Социальное проектирование: откровение тренера-самоучки

Ника Черменская

Эта книга объединила ответы на вопросы, которые чаще всего возникают у тех, кто только начинает свой путь в социальное проектирование. Путь, который прошла я сама и помогала проходить другим.Шаг за шагом, здесь раскрываются секреты каждого этапа работы над инициативой: от идеи до ее воплощения. От поиска своей ниши до работы с командой. В ней вы найдете упражнения на проработку самого проекта, советы по оформлению его текстового описания, а также примеры сценариев образовательных интенсивов!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальное проектирование: откровение тренера-самоучки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ВВЕДЕНИЕ

А вы хотите изменить мир?

Если ответ — да, инструмент, которому посвящена эта книга, для вас. Если нет, то вам подойдет лишь часть ее глав. Особенно раздел «для писателей». Удивлены? Дело в том, что проект сам по себе не имеет ровным счетом никакой ценности — не важно, написанный он или реализованный, это лишь инструмент достижения определенной цели.

Если цель — решить конкретную проблему в обществе, то здесь все вполне понятно, проект — это описанные по стандартной схеме фантазии на тему того, как ее можно решить. Если отточить собственные навыки и стать востребованным специалистом — это чуть сложнее, потому что социальный проект — это изменения в обществе, а не карта развития вашей личности. Но и здесь можно определить свою роль и найти то дело, которое поможет в дальнейшем. Даже если цель — открыть собственный бизнес, проект может с этим. Правда, здесь речь пойдет уже о социальном предпринимательстве (об этом чуть позднее).

Имеет значение лишь тот результат, которого вы добились своим проектом. Кстати, отлично проведенное время и опыт того, как не нужно вести дела — это тоже результат. Поэтому еще до того, как мы начнем говорить, что из себя представляет проект как таковой, я хочу, чтобы вы запомнили — это средство, а не цель. Такое же, как такси или автобус — средство, чтобы доехать до места назначения.

Прежде, чем читать дальше, ответьте себе на вопрос «Зачем мне это нужно?».

Что такое социальный проект?

Как у большинства существующих вещей, у социального проекта есть несколько определений. Но проще, понятнее и точнее всего его сущность передает классическое определение из учебника Лукова (когда-то единственного источника информации о социальных проектах).

Социальный проект — это целевая авторская конструкция позитивного социального нововведения. Проект ограничен во времени, пространстве и ресурсах.

Сложно. Но только на первый взгляд. Если разобрать по словам, все становится понятно:

Целевая — созданная ради достижения конкретной цели и получения конкретных результатов,

Авторская — во-первых, созданная самим инициатором проекта (или адаптированная им для конкретной территории), во-вторых. Отражающая его личность и интересы. Подробнее мы вернемся к этому в разделе для мечтателей. А пока запомните — можно браться за проект только, если он вас действительно волнует и «зажигает» хотя бы на старте,

Конструкция — конкретная, логически продуманная схема действий, ресурсов и результатов,

Позитивного — приносящего пользу, решающего конкретную и ощутимую проблему,

Социального — направленного на улучшение жизни общества в целом или его конкретной части (без вреда для остальных его членов!), а не личные интересы,

Нововведения — эта идея должна быть нова. Совсем инновационных идей уже практически нет, но можно использовать механизмы, которые еще не применялись для данной целевой аудитории, территории, сферы деятельности.

Чтобы проиллюстрировать, что такое проект в принципе (с социальной составляющей обычно как-то меньше вопросов), я люблю приводить пример, подаренный одним из наставников первой Инициативы Дмитрием Сурядновым.

Представьте себя владельцем небольшого предприятия по производству макарон. Вы недавно открылись и с первого дня выпускаете спагетти. И тут, спустя пару лет понимаете, что хотите выпускать еще и макароны-ракушки. Что из этого будет проектом, а что — процессом?

Тут обычно не возникает вопросов. Ясно, что спагетти — это процесс (кстати, если у вас все идет с перебоями и постоянно вносятся изменения в технологию приготовления — это все тот же процесс, просто плохо отлаженный. Нельзя пару лет делать одно и то же с небольшими коррективами и уверять всех, что это у вас проект). А вот ракушки только внедряются, для вашего предприятия это что-то новое. Значит, это проект.

А вот когда ракушки прекращают быть проектом и превращаются в процесс? А вот здесь все зависит от того, какую цель мы себе ставили изначально. Если внедрить производство ракушек — поздравляю, после продажи первой партии проект окончен. Если наладить производство и стабильно проработать полгода — он окончится спустя шесть месяцев. Но срок всегда должен быть. При этом, чаще всего он выражается именно в месяцах и очень редко — в годах.

