Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука спасения. Том 19 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ДЕВСТВЕННИКАМ И ДЕВСТВЕННИЦАМ
Всякому девственнику и всякой девственнице, решившимся по истине сохранять свое девство ради Царствия Небеснаго, необходимо во всем быть годным для этого Царствия. Святитель Климент Римский
Преподобный Кассиан Римлянин
Состояние целомудренной непорочности и девственной невинности
Иное дело быть воздержным, и иное — чистым, пришедшим в невозмутимое состояние целомудренной непорочности и девственной невинности. Такая добродетель приписывается одним девственникам и девственницам душой и телом, какими признаются, например, в Новом Завете оба Иоанна (Предтеча и Евангелист), а в Ветхом — Илия, Иеремия, Даниил. На их степени стоящими не несправедливо почесть и тех, кои, по падении, долгими подвижническими трудами и ревностным взысканием потерянного, достигли до подобного им состояния чистоты и непорочности душевной и телесной, и жало плоти чувствуют не столько по нападению срамной похотливости, сколько по движению лишь естества.
И вот такого-то состояния, говорим мы, крайне трудно достигнуть среди многолюдства, — даже и не невозможно ли? — Что, впрочем, всякий пусть не чает узнать из нашего рассуждения, а сам пусть доищется до сего чрез испытание своей совести. — Мы не сомневаемся, что есть очень много воздержных, которые нападение плоти, редко ли или каждодневно ими испытываемое, прогоняют и подавляют, то страхом геенны, то желанием царства небесного. Относительно их старцы полагают, что хотя они могут не быть совсем расстроены и побеждены страстными раздражениями, нельзя, однако им быть безопасными от нападений и совсем неуязвимыми. Ибо тому, кто находится в положении борющегося, хотя он и часто побеждает, и одолевает противника, неизбежно иногда и самому испытывать тревогу и уязвление.
Святитель Климент Римский
Первое окружное послание о девстве, или к девственникам и девственницам
Глава I
Всем, любящим спасение свое во Христе чрез Бога Отца и повинующимся истине Божией в надежде жизни вечной, любящим братий своих и ближних своих любовию Божиею, блаженным девственникам, решившимся хранить девство свое ради Царствия Небеснаго, и святым девственницам желаю о Господе здравствовать.
Глава II
Всякому девственнику и всякой девственнице, решившимся по истине сохранять свое девство ради Царствия Небеснаго, необходимо во всем быть годным для этого царствия. Ибо царство небесное восхищается не словом, ни именем, ни образованием, ни происхождением, ни красотою, ни силою, ни долголетием, но доблестию веры, когда человек являет дела веры. Кто истинно праведен, того дела свидетельствуют о его вере, что он истинно верен — верою великою, верою совершенною, верою в Бога, верою, сияющею благими делами, да славится Отец всех чрез Христа. Так и истинные девственники и девственницы слушают того, кто сказал: правда и вера да не оскудевают тебе: обложи их на твоей выи, и обрящешь милосердие душе твоей, и будешь мыслить благость пред Богом и человеки (Прит.3:3,4). Путие праведных подобне свету светятся, предходят и просвещают, дондеже исправится день (Прит.4:18).
Отблески света их просвещают и ныне всю тварь добрыми делами, так что они по истине суть свет мира (Мф.5:14), сияющий седящим во тме (Пс.106:10; Мф.4:16), чтоб они встали и перешли из тмы чрез свет добрых дел страха Божия, да видят добрая дела и прославят Отца своего небеснаго (Мф.5:16). Ибо человеку Божию необходимо быть совершенным во всех делах и словах своих, украшаться во всем поведении своем всем честным и благопристойным, и все дела свои совершать в правде, как человеку Божию.
Глава III
Девственники и девственницы суть прекрасные образцы для верующих и имеющих веровать. Ибо одно имя без дел не вводит в Царствие Небесное. Истинно верующий спасется, а кто только по имени называется верующим, а на деле не таков, тот не может спастись. Итак, никтоже вас да льстит суетными словесы (Еф.5:6). Кто называется девственником, или девственницею, и не имеет обильных, прекрасных, приличных девству дел, тот не можеть спастись. Господь такое девство называет буим, как говорится в евангелии (Мф.25:2); оно, не имея ни елея, ни светильника, осталось вне царствия небеснаго, лишилось утешения женихова наравне с врагами жениха. Такие (девственники) имеют только образ благочестия, а силу его отвергают (Тит.1:16), мнят себе быти что, ничтоже суще, и умом льстят себе (Гал.6:3). Пусть же всякий испытает дела свои и узнает себя самого, потому что напрасно трудится тот, кто величается девством и святостию, будучи чужд силы девства. Такое девство нечисто и отвергается всеми добрыми делами.
Ибо всякое древо от плодов своих познается (Мф.12:33). Размысли о том, что я сказал: да даст тебе Господь разум (2Тим.2:7). Всяк, кто обещается пред Богом сохранить чистоту (девственную), должен препоясаться всею силою (или: всякою добродетелью) святою Божиею, и, если истинно в страхе распял плоть (Гал.5:24) свою, — то отвращает слово говорящее: раститеся и множитеся (Быт.1:28), и весь ум, и помышление, и похоть, и обольщение мира сего, и утехи, и пьянство, и всякую любовь его, и праздность его, и освобождает себя от всякаго обращения с миром, от всяких хитростей, сетей и препон его. И ходя превыше земли, избирай себе делание и служение свое на небе!
Глава IV
Кто желает себе этого великаго и славнаго, тот отказывается из-за него и отделяется от всего мира, чтобы уединиться и жить жизнию божественною и небесною, как ангелы (Мф.22:30; Мк.12:25; Лк.20:36) святые, в служении чистом и святом, в святости Духа Божия, и служить Богу всемогущему чрез Иисуса Христа ради Царствия Небеснаго. Из-за этого же отрицается от всех похотей плоти, и не только не прилагает к себе изречения: приносите и размножайте плод, но желает надежды — обетованной, уготованной и положенной на небесах Богом, который обещал устами и не обманывает, который есть «болий» сынов и дщерей и даст девственникам и девственницам в дому Божием место именито, лучшее от сынов и дщерей (Ис.56:5), лучшее и от тех, которые были супругами в святости и не осквернились плотским совокуплением (Апок.14:4).
Глава V
Хочешь ли, брат, быть девственником? Знаешь ли, сколько труда и тяжести в истинном девстве? Оно твердо стоит пред Богом всегда (Апок.14:4,5) и «печется, како угодити Господеви» в святом теле и духе (1Кор.7:32,34). Знаешь ли, какая слава девства, ради которой подвизаешься? Знаешь ли, и понимаешь, что желаешь делать? Знаешь ли великое дело святого девства? Умея ли правильно вести борьбу, сражаешься ты (вооруженный) силою Духа Святаго, избрав для себя этот подвиг, чтобы получить светлый венец? Видишь ли природу твою в Иерусалиме вышнем (Гал.4:26)?
Итак, если желаешь всего этого, побеждай тело, побеждай возбуждения плоти, побеждай мир Духом Божиим, побеждай суету времени преходящего и стареющегося, суету обольстительную и изменчивую. Побеждай дракона, побеждай льва, побеждай сатану чрез Иисуса Христа, который укрепляет тебя словом своим и евхаристиею божественною. Возьми крест твой и последуй (Лк.9:23) за тем, кто очистил тебя, — за Иисусом Христом, Господом твоим. Подвизайся правильно и верно (1Тим.6:12), бесстрашно, смело, с крепкою надеждою на Господа твоего, что получишь венец правды звания твоего вышнего чрез Иисуса Христа. Ибо всякий, кто будет сражаться как совершенный в вере, подлинно получит венец девства, коего подвиг велик, но велика и награда. Понимаешь ли и знаешь, к какой славе стремится святость? Понимаешь ли, какова, как славна и высока похвала девства?
