Притчи-15

Никита Белугин

Пятнадцатый томик-сборник притч. Как и в предыдущие сборники, так и в этот, помимо притч, в него ещё входят стихи. Что же касается до того, почему такое гордое название «притчи», то с лёгкостью поясню, что притча – это, конечно, в сущности обычный рассказ, но рассказ построенный ни на одной только причинно-следственной связи, а и ещё кое на чём другом…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Притчи-15 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сказочник.

Если хотите наказать человека — дайте ему то, о чём он мечтает.

1

В семье некоего писателя сказочника (да, есть такие и в наше время) произошло происшествие, то есть случился случай. Дело в том, что сказочник с женой и давно стали замечать за своим сыном семиклассником ненормальное, а тут вдруг он является со школы с фиолетовым синяком на щеке. Мать стала охать-ахать, а отец подумал было лукаво прищуриться, да и подшутить, но внутри осёк себя и тут же вместе с серьёзной миной на лице, в его душе восстало какое-то неприятное чувство.

Надо сказать всё-таки, что сказочником отец семейства был «по совместительству», а основной его должностью была профессия бухгалтер. Но он в тайне от своих коллег сочинил себе это увлечение, да так увлёкся, что многие годы пишет и думать стал наконец более о своих сказках, чем о всех других жизненных делах вместе взятых. Вернее думал-то он немало о «жизненных делах», но думал о них как-то по накатанному, как-то не совсем и думал, а продолжал работать как робот, смеяться как робот и всё остальное как робот, кроме писательства своих сказок.

О, что касалось сказок, то об этом предприятии были все его мысли: когда он шёл на работу, когда он шёл с работы, когда он ложился спать и просыпался — всё время думал и искал новые интересные идеи, — да он чуть ли богу ни молился, чтобы тот послал ему их; хотя был и неверующий, то есть в церковь конечно ходил, но тоже как робот.

Как человек неглупый, он сказал сыну наедине:

— Что случилось?

Сын сперва не хотел говорить, как человек — мужчина, но позже, смекнув, что отец его человек хороший, то решился доверить ему свою драму:

— Да… девчонка одна мне нравится… а там один… из старшего класса… над ней подшутил… Ну я ему заметил, чтобы он не шутил над ней… А он мне и говорит: «Пошли за школу и там всё решим.» Я сразу не согласился, сказал: «Я тебе не гладиатор.» А он после этих моих слов рассмеялся и ушёл. Но в следующие дни он ещё остервенелей стал докапываться до меня и моей девчонки. И в итоге я сам его позвал за школу… Вот результат. — указал малец на свою щёку.

Сказочник отец задумался.

— Это ты зря в первый раз не пошёл с ним.

— Почему?

— Потому что показал слабость.

— Ну да…

Отец мальчика был не настолько дурак, чтобы идти в школу «разговаривать с учителем», или того хуже к родителям забияки, или, что уж совсем было бы крахом, к самому забияке старшекласснику. Некоторые отцы дают универсальный совет «тресни стулом по голове», но наш отец сказочник ограничился высказанным мнением по поводу ошибки мальчика и был таков, уйдя из его комнаты.

Он как раз вынашивал идею о сюжете будущей своей сказки. Начало он уже придумал: некоторый мальчик попал в несуществующую страну, где всё было как у нас, но с некоторыми — как бы это сказать — особенностями или неправильностями… Какого нужно было ляда мальчику в этой стране, он пока не придумал. Зато придумал некоторых существ, которых повстречал там мальчик. На въезде в эту страну (хотя мальчик шёл пешком) его встретила старуха, какая-то нищенка (впрочем старухи все одеваются как нищенки, она могла быть и весьма небедной), она, прищурив глазки, мигом сообразила, что юнец отправляется в «Заколдованную страну». И, будучи взрослым опытным человеком, не отказала себе в удовольствии, дать мальчику совет.

— Бойся бездомных собак. — сказала она ему и была такова. (кратка, подобно самому сказочнику)

Мальчик задумался: «Да чем могут быть опасны бездомные собаки? Они же трусливы, им в ладоши хлопни и они разбегутся, поджав хвосты.»

Мальчик конечно был прав, если говорить о бездомных собаках — городских. Но если старуха предупреждала его о собаках на окраине города или ещё хуже в лесу, то он сильно заблуждался. Впрочем на окраине города он никаких собак не встретил. Он забрёл в какие-то дачи, где как известно городские жители, подбирая бездомных собак, делают их полудомашними, для охраны огородов. Почему «полу», потому что зимой отпускают их снова на волю.

Мальчик конечно сразу вспомнил навет старухи и подумал, что может быть это не те собаки, о которых она его предупреждала, хотя они и тоже полубездомные. (Но мог ли он об этом знать, беря в разумение его возраст?) Вот он приближается, чтобы пройти мимо них по дороге между дачами, а собаки разумеется начинают лаять. Мальчик подумал: «Ну ничего они мне не сделают. Они во-первых за заборами, а во-вторых на цепях» Но это была бы не сказка, если бы всё было по логике мальчика. А так как это сказка, то собаки стали лаять так громко, что у мальчика зазвенело в мозгах. Он хотел было ускорить шаг, чтобы миновать этих остервеневших зверюг, но в других дачах тоже содержались такие же злыдни и звук от их лая достиг такого апогея, что мальчик упал на грязную дорогу и стал валяться на ней, сдирая кожу на голых руках, заткнув уши, не в силах терпеть этот невыносимый визг и лай, пронзающий всего его.

