Японские видеоигры как элемент традиционной и современной культуры Японии

Никита Александрович Гарипов, 2020

Вниманию читателей представляется книга, в которой впервые японские видеоигры рассматриваются как уникальный элемент традиционной и современной культуры Японии со своей собственной историей, традициями, структурой, характерными чертами и системой жанров. В книге предпринимается попытка проследить основные закономерности взаимовлияния японских видеоигр и традиционной и современной культуры Японии, а также определить место видеоигровой индустрии в процессе развития современной японской массовой культуры. Из книги читатели смогут узнать о становлении японской видеоигровой индустрии, получить представление о сущности японских видеоигр (жанровое разделение японских видеоигр, их отличительные черты, формы отображения в них традиционной культуры Японии) и особенностях заголовков японских видеоигр. Книга также снабжена подробным глоссарием на японском языке по видеоигровой тематике.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Японские видеоигры как элемент традиционной и современной культуры Японии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Становление и развитие японской видеоигровой индустрии

1.1. У истоков создания структуры японских видеоигровых развлечений

Как было упомянуто во вступительной части данной книги, японцы не имеют никакого отношения к зарождению видеоигровой индустрии. Своим появлением она обязана американцу Нолану Бушнеллу, который в 1972 году основал компанию Atari Corporation и в 1976 году выпустил на рынок первую домашнюю игровую приставку Atari 2600, получившую огромный успех. Окрылённая успехом компания стала каждый год выпускать по новой модификации данной консоли: Atari 400, Atari 800, Atari 600 XL, Atari 1200 XL, Atari 800 XL, Atari XE, Atari 5200. В свою очередь руководство в лице медиагиганта Time Warner, который приобрёл Atari Corporation в том же 1976 году, дало ход разработке самых низкопробных игр под привлекательными торговыми марками нашумевших фильмов. В итоге к 1983 году рынок перенасытился и тем, и другим, и компания потерпела крах. В 1986 году, сумев оправиться от неудачи, Atari Corporation попыталась снова повторить успех Atari 2600 и выпустила консоль Atari 7800, но к тому времени на рынке видеоигр прочно обосновались японские компании Nintendo и SEGA (SErvice GAmes of Japan), и попытка не увенчалась успехом. Atari Corporation просуществовала ещё некоторое время, но потом решила оставить рынок видеоигр окончательно.

Консоль Atari 2600

(источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/; автор: Evan-Amos; по лицензии СС0)

Компанию Nintendo основал Ямаути Фусадзиро в 1889 году в городе Киото. Тогда компания называлась Marufuku Company (丸福 — marufuku — «крупная удача») и выпускала игральные карты «ханафуда» (花札 — hanafuda — «цветочные карты», т. е. карты с изображением цветов). Постепенно эти карты стали популярны среди жителей Киото. В 1907 году компания поменяла своё название на Nintendo Koppai (任天堂 — nintendō — буквально «доверенное небесным чертогам», где 天堂 (tendō) — синтоисткое понятие, обозначающее «небеса», «рай»; 骨牌 — koppai — «игра в карты») и начала продавать свои карты уже за пределами Киото.

Игральные карты «Ханафуда» от Nintendo

(источник: https://www.flickr.com/; автор: Japanexperterna.se; по лицензии СС0)

В 1956 году руководителем компании стал Ямаути Хироси (сын Ямаути Фусадзиро). Первое, что он сделал — отправился в Америку, чтобы выяснить, как идут дела у United States Playing Card Company, карточного конкурента Nintendo. Ямаути был шокирован: оказывается, самая крупная компания в сфере бизнеса, которой он занимался, ютилась в маленьком офисе, а продажи карт были чрезвычайно низкими. Этот момент стал поворотным для дальнейшей истории компании.

Осознав, что у карточного бизнеса достаточно маленькие перспективы для успешного развития компании Nintendo в будущем, Ямаути Хироси принялся экспериментировать в других сферах: таксомоторные услуги, сеть «отелей любви» (rabu hoteru, или сокращённо rabuho, от английского словосочетания love hotel), телевизионные программы, продукты питания под торговой маркой Nintendo, выпуск детских игрушек. Из всего этого ощутимый доход приносил только игрушечный бизнес, который и стал приоритетным для компании в дальнейшем, а остальные сферы было решено оставить как явно убыточные.

