Эта книга объединила ответы на вопросы, которые чаще всего возникают у тех, кто только начинает свой путь в социальное проектирование. Путь, который прошла я сама и помогала проходить другим.Шаг за шагом, здесь раскрываются секреты каждого этапа работы над инициативой: от идеи до ее воплощения. От поиска своей ниши до работы с командой. В ней вы найдете упражнения на проработку самого проекта, советы по оформлению его текстового описания, а также примеры сценариев образовательных интенсивов!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальное проектирование: откровение тренера-самоучки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
РАЗДЕЛ I. ДЛЯ МЕЧТАТЕЛЕЙ
1.1 Главный человек в любом проекте
Наконец, мы перешли к моему любимому блоку — разделу для настоящих мечтателей. Претворять мечты в реальность и помогать в этом другим — именно под таким слоганом я работаю над своими тренингами и интенсивами. Потому что у любого проекта есть сотни рисков и особенностей, из-за которого он может сработать или не сработать. Но есть одно обязательное условие, которое необходимо для реализации независимо от масштаба и сферы деятельности — именно ты, его инициатор, идеолог, а может даже руководитель, должен им гореть. Он должен не просто вдохновлять тебя, но соответствовать твоим жизненным целям на этот момент и базовым ценностям.
Это сложно, потому что для этого нужно понять себя самого. Но без этого нет смысла начинать над чем-то работать.
Наверное, читать такое в книге по социальному проектированию как минимум странно. Ведь я сейчас должна начать с глобальных вызовов, стоящих перед ООН, или Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, но никак не с личных целей. Возможно. Но выпускники тех интенсивов, где был такой блок, чаще доводили проект до реализации. Потому что они хотели этого. Разработанная идея задевала их за живое.
Упражнение 1. Кто я?
Сейчас вам понадобятся листы бумаги (лучше блокнот — мы же собираемся работать над проектом), ручка и таймер. Мы будем пробовать на себе искусство фрирайтинга — свободного письма. Главное условие — отключить своего внутреннего критика. Не пытайтесь понять, как это упражнение связано с социальным проектированием, какие ответы можно писать или нет — пишите все, что приходит в голову. Не приходит ничего — продолжайте чертить ручкой по листу, как все мы делали в детстве, изображая письмо. Главное — не переставайте писать.
Прочтите вопрос и пояснение к нему. Напишите вопрос в верху листа, включите таймер и начинайте отвечать на него. Внимание! Делать это необходимо именно письменно.
Вопрос 1. Что для меня важно в жизни?
Перечисляйте все, что приходит в голову. От абстрактных категорий до конкретных вещей и отношений, от того, что касается исключительно вас, до общемирового масштаба. Пишите, что вам важно чувствовать, делать, иметь, видеть. Где важно находиться и среди кого. Пишите абсолютно все, что придет в голову, даже если что-то кажется неосуществимым. Просто пишите все три минуты…
Вопрос 2. Что я умею?
Опишите абсолютно все: от элементарных бытовых действий до профессиональных навыков и узких, специфических хобби. Не думайте о том, насколько хорошо вы это умеете. Главное — пишите, перечисляйте абсолютно все, что можете сделать. Просто пишите все три минуты…
Вопрос 3. Мимо чего я не смогу спокойно пройти?
Расскажите о тех негативных моментах, на которые вы остро реагируете. Что запускает у вас механизм ярости, ненависти или апатии? Видя что, вам становится противно, что это существует в мире? Чего вы боитесь? Пишите, ведь кроме вас этого никто не узнает. Расскажите о том, какие проблемы волнуют вас больше всего? Они могут быть вашими лично, ваших друзей или знакомых, а может проблемами всего человечества — пишите, продолжайте перебирать все возможные ситуации. Можете не описывать их подробно, а называть лишь отдельными словами, клеить ярлыки с самыми яркими образами. Просто пишите все три минуты…
Это упражнения я даю как на тренингах по социальному проектированию, так и по конструированию своей выдающейся жизни. В конце у вас есть несколько листков, исписанных самыми глубинными мыслями.
Ответы на первый вопрос — это ваши глубинные ценности, которые должны лечь в основу работы. Имейте ввиду, если для вас важнее всего, например, семья, подумайте, имеете ли вы в виду время, проведенное именно с вашей семьей или сохранение семейных ценностей в принципе. Во втором случае это может лечь в основу идеи проекта, в первом — помочь выстроить работу так, чтобы проект не конфликтовал с базовой ценностью. Например, привлечь родных к его обсуждению или хотя бы не заниматься им субботним вечером.