Глава VI
Утроба девства святаго носила Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и в тело, которое носил Господь наш и в котором совершил борьбу в этом мире, Он облекся от Святой Девы. Познай же здесь величие и славу девства. Хочешь быть христианином? — подражай Христу во всем. Иоанн был ангелом чтобы предыти пред Господом нашим, и не воста в рожденных женами болий его (Мал.4:5; Мф.11:10,11; Мк.1:2; Лк.1:17, 7:27). Святый ангел Господа был девственником. Подражай же посланнику Господню, полюби его во всем. Опять Иоанн, который возлеже на перси Господа (Ин.21:20), любившаго его крепко, тоже был святым (т. е. девственником), ибо не напрасно возлюбил его Господь. Далее Павел, Варнава и Тимофей с прочими, которых имена написаны в книге живота (Флп.4:3), — все они возлюбили и избрали святость (т. е. девство), и в борьбе подвизались и течение свое скончали (2Тим.4:7) без порока, как подражатели Христовы и сыны Бога живого.
Известно также об Илии и Елисее и многих других святых, что жизнь их была свята и непорочна. Итак, если хочешь им подражать, подражай мужественно. Ибо говорит (Писание): старцев ваших почитайте и, взирая на их поведение и нравы, подражайте вере их (Евр.13:7), и еще говорит (апостол): подражатели мне бывайте, братие, якоже аз Христу (1Кор.11:1).
Глава VII
Подобные Христу — совершенно подобны ему. Истинно облекшиеся во Христа (Рим.13:14; Гал. 3:27), изобразили подобие его в уме своем, во всей жизни своей и во всем поведении своем, в словах, делах, в терпении, в добродетели, в познании, в чистоте, великодушии, в сердце чистом, в вере, надежде, в любви полной и совершенной к Богу. Поэтому, всякий девственник и девственница, если не будут совершенны как Христос, или как те, которые Его суть, — не могут спастись. Ибо всякий девственник и всякая девственница о Господе — святы телом и духом своим, и тверды в служении своем Господу, и инуды не отходят от него, но всегда служат в чистоте и святости в Духе Божием, да угодят Господеви своему чисто и безпорочно, и пекутся, како угодити Ему во всем (1Кор.7:32,34). Такие (девственники и девственницы) не удаляются от Господа своего, но духом своим пребывают с Ним, как написано: святи будите, яко Аз свят есмь, — глаголет Господь (Лев.11:44).
Глава VIII
Если кто только по имени называется святым, то такой еще не есть святый, но пусть девственник или девственница будут совершенно святы телом и духом, и всегда с радостию уподобляются Господу и Христу Его и подражают таким (т. е. уподобившимся Господу). Ибо в таких нет помышления плотскаго: кто суть истинно верные и в ком живет Дух Христов (Рим.8:9), в тех не может быть плотского помышления, которое есть любодейство, бесстыдство, нечистота, идолослужение, волшебство, вражда, зависть, домогательство, гнев, ссора, разделение, ревность, пьянство, пирование, шутовство, глупыя речи (Гал.5:19—21; 2Кор.12:20; Еф. 5:5), ругательство, смятение, поношение, шептание, огорчение, запальчивость, крик, хула, наглость, злоба, лукавая выдумка, ложь, многословие, пустословие, негодование, скрежет зубов, осуждение, сокрушение, злословие, подкоп, уклонение, нерадение, роптание, высокомерие, гордость, надутость, род, внешность, место, богатство, мышца тела, хитрость, глупость, любовь к победе, ненависть, неприязнь, ревнование, завистливость, воздаяние злом, расточительность, жадность, клевета, лихоимание, еже есть идолослужение (Кол.3:5) сребролюбие, которое есть корень всем злым (1Тим.6:10), любовь к украшениям, тщеславие, любовь к первенству, дерзость, гордыня, которая называется смертью, против которой Бог ведет брань (Дан.5:20; Иак.4:6; 1Петр.5:5).
такие и им подобные суть люди плоти: ибо кто рожден от плоти, плоть есть (Ин.3:6), и сый от земли от земли глаголет (Ин.3:31) и о земле думает, и мудрование плотское враждебно Богу, закону бо Божию не покоряется, ниже может (Рим.8:7), потому что оно во плоти, в которой не живет доброе (Рим.7:17,18), и Духа Божия нет в нем. Поэтому правильно говорит (Бог) роду такому: не имать Дух Мой пребывати в человеце во век, зане плоть суть (Быт.6:3); и всякий, в ком нет Духа Христова, сей несть Его (Рим.8:9), как написано: отступи Дух Господень от Саула, и давляше его дух лукавый, посланный в него от Господа (1Цар.16:14).
Глава IX
В ком есть Дух Божий, тот творит волю Духа Божия, и согласуясь с Духом Божиим умерщвляет деяния плотская (Рим.8:13) и живет Богови, подчиняя и порабощая тело свое и умерщвляя его, чтобы, проповедуя иным, самому быть знаменем и прекрасным образцом для верующих (1Кор.9:27). О таких рабах и сказано, что они достойны Духа Святаго, так как они не отвергаются, но будут избранными пред Богом и человеки, ибо в человеке Божием нет ничего из плотских мудрований, особенно в девственниках и девственницах, но все плоды их суть плоды духа и жизни, и они поистине суть град Божий, и дом, и храм, в котором вселяется и обитает Бог, и ходит между ними (2Кор.6:16) в обществе святом небесном.
Ибо чрез плоды духовные вы являетеся, якоже светила в мире, слово животно придержаще (Флп.2:15,16), и таким образом будете поистине похвала, и слава, и венец увеселения, и радость рабов благих о Господе Иисусе Христе. Ибо все видящие вас познают, что вы — семя благословенное от Господа (Ис.61:9), семя, воистину славное и святое, царство священническое, народ святый, народ наследия (1Петр.2:9), наследие обетований Божиих, которые не нарушаются, ни погибают. Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его и хранящим заповеди Его (1Кор.2:9).
Глава X
Уповаем же о вас, братие, что вы размыслите о том, что необходимо для вашего спасения. Так говорим мы о том, о чем говорим, по причине дурной молвы и слуха о бесстыдных людях, которые живут с девами под предлогом благочестия, и подвергают душу свою опасности, и ходят с ними одни, в дороге и пустыне, путем, полным опасностей, соблазнов, сетей и пропастей. Совершенно не подобает так жить христианам и боящимся Бога. Иные же едят и пьют с девами и святыми в возлежании (за столом), в отдохновениях и непотребствах многих: это не прилично верным, особенно тем, которые избрали святость. Другие собираются для пустословия, празднословия, смеха, чтобы говорить злое друг о друге и охотиться словами один против другого, и пребывают праздны: с таковыми заповедуем вам даже хлеба не есть.
Иные обходят дома девственников и девственниц, под предлогом посещения их, или чтения писаний, или заклинания их, или учения их, поелику суть праздны и нисколько не трудятся, изыскивая то, что не есть необходимо, и посредством нежных слов барышничая именем Христовым. Таких отвращается божественный апостол (Рим.16:18) по множеству нечестия их, как написано: терние прозябает в руках праздных, и пути праздных исполнены терния (Прит.15:19).
Глава XI
Кто празден, тот без дела и без пользы. Таковы пути всех тех, которые не трудятся, но охотятся словами и воображают себе, что это праведно и для них полезно. Труды таковых подобны вдовицам праздным и болтливым, которые шатаются и ходят по домам (1Тим.5) в болтливости своей, и охотятся словами праздными, и переносят из дома в дом в преувеличении многое без страха Божия, и вместе с тем, в бесстыдстве своем, говорят разные слова, под предлогом научения. О, если бы они были учители истинного учения, и были блаженны! Но они докучны, не понимая чего хотят, и, утверждая, чего нет, поелику хотят быть учителями и хвастаются знанием того, что говорят, и торгуют нечестием во имя Христово. Это свойственно многим, но не подобает рабам Божиим. Они не слушают говорящего: пусть не многие будут учителями между вами, братие, и не все будьте пророками. Кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати и поработити все тело свое (Иак.3:1,2) и: если кто говорит, пусть говорит в слове Божием (1Пет.4:11). И если есть в тебе разумение, преподай слово брату твоему, а если нет, положи руку твою на уста твои, ибо во время надо молчать, и во время говорить (Еккл.3:7).
И опять говорит: кто говорит в свое время, благо тому (Прит.25:11). И еще говорит: да будут речи ваши основаны во благодати (Кол.4:6). Дело человека — знать, каким образом предложить слово всякому человеку в своем месте. Кто говорит, что ни попадет на язык, тот всегда заводит прения, и кто говорит излишние слова, умножает болезнь (Сир.20:8), и скорый губами своими падает в злая (Прит.13:3,18; Еккл.10:12): ибо дерзостию языка приводит гнев, а неиспорченный (человек) хранит язык свой и соблюдает душу свою в живот (Прит.16:26,27; 21,23). Те, которые благословением и благими словесы прельщают сердца незлобивых (Рим.16:18), — ублажая их, обманывают их. Убоимся же наказания, определеннаго учителям: большее бо осуждение приимут (Иак.3:1) учители, которые учат и не делают (Мф.23:4), которые носят имя Христово во лжи и выдают себя за истинных учителей, и ходят и бродят безрассудно и превозносятся и славятся в помышлении плоти.