В 1963 году компания изменила название на Nintendo Company, Limited (任天堂株式会社 — nintendō kabushikigaisha — «акционерная компания Nintendo»).

В 1977 году компания Nintendo, вдохновлённая колоссальным успехом компании Atari Corporation, решила выпустить собственную консоль Color TV-Game (karā terebi gēmu) на японский рынок. Это был всего лишь эксперимент, но он увенчался миллионными продажами. Всего было выпущено пять версий консоли: Color TV-Game 6, Color TV-Game 15, Color TV-Game Racing 112, Color TV-Game Block Breaker, Computer TV-Game — каждая новая версия отличалась от предыдущей набором игр. Последняя консоль из линейки Color TV-Game появилась на свет в 1980 году.

Консоль Color TV-Game 15

(источник: https://www.flickr.com/; автор: Staffan Vilcans; по лицензии СС0)

Руководство начало приглашать на работу людей, которые хорошо разбирались в данной сфере. Среди них были Ёкои Гумпэй, Уэмура Масаюки и Миямото Сигэру — будущие легенды игровой индустрии. В начале 80-х Nintendo и Atari Corporation заключили договор на совместную разработку игровой приставки, но сделка в итоге сорвалась. В 1983 году, как было написано выше, американский видеоигровой рынок впал в кризисное состояние из-за ошибок в маркетинге Atari Corporation и Time Warner, а в Японии летом того же года компания Nintendo выпустила игровую систему Famicom (famikomu сокращённо от famiri kompyūtā — family computer — «семейный компьютер»). Это уже не был любительский эксперимент подобно Color TV Game, а серьёзная разработка, которую возглавлял Уэмура Масаюки. В дальнейшем Миямото Сигэру снабдил консоль качественными играми: Super Mario Bros., The Legend of Zelda и Donkey Kong. Консоль успешно стартовала на японском рынке.

Консоль Famicom

(источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/; автор: Evan-Amos; по лицензии СС0)

Картридж с видеоигрой Super Mario Bros.

(источник: https://www.flickr.com/; автор: Bryan Ochalla; по лицензии СС0)

Начальный экран видеоигры The Legend of Zelda

(источник: https://en.wikipedia.org/wiki/; автор: Ali Mohammed; по лицензии СС0)

Бокс из-под видеоигры Donkey Kong

(источник: https://www.flickr.com/; автор: Bryan Ochalla; по лицензии СС0)

Зимой 1985 года компания Nintendo решила сыграть по-крупному: за неимением главного конкурента в лице Atari Corporation она выпустила игровую систему Famicom в Америке и Европе под названием NES (nintendo entertainment system; в 1991 году консоль была нелегально скопирована и выпущена в СССР под названием Dendy/Денди). Приставка мгновенно завоевала массовую популярность, а игра Super Mario Bros. собрала более 500 миллионов долларов. Компания Nintendo фактически сделала невозможное: после кризиса на американском видеоигровом рынке в 1983 году, когда многим казалось, что спрос на консоли и видеоигры окончательно атрофировался, а сама игровая индустрия не имеет будущего, японцы благодаря разумному маркетингу и качественным играм смогли вернуть её к процветанию.

Сверху вниз: Famicom, европейская NES и американская NES

(источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/; автор: Bololabich; по лицензии СС0)

Наш ответ Famicom/NES — народная игровая приставка Dendy

(источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/; автор: Nzeemin; по лицензии СС0)

Чуть позже успех Nintendo разделила компания SEGA со своей консолью Sega Master System, вышедшей в 1985 году в Японии, в 1986 в Америке и в 1987 в Европе.