Ответы на второй — это те сферы, в которых можно искать механизмы реализации. Определите из всего, что умеете, то, что хотелось бы еще больше развить или чем интереснее всего заниматься. Так, кстати, и появляются курсы по визажу для молодых мам в декрете или обучение пенсионеров основам ландшафтного дизайна с дальнейшим их трудоустройством.
Ответы на третий — это те проблемы, которые вы можете попробовать решить. Среди них могут быть как элементарные, вроде вечно выкрученной лампочки в подъезде, так и глобальные, как загрязнение мирового океана. Выберите ту, что действительно отзывается в вас (вызывает готовность работать с ней, а не страх, апатию или отвращение).
Не обязательно к концу книги вы оставите эти, изначальные направления. Но именно они помогут посмотреть нестандартно на многие вопросы. Помните — работа даже над краткосрочным проектом — это марафон, а не спринт. Если вы выжмете из себя все, сладко вздохнете и никогда не вернетесь к проекту — это провал, даже если все показатели будут достигнуты.
Нужно получать удовольствие от процесса работы, даже когда все идет наперекосяк, когда сложно. Знать, ради чего и почему ты это делаешь. Что это тебе дает.
1.2 Где брать идеи для проектов
Ну вот, вроде мы определились с тем, кто мы есть. Но их нужно использовать только как критерии, шаблон, прикладывая который мы понимаем, будем этим заниматься или нет.
Теперь вернемся к самим проектам. Где же взять идею? Ведь проект — это что-то новое, инновационное. А что делать, если все проекты уже придуманы, все мероприятия проведены, организации созданы, а центры построены? Воровать, собирать, изменять!
Я никого не призываю заниматься плагиатом. Хотя, если вы находите мега крутой проект, который хотели бы попробовать реализовать и у себя — напишите автору, может он поделится методикой, как это сделать. И его проект будет расти, и вы заниматься любимым делом. В нашей сфере редко кто столь жаден, что не хочет видеть, как его детище масштабируется, или требует купить у него франшизу. Я говорю именно об исскустве «воровать, как художник» — вдохновляться чужим опытом и, перенимая его, создавать что-то свое.
Сначала давайте запомним, что этот креатив и творчество, в большинстве случаев, включается чуть позже — сначала нужно найти проблему, которая бы вас волновала. Это может быть как что-то понятное многим, например проблемы социально незащищенных слоев населения, так и уродливая дверь вашего подъезда или нехватка единомышленников, с которыми можно провести досуг за настольными играми. Главное, чтобы эта проблема была актуальна для вас самих и других людей.
Вот из этой проблемы и должна вытекать идея. Но! Не все проекты рождаются из потребности людей. Целый ряд из них — культурные, досуговые, образовательные, по формированию позитивной городской среды и другие не рождаются из определенной проблемы. Точнее, она есть — вакуум в этой сфере. И возникает проект обычно из желания сделать что-то крутое у себя. Возможно, это пришедшая в голову спонтанно идея, или подсмотренная где-то — их объединяет одно: вы искусственно создаете у целевой аудитории потребность в своем проекте. И сейчас скажу ужасную вещь. Это абсолютно нормально. Это закон, по которому живет коммерческий сектор в эпоху перепотребления. И для некоммерческого, на мой взгляд, он вполне подходит.
Ну или второй вариант: вы выявили проблему (о том, как это сделать, дальше будет подробно рассказано) и теперь ищите креативное решение. Так вот, несколько секретов, как это сделать:
1. Используйте техники креативного мышления (игра для генерации идей — в третьем разделе, также можно использовать классические мозговые штурмы и иные техники креативного мышления).
2. Изучите чужие проекты. Банки идей, сайты конкурсов грантов с описанием проектов победителей, выставки — возможно, где-то будет идея, которая натолкнет на решение вашей проблемы.
3. Ищите в других сферах. Например, на одном хакатоне моя команда решала задачу привлечения молодежи к научным исследованиям. В какой-то момент мы вспомнили о платформе Теплосеть — онлайн игре, обучающей общественной деятельности. И на основе такой механики сконструировали платформу по администрированию научных исследований с элементами геймификации.
