Я люблю неприятности

Ник Шестаков, 2005

Автор показывает истинное лицо неудачи, проблем и страха, открывает проверенные временем методики, истории и опыт, призывая примерить лозунг «Я люблю неприятности» на себя и навсегда изменить свою жизнь к лучшему, Для широкого круга читателей.

Оглавление

Вечер первый

Определяем основное различие между теми, кто достигает чего-либо в жизни, и людьми со средними результатами

Остановка на середине пути таит в себе много опасностей, вас может сбить движение с обеих сторон дороги.

Маргарет Тэтчер

Рано или поздно, тот, кто побеждает, — оказывается как раз тем, кто думает, что он может.

Ричард Бах

Меня часто волновал вопрос

Меня часто волновал вопрос: что делает успешных людей успешными, а неудачников неудачниками? Почему одни в состоянии работать на 2–3 работах, при этом растить маленьких детей без какой-либо помощи от родителей или друзей. При всем при этом эти люди (часто женщины) умудряются еще и прекрасно выглядеть, параллельно учиться, защищать дипломы, много читать и заниматься спортом, тогда как другие постоянно жалуются на несправедливую судьбу, на постоянные подножки, которые судьба им безжалостно посылает.

Вы помните, был такой замечательный советский фильм «Москва слезам не верит»? Прекрасная девушка Катерина в исполнении Веры Алентовой в начале фильма представляется нам достаточно простой, ничем особо не примечательной молодой девушкой. Если вы в первый раз смотрите этот фильм, то я могу поспорить, что вы не скажете, базируясь на информации, полученной в первые минуты фильма, что Катерина обладает какими-то исключительными качествами характера, какой-то особенной хваткой, самодисциплиной или удачей. Начало фильма яркое, наивное и безоблачное. Катерина и две ее подруги молоды, красивы и наивны. Жизнь впереди представляется им увлекательным и веселым приключением.

Помните, что происходит с Катериной потом, по ходу развития сюжета? Слабый и подлый человек разбивает ей сердце, она рожает дочь, растит ее одна, работает, в перерывах между домом и работой успевая еще и учиться. Ближе к середине фильма мы видим, что она строит великолепную карьеру и, наконец, находит свою настоящую любовь. Это уже другой человек? Вроде нет, все та же Катерина. Старше, мудрее, но она.

Почему-то существует популярное мнение, что успешные люди рождаются «в рубашке», что они какие-то особенные, что они «ходят по воде, аки посуху», что на них совершенно случайно с неба валятся деньги, власть, успех и сила. Говорят, что успешные люди просто рождаются успешными или что им всегда все легко дается. Люди утверждают, что они прирожденные лидеры, хотят быть такими, как они, — у них не бывает проблем. Вам это ничего не напоминает? Как сказал когда-то Марсель Ашар, «о секретах успеха увереннее всего рассуждают неудачники»1. Он же сказал однажды: «Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении».

Порой мы сами участвуем в подобных дискуссиях, причем часто именно тогда, когда мы чего-то не понимаем до конца. Должен вам признаться: я часто в своей жизни участвовал в публичном обсуждении личных качеств (или в их отсутствии) многих добившихся успеха людей. А люди, как правило, очень резво навешивают ярлыки и осуждают все, что выбивается из их общей картины мира, или когда им что-то непонятно.

Об успешных людях действительно много говорят, они в центре общественного внимания. Общество пристально следит за каждым их шагом. Порой начинает казаться, что у них реально не бывает проблем, так легко и красиво они справляются с препятствиями на их пути.

Но та легкость и видимость отсутствия проблем — это скорее наше традиционное заблуждение.

Мы сейчас постараемся определиться, что это за люди и самое главное, что у этих людей в жизни очень много проблем. Но вначале попробуем понять, что мы думаем об успешных людях на самом деле. Каковы наши основные аргументы, когда мы обсуждаем успех того или иного человека? Давайте попробуем понять, каков корень всех достижений? Так нам, наверное, будет проще? Просто перечислим.

Я думаю, что причина его (её) успеха кроется…

✓ В семье, в которой этот человек вырос. Да, вырасти в хорошей, любящей семье — это огромное счастье, за которое можно быть благодарным. Является ли это гарантией вашего преуспевания в будущем? Скорее всего — нет. Прошлое и настоящее знает огромное количество преуспевающих людей, которые вышли из бедных, неблагополучных семей, а часто и из приютов или детских домов.

✓ В богатстве. Расти и жить в атмосфере богатства или достатка, конечно, здорово. Можно окружать себя красивыми игрушками, носить красивую одежду. Является ли богатство гарантом отсутствия проблем или того, что у вас будет успешное будущее благодаря богатству? Не думаю! Опять же, статистика показывает, что большинство сегодняшних богатых и успешных людей вышли из семей со средним или ниже среднего достатком. Богатство не есть гарантия вашего успеха.

✓ В том, что у него (неё) было больше шансов. Знаете ли, шанс — это очень интересная штука. Два человека, выросшие в одинаковой среде, в одно и то же время, имеющие одинаковый достаток, сталкиваются с одними и теми же событиями. Один в цепочке событий видит какой-то шанс для себя и использует эту ситуацию в свое преимущество. Другой же человек не замечает ничего. Все зависит от того, как вы смотрите на конкретную ситуацию: глазами скучающего наблюдателя или ваши глаза открыты, чтобы увидеть шанс.

