Вторая сказка из цикла "Сказки для детей, не ставших взрослыми, и взрослых, оставшихся детьми."
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ведьма Аглая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
«Когда, выглянув вечером в окно, вы
испытаете радость оттого, что
просто идет снег, что просто на
улице зима, что в доме пахнет празд-
ником и ёлкой, знайте: я уже рядом…»
(Дед Мороз)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Присказка
Глава первая
Начало дня
Двор был пустынен и тих. Снежинки медленно кружились в беззвездном небе, желтый свет ночного фонаря чуть подрагивал на снегу, черная тень от столба, улегшись на ледяную горку, мирно задремала на холодке — всё вокруг спало, дышало умиротворением и покоем.
Но вот из подворотни подул ветерок. Снежинки, словно очнувшись от сна, рассерженным роем белых бабочек набросились на фонарь — то касались его раскаленной лампы, то, обжегши крылышки, отскакивали в сторону, а стоило ветру стихнуть, возвращались на свет, где снова и снова продолжали сонное кружение над землей.
Стараясь не потревожить маму, Леха отошел от окна. Лег в постель и, за-крыв глаза, вообразил себе картину, над которой думал весь день — заснеженный хвойный лес, полянку в лесу, а на полянке — избушку с соломенной крышей, из печной трубы которой, сквозь крупные хлопья похожего на белых бабочек сне-га, валил густой серый дым.
До Нового года осталось шесть дней.
Заметив, что Леха проснулся, мама подошла к его кровати. Присела рядом и, едва касаясь пальцами волос, погладила по голове.
— Доброе утро, сынок! Вставай, школу проспишь.
Леха потянулся.
— Доброе утро, мама! Как ты себя чувствуешь? Сердце не болит?
— Сегодня нет.
— Это хорошо!
Леха довольно улыбнулся. Перевернулся с бока на спину и, подложив руки под голову, уставился в потолок.
— А вот интересно, — сказал он после некоторого раздумья, — почему зимой бабочки не живут? Живут же в эту пору птицы, звери, рыбы подо льдом, а вот бабочки почему-то нет.
— Наверное, потому что зимой слишком холодно для них, — ответила мама.
— Наверное.
Леха поднялся с кровати. Чмокнул маму в щеку и, насвистывая веселый мо-тивчик, побежал умываться.
Завтрак прошел быстро. Леха вкратце обсудил с мамой предстоящую поезд-ку в Григорьевку, рассказал об эпидемии гриппа, из-за которой новогодние ка-никулы начнутся на пять дней раньше, и в конце разговора, перед тем как выйти из-за стола, попросил немного денег.
— На что они тебе? — спросила мама.
— На кисти и краску. Хочу написать новую картину.
— Какую картину?
— Избушку в лесу.
— Избушку в лесу?
— Да. Мама, это будет замечательная картина! Ты только представь: зимний лес, на переднем плане полянка с маленькой избушкой, над которой вьется столб дыма, а вокруг… — Леха обвел рукой кухню, — парят белые бабочки. И ни-чего больше: только лес, избушка да небо в бабочках… Правда, здорово?
Сложив грязную посуду в стопку, мама направилась к мойке.
— Зимой бабочек нет, — сказала она сухим тоном. — И денег у нас тоже нет.
Леха обиженно поджал губы. Но стоило маме сделать еле уловимое движе-ние в его сторону, тут же улыбнулся.
— Нет, так нет, — сказал бодрым голосом. — Ничего страшного. Я каранда-шами на бумаге нарисую. А как папа вернется, тогда и купим. Правильно?
Положив вымытую тарелку в шкаф, мама вернулась к столу.
Вздохнула:
— Когда-то он еще вернется.
— Скоро! Он же написал. Сдаст объект, получит расчет и сразу вернется.
— Дай-то бог! — мама вытерла фартуком мокрые руки и, опираясь на плечо сына, села на стул.
Какое-то время она о чем-то напряженно размышляла, потом подняла голову и, жалобно посмотрев Лехе в глаза, попросила:
— Ты уж, пожалуйста, в Григорьевке не задерживайся. Ладно?