Консоль Sega Master System

(источник: https://www.flickr.com/; автор: Valentin Kozin; по лицензии СС0)

1.2. Эволюция японских домашних консолей

Компании Nintendo и SEGA изначально решили идти по пути развития, отличному от их американского конкурента Atari Corporation, тем самым заложив основы для дальнейшего прогресса не только японской, но и американской видеоигровой индустрии. В частности, вместо того, чтобы каждый год выпускать на рынок по новой игровой приставке или её модификации, как поступала компания Atari Corporation, японские производители решили, что лучше будет предлагать одну модель консоли как можно дольше, до исчерпания её возможностей. Это было выгодно и для рядовых покупателей, и для разработчиков видеоигр, которые имели больше времени на изучение возможностей имеющихся консолей, чтобы достигать более впечатляющих результатов в будущем. Также чтобы не допустить появления на рынке низкопробных видеоигр, Nintendo, а затем уже и SEGA ввели процедуру контроля качества выпускаемых игр. Каждой игре, которая успешно проходила проверку на качество, присваивалась так называемая печать качества: Nintendo Seal of Quality и SEGA Seal of Quality. В итоге подобные практики помогли оградить рынок от возможного перенасыщения, от которого в своё время пострадала американская видеоигровая индустрия.

По заложенной Nintendo и SEGA схеме развития к 2009 году уже сменилось шесть поколений9 японских домашних консолей (kateiyō gēmuki — домашняя игровая приставка). Представителем первого поколения стала консоль Color TV-Game (1977-1980); второе поколение — Famicom/NES (1983) и Sega Master System (1985). Затем им на смену пришло третье поколение: известные во всём мире консоли Sega Mega Drive (в Японии и Европе; Sega Genesis — в Америке) (1988) и Super Famicom (в Японии; SNES — Super Nintendo Entertaiment System — в Америке и Европе) (1990); малоизвестные консоли PC Engine (в Японии; TurboGrafx-16 — в Америке) и Neo-Geo (первая консоль — разработка компании NEC 1987 года выпуска; вторая консоль была разработана компанией SNK и выпущена в 1990 году).

Консоль Sega Mega Drive

(источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/; автор: Evan-Amos; по лицензии СС0)

Консоль Super Famicom

(источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/; автор: Pippi; по лицензии СС0)

Консоль PC Engine

(источник: https://ko.m.wikipedia.org/wiki/; автор: Muband; по лицензии СС0)

Консоль Neo-Geo

(источник: https://www.flickr.com/; автор: Frédéric BISSON; по лицензии СС0)

С приходом четвёртого поколения консолей жёсткую конкуренцию уже зарекомендовавшим себя гигантам приставочного бизнеса Nintendo и SEGA составила компания Sony. Sony и SEGA выпустили свои консоли, PlayStation и Saturn, в 1994 году, а в 1996 году вышла разработка компании Nintendo под названием Nintendo 64.

Консоль PlayStation

(источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/; автор: Evan-Amos; по лицензии СС0)

Консоль Sega Saturn

(источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/; автор: Evan-Amos; по лицензии СС0)

Консоль Nintendo 64

(источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/; автор: Larry D. Moore; по лицензии СС0)

Пятое поколение игровых систем появилось в 1998, 2000 и 2001 годах. Сначала компания SEGA выпустила на японский рынок Dreamcast в 1998 году, затем последовал выход PlayStation 2 от Sony в 2000 году, и в 2001 году появилась консоль GameCube от Nintendo.

Консоль Playstation 2

(источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/; автор: Evan-Amos; по лицензии СС0)

Последняя консоль Sega — Dreamcast

(источник: https://www.flickr.com/; автор: Joe Haupt; по лицензии СС0)

Консоль GameCube

(источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/; автор: Evan-Amos; по лицензии СС0)

2006 год ознаменовался приходом шестого поколения японских консолей. Компании Sony и Nintendo явили публике свои новые игровые системы: Sony — PlayStation 3, а Nintendo — Wii.