Жестоко, но и собак сказочных понять можно, они ведь делают свою работу, за которую получают еду от своих временных хозяев. На этом месте писатель остановился и никак не мог выродить новое приключение для своего персонажа. После «разговора» с сыном, он, как мы уже и заметили, будучи человеком порядочным, не став давать ему ненужных советов и тем более не вмешиваясь в дела его, отправился к жене, с тем чтобы высказать ей своё мнение по поводу школ вообще. Что-то задело в нём самом это происшествие с сыном, что-то личное вспомнил он… Будучи человеком за тридцать лет, у него сложилось кой-какое мнение о жизни и о культуре и об образовании.

— Я считаю, что детям вообще не нужно учиться в школах. — брякнул он жене.

— Как это не надо? — криво усмехнулась она.

— Ну вот так, не надо и всё. — посмотрел он на неё испытывающе.

— А кому надо? — не зная что ответить на такую странную реплику, сказала она, видя его непростой взгляд.

— Взрослым.

— Взрослым в школу ходить что ли? А детям работать? Ха-ха-ха! — не выдержала она.

— Да.

Жена странно посмотрела на мужа. Муж же, чувствуя её взгляд до самой глубины сердца, не стал более испытывать и продолжил сам, без её вопросов.

— Начну с конца, уподобляясь нашему детскому образованию.

Жена зевнула, предчувствуя долгую речь супруга.

— И сначала скажу, что я не такой дурак, что бы верить всерьёз в то что, что я скажу действительно когда-нибудь воплотится в жизнь. Хотя нет ничего очевиднее, но на практике никто не поверит из практиков.

Ну вот например представь себя, ты пришла в нежном возрасте, да даже сейчас! в кружок рисования. Как ты представляешь, чем ты будешь там заниматься?

— Ну… наверно достану карандаши, краски и буду пытаться рисовать… — ответила жена на очередной глупый вопрос мужа.

— А вот и нет! Сначала, то есть первый год, ты будешь слушать лекции учителя: как правильно держать карандаш, как составлять натюрморт (притом без допуска к самому натюрморту), как правильно строить карандашом человеческое тело на бумаге — и это тоже без самой бумаги, карандаша и «человеческого тела».

Жена кажется что-то начала понимать, хотя и тупо смотрела на муженька.

— Потом ты будешь «учиться» мешать краски — и тоже без красок. Ну и так далее.

— Ты имеешь ввиду, что дети не знают реальной жизни, а их ей учат.

Сказочник на мгновенье остолбенел от такой прозорливости супруги, но тут с блаженством пришёл в себя, подумав, что неслучайно всё-таки они сошлись — два умных человека.

— Ты находишь этот тезис слишком мелким. А зря. Потому что десять лет школы это отнюдь не маленький срок.

— Хм.

— Ну вот возьмём хотя бы историю. Знаешь как дети понимают её? «Тот сверг того, те напали на тех.» А кто «тот»? кто «те»? — этого они даже если захотят (а им к тому же в их возрасте это просто и не может быть интересно), так вот даже если захотят — не поймут, — слишком взрослые эти политические темы. Даже лет до тридцати люди особо не интересуются ими, ну кроме может быть некоторых, у которых врождённое чутьё к этому. Но о «некоторых» я ещё скажу. А я говорю и не про троечников, а про детей с нормальной успеваимостью. И кстати «некоторые» — то эти, то есть талантливые дети и не всегда идут на поводу своего таланта, а в большинстве, в абсолютном при чём, сдают контрольные и экзамены, чтобы отвязались, а там и плюют на всю науку как таковую.

— Ой, ну ты не сказал ничего нового. Это всем известно, что к старости былой отличник не решит примера и за пятый класс. Ну так что ж теперь, не учиться что ли?

Сказочник опять немного задумался, но успел опомниться.

— Я понимаю твой сарказм. Но посмотри другую сторону медали. Ведь эта сторона существует. Я готов почти согласиться с твоей издёвкой над моим тезисом, про то что не надо учиться тем, кто не занимается наукой. Но с одной оговоркой, ведь для того чтобы познакомиться с понятием «химия» или «биология», не обязательно дойти до тех дебрей, в которых при всех усилиях учителей, ты всё равно ничего не поймёшь, а если и поймёшь, то забудешь как максимум через год. Не так ли? Достаточно остановиться на ознакомлении, а не списывать и зубрить десять лет. Ведь даже самые светлые головы списывают порой, не говоря уж про зубрёжку, которая составляет львиную долю всего образования. О, тут конечно опять всплывают избранные одарённые дети, но их человека два на класс, истинно-то одарённых, много если будет пять.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Притчи-15 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я