— Да не волнуйся ты, мам! Приеду, как обещал, тридцать первого вместе с Борькой… Если, конечно, волки или разбойники на нас в лесу не нападут.
— Что ты такое говоришь, Леша?
— Да шучу я, мам, шучу. Ты что, шуток не понимаешь? Сама подумай, от-куда в Григорьевке разбойникам взяться? Тем более волкам.
— Все равно нельзя так говорить. Запомни: всё, что было сказано, может од-нажды сбыться.
— Ладно, ладно, я все понял — больше не буду.
— Вот и хорошо.
Мама погладила Леху по щеке.
— Ну, всё, иди, а то еще в школу чего доброго опоздаешь.
Пока Леха обувался, она сняла с вешалки его старое зимнее пальто. Поднес-ла к светильнику и, внимательно осмотрев, подумала о том, что как это ни при-скорбно, но откладывать покупку новой одежды для сына больше нельзя.
Глава вторая
В школе
Неторопливо прогуливаясь по коридору в перерывах между уроками, Леха с интересом глазел по сторонам. С самого утра его не оставляло ощущение того, что вся школа в этот последний перед каникулами день находилась в состоянии ожидания необыкновенных чудес, без которых, как известно, не обходится ни один Новый год. Всё вокруг: искусственный свет, воздух, лица учеников и учи-телей были настолько пронизаны радостным предвкушением неминуемого чу-да, что оно, казалось, не могло не произойти.
И оно чуть было не произошло.
В самом начале последнего урока в класс вбежала запыхавшаяся завуч Надежда Александровна. Жестом подозвала Лёху к себе и, ничего не объясняя, повела на первый этаж. В вестибюле, подошла к невысокой женщине, укутан-ной в короткую шубку из золотистого меха, и что-то вполголоса прошептала ей на ухо. После чего обернулась к группе одетых в верхнюю одежду учеников, со-стоящей, как заметил Леха, из одних отличников, и, быстро пересчитав по голо-вам, спросила: все ли на месте.
Ей ответили:
— Все!
— Тогда прошу минутку внимания!
Надежда Александровна повернулась лицом к женщине в короткой шубке, кивнула ей, как своей знакомой и, обращаясь к ученикам, произнесла торже-ственным голосом:
— Дорогие ребята! Я с большим удовольствием хочу представить вам Аглаю Револеновну — журналиста и фотографа вечерней газеты. Аглая Револеновна пришла к нам, чтобы снять, а точнее сказать, сфотографировать лучших учени-ков нашей школы, то есть, вас. Поэтому я убедительно прошу отнестись к пред-стоящему мероприятию со всей серьезностью: не шуметь, не галдеть, не бегать — словом, вести себя прилично… Всем всё ясно?
Прикрикнув на одного из расшалившихся отличников, Надежда Алексан-дровна предоставила гостье слово.
Проводив недовольным взглядом завуча, Аглая Револеновна вынула из ши-роких рукавов шубки тонкие руки.
— Значит так, — заговорила она слегка раздраженным голосом. — Сейчас мы выйдем на улицу, построимся на ступеньках в четыре ряда и быстренько, пока не пошел снег, сделаем несколько снимков для статьи.
— Что за статья? — громко спросил Леха.
Аглая Револеновна нахмурилась.
— Статья называется: “Наше счастливое детство”. Поэтому прошу привести себя в порядок: причесаться, пригладиться, поправить шапки. Чтобы всё выгля-дело как на картинке! Еще вопросы есть?
Вопросов не было.
— Тогда прошу! — Аглая Револеновна засунула ладони в широкие рукава шубки и кивнула в сторону входной двери.
Пока школьники, весело переговариваясь, выходили из школы, Надежда Александровна нахваливала их Аглае Револеновне.
— Это — золотой фонд нашей школы. Все как один — отличники, активисты, умницы. А какие таланты! Возьмите хотя бы Лешу из седьмого «Б». Он у нас настоящий художник. Да-да! Говорят, — наклонившись к уху Аглаи Револенов-ны, завуч понизила голос, — в его руке любая кисть становится волшебной… Ко-нечно, в этом есть некоторая доля преувеличения, но, поверьте, портреты он ри-сует не хуже Айвазовского.