Так мы перешли к такой штуке, как ограничения проекта:

Первое — это время. Уже с самого начала вы должны представлять не только чего, но и к какому сроку хотите достичь. Например, «провести серию из 10 мастер-классов к началу форумной кампании» или «сконструировать онлайн-платформу для облегчения входа молодежи в науку к ноябрю 2019 года».

Второе — это пространство. Помните про искусство маленьких шагов. Чтобы решить какую-то глобальную проблему, нужно сначала решить ее на конкретной небольшой территории: в своем городе, регионе, а может даже дворе или месте учебы. Очень редко проекты стартуют сразу по всей стране. Практически никогда.

И третье — это ресурсы. Да, мы с вами еще в момент старта проекта должны четко понимать, сколько и чего (с минимальной погрешностью) нам потребуется для достижения цели. И еще — где и как мы сможем это достать. Причем к ресурсам относятся не только вещи и деньги, но и помещения, информация, каналы для PR, члены команды, эксперты и волонтеры.

Так что, социальный проект — это способ внедрения инновации, решающий проблему в обществе в определенном масштабе и в конкретные сроки.

Хорошими делами прославиться нельзя

А разбогатеть на них — тем более. Это одна из наиболее популярных ошибок в понимании как начинающих бизнесменов, так и социальных инженеров. Уже давно в лексиконе общественников возникло такое понятие как социальное предпринимательство — решение социально значимых проблем на условиях самоокупаемости и устойчивости. Таким образом, любой социальный проект, если в него добавить элемент монетизации, становится социально предпринимательским.

На самом деле, наряду с социокультурными проектами (формирующими определенный тип поведения у целевой аудитории), данные проекты являются одними из самых актуальных и интересных для государства и реализации видов. Подумайте: государство выделяет средства в виде грантов и субсидий для реализации социальных проектов в колоссальных масштабах, и важно, чтобы они продолжали жить и когда выделенные средства заканчиваются. И тут то на помощь приходят эти две модели: или целевые группы сами соорганизовываются и помогают проекту жить дальше, или мы изначально продумываем бизнес-модель проекта и то, на что он (и да, мы сами тоже!) будет жить.

Кстати, еще один аргумент «за» — люди более охотно выбирают те товары и услуги, которые производят социально ответственные компании. Потому что в этом случае у них подсознательно возникает чувство, будто своей покупкой они вкладываются в решение проблемы в обществе.

В целом, у многих есть страх монетизации проекта — а кто за него будет платить? А как открыть ИП и вести налоговый учет? На самом деле, первый страх — от непроработанности проекта и неуверенности в том, что он вообще кому-то нужен. А второй — от неготовности заниматься им всерьез, брать на себя ответственность или связывать себя с ним на долгосрочной перспективе. Если вы только решили попробовать себя, это абсолютно нормально. Но если уверяете себя и окружающих, что нашли дело жизни, но только если оно будет абсолютно бесплатно — не лукавьте хотя бы перед самими собой.

Еще один момент: бесплатная услуга — это еще не социальный проект. И дешевая тоже. Социальный эффект должен прослеживаться именно в том, что мы создаем: рабочие места для определенных групп населения, возможность выбрать профессию по душе для школьников, каналы контакта с целевой аудиторией для благотворительных организаций. Говоря о том, что мы оказываем юридические консультации совершенно бесплатно всем подряд, вы показываете лишь то, что проект не проживет долго (или нематериальные выгоды тех, кто это делает, должны быть очевидны и рациональны — например, две недели такой работы позволяют закрыть учебную практику студентам юристам). Другой случай — когда определенные услуги оплачиваются, а другие — нет. И их соотношение позволяет сделать ваш проект (создающий ценность!) одновременно и устойчивым, и доступным для тех, кто хотел бы получить ваши услуги, но возможно не имеет на это средств.

Так что если Вы хотите, чтобы проект стал долгосрочным, делом жизни — продумывайте его окупаемость с самого начала. Если же пока не готовы связываться с финансовой частью — запретите себе говорить, что вы уникальны или социально значимы только потому, что делаете бесплатно что-то, что другие делают за деньги. Ищите изюм в том, что именно делаете и как, а не в стоимости.

P.S. в этой книге я больше не вернусь отдельно к теме социального предпринимательства — это лишь один из видов социальных проектов, а все то, о чем речь пойдет далее, подходит и для этого вида, и для социокультурных проектов, и для разовых акций. Только в разделе «для писателей» будет описана простая структура бизнес-плана, которой пользуюсь я сама.

This is a greatest show!