Консоль PlayStation 3 в двух ревизиях (Fat и Slim)

(источник: https://uz.m.wikipedia.org/wiki/; автор: Evan-Amos; по лицензии СС0)

Консоль Wii и уникальный геймпад Wii Remote

(источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/; автор: Evan-Amos; по лицензии СС0)

Стоит отметить, что компания Nintendo всегда одерживала и продолжает одерживать победу на японском рынке в любых условиях конкуренции. Видимо, сказывается тот факт, что именно она стала первой японской компанией, которая познакомила японцев с миром видеоигр. И можно сказать, что японцы до сих пор ей в этом признательны. Поэтому конкурирующая Sony уделяет больше внимания Америке и Европе (раньше такой же политики придерживалась компания SEGA), где она и была безусловным лидером до 2006 года. Коррективы в расстановку сил внесло шестое поколение: если приставка PlayStation 3 от Sony оказалась технологичным шагом вперёд, то компания Nintendo своей консолью Wii выбрала иной путь развития. По сути дела, Wii являлась слегка усовершенствованной версией GameCube, но с одной уникальной особенностью — Wii Remote (сокращённо Wiimote) — геймпадом, способным отслеживать своё положение в пространстве, что упрощало игровой процесс и тем самым позволяло привлечь новую более казуальную категорию игроков. Благодаря такому инновационному подходу к управлению в видеоигре, бывший тогда президентом Nintendo Ивата Сатору позиционировал Wii как приставку доступную всем, от мала до велика (включая даже пожилых людей). К тому же цена на Wii была существенно ниже, чем цена на PlayStation 3. Всё это сыграло на руку Nintendo, и консоль Wii, как только она вышла в Америке и Европе, сразу же начала раскупаться в больших количествах. Такого успеха за пределами Японии компания Nintendo не знала со времён своей первой игровой системы Famicom/NES.

Компания SEGA оставила консольный рынок в январе 2001 года, объявив, что после Dreamcast она будет заниматься только разработкой игр для приставок своих бывших конкурентов Nintendo и Sony. С 2000 года компания SEGA стала испытывать финансовые трудности, а успешный выход PlayStation 2 на мировых рынках в том же году только усугубил ситуацию. Игровая приставка Dreamcast просуществовала вплоть до начала 2002 года и продавалась по смешной цене в 50$. Переход на разработку только игр смог на некоторое время решить финансовые проблемы SEGA. Но выпуск «сырых» проектов снова вверг компанию в бедственное положение. К счастью, японский концерн Sammy, владеющий половиной автоматов-патинко в Японии, купил SEGA, и в 2004 году среди крупнейших независимых издательств видеоигр появилось ещё одно — холдинг SEGASammy. В настоящее время союз двух компаний прекрасно себя чувствует: SEGA выпускает новые видеоигры, а Sammy на полных правах использует интеллектуальную собственность SEGA в своих автоматах (например, образ ёжика Соника, который считается символом SEGA), что завлекает ещё больше посетителей в патинко-бары.

1.3. Дифференциация японских видеоигровых компаний

1.3.1. Особенности функционирования крупных видеоигровых издательств

Появление Famicom/NES от Nintendo в 1983 году вызвало начало деятельности японских видеоигровых компаний. Для консоли были необходимы игры и как можно больше. Хотя компания Nintendo и сама могла снабжать своё детище качественными играми (Super Mario Bros., The Legend of Zelda, Donkey Kong), но их всё-таки было мало. С нехваткой игр консоль быстро бы потеряла интерес покупателей, поэтому одна за другой стали появляться компании, которые почувствовали перспективность данной сферы бизнеса и решили вплотную заниматься исключительно разработкой и выпуском видеоигр для существующих приставок: Capcom, Squaresoft, Enix, Tecmo. Позже к ним присоединились Namco, Konami, SNK — компании, которые пришли в мир видеоигр из других отраслей. Namco владела сетью детских аттракционов, а Konami и SNK создавали игровые автоматы для различных заведений. Эти компании стали главными независимыми издательствами видеоигр в Японии и по сей день в том или другом виде присутствуют на рынке развлечений (к крупным независимым издательствам также относятся Sony и Nintendo, которые имеют несколько собственных студий разработчиков видеоигр).

