Азбука спасения. Том 16

Никодим Благовестник

Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.

Оглавление

ВЫШНИЙ МИР

Поелику же Церковь есть тело Христово, и Невеста Христова, и мир вышний, и храм Божий, члены же тела сего суть все святые… Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов

Какой это вышний мир, и как он наполнится, — и когда придет конец?

Но прошу, отверзите слух ваш, и внемлите добре, потому что слово наше будет о божественных вещах. И, во-первых, надобно нам познать, какой это мир, коему надлежит наполниться, и притом так, что если он не наполнится, то не придет и конец, по святому Григорию Богослову; во-вторых, надо познать, какой это конец, о коем говорит он. Я полагаю, что мир преукрашенный есть Церковь Христова и весь человек, в коем, как говорит Писание, обитает и ходит Бог (взято из: вселюся в них и похожду), и посылает в него светлые лучи благодатных даров Своих, яко Солнце сый правды. О Церкви слышали мы выше, что она называется телом Христовым и Невестою Его, как говорит невестоводитель ее святой Павел: обручих вас единому мужу деву чисту представити Христови (2Кор.11:2), — и пророк Давид: предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна и преиспещрена (Пс.44:10).

Хотя слова сии относятся ко Пресвятой Богородице, но приличествуют и Церкви Сына ее и Бога, как показывает следующая за тем речь: приведутся Царю девы (то есть души) в след ея, искренния ея (души) приведутся Тебе, приведутся в веселии и радовании, введутся во храм Царев (15,16). Храм сей, о коем здесь говорится, какой это, полагаешь ты, есть и как есть? Думаешь ли, что это есть другое какое обиталище, вне и кроме сего Самого Царя? Нет, не другое. Ибо как Христос есть глава Церкви, так Он же Сам есть опять и храм ее, как и Церковь есть храм Христов, и мир прекрасный, как явно из сказанного нами выше, — что, впрочем, надобно снова пересказать для лучшего уяснения дела. — Господь наш Иисус Христос говорил ко Отцу Своему, в слух Апостолов и всех верующих: не о сих молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя; да вси едино будут (Ин.17:20). Как да будут едино? Якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (21).

Видишь, как Он есть и Царь и храм всех спасаемых? Познай же и то, как опять, и все верующие, то есть Царица — Его Церковь, и девы, последующие вслед ее, то есть души верных, будут храмом и миром Царя и Бога. И познай сие, во-первых, от Самого Царя Христа, Который говорит: Аз в них, и Ты, Отче, во Мне, да будут совершени во едино (23). Потом познай сие и от ученика Его, который говорит: не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1Кор.3:16). Видишь, как слова Апостола согласны с словами Владыки Христа? Эти апостольские слова показывают, что Церковь есть храм, град, мир Царя Бога. И ведай, что Бог, говоривший тогда чрез Пророков и Апостолов, Он же самый и теперь говорит чрез них.

Пока не родятся все, коим предопределено родиться… вышний мир не наполнится

Поелику же Церковь есть тело Христово, и Невеста Христова, и мир вышний, и храм Божий, члены же тела сего суть все святые, а между тем они не все еще родились и благоугодными показали себя, то явно, что тело Христово еще не есть целое вполне, что не наполнился еще и вышний мир, то есть не весь еще сонм людей вошел в Церковь Божию. Но и доныне есть еще в мире много неверующих, которые имеют уверовать во Христа, есть много грешников, которые имеют покаяться, есть много непокоривых, которые имеют покориться Христу; многие еще имеют родиться и благоугодить Богу, прежде чем вострубит последняя труба. Итак, надлежит родиться всем предуведанным от Бога и наполниться превысшему сего мира миру Церкви первородных, Иерусалиму небесному; и тогда совершится полнота тела Христова, приняв в себя всех предопределенных от Бога быть сообразными образу Сына Его, кои суть сыны света и дня.

Таковые все суть предопределенные и преднаписанные, и в число спасенных включенные, и имеют соединиться и сочетаться с телом Христовым, которое тогда сделается всецело полным и совершенным телом Христовым, и не будет уже у него ни одного недоставать члена. Так есть воистину, как открывает Апостол Павел, говоря: дондеже достигнем вси в соединение веры… в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф.4:13). Ихже бо предуведе, тех и предустави сообразных быти образу Сына Его… а ихже предустави, тех и призва; а ихже призва, сих и оправда; а ихже оправда, сих и прослави (Рим.8:29,30).

Видишь, как все святые предуведены и предопределены. Послушай еще, как Апостол говорит, что они еще и написаны на небесах: приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам Ангелов, торжеству и Церкви первородных, на небесех написанных (Евр.12:22,23). Если же они таким образом написаны, то явно, что и исчислены, как написано: позна Господь сущия Своя (2Тим.2:19), и как говорится в Евангелии: вам же и власи главнии вси изочтени суть (Мф.10:30). Если и власы главы нашей изочтены у Бога всеведущего, не тем ли паче изочтены мы сами?

Итак, поелику все святые предуведены, предопределены и исчислены, как и написаны по имени на небесах, и поелику все они суть члены Христовы, и имеют быть все едино тело Христово, то явно, что когда все они собраны будут и составят полное тело Христово, тогда и вышний мир, Иерусалим небесный, который есть Церковь первородных, наполнится, и тело Царицы Божией, Церкви, которая есть тело Христа Бога, явится всецело полным и совершенным. — Где теперь те, которые в суете ума своего, на пагубу себе, выдумывают какие-то обители вне царства небесного? Где те, которые говорят: не хотим войти в царство небесное, потому что это много для нас, но хотим быть в каком-нибудь месте упокоения, — и этого достаточно для нас?

Все от века святые составят единое тело Христово; где же инуды (в другом месте) хотят быть эти, если окажутся недостойными быть в теле Христовом и отсечены будут от него, как члены непотребные? Воистину осуетились они помышлениями своими и омрачилось неразумное их сердце: глаголющеся быти мудри, объюродеша (Рим.1:21).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я