4. Меняйте условия. Возьмите стандартный формат и поменяйте место, время, участников. Устройте дискотеку для людей серебрянного возраста или утро в музее.
5. Просто подумайте о том, чего бы хотели сами. На самом деле, мой любимый момент — это когда школьники или студенты начинают делать проект для своих ровесников и презентуют его «молодежи было бы интересно…». Проект не будет работать. Когда вы искренне сможете сказать «мне и людям моего возраста это будет интересно…» — это уже совсем другой разговор! Значит, вы придумали нечто стоящее.
1.3 Мастерски ищу проблемы
Какое-то время это было моим девизом. Сказать по правде, жить в таком режиме сложно. Поэтому мне нравится называть проблемы «точками роста» — тем, что можно улучшить и изменить.
В целом, что же такое проблема? Это разрыв между тем, что мы имеем на деле, и что хотим иметь. Это всегда несоответствие между наличием и потребностью. (Вот поэтому кстати проблемы можно создавать через формирование потребности).
Социальные проекты отличает то, что в их основе лежат проблемы не отдельного человека, а общества. Они могут касаться не всего человечества, а отдельной категории людей — целевой аудитории, обладающей набором определенных признаков.
С проблемной областью, в которой мы хотим работать, определились еще в прошлой главе. Теперь давайте попробуем найти проблему в этой сфере, которая волнует общество или хотя бы определенные слои:
— понаблюдать самим за окружающиим миром,
— изучить Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, аналогичные документы регионального уровня, национальные проекты,
— посмотреть результаты социальных опросов,
— провести фокус группу или другое мероприятие, на котором можно обсудить проблемы в интересующей сфере.
Главное — чтобы ваше представление о наличии проблемы было подкреплено еще и официальными документами или исследованиями, что переводит ее из разряда ваших догадок в реально существующие проблемы общества.
Наконец, мы определились с основной проблемой. Например, мы выбрали то, что население не заинтересовано в раздельном сборе мусора. И дальше начинается самое важное — определить причины и последствия этой проблемы. Потому что невозможно решить проблему глобального потепления, но можно решить проблемы, его провоцирующие. Для этого воспользуемся таким инструментом, как «Пять почему».
Упражнение 2. Пять «почему»
Название упражнения Пять «почему» уже показывает его суть: нужно пять раз спросить себя, почему существует эта проблема. Но есть несколько условий: во-первых, ошибки и причины нужно искать в системе, а не в конкретных людях и их культуре. Во-вторых, следите за тем, чтобы каждый раз отвечать именно на заданный вопрос, а не на предыдущий. И главное — ответ на вопрос ПОЧЕМУ начинается со слов ПОТОМУ ЧТО.
1. Почему население не заинтересовано в раздельном сборе мусора?
Потому что считают, что это сложно
2. Почему они считают, что это сложно?
Потому что образ человека, ведущего раздельный сбор мусора — это человек, у которого дома десяток мусорных ведер под каждый вид мусора.
3. Почему сложился такой образ?
Потому что люди не делятся позитивным опытом организации раздельного сбора мусора.
4. Почему люди не делятся своим опытом?
Потому что не видят в этом такой же пользы, как и от самого процесса
5. Почему люди не видят пользы в том, чтобы делиться своим опытом?
Потому что отсутствует системная работа в этом направлении.
И это лишь один из вариантов! А теперь посмотрите, как можно убить это упражнение: достаточно на любой из вопросов ответить «потому что они так воспитаны». И все, проблема не решаема, остается только поплакать и забыть о ней. Я сама неоднократно не понимала на тренингах, что происходит, и почему мы каждый раз сбиваемся на этом упражнении. А потом поняла, что дело именно в привычке большинства участников во всем обвинять воспитание и культуру. Как только стала перенаправлять с этого ответа — все начало получаться.
Используя эту технологию, можно нарисовать дерево проблем. В центре листа пишем свою проблему, вниз от нее рисуем стрелочки вниз и пишем все возможные ответы на первый вопрос «почему». От каждого из них — ответы на вопрос «почему» к этим ответам. И так далее. Это причины выбранной проблемы. Из них выбираем ту, которую мы готовы попробовать устранить. Это и будет проблемой, которую мы решаем в рамках нашего проекта.