2001 год стал переломным для японских видеоигровых издательств: во-первых, появились признаки замедления развития игровой индустрии (в частности, снижение роста продаж видеоигр); во-вторых, переход на пятое поколение игровых систем требовал вложения большого количества денег в разработку и рекламу видеоигр. Как следствие, почти все крупные конкурирующие издательства были вынуждены пойти на временное сотрудничество друг с другом. Namco и Capcom, Squaresoft и Enix, SNK и Capcom — данные краткосрочные союзы были направлены на преодоление трудностей, возникших в связи с низким спросом на рынке видеоигр и затянувшимся переходным периодом. Потребовался всего лишь год для нормализации положения, и казалось, что худшее уже позади. Но в феврале 2002 года случилось то, чего никто ожидать не мог: издательство SNK официально прекратило своё существование. Причина — слишком высокие затраты на разработку видеоигр и низкая прибыль от их продаж. Это был настоящий шок для всей японской видеоигровой индустрии, никто не ожидал, что такой крупный издатель и разработчик видеоигр, как SNK, занимающий к тому же существенную часть рынка игровых автоматов, мог в одночасье разориться. Последствия краха SNK не заставили себя ждать: снова встал вопрос об объединении усилий, но уже на постоянной основе. Таким образом, Squaresoft и Enix превратились в Square Enix в 2003 году, компания Namco нашла себе союзника в лице Bandai (издатель анимэ и производитель детских игрушек), и появилось объединение Bandai Namco games в 2006 году, а компания Tecmo сначала тесно сотрудничала с японским представительством Microsoft, а позже объединилось с японской видеоигровой компанией Koei, превратившись в Koei Tecmo в 2009 году.

Объединение положительно сказывается на финансовом положении компаний, так как при совместных усилиях и затраты на разработку видеоигр снижаются, и продажи приносят всё больше прибыли. Необходимость союзов ранее конкурирующих компаний стала ещё более очевидной, когда был осуществлён переход на шестое поколение игровых приставок, который потребовал ещё больше денежных затрат и ресурсов.

1.3.2. Специфика средних и мелких видеоигровых компаний

Кроме крупных независимых издательств на японском видеоигровом рынке присутствуют средние и мелкие компании. Одни из них появились во время зарождения видеоигровой индустрии (Game Arts, Tri-Ace, Atlus, Koei), а другие — позже или совсем недавно (Level 5, Nippon Ichi, Game Republic, SNK playmore, Q Entertainment, Mistwalker). Особенность таких компаний заключается в том, что они могут себе позволить только разработку видеоигр, но не их издание. Поэтому они заключают договора с крупными издательствами, которые обязуются издавать их проекты в Японии и за её пределами и берут на себя все денежные расходы по их продвижению. В качестве платы за предпринятые усилия половина доходов (а порой и больше) от распроданного количества игр идёт крупным издательствам. Есть, конечно, примеры и успешных одиночек, например: Atlus и возрождённая в 2003 году SNK, которая сменила своё название на SNK playmore. Этим и подобным им компаниям хватает сил издавать свои игры только в Японии (всегда) и Америке (иногда). Европейский рынок, как правило, остаётся без внимания.

1.4. Портативные консоли — уникальное японское изобретение

Портативные (карманные) консоли (poketto gēmuki, или keitaigata gēmuki) — изначально японское изобретение. Их история началась в 1989 году с выпуском первой портативной консоли Game Boy от Nintendo. Сначала популярность портативных игровых систем была мала, но чем больше они развивались, тем быстрее рос интерес к ним. С 2006 по 2009 год портативные приставки пользовались даже большим спросом среди покупателей, нежели «взрослые» обыкновенные консоли. Особенно это касается Японии, где продажи портативок Nintendo DS от Nintendo и PlayStation Portable от Sony в несколько раз опережали продажи домашних консолей этих компаний (в частности, Wii и PlayStation 3). Например, за 2007 финансовый год (апрель 2007 — март 2008)10 в Японии были проданы: Nintendo DS в размере 6 343 547 единиц — Wii в количестве 3 741 946; PlayStation Portable с 3 427 971 против 1 197 418 экземпляров PlayStation 3. В связи с впечатляющими успехами карманных приставок следует рассказать историю их появления и раскрыть причины их большой популярности в Японии.