— Айвазовский не писал портреты, — буркнул проходивший мимо Леха.
— И учится он хорошо, — продолжала Надежда Александровна. — Правда, как многие талантливые люди, немножко любит поспорить, и к тому же… как бы вам сказать…
— Считает себя самым умным. Да? Я угадала?
Не дожидаясь ответа, Аглая взяла стоящий рядом на штативе фотоаппарат и, повернувшись к ней спиной, вслед за Лехой вышла из школы.
***
Пока школьники выстраивались, как им было велено на ступеньках крыльца в четыре ряда, Аглая Револеновна крутилась возле фотоаппарата. Но вот при-никла глазом к окуляру и, подняв левую руку, приказала замереть.
Только сейчас, стоя перед объективом фотоаппарата, Леха понял, что не только ученики и учителя всё сегодняшнее утро мечтали о новогодних чудесах, этих чудес, прежде всего, ждал он сам.
«Нет, в самом деле, — думал он, — разве это не чудо то, что моя фотография в скором времени будет напечатана в газете огромным тиражом и многие совсем незнакомые люди увидят, а, может быть, даже запомнят мое лицо. Впрочем, главное не это, главное…»
Леха представил себе, как где-то в Сибири, в рабочем вагончике, его отец вскроет письмо, как, обнаружив в нем газетную страницу с фотографией сына, будет показывать ее друзьям, начальству, и начальство, увидев, какой у него за-мечательный сын, возможно, раньше времени отпустит домой.
Стараясь не моргать, Леха уставился в объектив фотоаппарата.
Прошла одна секунда, вторая, третья…
Аглая Револеновна подняла голову. Поморщилась, снова приникла глазом к окуляру и снова выпрямилась.
— Эй ты, мальчик в старом капоте! — кивнула она в сторону Лехи.
— Кто? — приложив ладонь к груди, удивленно спросил тот. — Я?
— Да, да, ты. Выйди из кадра!
Леха непонимающе захлопал ресницами.
— Зачем выйди?
— Ты помнишь, как будет называться статья в газете?
— Наше счастливое детство.
— Правильно! А как можно называть детство счастливым, если оно прохо-дит в таком вот оборванном пальто?
Леха осмотрел одежду.
— И нигде оно не оборвано.
— Ты ещё будешь спорить? — воскликнула Аглая Револеновна. — А ну, я ска-зала, выйди!
Увидев, что мальчик не собирается выполнять приказание, она демонстра-тивно отошла от фотоаппарата. Повернулась к Надежде Александровне и сказа-ла строгим голосом о том, что если этот Айвазовский через пять секунд не вый-дет из кадра, она будет вынуждена прекратить съемку.
— Но предупреждаю! За срыв работы вас и вашего директора ждут большие неприятности!
Надежда Александровна обескуражено посмотрела на Леху и Лехино паль-то. Перевела взгляд на окна кабинета директора школы, где, как ей показалось, промелькнула тёмная тень, и неуверенно произнесла:
— Вы только, пожалуйста, не волнуйтесь. Пальто, конечно, не новое, со-гласна, зато, посмотрите, какая у мальчика замечательная улыбка. Это просто прелесть! — Она повернулась к Лехе. — А ну, Леша, улыбнись.
Леха еще сильнее захлопал ресницами.
— Вы что себе позволяете! — Аглая Револеновна накинулась на Надежду Александровну. — Вы представляете, что будет, если газета с фотографией этого оборванца попадет на глаза иностранцам! Что они подумают о наших детях, о нас с вами?
— Что?
— Они подумают, что у наших детей нет счастливого детства, и решат, что всё написанное в статье является ложью! Неужели непонятно?
Надежда Александровна задумалась. Еще раз внимательно посмотрела на Леху и беспомощно развела руками.
— Я не знаю.
— Да чего тут знать! В статье говорится о том, что у наших детей есть всё для того, чтобы хорошо учиться, весело отдыхать, и нигде… — она замахала ука-зательным пальцем перед лицом Надежды Александровны, — я повторяю, нигде не сказано про то, что кто-то у нас еще ходит в обносках!