А почему это актуально? Возвращаемся к центральной проблеме. От нее рисуем стрелочки вверх и пишем на них ответы на вопрос «что произойдет, если эта проблема не решится»? И так несколько раз. Теперь у вас описаны последствия проблемы, что может подчеркнуть актуальность выбора.
Упражнение 3. Нарисуйте проблему!
А вы еще помните, что это вообще-то раздел для мечтателей? Тогда скорее берите в руки ручку или любой другой инструмент и начинайте творить!
Возьмите два листа или поделите лист на две части. На одной из них изобразите то, как вы видите проблему. То, что происходит сейчас. А на втором — то, как будет выглядеть мир, когда эта проблема решится. Не умеете рисовать? Тогда посмотрите на то, как я в свое время визуализировала Инициативу. Рисование вызывает у вас жгучую ненависть? Напишите два рассказа: о мире, где проблема есть, и где ее нет. Или песни. Или танца. В общем, ощутите для себя и выразите каким-то образом эту разницу.
1.4. Да кому мы нужны?
Теперь, когда мы определились с тем, что за проблему хотим решать, нам нужно понять, чья это проблема и кому мы в принципе нужны. Для этого нужно разобраться с тем, кто все-таки является нашей целевой аудиторией — теми, чью проблему мы планируем решать.
Опять вернусь к проблеме нежелания людей делиться своим опытом по организации раздельного сбора мусора в своем доме. Кто целевая аудитория нашего проекта? И вот тут начинаются сложности. Все зависит от того, что мы хотим сделать — если промотивировать людей делиться своим опытом, то это люди уже занимающиеся раздельным сбором мусора. А если сделать так, чтобы больше людей занималось сбором мусора, то это люди, желающие начать вести экологичный образ жизни, но не знающие, как это организовать.
Еще есть интересный случай — это проекты, в которых есть заказчик. Они появляются в основном на кейс-чемпионатах, хакатонах, а также после поручений на каких-то официальных мероприятиях. Например, на студенческом хакатоне заказчиком у меня был научно-исследовательский центр. Но целевая аудитория — это молодежь, которая хочет заниматься наукой! Несмотря на то, что проект решал именно потребность в таких людях заказчика, все действия были направлены на них. Кстати, введение этого термина очень хорошо помогает избавиться от путаницы, для кого мы все-таки работаем.
Еще есть такая интересная штука, как подразделение целевой аудитории на основную и второстепенную (побочную, дополнительную… суть поняли). Основная целевая аудитория — это те, кому вы непосредственно помогаете. А побочная — это или те, кто тоже может воспользоваться вашим проектом, или те, на чью жизнь он тоже влияет. В нашем примере с экологичным образом жизни те, кто только хотят его вести, будут основной целевой аудиторией, а те, кто его уже ведут, — побочной. Или наоборот, в зависимости от самого проекта.
Упражнение 4. Портрет целевой аудитории
Подготовьтесь на время вжиться в шкуру своей целевой аудитории. Представьте этого человека. Его образ жизни, характер, мотивы поступков, внешний портрет, отличительные признак. Постарайтесь думать не о конкретном человеке, а лишь о тех чертах, которые присущи большинству представителей целевой аудитории. А теперь подробно опишите ее, используя следующие вопросы:
1. Пол
2. Какого они возраста? (внимание, здесь можно писать как количество лет, так и такие вещи, как например студент бакалавриата, ученик 1—4 класса, молодая мама с ребенком до трех лет и т.д., если это важнее именно паспортного возраста)
3. Чем они занимаются?
4.Какова их география? (жители определенного микрорайона, города и т.д.)
5. Какие у них хобби?
6. Какие у них характерные привычки?
7. Где они обитают? (странный вопрос конечно, но он о том, ходят ли они в клубы или библиотеки, искать их лучше по месту работы или жительства, в какие кафе и магазины они ходят и т. д. Где вы можете с ними столкнуться?)
8. Что их волнует? (какие еще проблемы, кроме обозначенной вами, их волнуют? Есть ли у них общие ценности и принципы? Что для них действительно важно?)
9. С кем они общаются? (через кого с ними можно общаться? Предпочитают ли они проводить время с друзьями, коллегами, семьей? За кем из лидеров мнений следят?)
10. Как их выследить в социальных сетях? (какие это социальные сети, на что они вероятнее всего подписаны, какой контент им интересен).