Они — как тот «слепец», который слепца водит, и оба падают в яму (Мф.15:14; Лк.6:39); они носят осуждение (Гал.5:10), поелику в болтовне и учении своем учат пустому, мудрости душевной (Иак.3:15), тщетному заблуждению препретельных словес человеческия мудрости (1Кор.2:4), по воле начал и властей воздушных и духа, иже действует в сынех противления (Еф.2:2), по стихиям мира сего, а не по учению Христову (Кол.2:8). По складу речи познается человек. Однако ж, если ты получил слово знания, или случай научения, или пророчества, или служения, — благословляй Бога, который помогает всякому человеку и не завидует, — Бога, говорю, который дает всякому человеку и не поносит (Иак.1:5). Итак — даром, который ты получил от Господа, служи братиям духовным, пророкам, которые знают, что слова, которые ты говоришь, суть слова Господа, — и полученные дары, если они действительно у тебя есть, изрекай в церкви в назидание братьев во Христе, чтоб эти дары были благими, изобильными и полезными людям Божиим.
Глава XII
Далее — вот что добро и полезно: если кто посещает сирых и вдовиц (Иак.1:27), особенно бедных, имеющих много детей, паче же присных в вере (Гал.6:10), которые, без сомнения, имеют нужду и любезны, и приятны рабам Божиим, или поистине суть люди истины. Еще же и сие добро и праведно, и прилично братьям во Христе, — чтобы посещать одержимых злыми духами, и творить над ними мудрые заклинательные молитвы, приятные пред лицем Божиим, — не многими словами отборными, изысканными и хитро придуманными, чтобы показаться людям красноречивыми и обладающими счастливою памятью. Подобны флейте, издающей звук, или кимвалу, звучащему пустословия таких, и они ничего не помогают тем, над которыми совершают заклинание, произнося страшныя слова, подобные заклинатели только пугают людей, и не поступают в вере правой по учению Господа, который сказал: сей род не исходит, токмо постом и молитвою (Мф.17:20; Мк.9:28) — молитвою постоянною, внимательною. Пусть благоговейно просят и молят (заклинатели) Господа, в радости и во всяком бдении и чистоте, без ненависти и злобы. Так да приближаемся к болящему брату или сестре, и да посещаем их, как подобает, без коварства и любви к деньгам, без шума и болтовни, и не в виде чуждом благочестия, и без гордости, но в кротком и смиренном духе Христовом.
Итак, постом и молитвами пусть заклинают, — не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания. Туне приясте, туне дадите (Мф.10:8), во славу Божию, в постах и молитвах и непрестанном бдении, вместе с другими добрыми делами: умерщвляйте дела плоти силою Духа Святаго (Рим.8:13; Кол.3:5). Такой есть храм Духа Святого Божия, сей изгонит демонов, и Бог ему помогает. Прекрасно, если кто помогает болящим. Господь сказал: бесы изгоняйте со многими другими врачеваниями, и туне приясте, туне дадите (Мф.10:8). Велика награда от Бога — тем, которые служат братьям своим дарами, данными Господом. Сие добро и полезно рабам Господним, да делают по заповеди Господа, который сказал: болен бех, и посетисте Мене (Мф.25:36); и сие добро, и прилично, и добродетельно — посещать ближних ради Бога, со всяким благоприличием и почтительностью, как говорит апостол: кто изнемогает, и аз не изнемогаю? и кто соблазняется и аз не разжизаюся (2Кор.11:29)? Все это сказано относительно любви, какою кто любит ближнего своего.
Да пребудем же в этом непреткновенно, и не будем делать чего-либо по лицеприятию, или как будто, к стыду других, но возлюбим бедных, как рабов Божиих, и будем, прежде всего, посещать их. Ибо доброе дело пред Богом и человеками — помнить бедных и любить братий и странников ради Бога и ради тех, которые веруют в Бога, как научились мы от закона и пророков и от Господа Иисуса Христа о любви братней и гостеприимстве. Это приятно и любезно вам, потому что все вы — ученые Божии (Ис.54:13; Ин.6:45), и знаете слова, сказанные о любви к братьям и пришельцам: сильно сказаны слова (эти) для всех творящих их.
Глава XIII
О братие возлюбленные! Всякий пусть назидает и утверждает братий в вере, потому что один есть Бог: это ясно и известно. Еще и то хорошо, — чтобы никто не завидовал ближнему своему. Опять и это добро и благопристойно, — чтобы служащие Господу в страхе Божием чествовали и всех, служащих Богу.
Итак, надлежит вспомнить, что жатва многа, а делателей мало: это ясно и известно, почему будем молиться Господину жатвы, яко да изведет делателей на жатву свою (Мф.9:37,38), — таких делателей, которые режут и остро износят слово истины, т. е. такого делателя, который не стыдится своего делания, верных, делателей, которые суть свет мира (Мф.5:14), которые делают не это брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный (Ин.6:27), — делателей, подобных апостолам, делателей, подражающих Отцу и Сыну и Святому Духу, заботящимся о нашем спасении, но не делателей наемников (Ин.10:12,13), не делателей, непщующих приобретение быти страх Божии и правду (1Тим.6:5), — не делателей, работающих своему чреву, — не делателей, которые благословением и благими словесы прельщают сердца незлобивых (Рим.16:18), — не делателей, которые подобны сынам света, не будучи светом, но тьмою, коих кончина — погибель (Флп.3:19), — не делателей, делающих нечестие, непотребство и лукавство, — не делателей коварных, не делателей пьяных и неверных, — не делателей, которые торгуют о Христе, — не обманщиков, не жадных, не враждебных.
Поэтому будем взирать на верных (делателей) и подражать им, чтобы вести себя пристойно о Господе, как прилично и подобает нашему званию и нашему исповеданию. Так да служим и да угождаем Богу, в правоте и правде, без порока, «помышляюще доброе и достохвальное пред Богом и человеки» (Флп. 4:8). Ибо сие добро есть, да славится Бог во всех нас. Аминь.
Второе окружное послание о девстве, или к девственникам и девственницам
Глава I
Да будет известно вам, братие, каковы были обращения наши во Христе со всеми братиями нашими, в местах, в которые мы ходили, дабы, если сие угодно вам во страхе Божием, и вы так же обращались. Мы же, с помощию Божиею, так обращаемся. С девами не живем, и не имеем к ним никакого дела, и с ними ни едим, ни пьем, и где спит дева, не спим, и не умывают женщины ног наших, и не помазывают нас, и совершенно не спим там, где спит дева, не принадлежащая мужу, или возрастная дочь, и, если она одна в известном месте, там не ночуем. Если же застигнет нас время (т. е. отдыха) на каком-либо месте, в поле, или в городе, или в деревне, где встретятся нам и найдутся братия, — входим к брату и созываем туда всех братий, и говорим с ними слова увещательные и честные. И умеющие между нами говорить бодрено и благоговейно слова важные, достопочтенные и трезвенные в страхе Божием, — и чтобы угодить Богу во всем, и чтобы предшествовать им (т. е. слушателям) и предварять их в делах благих, и быть во всем без притворства, как прилично и праведно народу Божию.
Глава II
Если же случится, что мы очутимся далеко от домов и ближних, и склонится день, и наступит вечернее время, и братия, по братолюбию и страннолюбию, побудят нас остаться у них и бодрствовать с ними, чтобы они могли послушать и сотворить слова святые Божии, и напитаться словами Господними, чтобы помнить их, и принесут нам хлеб и воду и что́ Бог послал, — в таком случае, мы соглашаемся переночевать с ними, если там есть муж святый, и идем к нему и остаемся у него. И сам брат этот приготовит нам все необходимое, и сам будет служить нам, и сам умоет нам ноги и помажет нас елеем, и сам постелет нам ложе, вручая нас покрову Божию, и — мы спим. Все это брат оный святый, находящийся в том месте, где мы остановились, будет делать сам собою и служить братиям: и каждый из братий, находящихся в том месте, будет служить вместе с ним во всем, необходимом для братий. Женщина же — отроковица или имеющая мужа в то время — да не будет там, хоть богата она, хоть возрастна, христианская ли то раба, или язычница, но только одни мужчины с мужчинами.