Аглая Револеновна строго посмотрела на окончательно растерявшегося заву-ча. Досадливо махнула рукой и, обращаясь к школьникам, сказала:
— Значит так! Либо ваш Рафаэль Айвазовский немедленно выйдет из кадра, либо статьи в газете не будет. Решайте. Даю три минуты.
С этими словами она засунула ладони в рукава шубки. Отвернулась и, не об-ращая внимания на учеников, принялась неторопливо прохаживаться по школь-ному двору.
Ученики зашумели. Одни с нескрываемым возмущением обсуждали слова Аглаи Револеновны и призывали Леху стоять до конца, другие, и таких было большинство, принялись уговаривать его не мешать нормальным людям фото-графироваться.
Леха оцепенел. С неподдельным изумлением он глядел на прогонявших его отличников, и пытался найти за собой вину, способную оправдать предатель-ство тех, кого еще минуту назад считал своими приятелями.
— Им всем на меня наплевать! — еле слышно прошептал он стоявшей рядом шестикласснице Оле. — Всем…
После чего, стараясь никого не задеть, вышел из строя. Втянул голову в плечи и, не поднимая глаз, быстро направился к дверям школы.
***
Раз — два — три — четыре, раз — два — три — четыре…
Леха с равномерностью метронома постукивал карандашом по крышке пар-ты и неотрывно наблюдал за тем, как во дворе школы подгоняемые ветром сне-жинки в ритме траурного марша по несбывшейся мечте, скорбно кружились в сером небе.
Раз — два — три — четыре, раз — два — три — четыре…
На пороге класса показалась Оля. Увидев одиноко сидящего Леху, спросила: почему он не идет домой.
— Всё, Леша! Каникулы наступили!
Раз — два — три — четыре, раз — два — три — четыре…
Не дождавшись ответа, девочка присела рядом. Поправила упавшую на лоб челку и, коснувшись пальцами его ладони, посоветовала не расстраиваться.
— Во-первых, — она загнула мизинец левой руки. — На газетных снимках все на одно лицо, поэтому совершенно не важно, кто там снят на самом деле. А во-вторых…
Оля глубоко вздохнула и, загнув безымянный палец, добавила, что в отличие от нее самой, ему, Лехе, теперь доподлинно известно: кто является его другом, а кто нет.
— Я и так знаю, кто мне друг, — буркнул Леха.
— Кто?
— Борька из Григорьевки… Говорят, мы с ним чем-то даже похожи.
— Он тоже рисует?
Леха отрицательно покачал головой. Сказал, что Борька придумывает песни, а потом поет их. После чего тяжело вздохнул и отвернулся к окну.
За окном все также падал снег. Он падал так быстро, что в какой-то момент Лехе показалось, будто перед его глазами находился не школьный двор, а зана-вешенная сцена, на которой под звуки траурного марша только что была разыг-рана трагедия одиноких снежинок.
«Представление закончено, — подумал он, — но легче не стало».
Развернувшись всем телом, Леха пристально посмотрел Оле в глаза.
— Скажи: ты тоже считаешь, что меня правильно выгнали из кадра, да?
Оля на секунду замешкалась. Потом, испугавшись, что ее заподозрят в том, что она одобряет решение отличников, энергично замотала головой.
— Конечно, нет! Как ты мог подумать? Они не имели права так поступать с тобой!
Леха отвернулся к окну и снова забарабанил карандашом по крышке парты.
— Ничего, ничего, — сказал он. — Вот приедет папа, купит мне самое лучшее пальто, тогда и посмотрим, кто из нас ходит в обносках.
— А где твой папа?
— На севере, в Сибири… Тебе-то чего?
— Что он там делает?
Леха бросил карандаш на парту. Мучаясь оттого, что ему приходится гово-рить о вещах крайне неприятных, связанных с близкими, и от этого неприятных вдвойне, выпалил:
— Деньги зарабатывает! Маме необходима операция в Москве, платная, до-рогая. Здесь таких денег не заработать, поэтому он уехал на север.