Я согласна, это упражнение требует фантазии и воображения. Если у вас есть команда или хотя бы знакомые, которым эта тема может быть интересна, его лучше проводить вместе, чтобы узнать как можно больше точек зрения.
Зачем мы это делаем? К результату этого упражнения мы вернемся еще не раз. Оно поможет подобрать нам наилучшие механизмы реализации (и мы не станем проводить в хипстерском антикафе мастер класс для людей серебряного возраста), каналы продвижения, время и локацию для проекта. Можно сказать, именно это и станет основой самой работы, и очень сильно поможет в дальнейшем, если мы поработаем над этим сейчас.
1.5. О врагах и союзниках
Внешняя среда проекта — это то, что будет влиять на вас самым непосредственным образом в течение всего периода реализации. Обычно под ней подразумеваются все люди и организации, которые так или иначе могут с вами пересечься. Я бы сюда еще отнесла политику государства, нормативно-правовое регулирование вашей сферы деятельности, экономическое положение населения и его динамику, социальную напряженность, демографическую ситуацию, информационную политику, технологическое развитие и еще миллион разных факторов. Но если все говорят именно о наших потенциальных врагах и союзниках, остановимся подробнее именно на них.
Для начала, проясним сразу несколько камней, о которые спотыкаются большинство в начале пути (и да, я не исключение):
1. Мой проект должен нравиться всем. Не получится. Даже с формулировкой «не должен вызывать негатива у людей» не получится. Все равно найдутся люди, искренне недовольные даже самой благой идеей. Просто посмотрите, критично ли они мешают вашему проекту, и если да — попробуйте обойти их или переманить на свою сторону (лучше все-таки обойти). Если нет — забудьте и топайте дальше.
2. Мне нужно больше, больше партнеров! Если я запартнерюсь со всеми, у меня обязательно получится проект. Я тоже так думала. А потом выясняется, что за любое партнерство нужно платить. Деньгами, ресурсами, временем своим и команды (да, по-партнерски помогать на чужих мероприятиях в ущерб своему проекту у меня любимое занятие), авторством, ограничением гибкости. И еще сотней разных штук. Главное правило — если этот человек или организация нужен для реализации — просите о поддержке, если нет — угомонитесь и не лезьте. И да, не нужно думать, что крупный партнер вас как-то распиарит. Скорее даст по шапке за то, что плохо распиарились. Исключение — органы власти. Если они предлагают партнерку — соглашайтесь! Иначе палки из колес вынимать будете долго и упорно.
3. Чем больше целевых аудиторий, тем лучше. Просто поверьте, для всех целевых групп нужны разные методы работы. И одно дело объединить в проекте дошколят и их родителей, а другое — заявить, что на вашу выставку придут и хипстеры и студенты. Если кому-то будет плевать на ваше существование — просто примите тот факт, что нравиться всем вы не обязаны.
4. Коммерческие компании нас с радостью поддержат. Один нюанс — подумайте, скольки тысячный вы у них в этом месяце? Кстати, та же история нас ждет и со СМИ.
5. Все конкуренты — наши враги. Самое большое и опасное заблуждение. Когда я только начинала Инициативу, ко мне приходили представители разных молодежных организаций, рассказывали о своем опыте и проектах, переманивали участников на свои мероприятия и там они и оставались. И знаете, что? Я счастлива, что познакомились они именно у меня. У некоммерческого (нашего с вами) сектора есть одна особенность — мы одновременно и конкурируем за ресурсы, компетентных людей, поддержку со стороны государства, и в то же время стремимся к общей цели. Лучших условий для партнерства и диалога не придумать. Постарайтесь относиться к похожим проектам и организациям в вашей сфере как к союзникам в борьбе за лучший мир, а не врагам, ворующим ваш хлеб.
Упражнение 5. Пять кругов проекта
Нарисуйте пять кругов, один в другом, достаточно больших, чтобы в них помещались слова. Поставьте в самом центре точку. Это — ваш проект. В центральном круге напишите Я. Ведь вы больше всех заинтересованы в реализации проекта. По мере удаления от точки будет уменьшаться заинтересованность в реализации или не реализации идеи тех, кого мы перечисляем. Теперь подумайте, нужна вам команда
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальное проектирование: откровение тренера-самоучки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других