Японские видеоигры как элемент традиционной и современной культуры Японии

Никита Александрович Гарипов, 2020

Вниманию читателей представляется книга, в которой впервые японские видеоигры рассматриваются как уникальный элемент традиционной и современной культуры Японии со своей собственной историей, традициями, структурой, характерными чертами и системой жанров. В книге предпринимается попытка проследить основные закономерности взаимовлияния японских видеоигр и традиционной и современной культуры Японии, а также определить место видеоигровой индустрии в процессе развития современной японской массовой культуры. Из книги читатели смогут узнать о становлении японской видеоигровой индустрии, получить представление о сущности японских видеоигр (жанровое разделение японских видеоигр, их отличительные черты, формы отображения в них традиционной культуры Японии) и особенностях заголовков японских видеоигр. Книга также снабжена подробным глоссарием на японском языке по видеоигровой тематике.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Японские видеоигры как элемент традиционной и современной культуры Японии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Общая характеристика японских видеоигр

2.1. Система жанров японских видеоигр

Японские видеоигры разнообразны по жанрам:

-приключенческие игры (adventure), например: ICO, Ōkami, The Legend of Zelda;

-платформеры (platform), например: видеоигровые серии Super Mario и Sonic the Hedgehog;

-файтинги (fighting), например: видеоигровые серии Street Fighter, Tekken, SoulCalibur, Virtua Fighter, The King of Fighters, Gulty Gear;

-гонки (racing), например: видеоигровые серии Gran Turismo и Ridge Racer;

-авиасимуляторы (flight simulator), например: видеоигровая серия Ace Сombat;

-боевики (action), например: видеоигровые серии Devil May Cry, Onimusha и Contra;

-уличные драки (beat them up, или сокращённо beat `em up12), например: видеоигровые серии Streets of Rage, Final Fight;

-симуляторы различных видов спорта (sport), например: футбольная видеоигровая серия Pro Evolution Soccer или серия видеоигр про гольф Everybody`s Golf;

-логические игры (puzzle), например: видеоигровые серии Lumines, Echochrome;

-музыкальные игры (music), например: видеоигровые серии Space Channel 5 и Dance Dance Revolution, Rez;

-стратегии (strategy), например: видеоигровая серия Kessen.

Особенно стоит выделить жанры stealth (симулятор шпиона) и survival horror (букв. выживательный ужас/хоррор). Первый жанр в основном представлен видеоигровой серией Metal Gear Solid (первая часть которого (тогда ещё просто Metal Gear) вышла ещё в 1987 году и стала родоначальницей жанра), а второй — сериями видеоигр Resident Evil, Silent Hill, Project Zero, Siren. Второй жанр интересен тем, что считается японским изобретением, но в действительности всё немножко сложнее: изначально жанр был создан французом Юбером Шардо и представлен в игре Alone in the Dark в 1992 году, а затем игровой дизайнер Миками Синдзи из компании Capcom использовал концепцию этого жанра в своём проекте Resident Evil (1996 год), который в свою очередь был вдохновлён ролевой игрой с элементами хоррора Sweet Home, разработанной той же Capcom и вышедшей в 1989 году на консоли Famicom (в Европе и Америке игра не издавалась). Однако если игра Resident Evil отчасти скопировала технологию Alone in the Dark, то вышедшие позже Silent Hill, Project Zero и Siren так глубоко переработали жанр хоррора, что японцы на самом деле могут считаться его создателями.

Особняком среди всех жанров японских игр стоят JRPG (japanese role playing game — японская ролевая игра) и его вариация JTRPG (japanese tactical role playing game — японская тактическая ролевая игра). Игры этих жанров были, есть и, наверняка, будут самыми любимыми и востребованными японскими игроками, так как, во-первых, JRPG и JTRPG были созданы именно японцами и, во-вторых, в них всегда присутствует сильный упор на сюжет и харизматичных персонажей, что особенно ценится геймерами в Японии. Действие японских ролевых и тактических игр разворачивается в сказочных мирах (Final Fantasy, Tales of) и средневековых королевствах (Dragon Quest, Vandal Hearts, Fire Emblem), на далёких планетах (Phantasy Star, Star Ocean, Rogue Galaxy), в альтернативной реальности (Valkyria Chronicles, Jeanne d`Arc) и загробном мире (Disgaea), в повседневной жизни (Persona) и фантастическом будущем (Front Mission).

Особо отметим, что японские геймеры считают, что если на консоли нет достойных JRPG и JTRPG, то и саму консоль не стоит покупать. Поэтому наличие игр этих жанров на той или иной игровой системе как можно в большем количестве — жизненно важный фактор её успеха среди покупателей в Японии. Добавим, что JRPG и JTRPG игры выходят гораздо чаще13, в большем количестве и продаются намного лучше, чем представители других жанров14.

Kingdom Hearts, Star Ocean, Phantasy Star, Tales of, Breath Of Fire, Vandal Hearts, Final Fantasy Tactics, Disgaea, Fire Emblem, Grandia, Valkyrie Profile, Lunar, Persona, SaGa, Dark Cloud, Legend Of Mana, Chrono Trigger, Chrono Cross, Front Mission, Xenogears и Xenosaga, Wild Arms, Suikoden — это малая часть списка наиболее известных JRPG и JTRPG серий, к которому каждый год прибавляется по пять-десять новых наименований. И все эти видеоигры, как и сами жанры JRPG и JTRPG, обязаны своим появлением двум незабвенным японским ролевым сериям: Dragon Quest и Final Fantasy.