1.4.1. Появление и эволюция японских портативных консолей

Отцом портативных консолей заслуженно считается Ёкои Гумпэй. Он пришёл на работу в компанию Nintendo в 1966 году. В это время он создаёт детскую игрушку под названием Ultra Hand, которая очень заинтересовала тогдашнего президента Nintendo Ямаути Хироси. Позже Ёкои Гумпэй был переведён в отдел исследований и разработок (R&D — research and development), где в 1980 году принял участие в создании линейки портативных игровых устройств под названием Game & Watch (скопированных в СССР под названием «Ну, погоди!» и её вариаций). Устройство работало на часовых батарейках, в нем использовался простейший экран на жидких кристаллах и была ровно одна встроенная игра. В Game & Watch задний план игры был заранее нарисован. Первые экземпляры снабжались играми Ball, Flagman и Vermin, а позже появились варианты с Popeye, Mickey Mouse, Mickey & Donald и т.д. Всего таким образом было выпущено 47 игр/приставок, последней из которых стал вариант с игрой Mario The Juggler, появившейся в 1991 году. Как в своё время приставка Color TV Game была всего лишь экспериментом на рынке домашних консолей, так и устройство Game & Watch являлось пробой пера в сфере портативных развлечений.

Вариант Game & Watch с игрой Ball

(источник: https://www.flickr.com/; автор: masatsu; по лицензии СС0)

Некоторые варианты Game & Watch были выполнены в уникальном форм-факторе

Вариант Game & Watch с игрой Donkey King напоминает будущую Nintendo DS, не правда ли?

(источник: https://www.flickr.com/; автор: Francis Bijl; по лицензии СС0)

Советский Game & Watch — Электроника и её «Ну, погоди!»

(источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/; автор: perepelin30; по лицензии СС0)

В 1989 году на свет появилось лучшее и главное изобретение инженера Ёкои Гумпэй — портативная игровая система Game Boy. Система Game Boy была мощнее устройства Game & Watch и обладала экраном на жидких кристаллах без подсветки, способным выводить четыре оттенка серого цвета. Но главной особенностью новинки стали сменные картриджи с играми, что позволило позиционировать систему Game Boy как полноценную компактную приставку, на которой можно играть где угодно. В период с 1989 по 1998 года портативная консоль Game Boy разошлась по миру в количестве 64 миллионов единиц. Для «несерьёзной» приставки с достаточно слабыми характеристиками такой показатель продаж по всему миру был огромным успехом. Более того суммарные продажи Game Boy обошли продажи «взрослой» консоли Famicom/NES, которая продалась в размере почти 62 миллионов единиц. Компания Nintendo решила всерьёз заняться разработкой портативных консолей: в 1996 году появилась Game Boy Pocket; её сменила Game Boy Color в 1998; затем наступила очередь Game Boy Advance в 2001; на 2004 год пришёлся выход Nintendo DS (DS — dual screen — «двойной экран»: консоль сделана в форме раскладушки, каждая часть которой имеет по одному маленькому экрану — при полном раскрытии консоли формируется один большой экран).

Оригинальная Game Boy и сменные картриджи для неё

(источник: https://www.wallpaperflare.com/; автор: salomão da rocha; по лицензии СС0)

Nintendo DS

(источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/; автор: ASHTONZANECKI; по лицензии СС0)

Ёкои Гумпэй работал только над оригинальной Game Boy. В 1996 году он уволился из Nintendo, а потом участвовал в создании карманной приставки WonderSwan для компании Bandai. Трагедией для всего игрового мира стало известие о том, что Ёкои Гумпэй погиб в автомобильной аварии 4 октября 1997 года. В 1999 году на WonderSwan вышла игра под названием Gunpey (в 2006-2007 годах игра получила переиздания для Nintendo DS и Playstation Portable) — дань уважения талантливому инженеру Ёкои Гумпэй, почти в одиночку создавшему рынок портативных игровых систем и определившему их лицо на много лет вперёд. Ну а самое первое его изобретение, Ultra Hand, можно до сих пор встретить в играх серии WarioWare от Nintendo и Intelligent Systems.

Компания Nintendo, выпустив раньше всех первую полноценную карманную игровую систему Game Boy, как и в случае с Famicom/NES, стала основоположником нового вида развлечений. Но теперь она сумела сделать это не только в Японии, но и в других частях света, добившись для своих будущих портативных игровых систем лидирующих позиций на много лет вперёд. Даже выход более мощных карманных приставок, GameGear от SEGA и WonderSwan от Bandai, ничуть не изменил ситуацию. Конкуренты недолго продержались: проект GameGear появился в 1990 году, а исчез из продажи через семь лет; портативка WonderSwan просуществовала всего четыре года с момента выхода в 1999 году.