✓ В высоких личных принципах, идеалах, хорошем воспитании. Ох, если бы… Я видел прекрасных, воспитанных, образованных людей, с высокими жизненными принципами, прозябающих в нищете, не достигающих ничего в этой жизни. В то же самое время я видел откровенных подонков, без каких-либо принципов, с весьма отдаленным пониманием таких вещей, как честь, с полным отсутствием воспитания, но процветающих, успешных и богатых. А вы таких людей не встречали?

✓ В отсутствии препятствий. Я слышал, что такие люди бывают, но ни разу их не встречал. Даже если они есть, на каждого из них приходится сотня, а то и две таких, как Михаил Ломоносов, Виктор Франкл или Алла Пугачева. История жизни каждого из этих великих людей полна испытаний, трудностей, проблем, а порой и неописуемых ужасов лагерей смерти, как в случае с Виктором Франклом. Итак, выходит, и это не есть причина успеха.

✓ В удаче. Очень интересная концепция! Кто-то сказал: «Везение не может быть вечным, к счастью, невезение тоже». Конечно, всегда существует вероятность того, что вам, может, и повезет, вы выиграете в лотерею главный приз. Сидеть и просто ждать этого выигрыша только потому, что кто-то уже выиграл, было бы разумно? Простите — это не для меня!

Так что же получается?

Так что же получается: ни одна из вышеперечисленных причин не оказалась ключевой причиной успеха. Так в чем же тогда заключается основная разница между успешным человеком и неудачником? Я думаю, что основной ключ таится в их отношении к неудачам как таковым.

Что выделяет этих людей? Еще в первых параграфах мы говорили о том, что успешные люди как-то легко, с улыбкой преодолевают проблемы, и начинает казаться, что у них этих проблем попросту и не бывает. На самом деле это не так. Даже наоборот, самыми успешными людьми оказываются не те, кто бежит от проблем, прячется и зарывает голову в песок, а те, кто встречают их с высоко поднятой головой. Как следствие — на этих людей выпадает самое большое количество проблем.

Трагедия нашей жизни заключается в том, что, окончив школу, мы были совершенно не подготовлены к такой вещи, как реальный мир, и к проблемам в частности. Посудите сами, когда я учился в школе, у меня сформировались следующие представления и, как следствие, отношение к проблемам:

• Я неправильно понимал проблемы. Что такое проблема в школе? Замечание в дневнике — это проблема. Оценка «2» — это проблема. Оценка «3» в аттестате — это большая проблема! Давайте остановимся! Прошли годы. Ваши школьные дни уже покрыты туманом. Каково ваше отношение к тем школьным проблемам сейчас? Теперь вы понимаете, что проблема — это не оценка, проблема — это не вызов родителей в школу. Реальная жизнь нам не ставит оценки, а значит, данная практика была в корне ложна. Вам в школе, тогда, об этом кто-либо говорил? Хотел бы я, чтобы мне тогда говорили правду, подготовили меня, а не выплюнули упакованного под завязку ложными представлениями об окружающем мире, который с порога начал меня бить… наотмашь.

• Я боялся проблем. Я вырос в прекрасном городе Риге и школьные годы провел в Рижской средней школе № 40. Наша школа была с английским уклоном, старинными традициями и огромным конкурсом на каждое место в классе. Не знаю, как это произошло, но моя учительница английского языка невзлюбила меня с самого первого дня моего пребывания в этой школе. В первую же неделю она вызвала моего отца в школу и сказала ему в моем присутствии: «Ваш сын не способен к обучению английскому языку. Он никогда не будет говорить на нем!» Как вы думаете, что я почувствовал тогда? Конечно страх. Прошли годы, все 10 школьных лет моим бессменным учителем оставалась Людмила Леонидовна, у которой я так и остался постоянным «нелюбимым учеником». Все 10 лет я жил с чувством глубокого страха к моей проблеме — неспособности говорить на английском языке. Сейчас я владею английским так же свободно, как и родным языком, страх исчез в тот момент, как я переступил порог школы в последний раз. Но с этим шагом пришли и новые проблемы, к которым я стал относиться с боязнью… по старой привычке.

• Я неправильно на них реагировал. Привычка бояться неприятностей являлась основной причиной моего неправильного отношения к проблемам. Что мы обычно делали, сталкиваясь с неудачей? Боялись! Боялись наказания, порицания, трепки. Как результат, в определенный момент жизни я стал специалистом (как и многие другие школьники) по выведению нежелательных оценок с бумажных поверхностей дневников и классных журналов, подделке «родительских» объяснительных записок в школу и справок от врачей. Данные знания, конечно, мне пригодились потом в жизни, но сейчас я понимаю, что было бы намного лучше, если бы тогда меня кто-нибудь просто научил поменять мое отношение к проблемам, мою реакцию на них.

Я не был готов к проблемам. В школе вопрос неудачи у нас очень часто обходился стороной. Мы часто закрывали глаза и думали, что выйдем в жизнь и все будет такое розовое или ярко-голубое, какое-то свечение, все будет здорово, такие прекрасные тона… но в реальности первое, с чем мы столкнулись, это были проблемы. И к проблемам мы не были готовы. Я и многие мои одноклассники пережили дикий стресс, попав в неприветливый, непонятный мир взрослых.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я