определен только после потребления услуги и не всегда зависит от ее качества.

8. «Асимметричность» информации на рынке медицинских услуг. Недостаток медицинских знаний делает пациента как потребителя уязвимым по отношению к врачу, который может диктовать условия экономических отношений. Влияние врача и на спрос, и на предложение. Этим же определяется не всегда рациональное потребительское поведение пациента. Пациент стремится получить максимальный объем услуг, иногда настаивая на проведении ненужных обследований.

4.2. Ценообразование на медицинские услуги

Сложность ценообразования в сфере оказания медицинских услуг связана, во‑первых, с особенностями ведения бухгалтерского учета в бюджетной сфере вообще и здравоохранении в частности (отсутствие учета многих видов затрат, в том числе в отдельных подразделениях); во‑вторых, с невозможностью использования единой методики определения цены услуг в стационарах и поликлиниках; в‑третьих, с многообразием структуры даже однотипных ЛПУ, которое обуславливает разную величину издержек на одинаковые услуги.

Все издержки производства делятся на постоянные и переменные.

Постоянные издержки не зависят от количества оказанных услуг и включают затраты на содержание зданий, сооружений, коммуникаций, расходы на оплату труда управленческого персонала и др.

Переменные издержки изменяются с увеличением или уменьшением объема оказываемых услуг. К переменным издержкам относятся затраты на расходные материалы, питание, медикаменты, перевязочные средства, оплату труда работников.

Общие издержки — это сумма постоянных и переменных издержек.

Средние издержки определяются как отношение общих издержек к числу оказанных услуг.

Издержки можно также разделить на прямые материальные затраты (непосредственно связанные с производством услуг) и накладные расходы. К прямым затратам относятся стоимость медикаментов, перевязочных средств, питания (пациентов в стационаре), амортизации медицинского оборудования, износа малоценных и быстро изнашиваемых предметов. К накладным расходам относятся: канцелярские и хозяйственные расходы, амортизация немедицинского оборудования, оплата труда административно‑управленческого персонала, расходы на командировки.

Система цен на медицинские услуги включает в себя несколько групп.

Первая группабюджетные расценки, величина которых не зависит от величины реальных затрат и устанавливается административным образом. Бюджетные расценки используются для осуществления взаимных расчетов между учреждениями одной территории (внутрисистемные цены) или подразделениями одного учреждения (внутриструктурные цены). В основе их лежат статьи затрат (статьи калькуляции), они не распадаются на себестоимость и прибыль. Данные цены используются при финансировании целевых бюджетных программ.

Вторая группа — цены на платные медицинские услуги (прейскурантные цены). Эти цены включают все фактические затраты, а также прибыль. Такие цены используются для расчетов с населением — физическими лицами при оказании медицинской помощи.

Третья группадоговорные цены. Они утверждаются прямыми договорами между медицинскими учреждениями и заказчиками услуг.

Четвертая группатарифы на медицинские услуги по обязательному медицинскому страхованию. Тарифы отражают денежные суммы, определяющие уровень возмещения расходов медицинских учреждений по выполнению территориальной программы ОМС и состав этих расходов (в них также не выделяется себестоимость и прибыль). Они регулируются нормативаим Федерального фонда ОМС, утверждаются руководителями органов управления здравоохранением.

Пятая группа — свободные цены.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я