Еще хотелось бы сказать пару слов отдельно о такой теме, как социальная реклама. На самом деле, не очень-то хотелось бы, потому что рассказать коротко о такой сложной и многогранной области крайне сложно. Но очень многие начинающие проектировщики вставляют в календарный план такой пункт, как «сделать социальную рекламу по теме проекта». И вроде бы, в этом нет ничего плохого. Только вот и хорошего — тоже. Потому что сделать действительно цепляющую, способную воздействовать не только на чувства и мысли, но и на поведение людей (а ведь в этом ее основная цель!) рекламу очень сложно. Это отдельный проект, с необходимыми для его реализации исследованиями, ресурсами, часами работы.

Социальная реклама, со времен, когда под этим названием для нас скрывался школьный конкурс видеороликов и плакатов на тему здорового образа жизни, так и осталась в нашем понимании чем-то очень простым, а самое главное — обязательным при борьбе с проблемой. Эта глава — скорее мое обращение к тем, кто уже занес руку, чтобы вписать пункт «создать социальную рекламу» в идеи для проекта и тем, у кого только появилось робкое желание это сделать.

Просьба 1. Если можете не снимать социальную рекламу — не снимайте. Серьезно, лучше сделайте видео о героях и команде своего проекта, поделитесь своими эмоциями и мотивами, почему вы считаете эту тему важной. Подумайте, что именно вам необходимо: привлечь внимание к проблеме? Рассказать о своем проекте? Поделиться историей жизни и борьбы своих участников? Сделайте это! И главное — называйте вещи своими именами: тематические фото, видео и плакаты, ролик о проекте, видеоопрос, история из жизни наших героев, серия фотографий и загрязнении планеты.

К слову, существует много незаезженных способов привлечь внимание к проблеме и своему проекту помимо социальной рекламы: фотопроекты, инсталляции, перфомансы, документальные кино.

Просьба 2. Если решили, что действительно хотите попробовать себя в создании социальной рекламы — разберитесь в этой теме. Найдите обучающий курс, посмотрите отечественные и зарубежные примеры. Это своя сфера, со своими законами и правилами. В свое время мне довелось стать слушательницей такого курса и то, насколько серьезная и тонкая психологическая работа лежит за каждым успешным проектом в этой сфере просто восхищает.

Просьба 3. Показывайте только позитивную модель поведения. А вы знали, что мозг запоминает и вероятнее всего повторит ту модель поведения, которую он уже видел, тем ту, образа которой в нем не существует? Это не новый факт. А теперь обратите внимание на большую часть социальной рекламы (это кстати касается и проектов, рассказывающих о вреде вредных привычек). Возьмем банальный пример, рассказывающий о вреде курения. В большинстве случаев это черно-серый, мрачный ролик, в котором курящие подростки постепенно становятся асоциальными элементами или одумываются после того, как видят сравнение легких здорового человека и легких курильщика. А теперь вспомните, что является противоположностью этого поведения? Нет, не «не курить». Не что не делать, а что делать? Заниматься на турнике? Грызть яблоко? Подниматься на Эверест? Заниматься дайвингом? Что?

Да, это сложнее. Это заставляет задуматься о том, а в чем собственно причина такого поведения. Если одни заводят в курилке новые знакомства — покажите, что ради этого делают другие, не имеющие такой привычки. Дайте эту альтернативную, позитивную модель поведения, не совместимую с вредной привычкой.

Просьба 4. Дайте возможность зрителю самому сделать выводы. Очень многие забывают о сочувствии и эмпатии, когда создают свои проекты: говорят директивным тоном или, что тоже ужасно, старательно пытаются вызвать отвращение или жалость зрителя. Да, ваша цель — вызвать определенные эмоции. Вопрос в том, что для этого нужно не насаждать «посмотрите на людей с ВИЧ положительным статусом! Они такие же! Мы должны принимать их!», а просто покажите реальную жизненную историю такого человека. Чтобы понять, о чем я говорю, посмотрите спецпроекты журнала «Такие дела», в частности интерактивный фильм «Всё сложно». Это именно тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто — услышать. Да, их спецпроекты — это не социальная реклама, но они лучше всего дают прочувствовать и понять человечное отношение к проблеме авторов проекта.

Просьба 5. Пробуйте новые форматы и технологии. Возвращаясь к спецпроектам — пробуйте новые форматы взаимодействия. Включайте игровую механику, вовлекайте целевую аудиторию в диалог и взаимодействие! Примером такого взаимодействия могут быть баннеры на остановках, на которых изображена счастливая семейная пара. Но если сидящий на остановке отвернется от него — изображение сменится на сцену насилия между этой парой. Откажитесь от классического ролика

И все-таки помните, что любой подобный спецпроект — это отдельный проект! И ищите новые способы обсуждения волнующих вас проблем.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальное проектирование: откровение тренера-самоучки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я