Азбука спасения. Том 26

Никодим Благовестник

Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.

Оглавление

СКОТСКАЯ ДУША

В какой мере нечиста жизнь, в такой же, и душа делается скотскою, и плакать должны дошедшие до этого, как повредившие разумную силу… Преподобный Нил Синайский

Бог (Отец)

Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть… И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время, и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их (Быт.6:3—7).

Святитель Иоанн Златоуст

В душе нашей одни помыслы — неразумные и скотские, другие — зверские и дикие, их нужно побеждать, одолевать и покорять власти разума. Не думай, что только совокупление <блудное> составляет грех, осуждению подлежит сама мысль.

Преподобный Нил Синайский

В какой мере нечиста жизнь, в такой же, и душа делается скотскою, и плакать должны дошедшие до этого, как повредившие разумную силу, и притом сами от себя.

Все почитай тленным, и добродетель только — нетленною. Пренебреги всем прочим, что делает человека скотоподобным и делай то одно, что может соделать тебя Небесным.

Святитель Григорий Нисский

Когда человек, оставив всеплодие благ, по преслушанию насытился тлетворным плодом, имя же плоду сему смертоносный грех, тогда немедленно умер для лучшей жизни, жизнь божественную обменяв на неразумную и скотскую. И поелику единожды примесилась к естеству смерть, то мертвость вошла и в рождающихся по преемству. От сего и нас прияла в себя мертвенная жизнь, так как самая жизнь наша, некоторым образом, умерла.

Ибо в прямом смысле мертва жизнь наша, лишенная бессмертия. Посему между двумя сими жизнями занимает средину, кто познается среди двух жизней, чтобы истреблением худшей доставить победу не потерпевшей изменения. И человек, как тем что умер истинной жизни, впал в эту мертвую жизнь, так, когда умирает этой мертвой и скотской жизни, преставляется в жизнь всегда живую, и поэтому несомненно, что невозможно прийти в блаженную жизнь, не став мертвым греху.

Преподобный Никодим Святогорец

Из аввы Нила

Лицемеры, стяжатели и любители наслаждений подобны розам, которые вскоре превратятся в сено, попираемое ногами. Нужно презирать все, что превращает человека в скотину. Если твоя жизнь скверная, то и душа у тебя, разумеется, скотская. Нужно скорбеть о том, что ты, повредив разумной части души, заслужил себе вечную муку.

Никогда не стремись ни к богатству, ни к славе, ибо это разрушает всю твою жизнь, а нам не предназначено тление. Считай тленным все и только добродетель нетленной, и к ней всегда прилежи. Добродетель показывает человека Богом благодаря его любомудрому подвигу.

Преподобный Григорий Синаит

Тление плоти порождение. Вкушать пищу и извергать излишнее, гордо держать голову и лежа спать, — естественные принадлежности зверей и скотов, в коих и мы, став чрез преслушание подобными скотам, от свойственных нам, богоданных благ отпали, и сделались из разумных скотскими и из божественных зверскими.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука спасения. Том 26 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я