— И когда приедет?
— Как заработает на операцию, так и приедет… Вот только, — вздохнул Лё-ха, — платят там не так много, как нам надо.
— Понятно… А что вы собираетесь делать, если папиных денег будет недо-статочно для оплаты операции?
— Не знаю. Может, мне удастся написать картину, которую кто-нибудь ку-пит, может еще что… Эх! Если бы мои картины продавались. Я бы тогда всё до последней копеечки маме отдал.
Оля схватила обеими руками Лехино запястье и, как можно убедительнее, произнесла:
— Твои картины будут цениться наравне с классиками! Поверь мне. Я знаю, что говорю!
Леха смущенно потупил глаза.
— Ну… — пробормотал он, — не всё так просто.
— Конечно, не просто. Но ты такой талантливый, такой умный, мне так нра-вится, как ты рисуешь!
Леха смущенно улыбнулся. Решив, что девочке будет приятно получить в подарок рисунок, предложил что-нибудь нарисовать для нее. Достал из портфе-ля коробку цветных карандашей, ластик, тетрадь. Вырвал из тетради чистый лист и задумчиво посмотрел в потолок.
Спросил:
— Хочешь, я тебе нарисую Аглаю Револеновну?
— Фу! — поморщилась Оля. — Не хватало еще на эту ведьму бумагу тратить.
— Почему ведьму?
— Ее журналисты так прозвали. Мне об этом бабушка сказала, она у них в редакции гардеробщицей работает.
Потрогав кончиком указательного пальца острие карандаша, Леха согласно кивнул.
— А что, похожа, — согласился он с мнением журналистов. — Знаешь что? Давай, я тебе нарисую настоящую ведьму.
— Такую, как Аглаю Револеновна?
— Такую, как Аглая Револеновна, — сказал Леха. — Точь-в-точь.
Он еще раз потрогал пальцем острие карандаша. Прищурившись, вниматель-но посмотрел на лежащий перед ним чистый лист бумаги и приступил к работе.
Глава третья
Картинки для Оли
Сначала он нарисовал женщину на табурете. Потом добавил к ушам сережки и, после некоторого раздумья, изменил форму губ, сделав их чуть тоньше и злее.
Увидев перед собой портрет Аглаи Револеновны, Оля восхищенно прошеп-тала: «Здорово! Но точь-в-точь не получилось». Цвет лица у ведьмы на портре-те, по ее мнению, был более темным, чем у оригинала, волосы менее ухожен-ными, а слегка горбатый нос пересекали крест-накрест две неизвестно откуда взявшиеся царапины. И одета она по-другому. Настоящая Аглая Револеновна носила легкую шубку из золотистого меха, высокие белые сапоги, нарисованная — длинную до колен то ли кутку, то ли теплый пиджак — капот, как назвал его Леха — бесформенную юбку и серые валенки.
Осторожно, чтобы не помять, Оля положила листок обратно на парту.
— Но все равно: здорово! — сказала она. — Сразу видно, что это — ведьма. Вот только непонятно, где она находится и что делает.
Леха почесал мочку уха. Подумал несколько секунд и снова взялся за каран-даш.
Через несколько минут над головой ведьмы Аглаи появился потолок, бре-венчатые стены с окном, за которым проступали очертания зимнего леса, пол, лавки вдоль стен, следом — русская печь и деревянный не струганный стол.
— Очень хорошо! — оценила работу Оля. — Только чего-то, на мой взгляд, все же не хватает. Какой-то маленькой детали.
Леха нахмурился и еще раз внимательно посмотрел на свое творение. Не от-рывая взгляда от нарисованного лица ведьмы, взял с парты простой карандаш и нанес под ее глазами два еле заметных штриха.
Оля ахнула:
— Вот! Именно это я и имела в виду! Именно это! — Она восторженно за-хлопала в ладоши. Покачала головой и тихо добавила: — Леша — ты гений!