Если же увидим, что надобно стать и молиться за женщин и говорить слова увещания и назидания, — сзываем братьев и всех сестер святых и дев и всех женщин, находящихся там, со всякою скромностию и благоприличием, чтобы пришли для утешения истинного. И умеющие между нами говорить, говорят и увещевают их речами, которые Бог дал им. И тогда молимся, и приветствуем мужчины мужчин: жены же и девы окутывают руки своими одеждами, также и мы бодрено и со всякою скромностью, благоговейно поднявши очи горе, и со всяким благоприличием окутываем своею одеждою нашу десницу, и тогда придут (т. е. жены и девы) и приветствуют нашу десницу, окутанную одеждою. Тогда идем, куда даст нам Господь.
Глава III
Далее — если придем в такое место, где нет святого брата (т. е. девственника), но все ведут жизнь супружескую, и примут брата, пришедшего к ним, — все находящиеся там да служат ему и заботятся о нем во всем, тщательно и благосклонно, а оный брат, как равный, да принимает услуги их, как равный. И да скажет оный брат находящимся в том месте людям, ведущим жизнь супружескую: мы святые с женщинами ни едим, ни пьем, и не служат нам женщины или девы, и ног не умывают нам женщины, ни помазывают нас, и не обращаются с нами женщины, и мы не спим, где спят женщины, чтобы нам быть безупречными во всем и не быть кому либо в преткновение или соблазн, но, исполняя все это, быть без соблазна всякому человеку. Итак, как люди ведущии страх Господень, человеки увещаваем, Богови же явлени есмы (2Кор.5:11).
Глава IV
Если же случится нам удалиться в такое место, где нет мужчины, но все женщины и девы верные, и убедят нас переночевать в том месте, — созываем всех их в одно место, на правую сторону, и спрашиваем их, как они живут, как будто желаем узнать от них что нибудь, и, видя их образ мыслей, говорим с ними, как прилично, как люди боящиеся Бога. И когда созванные соберутся все, и мы видим, как они живут, — говорим с ними слова чистоты в страхе Божием, и читаем им писание, с благоговением изрекая слова краткие и сильные, полные страха Божия, со всяким умилением и душевным вниманием, делая все к назиданию и утверждению их, и с ними, как с союзницами, говорим о Господе, как подобает.
Когда же склонится день и наступит время вечера, чтобы переночевать там, — избираем женщину старую и скромную более всех других, и говорим ей, чтоб дала нам место отдельно, куда бы не ходила ни женщина, ни дева, и принесла бы нам та женщина старая зажженную свечу и все, что́ нам необходимо, принесла бы нам, подобно тому как из любви к братии приносит все, что необходимо для служения братиям — странникам (гостям). Старуха же оная — та, которая во многих помышлениях долгим временем усовершилась, аще чада воспитала есть, аще странныя прият, аще святых нозе умы (1Тим.5:10). И она, когда наступит время сна, уходит и идет домой с миром.
Глава V
Если же удалимся в место и найдем там одну и единственную женщину верную, и не будет там никого другого, кроме ее одной, — не останавливаемся там, и не молимся там, и не читаем там писаний, но бежим как от змия и как от сети греховной. Мы нисколько не презираем верную женщину, — да не будет, чтоб так мы рассуждали о братиях во Христе, — но поелику она одна, боимся, чтобы кто-либо не наложил на нас в словах лжи, — ибо сердца человеков во зле положены и утверждены, — и чтобы не дать повода тем, которые желают, обвинять нас (1Тим.5:14) и говорить о нас дурное, и чтобы никому не быть в соблазн. Поэтому отсекаем вину хотящим на нас вины (2Кор.11:12); поэтому бережемся, чтобы никому не быть соблазном — ни иудею, ни еллину, ни Церкви Божией, и не ищем себе одним пользы, но — полезного для многих, да спасутся (1Кор.10:32,33): ибо и нам неполезно, если кто будет соблазняться нами. Будем же тщательно во всякое время беречься, чтобы не дать преткновения братиям и не подвергнуть их смущению мыслей, будучи для них соблазном.
Ибо если ради пищи скорбит брат, или претыкается, или немоществует, или соблазняется, то мы не ходим в любви Божией. Ради пищи твоей губишь того, егоже ради Христос умре. Итак, согрешающе в братию вашу и биюще их совесть немощну сущу, во Христа согрешаете. Темже аще брашном соблазняется брат, — да скажем верные, — не имамы ясти мяса во веки, да не соблазним брата» нашего (1Кор.8:10—13). Все это делает всякий, кто истинно любит Бога, кто истинно несет крест свой и облекается во Христа и любит ближнего своего, кто хранит душу свою так, чтобы и ему никто не был соблазном, и им не соблазнился кто либо и умер — по той причине, что он учащает к девам и живет у них, что неприлично, к расстройству тех, которые видят и слышат эти недобрые отношения, исполненные претыкания и опасности и близкие к смерти, что́ не подобает христианину. Блажен человек, который бережется и боится всего ради чистоты.
Глава VI
Если же случится нам зайти в такое место, где нет христианина, и побудят нас остаться там на несколько дней, то да будем мудри яко змия и цели яко голубие (Мф.10:16), и не будем как немудрые, но как премудрые, во всяком обучении страха Божия, да славится Бог во всем чрез Господа Иисуса Христа, чрез отношения ваши чистыя и святыя. Аще бо ямы, аще ли пиемы, аще ли ино что творим, вся в славу Божию да творим (1Кор.10:31), так чтобы все видящие нас познали, что мы семя благословенное и святое, сыны Бога живаго — во всем, во всех словах, в благоговении, в скромности, в правоте, — чтобы мы ни в чем не подражали язычникам, и, верные, не были подобны прочим людям, но во всем отчуждены были от злых, и не бросали святая псом и бисер свиниям (Мф.7:6), но во всяком научении и всяком знании и всяком страхе Божием и всякой бодрости ума прославляли Бога.
Ибо мы не так служим, как пьяные язычники, богохульствующие в забавах своих, в словах обольщения по причине нечестия своего. Поэтому мы не поем язычникам и писаний не читаем им, да не будем подобны поющим или играющим на арфах, или поющим голосом, или гадальщицам, как многие, которые занимаются этим и делают это, чтобы насытиться кусочком хлеба глупости, и ради небольшого приема вина идущие и поющие песни Господни на земли чуждей, языческой (Пс.136:4), и делающие чего не следует. Не делайте так, братие!
Просим вас, братие, да не делается этого между вами, но воспящайте и тем, которые избрали себе это и обращаются в глупости и безрассудстве. Не нужно, братие, быть сему так. Просим же вас, братие, правды нашей, да будет сие так у нас в пример верующим, которые имеют уверовать. Да будем в числе овец Христовых, святых и праведных всякою правдою и во всяких отношениях, обращаясь в правоте и святости, как подобает верным, и, почитая честных, скромных и святых, прославляя и величая, и украшая собою всех общников в труде. Ибо вы — радость наша и венец наш, и надежда наша, и жизнь наша, если стоите о Господе (Флп.4:1) и, если истинно верны и правы во всем о Господе. Аминь.
Глава VII
Итак, братие, рассмотрим и увидим, каким образом обращались все отцы праведные во все время жизни своей: разыщем и исследуем от ветхаго закона до новаго завета. Ибо и хорошо, и полезно — знать, сколько и каких людей погибло чрез женщин, и сколько и каких женщин погибло чрез мужчин, — от частого посещения, каким посещали они друг друга. Потом я покажу еще, сколько и каких мужей жили с мужами все время жизни своей, и даже до конца пребыли во взаимном общении в служении чистоты без порока.
Глава VIII
И это явно и известно, что таков был Иосиф — верный, благоразумный, мудрый, праведный и благочестивый во всем. Не восхотела ли женщина красоты его — чистого и правого? И когда он не поддался и не склонился сотворить похоть и волю ее, — в похотении она подвергла мужа праведного всякому озлоблению и мучению, даже до смерти, посредством свидетельства ложного. Бог же освободил его от всех бедствий, постигших его чрез негодную супругу (Быт.39; Быт.41).
