Обществознание без паники

Никита Глазунов

Поздравляю тебя с тем, что этот учебник попал к тебе! Теперь ты можешь быть значительно спокойнее – у тебя есть вся необходимая теоретическая база для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.Этот учебник изначально был курсом лекций для моих учеников, который я в течение нескольких лет дополнял и редактировал. Вся его структура и содержание – это отражение заданий самого экзамена. Поэтому сегодня я с полной уверенностью могу сказать, что нет таких заданий, ответа на которые нет в этом учебнике.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание без паники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

III Духовная сфера

3.1. Понятие культура. Материальная и духовная культура

Популярность темы по статистике: 26%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 1.10

Культура — это то, что отличает человека от всех других живых существ.

Само слово «культура» появилось в Древнем Риме, где оно означало возделывание, обработку, «культивирование» земли. Позднее древнеримский оратор Цицерон отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души». И это второе значение в дальнейшем постепенно стало основным.

В современной науке существует более 200 определений культуры. Это связано также с многозначностью и богатством этого понятия.

1. В самом широком смысле культура — это всё созданное человеком, всё, что не является природой. Культура понимается как «вторая природа», сотворенная самим человеком.

2. Культура — как достижения науки, искусства, религии.

3. Культура — как внутреннее, духовное развитие человека;

4. Культура — как образ жизни определенного народа (культура Японии).

Функции культуры:

1. Является средой социализации и воспитания человека (воспитательная функция).

2. Регулирует отношения между людьми посредством системы норм взаимоотношений между людьми, принципов морали (нормативная функция).

3. Дает человеку нравственные и эстетические ценности, которые позволяют ему различать добро и зло, прекрасное и безобразное, высокое и пошлое (ценностная функция).

4. Человек отдыхает и развлекается, потребляя результаты культурной деятельности (развлекательная или компенсаторная функция).

5. Является признаком для объединения или противостояния индивидов (интегративная и дезинтегративная функция)

6. Позволяет сохранять и передавать знания от поколения к поколению (функция трансляции социального опыта)

7. Позволяет накапливать знания о мире (познавательная функция)

8. При помощи культуры общество дает все явлениям и объекта названия и описания (знаковая функция)

9. Обеспечивает общение людей друг с другом (коммуникативная функция)

Материальная и духовная культура

В обычном словоупотреблении мы говорим о культуре прежде всего как о духовной культуре (театр, кино, музыка, художественное искусство, религия, мораль, образование и наука).

Материальная культура — уровень развития техники, транспорта, средств связи, характером жилищ и т. п.

3.2. Мировоззрение

Популярность темы по статистике: 20%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 1.2

Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Этапы формирования мировоззрения:

1. Мироощущение — чувственный, эмоциональный, «лоскутный» образ мира.

2. Мировосприятие — чувственный, соединенный образ мира. Мироощущение в его целостности.

3. Миропонимание — рациональное объяснение мира.

Структура мировоззрения:

1. Знания

2. Духовные ценности

3. Идеалы

4. Убеждения

5. Идеи

6. Принципы

Пути формирования мировоззрения:

1. Стихийный — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни;

2. Осознанный — посредством целенаправленной рациональной деятельности, направленной на понимание окружающего мира.

Виды мировоззрения:

1. Обыденное — основано на личном опыте или общественном мнении, связано с повседневной деятельностью. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на повседневные вопросы.

2. Мифологическое — является древнейшей формой мировоззрения и жизненной ориентации человека. В мифе человек не выделяет себя из окружающего мира природы. Имеет не познавательный, а практический характер — объяснить окружающий мир и место человека в нем, в эпоху, когда еще нет религии, философии и науки.

3. Религиозное — основано на авторитете божественных сил, построение картины мира на основе веры в существование сверхъестественной силы, которой так или иначе объясняется всё происходящее в мире. Оно целостно, отвечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни.

4. Научное — основано на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы человека;

5. Философское — основано на разуме, обращенном к самому себе. Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно. Оно интегрирует наиболее существенные результаты исследований других наук, искусств, религий, повседневности. Синтезируя их, создает наиболее общее и целостное представление о том или ином объекте или предмете. Философское знание носит предельно общий, теоретический характер.

Особенности мировоззрения

1. Всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития.

2. Формируется постепенно и подвержено изменениям в течение всей жизни.

3. Всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир.

4. Определяет общую направленность личности.

5. Сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

Характеристики мировоззрения:

1. Догматизм — форма мышления, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлением к авторитарности;

2. Скептицизм — использование сомнения в познании мира;

Функции мировоззрения:

1. Дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности

2. Позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности

3. Создает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

3.3. Основные философские концепции

Популярность темы по статистике: 11%

Соответствие кодификатору ФИПИ: отсутствует в кодификаторе, но задания есть

Теизм (верующий) — вера в бога или богов, создавших мир и продолжающих им управлять.

Монотеизм — вера в единого бога.

Атеизм — отрицание существование бога или богов.

ВАЖНО: теист и атеист исходят из одной из той же позиции — веры во что-то. Теист верит в бога, существование которого нельзя доказать научными способами. Атеист не верит в бога, то есть тоже ВЕРИТ в его отсутствие, так как НЕ существование бога также нельзя доказать научными способами

Гностицизм — мир познаваем в абсолютном смысле. Через это познание человек обретает качество божественности.

Агностицизм — мир НЕ познаваем в абсолютном смысле, любая форма познания — лишь искажение и преломление истинной сути реальности. Следовательно вопросы веры или неверия не имеют никакого смысла по причине невозможности какого-либо доказательства.