***
Тем временем где-то посреди безжизненной и чистой, как белый лист бумаги неведомой земли, появилась неподвижно застывшая женщина в капоте. Выста-вив плечи и согнув руки в локтях, она с широко открытыми немигающими гла-зами сидела, не двигаясь, в воздухе. Ее головы касался ветер, но волосы не ше-велились; она опиралась ногами в пустоту и не падала; в ней не было ни капли жизни, однако она была не мертва — женщина просто сидела на табурете, и, ка-залось, чего-то ждала.
И тут, как по мановению волшебной палочки, над ее головой вдруг появился закопченный потолок. Под потолком сами собой воздвиглись стены с некраше-ным полом, за единственным в избе окном поднялся сосновый бор и выпал пер-вый снег. А дальше…
Стоило Лехе нанести под глазами ведьмы два еле заметных штриха, как женщина в капоте глубоко и судорожно вздохнула. В недоумении осмотрев-шись по сторонам, осторожно встала и, словно испытывая ноги на прочность, медленно прошлась по избе. Выглянула в окно, понюхала воздух и, переведя взгляд на свою одежду, глубоко задумалась.
***
— Какой же ты, Леша, все-таки молодец! — глядя на портрет, Оля поправила загнувшийся уголок бумаги. Разгладила листок тыльной стороной ладони и до-бавила: — Не знаю, кого ты рисовал, но нарисовал ты Аглаю Револеновну. Имен-но такой я видела ее, когда она выгоняла тебя из кадра.
— Возможно. Не зря же ее прозвали ведьмой.
— Не зря… Еще бабушка говорила, что Аглая Револеновна хорошо рисует красками, громко поет и что у нее дома живет большой говорящий попугай.
— Предлагаешь и его нарисовать? — засмеялся Леха. — Пожалуйста! Как го-ворит мой друг Борька, мне не жалко. Смотри!
Он взял зеленый карандаш и, почти не отрывая его от бумаги, пририсовал к плечу ведьмы Аглаи большую размером с ворону птицу.
***
Увидев внезапно появившегося на плече попугая, женщина в капоте вздрог-нула. Осторожно двумя руками сняла его с себя, поставила на стол и, проглотив комок в горле, спросила:
— Как… — она поперхнулась, — как тебя зовут, птичка?
Попугай отряхнул сначала одну лапку, потом другую. Засунул голову под крыло и принялся с невозмутимым видом чистить перышки.
— Попка? — прислушиваясь к своему голосу, спросила женщина.
Попугай не отвечал.
— Гоша? Кокоша? Татоша? Как? — женщина вопросительно посмотрела на птицу. Не дождавшись ответа, хлопнула ладонью по столу.
Попугай нехотя вынул голову из-под крыла. Внимательно посмотрел куда-то в сторону печи и, зевнув, опять принялся чистить перышки.
— Хорошо, — злорадно произнесла женщина в капоте. — Не хочешь говорить — молчи. Но за это будешь у меня зваться Попка-дурак.
Попугай задумался.
— Кеша меня зовут, — прохрипел он. И чтобы хозяйка окончательно запом-нила это имя, добавил: — Кеша хочет есть.
***
Осмотрев нарисованную ведьму с попугаем на плече, Оля спросила: чем она занимается.
— Колдует, наверное, — зевнул Леха. — Чем еще может заниматься нормаль-ная ведьма?
— А как она это делает? У нее же, посмотри, в доме абсолютно пусто!
— Сейчас всё будет.
Леха взял с парты карандаш и нарисовал маленькое зеркальце на столе.
Оля спросила: что это.
— Волшебное зеркальце, — ответил Леха, — а это… — он пририсовал к стене полку, заставленную старыми книгами и глиняными горшками различного раз-мера, — справочная литература с химической лабораторией.
Подтерев ластиком широкий рукав капота, он аккуратно положил карандаш на место.
— Ну вот, теперь, кажется, всё… Колдуйте на здоровье, ведьма Аглая!
Глядя на то, с каким удовольствием Леха рассматривает свой рисунок, Оля рассмеялась.
— Да-да! Колдуйте!
***
С изумлением посмотрев на появившуюся в избе полку, женщина в капоте провела ладонью по корешкам книг. Осторожно взяла в руки один из горшков, открыла крышку и, понюхав его содержимое, аккуратно поставила на место. Подвинула к себе стоявшее на столе зеркальце и, коснувшись пальцем царапин на носу, внимательно осмотрела себя со всех сторон.
