Последний рейс из Дейтона. Переговоры за закрытыми дверями

Небойша Вуйович, 2019

В книге приводятся свидетельства очевидца переговоров, происходивших в 1995 году в американском городе Дейтоне и положивших конец гражданской войне в Боснии и Герцеговине и первому этапу югославского кризиса (1991−2001). Заключенный в Дейтоне мир стал важным рубежом для сербов, хорватов и бошняков (боснийских мусульман), для постюгославских государств, всего балканского региона, Европы и мира в целом. Книга является ценным источником для понимания позиции руководства СРЮ/Сербии в тот период и сложных процессов, повлиявших на складывание новой системы международной безопасности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Последний рейс из Дейтона. Переговоры за закрытыми дверями предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Первые очертания новой Боснии

В течение следующей недели, в середине июня, у меня состоялись интенсивные дипломатические переговоры и встречи с представителями дипломатического корпуса в Вашингтоне, потому что представители Госдепа и Совета национальной безопасности (NSC24) были абсолютно недоступными для общения. Нельзя было не заметить, что мои собеседники вели себя особенно сдержанно, когда речь заходила о Боснии и Герцеговине, а в воздухе витало ощущение, что «заваривается» что-то серьезное. Первым карты передо мной открыл советник греческого посольства Янис Янокопулос. По его словам, американская администрация составила план формирования Мусульманско-хорватской федерации, который был предъявлен мусульманам и хорватам как дело решенное, не подлежащее обсуждению. Еще одним «энтитетом» станет Республика Сербская. Раздел территории будет следующим — 51 % на 49 % в пользу Мусульманско-хорватской федерации.

В переговорах в Вашингтоне участвовали следующие представители боснийских мусульман: Алия Изетбегович25, Неджиб Шачирбегович26 и его сын Мухаммед Шачирбей27, изменивший собственную фамилию. Хорватскую сторону представлял Крешимир Зубак28, однако решающее слово оставалось за державшимся в тени хорватским послом Миомиром Жужулом29, который получил назначение после кончины Крешимира Чосича. По итогам непростых переговоров, сопровождавшихся серьезным давлением со стороны американцев, удалось достичь соглашения о формировании Мусульманско-хорватской федерации. По требованию мусульман из документов была изъята принципиальная договоренность о соотношении территорий новосозданной федерации и Республики Сербской30 (51 % и 49 %, соответственно). Эту информацию мне подтвердил советник итальянского посольства Стефано Стефани — ни, а затем и германский министр-советник Штайнер (позднее он погиб в Боснии вместе с боснийским министром обороны Дервишбеговичем в результате падения вертолета).

Получив подтверждение информации, я отправил ее вместе с кратким указанием источников в Белград, а также в нашу постоянную миссию при ООН в Нью-Йорке. При этом я указал, что теперь, имея на руках соответствующие аргументы и карты, я собираюсь вступить в переговоры с представителями Государственного департамента и NSC. На следующий день я разговаривал с Энди Воржбером — старшим директором в Совете национальной безопасности (по-видимому, имеется в виду Александр Вершбоу31. — Прим. перев). Ему я рассказал о том, что мне стало известно, не называя при этом имен европейских коллег, поделившихся со мной сведениями. Подтвердив их достоверность, мой собеседник лестно отозвался о моей осведомленности. По его словам, в Вашингтоне про меня говорили следующее: «Если вы выставите Небойшу Вуйовича за дверь, он залезет к вам в окно. Если вы его выкинете и закроете окно, он проберется сквозь дымоход. Везде, где происходит что-нибудь важное, всегда окажется Небойша Вуйович, даже если это ваш собственный дом». Я рассмеялся в ответ: «Что мне остается? Меня избегают, приходится изворачиваться, заниматься гимнастикой».

Признав еще раз точность моих данных, Воржбер посетовал на то, как непросто пришлось им с боснийскими мусульманами, из-за которых атмосфера в ходе переговоров была очень напряженной. В конце концов, состроив скорбные мины, — продолжал мой собеседник, — они приняли американское предложение и согласились на формирование Мусульманско-хорватской федерации. Более выгодные для себя условия пытались выговорить и хорваты из БиГ и Хорватии, которые тоже настаивали на том, чтобы не определять наперед, сколько кому достанется процентов совокупной территории. Этот вопрос они считали нужным обсуждать в ходе мирной конференции, если таковая состоится. На самом деле в то время ни хорватам, ни мусульманам не нравилась идея федерации. Не устраивает она их и сегодня. И те, и другие хотели иметь отдельные «энтитеты». Американцы придерживались формулы: 51 % — мусульманам и хорватам, а 49 % — сербам. Я на это возразил, что подобное решение противоречит демографии и топографии Боснии и Герцеговины. Как народ сербы располагают большинством и проживают на 64 % территории БиГ, которые находятся под контролем их вооруженных сил32. Поэтому доля, предложенная мусульманам и хорватам, отнюдь не так мала. Однако, подчеркнул я, если дело дойдет до мирной конференции, а нельзя не заметить, что США что-то «замышляют», мы будем готовы к переговорам.