Оригинальная версия WonderSwan и ревизия с цветным экраном WonderSwan Color

(источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/; автор: Solomon203; по лицензии СС0)

GameGear от SEGA

(источник: https://www.flickr.com/; автор: James Case; по лицензии СС0)

С 2001 по 2003 компания Nintendo единолично властвовала на рынке портативных развлечений и успела анонсировать выход своей следующей карманной приставки. В 2003 году на выставке E3 компания Sony анонсировала, что она занимается разработкой своей первой портативной консоли. Nintendo DS (от Nintendo) и PlayStation Portable (от Sony) поступили в продажу в 2004 году. И несмотря на тот факт, что итоговые продажи у Nintendo DS составили почти в два раза больше экземпляров, чем у PlayStation Portable (154 миллиона против 82 миллионов, соответственно), на тот момент нельзя было отрицать одну истину — за последние несколько лет у Nintendo наконец-то появился достойный конкурент, известность и талантливость которого помогли добиться впечатляющих результатов в упорном соперничестве.

PlayStation Portable

(источник: https://www.flickr.com/; автор: Tim Dorr; по лицензии СС0)

1.4.2. Социальные причины популярности японских портативных консолей

Затрагивая тему большой популярности карманных игровых систем в Японии, следует уделить внимание трём факторам–причинам такой ситуации. Во-первых, изначально портативные консоли создавались преимущественно для детской аудитории («взрослые» аналоги нацелены больше на подростков), и разумеется, что для них в большом количестве выпускаются детские по содержанию и лёгкие в управлении игры. Одной из таких детских игр является Pokemon. Эта игра выходит эксклюзивно на каждой новой портативной консоли от Nintendo, которая по совместительству обладает правами на торговую марку Pokemon. Поэтому нет ничего удивительного, что много лет подряд Nintendo успешно лидирует на рынке портативных игровых систем, так как популярность «карманных монстров» (японское poketto monstā от английского pocket monster) в Японии (да и в остальном мире тоже) не знает предела. Из последних популярных детских игр от Nintendo стоит выделить Nintendogs для Nintendo DS — симулятор воспитания собаки. На PlayStation Portable самый успешный детский проект представляет LocoRoco, где игрок управляет положением планеты, по которой катятся поющие колобки, и таким образом помогает им преодолевать различные препятствия. Во всех этих играх управление не вызывает никаких трудностей, так как оно очень простое и доступное. В LocoRoco, например, используются всего лишь две кнопки, отвечающие за поворот экрана вправо и влево.

Известная на весь мир видеоигра Pokemon в версии для Game Boy

(источник: https://www.flickr.com/; автор: Adam Purves (S3ISOR); по лицензии СС0)

Поющие колобки в видеоигре LocoRoco

(источник: https://www.flickr.com/; автор: Charlie; по лицензии СС0)

Одна из версий видеоигры Nintendogs для Nintendo DS

(источник: https://www.flickr.com/; автор: Ian Jones; по лицензии СС0)

Вторая причина напрямую связана с фанатичным трудолюбием японцев, которое выражается в их почти постоянном отсутствии дома и присутствии на работе допоздна. Проблема неконтролируемых переработок японцев, которые достаточно часто приводят к печальным последствия в виде смерти или самоубийства (для обозначения таких ситуаций даже был придуман специальный японский термин — karōshi — «смерть от переработки»), началась ещё в 1969 году и продолжается до сих пор, несмотря на все попытки правительства эту проблему решить. Согласно опросам, в 2016 году почти в четверти японских компаний были сотрудники, нарабатывающие сверхурочно более 80 часов в месяц, и как минимум в каждой десятой — по 100 и более11. Так что о какой игре на домашней консоли может идти речь в таких условиях? В итоге взрослыми японскими геймерами отдаётся предпочтение портативным консолям, чтобы за игрой в них скоротать время из дома на работу и обратно.

