Разбирая завалы лжи. О некоторых легендах и мифах советского периода

Николай Валерьевич Ефремов, 2021

Художественно-историческое исследование, посвящённое ключевым моментам жизни нашей страны, основанное на материалах из открытых источников, а также документах из семейного архива и малоизвестных свидетельствах очевидцев. Книга даст пищу для размышлений всем, кто интересуется отечественной историей, и пытается разобраться в запутанных событиях, определивших ход развития нашего общества, которые в советское время усилиями официальных идеологов оставались не известными для большинства граждан.

Оглавление

«Всё врут календари»?

«То, что рассказывают минейцы, полно явных противоречий; каждый беспристрастный человек должен понять, что так не могло быть…»

Лион Фейхтвангер, «Сыновья»

Как известно, в XIX веке права рабочих нарушались во всём мире, что и инициировало появление социалистических идей в странах Европы, имевших промышленность, а соответственно и пролетариат. Россия — не исключение. Не буду пересказывать историю появления в стране социалистов-революционеров, сокращённо эсеров, и социал-демократов, эсдеков, впоследствии разделившихся на «большевиков» и «меньшевиков» — интересующийся читатель и сам легко найдёт все сведения в интернете.

Многие советские граждане, перекормленные идеологической ложью коммунистов буквально до тошноты, перестали верить вообще любой информации, исходившей от советских пропагандистов. В том числе и утверждениям, что рабочим до революции жилось плохо.

Ведь даже в конце XX века ещё были живы и находились в здравом уме и твёрдой памяти те, кто помнили дореволюционные времена, и рассказывали, что трудолюбивые крестьяне и квалифицированные рабочие зарабатывали неплохо, и жили совсем не так ужасно, как писали в своих жалостливых книгах писатели-народники. А мастер завода, тем более инженер, уже был начальством, мог иметь приличное жильё, содержать восемь-десять детей и нанимать прислугу в помощь хозяйке.

Было известно, что в царские времена детей из небогатых семей, которые могли и хотели учиться, бесплатно принимали в гимназии, где они не только осваивали грамотность, но даже при желании получали профессию учителя начальных классов. Тех, кто проявлял способность к учёбе, бесплатно принимали в институты и университеты, где они могли получить разные престижные и высокооплачиваемые профессии, при этом малоимущим во время обучения платили стипендию.

В армии тот, кто совершал воинский подвиг, получал унтер-офицерское звание. Если подвиг совершал унтер-офицер или вольноопределяющийся, то он получал офицерское звание и, на выбор, либо потомственное дворянство, либо личное дворянство и деньги, а вольноопределяющиеся и без подвига получали офицерское звание и дворянство, отслужив положенное и сдав особый экзамен. Также дворянство можно было получить и на гражданской службе.

Многие фабриканты и помещики открывали для детей и взрослых школы, библиотеки, курсы по обучению разным профессиям, например, кройки и шитья, и т. п., которые давали возможность иметь хорошо оплачиваемую работу.

То есть на самом деле всё обстояло не совсем так уж трагично, как пытались представить советские идеологи.

Однако действительно существовало и то, о чём рассказывали в своих книгах русские писатели-народники, и журналисты: угнетение народа, тяжёлая жизнь трудящихся. Правда, в устах тех, кто занимался литературным творчеством, это было не вполне убедительно, потому что напридумать-то можно всё, что угодно — бумага стерпит.

Жалостливые истории о тяжёлом положении рабочих и крестьян воспринимались ни то, чтобы полным вымыслом, на который художественная литература, в принципе, имеет полное право, — но, по крайней мере, как явление не настолько распространённое, чтобы ради него затевать такую бучу, даже когда ещё не было доподлинно известно, к каким страшным бедам в итоге она приведёт: развалу Российской империи, разрухе, голоду, гибели и эмиграции большого количества наших соотечественников…

Впрочем, и художественная, и даже пропагандистская литература, особенно старая, порой содержит весьма любопытную информацию. Возьмём, например, самую что ни на есть пропагандистскую книгу А. Е. Бадаева — «Большевики в Государственной думе», посвящённая работе депутатов-большевиков в Государственной думе Российской империи IV созыва. Она была избрана 15 ноября 1912 года, распущена 6 октября 1917 года указом Временного правительства, в связи с назначением выборов во Всероссийское Учредительное собрание, которое должно было определить государственное устройство России.

Алексей Егорович Бадаев (1883—1951) — интересная личность, советский партийный и государственный деятель. Родился в крестьянской семье, в 1903 году приехал в столицу — Санкт-Петербург (немецкое название столицы в 1914 году, после начала Первой мировой войны, было переиначено на русский лад, и она стала называться Петроградом; в 1918 году правительство переехало в Москву, но официально она стала столицей в 1924 году, и тогда же Петроград был переименован в Ленинград, а в 1991 году городу вернули название Санкт-Петербург). Работал чернорабочим, впоследствии слесарем. В 1904 году вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию — РСДРП, принимал участие в революции 1905—1907 годов. Позже был в числе руководителей большевистской организации завода, активным деятелем Союза металлистов — одного из первых профсоюзных союзов России.

В 1912 году Бадаев был избран депутатом IV Государственной думы от рабочих. Выезжал за границу для участия в партийных совещаниях, где встречался с Лениным. В 1912—1914 годах как депутат Думы был зиц-учредителем и зиц-редактором газеты «Правда», публиковавшей статьи Ленина, Сталина, Каменева, Плеханова, Демьяна Бедного, Максима Горького, Розы Люксембург и многих других известных социал-демократов, позже большевиков, в том числе находящихся в ссылках и эмиграции. Кстати, секретарём редакции в этот период работал Вячеслав Молотов, будущий нарком иностранных дел СССР, соратник и друг Сталина, его правая рука, а литературный отдел возглавлял Максим Горький.