Видите, братие, неутомимость плотского взора этой египтянки, как жег он мужа праведного. Поэтому не будем часто у жен и дев, ибо это не пользует тем, которые хотят видеть чресла свои в истине. Надлежит же любить сестер во всякой святости и чистоте, со всякою сдержанностию мысли, в страхе Божием, не часто с ними обращаясь, да не привыкнет нога наша быть у них во всякий час.
Глава IX
Не слышал ли ты о Сампсоне — назорее, муже храбром, с которым был Дух Божий? Этот муж был назорей и свят Богу, и был в мужестве и силе: жена его погубила дешевым телом и похотью злою (Суд.13; Суд.14). Не будь как он, знай себя, знай цену свою; мужняя жена уловляет дорогие души. Поэтому совершенно не советуем мужчине — сидеть у замужней жены, и всякому — обитать с дочерью возрастною, или спать, где она спит, или бывать с нею часто. Это противно и не сообразно со страхом Божиим.
Глава X
Не учит ли тебя поступок Давида, которого нашел Бог мужем по сердцу своему, человеком верным, совершенным, святым, истинным (Пс. 88:21; Деян.13:22)? Он увидел красоту женщины, — я говорю о Вирсавии, — увидел ее моющеюся и купающеюся, нагою. Увидел ее муж святый, и поистине пленен был желанием видеть ее. Видите, какое зло учинил ради жены: и согрешил муж оный праведный, и повелел убить мужа ее, и это на войне (2Цар.11). Видите, сколько злых коварств соединил и сделал, и ради похоти жены убил убийством — Давид, который назван Христом Господним (Пс.19:7).
Научись, человек, — если такие мужи погибли чрез женщин, то какова твоя праведность, или каков ты между святыми, если обращаешься с женами и девами ночью и днем, в безумии многом, без страха Божия? Нет, братие, не так будем обращаться по падении их, но будем памятовать слово, говорящее о женщине: руки ея держат узы, и сердце ея уготовляет сети; праведный вырывается от нея, а нечестивый падает в руки ея (Еккл.7:27). Будем же остерегаться, чтобы не жить нам святым с дочерью возмужалою: ибо не добры и неправедны такие обращения раба Божия.
Глава XI
Не читал ли ты об Амноне и Фамари, детях Давида? Этот Амнон возгорелся похотью к сестре своей, и унизил, и не пощадил ее, поелику воспламенился к ней похотью гнусною, и сделался зол и нечестив ради связи с нею, которая не была в страхе Божием, и сделал дело гнусное во Израили (2Цар.13). Поэтому не следует и не прилично обращаться с сестрами в смехе и распущенности, но со всякою чистотою и святостью, и в страхе Божием.
Глава XII
Не читал ли ты об имени Соломона, сына Давидова, коему дал Бог премудрость, и знание, и величие сердца, и богатство, и славу великую — паче всех людей? И он погиб чрез женщин, и отступил от Господа (3Цар.11).
Глава XIII
Не читал ли и не знаешь о старейшинах оных во дни Сусанны, которые, поелику часто бывали с женщинами и засматривались на красоту чужую, пали в глубину похотения и не сумели удержаться в сознании долга непорочности, но были побеждены лукавою мыслию, и поднялись против Сусанны блаженной, чтобы растлить ее? А она не совершила желания их постыдного, но поведала Богу, и освободил ее Бог от рук старцев нечестивых (Дан.13). Итак, не следует ли нам бояться и страшиться их (т. е. женщин), когда эти старцы, судьи и пресвитеры народа Божия ради женщины отказались от чести своей? Они не вспомнили слова сего: не засматривайся на красоту чужую, и: красоты женщин многих погубили, и: с мужатицею отнюд не седи (Сир.41:26; 9:9,12).
И опять (не вспомнили) того, кто сказал: ввяжет ли кто огнь в недра, риз же своих не сожжет ли? Или ходит муж на огне, и ноги его не обожгутся? Так всякий, кто входит к жене мужатней, нечист от зла, и не выйдет, каким пришел к ней (Прит.6:27,29). И еще говорит Писание: не желай красоты женщины, чтоб она не пленила тебя ресницами своими, и не назирай девы, да не погибнешь в желании ее, и к хорошо поющей не примешайся (Сир.9:3,5); и: мняйся стояти, да блюдется да не падет (1Кор.10:12).
Глава XIV
Посмотрите еще, что́ сказали мужи святые о пророках и апостолах Господа нашего. Вы увидите, что никто из святых не был часто с девами, ни с замужними молодыми женщинами, ни с вдовами, которых бегает божественный апостол (1Тим.5:11). Разсмотрим обращение в страхе Божием святых мужей. Вот находим написанное о Моисее и Аароне, что обращение и жительство их было с мужчинами, которые к ним обращались; так же — и Иисус, сын Нуна: жены не было с ними, но они одни свято служили пред Богом, мужчины с мужчинами. И не только это, но они и народ учили, чтобы всякий раз, когда отправляется войско, каждое колено шло отдельно, и женщины отдельно шли с женщинами за войском, также и мужчины — отдельно в колене своем. И по заповеди Господней они (израильтяне в пустыне) так и ходили, как народ мудрый, чтоб не было замешательства какого из-за женщин: когда отправлялось войско их в прекрасном и правильном порядке, они шли беспрепятственно.
Ибо так свидетельствуют священные писания к слову: когда перешли сыны Израиля море Суф, воспели Моисей и сыны израилевы хвалы Господни, глаголюще: поим Господеви, славно бо прославися. И когда Моисей перестал петь, тогда Мариам, сестра Моисеева и Ааронова, взяла тимпан в руки свои, и вышли за нею все женщины, и пели с нею, женщины с женщинами отдельно, и мужчины с мужчинами отдельно (Исх.15:1). Далее — и Елиссея, и Гиезия (Гехази), и сынов пророческих также находим в страхе Божием, и женщины не было у них (4Цар.2,3,15, 4:38, 6:1). Миху и пророков всех тоже находим жившими в страхе Господнем (1Цар.10:10, 19:20; 3Цар.18:4).
Глава XV
И — чтоб не говорить слишком долго — что сказано о Господе Иисусе Христе? Сам Господь, когда пришел в мир, был безотлучно с двенадцатью учениками своими. И не только это, но и когда их посылал, послал «два два» вместе (Мк.6:7), мужчин с мужчинами, женщины же не были посланы с ними, и ни в дороге, ни дома они не жили с женщинами или с девами, и таким образом угодили Богу во всем. И сам Господь Иисус Христос, когда говорил с оною женою самарянкою у кладязя наедине и ученики, пришедши, нашли его говорящим с нею, — удивились, что Он стоит и беседует с женою (Ин.4:27). Не в Нем ли дан неуклонный предел, край и образец для всех родов человеческих? Но и это не все: и по воскресении своем от мертвых, когда Мария прибежала ко гробу и, падши к ногам Господа и поклонившись Ему, хотела обнять Его, Он сказал ей: не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу моему (Ин.20:17).
Не удивительно ли, что Господь не позволил Марии, жене блаженной, прикоснуться к ногам своим, а ты живешь с женщинами и девами, и они служат тебе, и спишь, где они спят, и они умывают тебе ноги и помазывают тебя? Горе душе неправедной! Горе душе бесстрашной! Горе этой смелости и глупости, которая без страха Божия! Отчего не осуждаешь себя? Отчего не испытываешь себя? Отчего не знаешь себя и меры своей? Вот что верно, вот что правильно и праведно, вот в чем непреложные пределы для тех, которые искренно обращаются в Господе. Жены же многие святые служили святым от имений своих (Лук.8:3).
Так служила Елиссею «соманитяныня» (суламитянка), но с ним не жила, и пророк жил в отдельном доме. И когда умер сын ее, и она хотела броситься к ногам пророка, но слуга не позволил и запретил ей это, — Елиссей сказал отроку: остави ю, яко душа ея болезненна в ней (4Цар.4:8,27). Отсюда надлежит уразуметь жизнь их: Господу Иисусу Христу служили жены от имений своих, но с ним не жили, и апостолам, и Павлу, как находим, тоже служили женщины (1Кор.9:5), но они с ними не жили, а целомудренно, свято и беспорочно обращались пред Господом, и скончали течение свое и приняли венец свой от Господа Бога всемогущаго (2Тим.4:8).