— Что тут происходит? — спросила свое отражение. — Я не понимаю.
В ответ отражение задрожало, затуманилось, после чего в зеркальце появи-лись фигуры мальчика, увлеченно рисующего карандашом, и девочки, внима-тельно наблюдающей за его работой.
— Сразу видно, что это — ведьма, — сказала девочка. — Именно такой, я виде-ла ее, когда она прогоняла тебя.
— Возможно, — пожал плечами мальчик.
— А как ты думаешь, чем она занимается?
— Колдует, наверное. Чем еще может заниматься нормальная ведь… Чем еще может заниматься нормальная ведь… Чем еще может заниматься…
Женщина в капоте осторожно щелкнула длинным кривым ногтем по краю зеркала.
— Ну вот, теперь, кажется, всё, — довольно произнес мальчик. — Колдуйте на здоровье ведьма Аглая!
— Спасибо, — ошеломленно ответила женщина в капоте.
Удивленно покачала головой и, не отрывая от зеркальца напряженного взгляда, принялась наблюдать за детьми дальше.
***
Взяв в руки рисунок, Оля спросила:
— Леша, скажи, а тебе не жалко?
— Чего?
— Кого. Ведьму Аглаю! Посмотри на нее. Сидит одна-одинешенька с попу-гаем на плече в маленькой избушке, словно в пустой темнице, и никого вокруг себя, бедная, не видит.
— Кого она, простите, должна видеть?
— Ну, не знаю. Людей, наверное. Она же хоть и ведьма, но всё-таки человек. Как ты думаешь?
Леха задумался.
— Предлагаешь нарисовать еще кого-нибудь?
— Если не трудно.
Немного поразмыслив, Леха ответил: не трудно. Взял в руки тетрадь, вырвал из середины двойной лист и, посмотрев на Олю, деловито спросил:
— Кого будем рисовать на этот раз?
— Кого хочешь. Хочешь, какой-нибудь сказочный город с людьми, хочешь, папу ведьмы Аглаи — несчастного старца Револена.
— Что у нас со старцем? — делая первые наброски, спросил Леха.
— Бабушка сказала, что ведьма Аглая… то есть, Аглая Револеновна сдала его в дом престарелых.
Леха огорченно покачал головой. Сказал, что называть ведьму по отчеству, в таком случае, излишне.
— Если отец ей не нужен — а он, как я понял из твоих слов, не нужен — то и отчество ей совершенно ни к чему… Готово!
Оля взяла портрет согнувшегося в три погибели благообразного старца Рево-лена, бородатое лицо которого выражало страдание, причиняемое болезнями и предательством любимой дочери, и недовольно поморщилась.
— Опять ты нарисовал человека в воздухе. Опусти его, пожалуйста, на зем-лю.
— Ладно. Будет тебе земля.
Взяв другой карандаш, Леха принялся за изображение города.
Сначала вокруг старца Револена появились люди. Одни из них были одеты в тяжелые овчинные тулупы, другие — в отороченные светлой каймой стеганые куртки, долгополые кафтаны и суконные сермяги. Над их головами возвыша-лись заснеженные крыши домов, золотые маковки церквей, сторожевые башни крепостных стен.
Глядя на рисунок, Оля внезапно вспомнила старинное русское слово, лучше всего, по ее мнению, подходящее для оценки этой картины — лепота.
Услышав его, Леха засмеялся.
— Понравилось?
— Очень! Кстати, что это за город? Что за царство-государство такое?
Леха пожал плечами.
— Не знаю… Пусть это будет царство славного Салтана.
— Да ну! Пушкин своего царя Салтана придумал лет двести назад, а столько даже в сказках не живут.
— Не живут, — согласился Леха. — Поэтому сейчас в царстве Салтана правит его прапрапраправнук.
— Кто именно?
— Кто именно? Ну, скажем, царь Платон.
— Покажи!
Леха вытащил из портфеля новую тетрадку. Вырвал из середины еще один двойной лист и снова взялся за карандаш.