Третья причина, которой портативные приставки обязаны своей нынешней популярностью, — это старение общества. Сейчас в Японии эта проблема является одной из самых актуальных, и видеоигровая индустрия реагирует на неё по-своему: создаёт специальные игры, нацеленные на пожилых людей. Brain Training DS для Nintendo DS и Mind Quiz для той же Nintendo DS и PlayStation Portable — примеры такой реакции, появившиеся в 2005-2006 годах. Эти две игры были созданы при участии японского профессора Кавасима Рюта из университета Тохоку, ставшего известным после выхода собственной книги «Train your brain: 60 days to a better brain» («Тренируйте свой мозг: к лучшему мозгу за 60 дней»), где он изложил свою концепцию сопоставления различных участков мозга с различными видами деятельности, будь то разговорная речь, память, анализ или эмоции. Brain Training DS и Mind Quiz представляют собой сборник мини-игр, которые являются упражнениями для улучшения мозговой деятельности путём выполнения математических задач (сложение, вычитание, умножение, деление), чтения вслух отрывков из различных литературных произведений на скорость, решения анаграмм, определения времени по перевёрнутым часам и т.д.

Brain Training DS для Nintendo DS

(источник: https://www.flickr.com/; автор: Paul Boxley; по лицензии СС0)

Brain Training DS и Mind Quiz смогли обратить на себя внимание пожилых людей не только в Японии, но и во всём остальном мире. Каждая из этих игр пересекла отметку в девять миллионов проданных экземпляров по всему миру и привлекла новую категорию игроков. Именно успех Brain Training DS и Mind Quiz (и многочисленных подражателей) навёл компанию Nintendo на идею, что основной аудиторией своей «взрослой» приставки Wii можно сделать не только подростков, но и более старших представителей общества, если предоставить им доступное управление и доступные игры (такие, как сборники мини-игр: Wii Sports, Wii Play, Wii Fit — представляющие собой различные виды спорта (теннис, футбол, бокс, волейбол…) и управляемые всего лишь вращением геймпада в пространстве.

Как следует из вышеуказанного, более поздний старт карманных приставок ничуть не помешал им получить такую же популярность, как и у «взрослых» игровых систем. И важно отметить, что в последующем именно портативные консоли и игры для них смогли революционизировать не только представление самого широкого круга людей о видеоиграх в целом, но и саму концепцию видеоигровых развлечений.

Итак, можно констатировать следующее:

- в период с 1977 по 1985 года зарождалась японская видеоигровая индустрия, происходило формирование её структуры и специфики;

- с 1977 по 2006 года сменилось шесть поколений японских домашних игровых систем;

- в 1983 году после выхода игровой системы Famicom/NES от Nintendo в Японии начался процесс формирования структуры японских видеоигровых компаний, в которой вскоре чётко выделились два вида: крупные издательства и средние и мелкие компании. Особенности функционирования крупных издательств заключаются в независимой разработке и самостоятельном выпуске видеоигр; средние и мелкие компании имеют средства на непосредственную разработку видеоигр, но для их выпуска заключают контракт с крупными издательствами, которые берут на себя все денежные расходы по продвижению игровых проектов и получают часть доходов от распроданного количества;

- в 1989 году японский инженер Ёкои Гумпэй разработал игровую систему Game Boy, которая стала первой портативной консолью в мире. Несмотря на поздний старт и изначальную несерьёзность в связи с направленностью на детскую аудиторию, портативные игровые системы сумели обогнать по популярности свои старшие домашние варианты и революционизировать концепцию видеоигр. Одной из главных социальных причин, поспособствовавшей достижению такого результата, стало старение общества.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Японские видеоигры как элемент традиционной и современной культуры Японии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

9

Тут стоит внести чуть больше ясности. Если смотреть с точки зрения развития мировой видеоигровой индустрии, то на 2020 год сменилось 9 поколений консолей (консоль Nintendo Switch является единственным представителем 9 поколения). В книге же рассматривается только японская видеоигровая индустрия, поэтому и количество поколений консолей в этом случае чуть меньше, так как не учитываются консоли от американских компаний.

10

http://www.gameland.ru/post/41068/default.asp

11

https://lenta.ru/articles/2018/04/06/japan_suicide/

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я