Глава XVI
Посему просим вас, братие о Господе, да сие сохраним между нами и сие помышляем, чтоб нам быть едино с вами и вам едино с нами, и чтоб во всем все мы были одна душа и одно сердце в Господе. Иже знает Господа, послушает нас, а иже несть от Бога, не послушает нас (1Ин.4:6). Кто действительно хочет сохранить святость, — послушает нас, и дева, истинно желающая сохранить девство, послушает нас, а которая не хранит девства своего по истине, не послушает нас. За сим здравствуйте в Господе все святые. Мир и радость да будет с вами от Бога Отца, чрез Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь.
Житие блаженной Синклитикии Александрийской
Разве не знаете вы притчи о сеятеле, сказанной Господом, как одно семя принесло урожай в сто крат, другое в шестьдесят крат, иное в тридцать крат (Мф.13:3—9)? Сто крат — это наш монашеский чин, шестьдесят крат — это живущие в воздержании и не женатые, а тридцать крат — это женатые, но живущие в целомудрии. От тридцати хорошо подняться к шестидесяти и от шестидесяти к ста, поскольку полезно восходить от меньшего к большему. Но спускаться от большего к меньшему опасно, поскольку тот, кто однажды склонился к худшему, не остановится на малом, но ниспадет в бездну погибели…
Автор творения неизвестен. Приписывается свт. Афанасию Великому
Как великий Антоний явился основателем пустынной отшельнической жизни, так святая Синклитикия была начальницею пустынного общежития для дев и жен.
Часть первая
Блаженная Синклитикия родилась в Александрии. Семейство, к которому она принадлежала, вело свой род из Македонии, было уважаемо и богато. Услышав об особом благочестии александрийцев, предки преподобной оставили Македонию и переехали в Александрию, где нашли искреннюю веру и истинную любовь к Богу. В родительском доме святая получала все, что только может именоваться превосходным и полезным в мире сем. Но блаженная тяготилась этим, потому что сердце ее уже пламенело желанием к горнему и любовью к Богу. Удручало ее и сугубое попечение о теле, так принятое в богатых домах и презираемое ею. Самым опасным врагом она считала свое прекрасное молодое тело и всячески утесняла его, смиряя постом, трудами и бдением.
В семье, кроме Синклитикии, было еще два сына и дочь. Младший брат блаженной умер в детстве, сестра ее была слепа, а старший брат, отказавшись от женитьбы, ушел в пустыню, потому единственной надеждой родителей на сохранение рода было замужество Синклитикии. Прекрасная лицом и знатная, она рано увидела женихов, домогавшихся ее руки. Родители Синклитикии немало тому радовались и всячески приготовляли ее замужество. Но благоразумную и мужемудрую деву нисколько не убеждали слова родителей, напротив, когда она слышала о плотском супружестве, то всем естеством своим отвращалась от него, возносясь мысленно к Божественному браку.
Она пренебрегала земными женихами и интересовалась только Небесным Женихом, Христом, Которого возлюбила всеми силами души, о Нем Одном помышляя день и ночь. Поэтому ничто мирское — ни вышитые золотом одеяния, ни драгоценные каменья, ни преисполненная страстью музыка, ни пиры, ни какое другое светское удовольствие — не могли прельстить ее душу, а слезы родителей и уговоры родственников не могли нисколько ее поколебать. Напротив, ее произволение было твердо, как камень, и ум нисколько не колебался в стремлении ко Христу. Она закрыла свои телесные чувства для внешних впечатлений и беседовала со своим Божественным Женихом, произнося слова невесты из «Песни Песней»: Аз брату моему и брат мой мне (Песн.6:2). Она затворяла свой слух от пустых разговоров, но если велись душеполезные беседы, она вся обращалась во внимание, чтобы уразуметь слышимое и принять то в свою душу.
Она настолько любила воздержание, что не считала никакую другую добродетель равной посту, который, как она полагала, является основой и хранителем всех добродетелей. Пищу она вкушала в строго установленное время и, если по какой-то причине приходилось отступать от правила, она томилась всею душой, бледнела и недомогала, то есть чувствовала совершенно противоположное тому, что испытывают невоздержники. Поскольку ее душа не услаждалась безвременным приемом пищи — тело и не укреплялось, но худело. Ведь те, кто ест со страстью, имеют тучные и полные тела, а те, кто ест без аппетита, имеют тела исхудавшие и тощие. Верность этих слов подтверждают больные, которые, вкушая без аппетита, имеют тела истощенные и слабые. Блаженная Синклитикия с готовностью истощала свое тело, и ее душа была крепкой, по словам апостола: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор.4:16). Свое воздержание и труды блаженная сохраняла втайне. Смерть родителей освободила ее от всех земных обязательств, и преподобная, раздав свое имение нищим, вместе со слепой сестрой направилась в место, называемое Херо, недалеко от Александрии, и поселилась в гробнице одного из своих родственников. Душа ее искала полного отречения от мира, и, следуя за этим желанием, Синклитикия совершила то, что даже внешне отделило ее от прежней жизни.
Женщины того времени считали волосы главным украшением и достоинством их пола, а пострижение волос было знаком позора и крайнего бесчестия. Зная это, преподобная призвала пресвитера, и он, по просьбе ее, остриг ей волосы. Сей постриг знаменовал полное освобождение души от мирского. В то время преподобная говорила: «Велико то звание, какого я удостоилась, и мне нечем воздать Тому, Кто призвал меня. Люди тратят все свои богатства, чтобы стяжать временную славу мира сего, и тем более должна я, сподобившаяся сей великой милости быть монахиней, отдать Владыке моему Христу принадлежащие мне богатства и мое тело. Но что говорю я, отдать Христу моему мои богатства и тело, когда все это от начала принадлежит Ему? Ведь Господня земля, и исполнение ея (Пс. 23:1).
Утаив в этих смиренных словах свои благодеяния, святая стала жить в безмолвии. И раньше, живя в родительском доме, она подвизалась подвигом добрым, но, став монахиней, еще более усугубила свои труды. Это было привычно ее душе, которую, еще живя в миру, она уготовала в жертву, постигнув, что те, кто вступают в Божественное таинство монашеской жизни без предварительного опыта в подвижничестве и без размышления, нисколько не преуспевают и не достигают вожделенной цели, поскольку не знают, чего требует монашеская жизнь и в чем состоит ее цель.
Подобно тому, как собирающиеся пуститься в плавание прежде заняты сбором всего необходимого в пути, преподобная подготовила себя подвижническими трудами и затем бесстрашно направила свой путь к небесным обителям. Заранее запасшись всем необходимым для строительства дома добродетели, она воздвигла прочное здание душевное. Видимые дома строятся из приготовленных заранее камней, извести, бревен и других материалов, душевный же дом строится из добродетелей. Преподобная не собирала вещественное, но, напротив, расточала его, раздавая свое имущество бедным, чем стяжала нестяжательность. Она расточила и страсти: гнев и памятозлобие, отбросила зависть и тщеславие и таким путем, по Евангельскому слову, воздвигла свой дом на камне. И потому этот дом ее стал непоколебимым.
Но к чему многословие? Великим усердием и горячностью своей души блаженная Синклитикия в самом начале своей подвижнической жизни превзошла многих состарившихся в подвигах монахинь. Однако мы не можем рассказать о ее трудах и злостраданиях, поскольку она не дозволяла кому-либо видеть их и не хотела иметь свидетелей и разгласителей своих подвигов. Она не столько заботилась о том, чтобы сотворить доброе дело, как о том, чтобы скрыть его от людей, и это не потому, что она презирала других, а потому, что благодать Божия подвигла ее не искать славы человеческой. Она всегда хранила в памяти слова Господа: пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф.6:3), и поэтому совершала все свои подвиги втайне. С ранней юности до зрелого возраста преподобная Синклитикия избегала бесед не только с мужчинами, но и с женщинами, чтобы они не прославляли ее за чрезмерные подвиги, и чтобы общение с сестрами и телесные нужды не помешали ей в доброделании и тишине.
Таким образом, она примечала бесовские приражения и не дозволяла себе склоняться к телесным желаниям. Как садовник, что отрезает с дерева побеги, мешающие обильному плодоношению, так и преподобная отсекала от ума начатки страсти посредством поста и молитвы. И если какая-либо страсть укоренялась и возрастала, блаженная вырывала ее с корнем безжалостными к себе злостраданиями и трудами, усмиряющими тело, и мучила себя не только голодом, но и жаждой.