Аскетизм — предельная воздержанность в удовлетворении потребностей; отказ от земных благ в целях достижения нравственного или религиозного идеала.

Гедонизм — удовольствие (физическое и духовное) является высшим благом и смыслом жизни, единственной ценностью.

Сенсуализм — ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания.

Рационализм — основой познания и действия людей является разум.

Прагматизм — практика — единственный критерий истины.

Конвенционализм — научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учеными.

3.4. Формы религии. Мировые и национальные религии

Популярность темы по статистике: 17%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 1.13

Религия — это мировоззрение и определяемое им поведение людей на основе веры в существование какой-либо сверхъестественной силы.

Структура религии:

1. Вера — религиозные чувства, настроения, эмоции.

2. Учение — систематизированная совокупность принципов, идей, понятий.

3. Религиозный культ — совокупность действий, которые совершают верующие: обряды, молитвы, проповеди.

4. Церковь — социальный институт, упорядочивающий и направляющий жизнь религиозной общины.

Функции религии:

1. Мировоззренческая — задает принципы, с точки зрения которых осмысляется мир

2. Компенсаторная (терапевтическая) — восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей, снимает стресс, утешает

3. Коммуникативная — обеспечивает верующих друг с другом и верующих с высшими силами

4. Регулятивная — упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность

5. Интегрирующе-дезинтегрирующая — объединяет индивидов, группы, если ими признается единое, общее вероисповедание (интегрирующая функция) и разъединяет индивидов, группы, если ими НЕ признается единое, общее вероисповедание (дезинтегрирующая функция)

6. Культурная — способствует развитию и сохранению основ культуры: письменности, книгопечатания, искусства.

7. Легитимирующая — узаконивает некоторые общественные порядки, институты, отношения, нормы, образцы как должное.

Формы первобытной религии:

1. Тотемизм — поклонение племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.

2. Фетишизм — поклонение отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т. п.), приписывание им магической силы, способной влиять на ход событий.

3. Анимизм — вера в существование в духов, души и одухотворение природы.

Типы современных религий:

1. Родоплеменные культы

2. Национальные религии (синтоизм, индуизм, иудаизм)

3. Мировые религии (христианство, буддизм и ислам).

Признаки мировых религий:

1. Огромное число последователей во всем мире

2. Выходят за пределы наций и государств

3. Проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп

4. Стремятся обратить в свою веру лиц другого исповедания (прозелитизм)

Сравнение мировых религий

Буддизм

Зародился VI—V вв. до н. э. в Индии

Священная книга — Типитака («Три корзины»)

Суть учения: через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению. Корень всех страданий человека — желание обладать чем-либо или кем-либо. Чтобы освободиться от желаний, нужно отказаться от своего Я.

Количество последователей — около 500 млн человек

Христианство

Зародилось в I в. н. э. в Римской империи

Священная книга — Библия

Суть учения: человек греховен по своей природе, в этом причина всех его несчастий. Путь к избавлению от греха — терпение, смирение, прощение обид, любовь к себе и окружающим.

Количество последователей — около 2 млрд человек

Ислам

Зародился в VII в. н. э. на Аравийском полуострове

Священная книга — Коран, Сунна

Суть учения: человек — «существо слабое», склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь бога. Если человек будет верить в бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю.

Количество последователей — около 1,5 млрд человек

3.5. Восточный и западный типы культур

Популярность темы по статистике: 3%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 1.10

Западный тип культуры

1. Техногенная — быстрое изменение техники и технологий, применение в производстве научных знаний. Преобразовательный характер, изменение среды обитания

2. Высокая скорость социальных изменений. Иногда на протяжении жизни одного — двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. Изменения носят волнообразный, неравномерный характер.

3. Динамизм, ориентация на новизну.

4. Утверждение достоинства и уважения к человеческой личности

5. Индивидуализм, установка на автономность личности

6. На Западе разные виды культуры (наука, религия, философия, искусство) существовали самостоятельно, раздельно и более конфликтно, чем на Востоке. Здесь сформировалась сильная материалистическая, рационалистическая традиция.

7. Идеалы свободы, равенства, терпимости;

8. Частная собственность — основа экономики и гражданского общества

9. Основа письменной культуры Запада — алфавит — совокупность знаков, выражающих звуки.

Восточный тип культуры

1. Воспроизводство сложившихся социальных структур, устоявшийся образ жизни, господствовавший часто на протяжении многих столетий. Развитие носит эволюционный характер

2. Созерцательность, безмятежность, интуитивно-мистическое слияние с бытием. Человек должен максимально скоординировать свое поведение с законами природы, космоса. Он не должен вмешиваться в природные процессы, а должен адаптироваться к ним, прислушиваться, угадывать ритмы природы, жить в гармонии с ней. Изменения направлены во внутренний мир человека.

3. Отрицание индивидуалистического начала и ориентация на коллективизм.

4. Автономия, свобода и достоинство человеческой личности чужды духу восточной культуры. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен либо космическим законом, либо богом.

5. Деспотическое государство и отсутствие частной собственности.

6. Тесное переплетение философских, научных и религиозных идей. Разные виды культуры (наука, философия, религия) существовали здесь нераздельно. Восточная культура исключает их противопоставление.

7. Основа письменной культуры Востока — иероглиф, фиксирующий значение.

3.6. Типы культур

Популярность темы по статистике: 26%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 1.10

Элитарная культура

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия средне образованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства». Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.

Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Народная культура

В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества. Фольклор связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Массовая культура

Время ее появления — начало XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность. Массовая культура ориентирована на популярность и прибыль.

Сравнение

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание без паники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я