2.1.1. Рождение легенды JRPG — Dragon Quest

В 1982 году компания Enix спонсировала конкурс по программированию видеоигр — «Videogame Programming Contest». Победителем стал выпускник литературного факультета университета Васэда Хории Юдзи. Главным призом конкурса было путешествие в Америку, где Хории Юдзи познакомился с такими ролевыми играми для компьютеров, как Ultima и Wizardry. Эти две игры настолько впечатлили молодого человека своей механикой игрового процесса (нелинейная структура прохождения игры) и огромным фэнтези-миром, где люди пользуются магией и сосуществуют с драконами, что он сразу же загорелся идеей создать достойный японский аналог. По возвращении в Японию Хории Юдзи устроился в Enix в качестве игрового дизайнера и начал трудиться над проектом под названием Dragon Quest, который и должен был стать японским ответом западным ролевым играм. Когда Хории сыграл в Ultima и Wizardry, он отметил, что этим прекрасным играм, наполненным захватывающи игровым процессом, не хватает интересного сюжета и харизматичных героев, которым можно было бы сопереживать, — именно на этих двух моментах Хории и хотел акцентировать всё внимание играющих. В результате Хории Юдзи срежиссировал игру и сам написал сценарий, для создания оригинального внешнего облика персонажей и монстров был приглашён известный художник-мангака Торияма Акира, автор популярной манги Dragon Ball, а написание музыки был поручено композитору Сугияма Коити, написавшему большое количество саундтреков к фильмам и анимэ и по совместительству любителю классической музыки. Так и сформировались фирменное лицо Dragon Quest и команда его «отцов», до сих пор вместе создающих каждую новую часть серии.

Хории Юдзи — создатель видеоигровой серии Dragon Quest

(источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/; автор: William Tung; по лицензии СС0)

В 1986 году, когда первая часть Dragon Quest поступила в продажу на Famicom в Японии, мало кто из компании Enix верил в успех видеоигры, в которой нет яростных перестрелок, зрелищных единоборств или захватывающих дух погонь. Сомневались напрасно, потому что Dragon Quest приняли на ура: оказалось, что многие японские геймеры могут наслаждаться неспешным игровым процессом, тем более если в игре есть полный интересных открытий большой мир, занимательный сюжет и яркие персонажи, которым так легко сопереживать и в которых так легко поверить.

Картридж с самой первой Dragon Quest для Famicom

(источник: https://www.flickr.com/; автор: Bryan Ochalla; по лицензии СС0)

Впоследствии Dragon Quest стал не только основоположником жанра JRPG, но и настоящим культурным феноменом в Японии, масштабы которого нельзя недооценивать. Самым заметным событием, доказывающим серьёзность этого феномена, можно считать выход третьей части игры Dragon Quest в 1988 году, когда тысячи фанатов забросили школу и работу, чтобы успеть приобрести свою копию (в день начала продаж полицией было задержано почти 300 школьников, прогулявших уроки ради возможности быть среди первых обладателей новой части любимой серии15). После такого события, когда очереди в магазины электроники длиной в несколько кварталов парализовали уличное движение во всех крупных городах (если интересно, в интернете можно найти фотографии по фразе line for Dragon Quest III in Japan), национальное полицейское агентство Японии (警察庁 — keisatsuchō) обратилось к компании Enix с требованием о том, чтобы очередные части Dragon Quest выпускались только по субботам и праздничным дням16. Это требование соблюдается до сих пор. Также интересно отметить, что в японской прессе в любой новости про Dragon Quest название игры всегда соседствует с определением国民的 (kokuminteki) RPG, т.е. «народная RPG», и такое определение говорит само за себя.

На 2008 год вышло восемь основных частей серии Dragon Quest и несколько побочных ответвлений. Во второй половине 2009 года на Nintendo DS состоялся выход девятой части — Dragon Quest IX: Sentinels of the Starry Skies, также было объявлено о скором начале разработки Dragon Quest X для консоли Wii.

Следует отметить, что каждая новая часть основной серии — это самостоятельная история, никак не связанная сюжетно с предыдущими частями, но наследующая традиционные черты серии: похожий сказочный мир, драконы, некоторые герои и монстры (например, похожий на каплю монстрик Slime за бессменное появление в каждой новой игре Dragon Quest стал талисманом серии).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Японские видеоигры как элемент традиционной и современной культуры Японии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

12

Дословно название этого жанра на русский язык переводится как «задай им», или «побей их».

13

Здесь речь идёт непосредственно о японском видеоигровом рынке. Большое количество JRPG и JTRPG-игр не издаётся за пределами Японии.

14

Согласно опросу 2014 года, проведённому организацией CESA (Computer Entertainment Supplier's Association — «Ассоциация поставщиков компьютерных развлечений» — японская организация, созданная в 1996 году для продвижения индустрии компьютерных развлечений), насчитывалось 51,9% японских геймеров, которые назвали JRPG и JTRPG своим любимым жанром.

15

https://archive.org/details/1988-JUn-compute-magazine/page/n7/mode/2up

16

https://nintendosoup.com/square-enix-confirms-myth-behind-releasing-new-dragon-quests-games-on-saturdays/

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я