Когда преподобная Синклитикия подвергалась какой-либо брани, то прежде всего в молитве призывала на помощь Христа Господа, не полагаясь только на свои подвиги в борьбе с зверообразным диаволом, и по ее молению Господь сразу же ниспосылал Свою помощь, и враг убегал. Но часто враг боролся с ней продолжительное время и Господь попускал ему это, чтобы возрос ее духовный опыт в добродетели. Держа в уме, что длительность брани подаст ей б! ольшие духовные дары, она еще мужественней сражалась с врагом. Преподобная не только изнуряла себя постом, но и не позволяла себе подумать о приятных кушаньях, питаясь хлебом из отрубей и часто вообще не употребляя воды, а спала она на земле. Итак, когда брань возрастала, она использовала эти орудия, облачалась в молитву, как в кольчугу, и, как в шлем, в веру, соединенную с надеждой и любовью. Она старалась сотворить и милостыню — молитвою и произволением. Когда же враг был побежден этими средствами и брань прекращалась, преподобная давала себе отдых от чрезмерных подвигов. Она так поступала, чтобы члены ее тела не ослабли окончательно, что было бы поражением.
Ведь когда разбиты доспехи воина, как он может надеяться победить в сражении?! Итак, неразумно поступают те, кто необдуманно налагает на себя чрезмерный пост, и по мере того, как они чувствуют облегчение в брани, у них растет гордость. Блаженная Синклитикия так не поступала, ведь она делала все с рассуждением: она боролась с врагом молитвой и подвижничеством, а когда брань проходила, она вновь заботилась о своем теле. Так, захваченные жестокой бурей, моряки даже не думают о еде, но прилагают все свое умение, чтобы спастись от гибели, но, когда шторм проходит, они отдыхают, заботясь и о своих телах. Но и тогда они не остаются совершенно беззаботными и не предаются лени и неге, а готовят снасти на случай следующего шторма. Ведь если и прошла буря, но море не убыло, и хоть волны улеглись, но ветер, поднимающий их, всегда дует. Подобное сему происходит в духовном мире: хотя злой дух похоти изгнан подвижником, но диавол, возбуждающий похотения, всегда рядом. Поэтому необходимо постоянно молиться, опасаясь изменчивости моря и лютости диавола. И преподобная, хорошо зная бури этой жизни и предвидя нападки духов злобы, с осторожностью правила судно своей души кормилом благочестия и привела его в целости в гавань спасения, держась веры в Бога, как самого надежного якоря.
Жизнь преподобной поистине была апостольской, основанной на вере и нестяжательности и сияющей любовью и смирением. Она делом исполнила слова Псалмопевца, поправ аспида и василиска, и всю силу вражию. И она, несомненно, услышала от Господа обещанное: Добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю, вниди в радость Господа твоего (Мф.25:21). И хотя эти слова относятся к небесным благам, но они могут быть восприняты и в следующем смысле: «Поскольку ты, Синклитикия, явилась победительницей в этой вещественной брани с плотью и миром, ты победишь и в невидимой брани с бесами посредством Моей помощи и заступления, чтобы начала и силы тьмы узнали о величии твоей веры, поскольку, победив сопротивные силы демонов, ты приблизишься к благим Силам Ангелов». Так жила святая в одиночестве, подвизаясь в добродетелях. Шло время, ее добродетели расцвели, и благоухание ее дивных подвигов достигло многих, ведь, согласно словам Господа, несть бо тайно, еже не явлено будет (Лк.8:17), поскольку Бог имеет обыкновение ведомыми Ему путями прославлять любящих Его ради исправления слышащих. Тогда, по вразумлению Божию, стали приходить к Синклитикии монахини ради пользы душевной и, получая большую пользу, приходили все чаще.
Однажды они спросили ее, как им получить спасение. Преподобная тяжело вздохнула и, пролив много слез, хранила молчание. Но сестры принуждали ее рассказать о величии Божием, будучи поражены и одной ее внешностью. Поскольку блаженную вынуждали сестры, то она сказала следующие слова из Писания: не насильствуй нищаго, зане убог есть (Притч.22:22). Но сестры просили еще усерднее, говоря ей: «Господь сказал:…т! уне приясте, т! уне дадите (Мф.10:8). Не боишься ли ты быть осужденной с рабом, скрывшим талант?» Преподобная ответила: «Почему вы, сестры, решили, что я, грешница, могу сделать или сказать что-либо достойное? Мы все имеем Господа нашим общим Учителем и все слушаем Священное Писание». Сестры сказали: «Мы тоже знаем, что Господь — наш Учитель, и слушаем Писание, но ты своим бденным поучением в Писании усовершилась в добродетели. А нужно, чтобы сестры, преуспевшие в добре, советовали младшим, ведь и Господь наш заповедал это».
Блаженная, чувствуя к ним сострадание и зная, что то, что она скажет, не введет ее в гордость, но поможет сестрам, начала говорить им следующее: «Дети мои, все мы знаем, как спастись, но по нашему нерадению теряем спасение, ведь мы, прежде всего, должны соблюдать заповеданное Господом: возлюбиши Господа Бога твоего всею душою, и ближнего якоже себе (Мф.22:37,39). В этих двух заповедях содержится весь закон, и в них упокоевается полнота благодати. Несколько слов, но их сила велика и неизмерима, поскольку все душеполезные блага зиждутся на них. И в том же уверяет нас апостол Павел, когда говорит, что любовь есть исполнение закона (Рим. 13:10).
Поэтому, какие бы премудрые слова ни говорили люди по благодати Духа Святого, все они начинаются любовью и кончаются ею. Но мне следует добавить и то, что проистекает из любви: то, чтобы каждый из нас стремился к большему“. Сестры были удивлены этими словами и спросили, что они значат, на что святая ответила: „Разве не знаете вы притчи о сеятеле, сказанной Господом, как одно семя принесло урожай в сто крат, другое в шестьдесят крат, иное в тридцать крат (Мф.13:3—9)? Сто крат — это наш монашеский чин, шестьдесят крат — это живущие в воздержании и не женатые, а тридцать крат — это женатые, но живущие в целомудрии. От тридцати хорошо подняться к шестидесяти и от шестидесяти к ста, поскольку полезно восходить от меньшего к большему. Но спускаться от большего к меньшему опасно, поскольку тот, кто однажды склонился к худшему, не остановится на малом, но ниспадет в бездну погибели.
Так те, кто обещался сохранить девство, но слабы в намерении, говорят сами себе (или, точнее сказать, не сами, а вместе с диаволом): «Если мы женимся и будем жить целомудренно, то сподобимся того, чтобы быть причисленными к чину тридцати крат, ведь и Ветхий Завет не отвергает деторождения, но даже поощряет его». Те, кто так мыслит, должны знать, что это от диавола, поскольку нисходящие от высшего к низшему одержимы диаволом. Как воин, который оставляет свое место в первых рядах и переходит в последние, не прощается за это, но наказывается, так наказывается и тот, кто нисходит от высшего чина девственников к низшему. Поэтому нам надо от низшего восходить к высшему, о чем нас учит и апостол: задняя забывая, в передняя простираться (Флп.3:13). Потому мы, принадлежащие к чину сто крат, должны всегда помнить о нашем звании и стремиться к высшему, никогда не полагая пределов достижения, ведь Господь говорит: когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк.17:10).
Итак, мы, избравшие девство, должны соблюдать особую бдительность. Вот женщины, живущие в миру, внешне стараются вести себя сдержанно, хотя вместе с предусмотрительностью в них есть и глупость, и невежество, из-за которых они блудодействуют мысленно всеми своими чувствами, подчас и не замечая этого: они и взирают бесчинно, и смеются неподобающим образом, и слушают скверные речи. Но мы, монашествующие, должны отвергнуть все неуместное даже в мыслях и преуспевать в добродетелях, и хранить свои глаза от лишних взглядов, ведь Священное Писание говорит: очи твои право да зрят (Притч.4:25). Мы должны удерживать язык от постыдных бесед, поскольку не подобает нашему языку, песнопоющему и славословящему Бога, произносить бесстыдные слова. И нам нужно не только не говорить такого, но и не слушать других говорящих. Но невозможно исполнить это, если часто выходить из келлии, поскольку демоны и страсти входят в нас через чувства, даже если мы этого не хотим. И как возможно, чтобы дом с открытыми окнами и дверями не наполнился дымом, проникающим снаружи, и не загрязнился?!