Оле Платон не понравился сразу. Угрюмый, щуплый, невзрачный, что было особенно заметно на фоне окружавших его важных бояр, он показался ей мало-подходящей кандидатурой на престол жизнелюбивого царя Салтана, о чем она не преминула сообщить Лехе, едва тот закончил рисовать.
— А какого царя тебе еще надо? — обиженно спросил тот. — Посмотри на не-го! И умен, и образован…
— Да любого! Лишь бы он не был таким некрасивым. — Презрительно кив-нув на портрет Платона, Оля добавила. — Хочу, чтобы он был крепким, сильным, и чтобы у него было открытое русское лицо… Да, чуть не забыла! Еще он дол-жен быть добрым и храбрым!
— Так это тебе Борька нужен! — засмеялся Леха.
Вспомнив о предстоящей поездке в Григорьевку, он украдкой бросил взгляд на наручные часы.
— Хорошо! Пусть будет по-твоему — переводим Платона из разряда царей, в разряд одного из претендентов на это высокий пост.
— Кто другой претендент?
— Их много. Но главный из них — князь Борис!
Сыграв пальцем на губе торжественный туш, Леха подвинул к себе коробку цветных карандашей.
Думая о Борьке, Леха в своем воображении рисовал его таким, каким боль-ше всего любил — отчаянным в минуты опасности, чуть-чуть наивным во время умных бесед и очень-очень добрым. Он тут же вспомнил своих приятелей-отличников и подумал, что Борька, окажись на их месте, никогда бы не посту-пил так, как они.
— Так это и есть твой Боря? — внимательно разглядывая портрет князя, спросила Оля.
— Да.
— А он ничего… И совсем даже на тебя не похож.
— Неправда! Мы с ним, как братья!
Оля рассмеялась.
— Ну, ты скажешь! Посмотри на себя в зеркало. Ты — высокий, серьезный, я бы даже сказала, интеллигентный. А Боря, сразу видно, простой деревенский парень. Сильный, добрый и очень даже ничего — симпатичный, в отличие от не-которых из седьмого «Б».
Леха обиженно поджал губы.
— Ладно, — спросил он. — Что дальше?
— Не знаю, — пожала плечами Оля. — Рисуй, что хочешь. А я, если ты не против, просто посижу рядом, посмотрю, как ты это делаешь.
Немного подумав, Леха взял простой карандаш и принялся выводить на бу-маге заснеженный хвойный лес, уютную полянку, а посредине — маленькую из-бушку с соломенной крышей, из печной трубы которой, сквозь крупные хлопья падающего с неба снега валил густой серый дым.
— Я бы этот рисунок назвала «Леший лес», — задумчиво сказала Оля.
— Тогда уж лучше: «Ведьмина избушка в лешем лесу». Кстати, почему ле-ший?
— Потому что так в древности называли дикий лес. Ведь тут, посмотри, ни-кого нет, кроме разве что какого-нибудь лесника да случайно забредших вол-ков…
— И разбойников!
Оля согласилась: да, и разбойников.
Леха снова посмотрел на часы, после чего принялся торопливо складывать карандаши в коробку.
— Что-то многовато народа для лешего леса, — усмехнулся он. — Не нахо-дишь?
— Нет, не нахожу. Леснику по должности полагается быть в лесу. Что же касается разбойников, то они, как правило, прячутся там, где их труднее всего поймать. То есть также как и волки — в глухом лесу.
— Логично, — рассмеялся Леха. — Беру свои слова обратно.
Выставляя вперед поочередно то одно, то другое плечо, он тщательно отрях-нул пиджак.
— Уже уходишь? — спросила Оля.
— Уезжаю.
— Куда?
— В деревню. В Григорьевку. К Борьке.
Опустив голову, Оля еле заметно пожала плечами.
— Ну что ж, счастливого пути! Передавай ему от меня привет.
Посмотрев на расстроенное лицо шестиклассницы, Леха, немного смущаясь, поблагодарил ее. Помахал рукой и, пообещав позвонить, как только вернется в город, первым вышел из класса.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ведьма Аглая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других