В 1914 году Бадаев вместе с другими членами большевистской фракции Думы был арестован и по решению суда отправлен в ссылку в Туруханский край. Освобождён Февральской революцией. Участвовал в Октябрьских событиях. В годы Гражданской войны занимался продовольственным снабжением Петрограда, смог наладить поставки продовольствия, и его имя присвоили складам, построенным в 1914 году купцом 1-й гильдии С. И. Растеряевым.

Бадаевские склады помнятся многим, тем, что время Великой Отечественной войны в результате массированных авианалётов германской авиации они сгорели, что было воспринято ленинградцами, а впоследствии и всей страной, как главная причина голода в Ленинграде во время блокады. Но это — миф. Возможно, он был пущен, чтобы оправдать низкие нормы выдачи продуктов. На самом деле, там хранилось менее 5% городских запасов хлеба и 4% сахара, причём после ликвидации пожара примерно треть продуктов — горелую и залитую водой муку, и горелый сахар, — удалось собрать и переработать на пищевых предприятиях города.

С 1925 года и до конца жизни А. Е. Бадаев был членом ЦК ВКП(б), занимал должности председателя Центросоюза, заместителя наркома пищевой промышленности РСФСР, потом наркома. В 1934 году его имя было присвоено знаменитому московскому Трёхгорному пивоваренному заводу, который сначала неофициально, а в последствии и официально стали называть Бадаевским пивзаводом. С 1938 года работал председателем Президиума Верховного Совета РСФСР и заместителем председателя Президиума Верховного Совета СССР.

В 1943 году, в возрасте в 60 лет, «…дискредитировал себя недостойным поведением в ходе государственного визита в Монголию и Туву… Будучи пьяным, терял чувство всякого личного достоинства и в своем антиморальном поведении опускался до того, что неоднократно приставал к женщинам и требовал, чтобы"доставили ему баб"для разврата», в связи с чем был освобождён от занимаемой должности постановлением сессии Верховного Совета РСФСР и назначен руководителем треста «Главпиво» («Википедия»). Умер в 1951 году.

Книга, о которой идёт речь, переиздавалась десятки раз, выходила на английском языке в Лондоне и Нью-Йорке, на французском в Париже, на немецком в Берлине, на японском в Токио, была переведена на армянский, белорусский, украинский и другие языки народов СССР.

Благодаря содержащемуся в ней ценному историческому материалу она до сих пор считается энциклопедией политической жизни большевистской партии в предреволюционные годы.

В предисловии к первому изданию, вышедшему в 1929 году, Бадаев рассказал, что «Материалами для этой книги послужили: личные воспоминания, сохранившийся личный архив, материалы департамента полиции, хранящиеся в Архиве революции (ныне, после нескольких проведённых реорганизаций и переименований, — Государственный архив Российской Федерации. — Авт.), нелегальные издания партии, дореволюционная «Правда», ликвидаторские и буржуазные газеты, стенографические отчёты Государственной Думы, отчёты о суде над фракцией и, кроме того, беседы с рядом товарищей, принимавших участие в подпольной работе того времени».

Впрочем, был ли именно Бадаев автором этой книги, мог ли он — слесарь, профессиональный революционер, до революции находившийся в ссылке, а после занимавшийся снабжением, крепкий хозяйственник, организатор, практик, не получивший образования, — создать столь масштабный историко-литературный труд? По силам ли ему, и было ли у него на это время?

Думается, что даже опытному историку или литератору, при очень высокой работоспособности, вряд ли удалось бы написать такую книгу между делом, «на досуге», — свыше 400 страниц, при большом количестве привлечённых источников, причём в период, когда ещё не было интернета и ради каждой цитаты надо было рыться в книгах, журналах, газетах, документах, да ещё встречаться, беседовать с «рядом товарищей», записывать то, что они рассказывают.

Кому-то на это потребовался бы год, кому-то и два, а кто-то, возможно, работая днями и ночами, справился бы и за полгода. Но у Бадаева в 1920-х годах на то, чтобы заниматься творчеством, не было ни то, что свободного полугода, — даже месяца. Скорее всего, над книгой работал профессионал, а возможно, и не один.

Хотя для нашего повествования это не так уж принципиально. Главное, что книга получилась интересной и полезной. Несмотря на все усилия автора или коллектива авторов написать красивую сказку об одном из эпизодов большевистского прошлого, в ней собрано немало интересных фактов о том, как большевики, вместо того, чтобы честно работать в Государственной думе, оправдывая надежды избравших их рабочих, последовательно и успешно использовали халатность администрации заводов и фабрик, их ошибки, просчёты и преступления для раздувания недовольства рабочих с целью свержению законной власти и изменения существовавшего в России политического строя.

В конце концов, это им удалось, хотя, увы, жизнь рабочих от этого совсем даже не улучшилась, наоборот. Знали бы они, что впоследствии ждёт страну и их самих, а также их семьи, — они бы большевиков, их борьбу за власть под видом «защиты прав трудящихся», вряд ли бы поддержали. Но, увы, таких бед, которые постигли Российскую империю и населявшие её народы, не могли предвидеть ни то, что рабочие — даже образованная часть российского общества.

Также в книге рассказывается о положении дел на некоторых заводах и фабриках, о безобразиях, происшествиях и трагедиях, о реакции на всё это администрации предприятий, государственных чиновников и полиции, — мягко говоря, реакции неправильной, недальновидной, глупой, особенно когда это касалось казённых, то есть государственных, заводов. А также о том, что усилия властей тратились не на устранение причин, которые приводили к ухудшению жизни рабочих и их семей, к несчастным случаям, увечьям и даже гибели рабочих, а — на выявление и наказание недовольных.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я