Поэтому необходимо, чтобы мы не ходили в города и на торжища. Ведь если мы считаем неприличным смотреть на обнаженные тела наших братьев и родителей, то насколько более вредно и неуместно для души видеть на улице и на торжищах нескромно одетых людей и слышать их бесстыдные и непристойные беседы. От видения и слышания таких вещей в нашу душу входят постыдные, сквернящие образы. Но даже и находясь в келлии, не должны мы быть беззаботными, но всегда бодрствовать, ведь Господь говорит: бдите (Мф.24:42), поскольку, чем больше мы стремимся к трезвенности и целомудрию, тем более скверные помыслы нас борют, ведь Екклезиаст говорит: приложивый разум приложит болезнь (Еккл.1:18).
Чем больше борец преуспевает в борьбе, тем сильнее подыскиваются противники. Подумайте, как далеки вы от настоящего целомудрия, и вы не будете нерадеть о брани с врагом. Ведь если вы и преодолели телесное блудодействие и не творите блуда телом, то сатана склоняет вас к тому, чтобы соблудить посредством чувств. И если, затворившись в келлии и удалившись от слышания и видения неподобных вещей, вы победите тот блуд, какой совершается через услаждение чувств, то опять сатана будет склонять вас к блудодеянию посредством воображения, возбуждая скверные образы и во время бодрствования, и во сне. А поэтому мы не должны принимать таких образов, ведь Екклезиаст пишет: аще дух владеющаго — то есть сатаны — взыдет на тя, места твоего не остави (Еккл.10:4).
Не принимайте этого диавольского действа, поскольку одно сочетание с такими фантазиями у девственников равносильно блудодеянию у мирян, ведь сильнии сильне истязани будут, как говорит Писание (Прем.6:6). Поэтому брань, какую мы ведем с бесом блудодеяния, велика и страшна, ведь оно есть величайшее зло, какое использует враг для погибели души. Иов изобразил это т! аинственно, сказав о диаволе:…крепость его на чреслех… (Иов.40:11).
Многочисленными и разными способами диавол стремится вовлечь любящих Господа в блудодеяние. Часто лукавый обращает во зло даже сестринскую любовь во Христе: тех девственниц, которые отказались от замужества и от всякой мысли о мире, он борет и вводит в блуд под личиной сестринской любви к мужчинам. Подобно тому и монахов, избежавших всех бесстыдных и непотребных его сетей в явном искушении, он прельщает, обманом вводя в благочестивые беседы с женщинами, и в результате ввергает в блуд. Такова хитрость диавольская — облачаться в чужие одежды, использовать Божественные и духовные понятия и благочестивые предметы, чтобы через них сеять тайно свое семя. По наружности это семя выглядит как пшеничное зерно, но, по сути — готовая ловушка. Я думаю, что как раз об этом Господь сказал: демоны приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф.7:15).
Что же нам делать, чтобы избежать этих козней диавольских? Мы должны стать мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф.10:16), то есть мы должны употребить благоразумие против тех ловушек, какие нам готовит диавол. Христос заповедал нам быть мудрыми, как змии, чтобы мы могли различить все козни диавольские. Простота голубя указывает на чистоту наших дел, поскольку каждое доброе дело отсечет зло и не смешается с ним. Но как избежать нам того, чего мы не знаем? Для этого нам надо быть предельно внимательными ко злу вражескому и охранять себя от его лукавых козней, ведь апостол Петр говорит: диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет.5:8).
Поэтому необходимо нам бодрствовать и остерегаться на всякое время, ведь он наблюдает за нами и ведет с нами брань как через внешние вещи, так, в большей степени, внутренними мыслями, и приходит к нам невидимо как ночью, так и днем. Что же нам необходимо в этой брани? Очевидно, нам нужны настоящий подвиг и чистая молитва. Эти два средства являются общими и всеохватывающими лекарствами, которые мы должны использовать против каждой пагубной мысли. Но нам нужно употреблять и другие, особые приемы в плотской брани. Так, когда какой-нибудь бесстыдный помысл приходит, мы должны противопоставить ему другой, сильный до жестокости, и когда враг рисует в нашем воображении прекрасное лицо, мы должны поборать его определенным образом: мы должны мысленно выдавить глаза у этого лица, содрать кожу со щек и отрезать губы, тогда лицо станет голым черепом, отвратительным и страшным.
Рассмотрим то, что в нас вызывало ранее похоть, таким образом, и мы сможем сохраниться от злостного вражия хохота, уяснив, что мы питали похоть не к чему иному, как к смрадному месиву крови и мокроты. Подобными мыслями мы должны изгнать из нашего ума постыдный образ греха. Более того, мы должны представить тело того, кем прельстились, полностью, вообразить его исполненным гнили и зловония, короче, мы должны увидеть его трупом, и так мы изгоним из наших сердец страстное чувство. Но самое могущественное оружие, какое мы можем применить в плотской брани, это утеснение желудка, поскольку, умертвив его, мы усмирим и те страсти, которые действуют под ним». Такими мудрыми и душеполезными советами наставляла блаженная Синклитикия сестер, и они обрадовались ее божественным и духовным словам. Затем одна из них спросила, является ли нестяжательность совершенным добром. Преподобная ответила:
«Это действительно добро для тех, кто крепок и мужествен, поскольку те, кто нестяжателен, страдают телесно, но восприемлют духовное утешение. Подобно тому, как новое прочное платье становится чистым и белым, если его бьют и колотят, так и мужественная душа более укрепляется и становится непоколебимой, когда она сокрушается произвольной нищетой. Но душа слабовольная и нестойкая становится еще слабее и нерешительнее, поскольку, когда ей случается претерпеть нищету, она приходит в худшее состояние от того «промывания», какое составляет нестяжательность, как и старое платье, которое, не вынося стирки, рвется на части. Отбеливатель и для крепкого, и для изношенного платья один и тот же, но конечный результат различен, поскольку крепкое очищается и обновляется, а изношенное рвется на части. Итак, можно сказать, что нестяжательность — это драгоценное сокровище для мужественной души, поскольку она становится уздечкой, сдерживающей грехи. Но тот, кто хочет воспользоваться ею, должен прежде испытать себя в пощении, долулежании и других телесных злостраданиях. А затем только пусть приступит к нестяжательности.
Тот, кто не делает этого, но сразу раздает свои деньги, не испытав себя прежде, как правило, потом раскаивается в том, что раздал деньги, ведь деньги — это основа легкой жизни. А потому прежде отрекись от сластолюбия, и приятных блюд, и от всех других утешений телесных и через это ты сможешь легко преодолеть алчность и жадность. Связь между ними такая же, как между орудиями труда и ремеслом, ведь, не имея орудий, невозможно ремесленничать, так и отказавшись от первого, легко пренебречь вторым. Потому Господь в разговоре с богатым юношей не тотчас предложил ему отвергнуться от денег, но прежде спросил, исполнил ли тот заповеди Ветхого Завета, подобно тому, как учитель спрашивает ученика, выучил ли он начатки чтения и письма, знает ли он, как читать по слогам, и знаком ли он с произношением слов и имен, и затем только велит ему читать совершенно. Когда же богатый юноша сказал, что он исполнил заповеди закона, Господь сказал: пойди, продай имение твое и раздай нищим… и приходи и следуй за Мною (Мф.19:21). Мне кажется, что если бы юноша сказал, что он не исполнил того, о чем спросил Христос, то Господь и не предложил бы ему нестяжательности. Ведь как может сходу хорошо читать тот, кто не знает, как произносить слоги?!
Поэтому нестяжательность хороша для тех, кто уже подвизался в перенесении трудностей и стяжал привычку и навык к добру, поскольку они отреклись от излишних вещей и возложили все упование на Бога, поя слова псалма: наши очи на Тя уповают, и Ты даеши пищу во благовремении (Пс.144:15). Те, кто нестяжателен, получают большую пользу и от следующего: поскольку их ум не привязан к земным вещам, они заняты только небесным и, заботясь об этом, они явно исполняют слово Давида: скотен бых у Тебе, и аз выну с Тобою (Пс.72:22,23).
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука спасения. Том 19 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других