ВОЗРАСТАНИЕ ДУШИ
До какой меры простираем мы подвиги благочестивой жизни, до такой меры вместе с ними простирается и возрастание души посредством подвигов и трудов. Святитель Григорий Нисский
Святой Антоний Великий
Те, кои проводят жизнь в малых и невысоких подвигах, и опасностей избавляются, и не имеют нужды в особенных предосторожностях. Побеждая же во всем пожелания, они удобно обретают путь, к Богу ведущий. Во всякой разумной твари, — мужчина ли то, или женщина, есть орган любви, которым способны они обнимать и Божеское и человеческое. Божии (духовные) любят Божеское, плотские — любят плотское.

Любящие Божеское очищают сердца свои от всех нечистот и дел мiра сего преходящего, ненавидят мiр и собственные свои души, и неся крест, последуют Господу, во всем действуя по воле Его. Почему в них вселяется Бог, и дарует им сладость и радость, которая питает души, насыщает и возращает (взращивает). Как дерева, если не будут напояемы естественною водою, расти не могут, так и душа, если не воспримет небесной сладости, расти не может. Только души, которые восприняли Духа, и небесною напоены сладостью, возрастают.
Святой Макарий Великий
Многими трудами и подвигами, с продолжением времени… после испытаний и различных искушений, приемлет душа духовное возрастание.
Святитель Василий Великий
Возрастание души…
И благословил их Бог, и сказал: возрастайте и размножайтесь, и наполняйте землю. Есть два вида возрастания: одно — тела, другое — души. Возрастание души — это восхождение через знания к совершенству, а возрастание тела — это развитие от малого роста до нормального. В самом деле, «возрастайте» сказано бессловесным животным в смысле телесного развития, в смысле совершенствования их природы. Когда же нам сказано «возрастайте», то подразумевался человек внутренний и его возрастание в Боге. Таков был Павел, устремленный вперед, предающий забвению достигнутое в прошлом. Это — совершенствование мировоззрения, укрепление благочестия, устремленность к лучшему, дабы мы всегда держались истинного бытия, к забвению достигнутого, чтобы стремиться к тому, чего недостает для благочестия.
Так же поступал Исаак, о котором в Писании содержится такое свидетельство: И возвеличивался человек сей и стал весьма великим (Быт.26:13). Ибо он не отступал от пути своего и не останавливался, достигнув небольшого успеха, но большими шагами постоянно шел вперед, восходил делами добродетели: быстрой поступью прошел он через воздержание, достиг справедливости, а от нее поднялся к мужеству. Вот как, целеустремленно двигаясь, праведник достигает наивысшей точки добра. Итак, «возрастайте» возрастанием по Богу и совершенствованием по внутреннему человеку.
Святитель Григорий Нисский
Возрастание души посредством подвигов и трудов
Приращение тела в его возрастании нисколько не зависит от нас, ибо природа соразмеряет величину тела не с мнением и пожеланием человека, но со своим стремлением и необходимостью. Зато в новом рождении мера и красота души, даруемые благодатью Духа по мере усердия ее восприемлющих, зависят от нашего мнения. Ибо, до какой меры простираем мы подвиги благочестивой жизни, до такой меры вместе с ними простирается и возрастание души, посредством подвигов и трудов, к которым и Господь наш призывает, говоря: Подвизайтеся внити сквозе тесныя врата (Лк.13:24; Мф.7:13), и еще: Понуждайте себя! Ибо нуждници восхищают Царство Небесное (Мф.11:13), и: В терпении вашем стяжите души ваша (Лк.21:19). И апостол говорит: терпением течем на предлежащий нам подвиг (Евр.12:1). И: Тако тецыте, да постигнете (1Кор.9:24). И еще: Якоже Божий слуги, в терпении мнозе и прочее (2Кор.6:4). Потому призывает он стремиться и увещевает не ослабевать в подвигах, что дар благодати отмеряется трудами приемлющих его.
Ведь благодать Духа дает вечную жизнь и неизреченную радость на небесах, а любовь по вере трудами удостоивает принять дар и вкусить благодать. Сойдясь вместе, труд праведности и благодать Духа совместно исполняют блаженной жизни душу, в которой сошлись. Находясь же в разъединении друг с другом, они не доставляют душе никакой пользы. Ибо, как благодать Божия по природе своей не может посещать души, бегущие спасения, так и сила человеческой добродетели сама по себе недостаточна, чтобы души, непричастные благодати, возвести к совершенному виду жизни: Аще не Господь гласит Писание созиждет дом и сохранит град, всуе бде стрегий и трудится зиждущий (Пс.126:1).
И еще: Не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их (Пс.43:4), хотя и мечами своими, и мышцами совершали подвиги, но десница Твоя и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего (Пс.43:4). О чем это говорит? О том, что делателям Господним (Мф.9:37) помощь подается свыше, и вместе с тем полагающимся на свои труды не следует думать, будто венец всецело зависит от человеческих стараний, но надежду достигнуть его должно возлагать на волю Божию.