После этого я отправился в Госдеп, где имел беседу с политическим директором по Юго-Восточной Европе Джимом Свайгартом. Он также подтвердил верность имеющейся у меня информации, добавив, что удалось добиться значительного прогресса в создании дорожной карты мирного процесса. Я попросил его разузнать в Госдепе, когда мне просить о встрече, чтобы меня проинформировали надлежащим образом, как это принято в дипломатии. Потому что сам я на протяжении всей своей дипломатической карьеры никогда не вел себя иначе по отношению к коллегам. Ведь не должен я слоняться по всяким ресторанам и отелям, дергать за рукав европейцев, чтобы из вторых-третьих рук узнавать о том, что происходит. Недопустимо, добавил я, чтобы те, кому принадлежит решающее слово, держали в курсе мусульман и хорватов, обсуждали с ними стратегию преодоления конфликта, а я, будучи представителем СРЮ, был вынужден окольными путями добывать информацию о происходящем. В ответ он улыбнулся и сказал, что понял меня, и что я могу звонить в любое время, когда мне понадобится поговорить с ним.

Вскоре ситуация действительно изменилась к лучшему, однако мне по-прежнему всерьез казалось, что о некоторых вещах мне недоговаривают. Я задействовал свою «связь с местным обществом»33, свой контакт в Пентагоне, или, проще говоря, обратился к своему другу Грегу Вукшичу, который когда-то работал помощником американского военного атташе в Белграде, а после этого служил в Оборонно-разведывательном агентстве сухопутных войск. Это был исключительно корректный человек. Встретившись со мной в одном из ресторанов в Вирджинии, он сообщил мне, что американское правительство наняло Корпорацию профессиональных военных в отставке (Military Professional Retired Incorporated — MPRI) — американскую частную компанию, принадлежавшую отставным офицерам и торговавшую оружием. С помощью MPRI власти США поставляли его хорватам в Хорватии и Боснии34.

Вообще, в Америке принято, чтобы офицеры, уходя на пенсию и получая выходное пособие, основывали частные фирмы по продаже оружия и тем самым зарабатывали себе на жизнь. Обычно они сотрудничают с крупными военно-промышленными компаниями: Texas Instruments, Gedeon, Northrop Grumman, Boeing, Lockheed и т. п. MPRI снабдила хорватов в Хорватии и БиГ эффективным вооружением, с помощью которого им удалось непосредственно накануне переговоров в Дейтоне осуществить серьезное наступление на позиции боснийских сербов. Американцы полагали, что перед переговорами в Дейтоне следовало «установить баланс сил на игровой площадке» (level the playfield, как они это называют). В какой-то момент хорваты даже двинулись на Баня-Луку, но отступили35. Тем не менее они добились серьезного успеха, проведя наступление в направлении городов Шипово, Бихач и Славонски-Брод36. С помощью этих операций, специально приуроченных к началу переговоров, американская администрация стремилась ослабить позиции сербов и вынудить их согласиться на раздел территорий по формуле 51 % на 49 % в пользу Мусульманско-хорватской федерации.

Все это мне подтвердил и Джим Брайт — заместитель главы Оборонно-разведывательного агентства сухопутных войск. Этот «рабочий контакт» в Пентагоне тоже был исключительно корректным собеседником. К тому же он был женат на македонке. Все сведения я скрупулезно передал в Белград. Американский департамент нашего МИДа поручил мне выразить Госдепу протест в связи с поставками оружия хорватам и мусульманам через компанию MPRI. В срочном порядке я отправился к Джиму Свайгарту. Встретившись с ним, я заявил, что снова от третьих лиц мне стало известно, что MPRI вооружает хорватов в Хорватии и Боснии. Делается это с целью проведения масштабного наступления на позиции боснийских сербов, что серьезно осложняет ситуацию и делает ее взрывоопасной. Я подчеркнул, что Белград крайне взволнован, и что необходимо срочно положить конец подобным действиям, которые могут поставить под сомнение перспективу проведения мирной конференции и, в целом, процесс мирного урегулирования в БиГ. Я также выразил негодование в связи с тем, что не был проинформирован и об этой операции, о которой мне снова пришлось добывать сведения окольными путями. Все произошедшее я назвал военными играми американской администрации. Свайгарту не оставалось ничего другого, как подтвердить, что таков их план, с помощью которого они хотели установить равновесие на фронте. А без него, по их мнению, — невозможно политическое решение конфликта.

Полный отчет об этих встречах я отправил в наш МИД.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Последний рейс из Дейтона. Переговоры за закрытыми дверями предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

24

Совет национальной безопасности США (National Security Council) — создан в 1947 г. как основной консультативный орган для координации спецслужб, вооруженных сил, государственного департамента и советников президента США в вопросах национальной безопасности.

25

Алия Изетбегович (Alija Izetbegović) (1925−2003) − боснийский мусульманский политик. В 1943−1945 гг. активист движения «Молодые мусульмане», в 1947 г. осужден за пособничество оккупантам, в 1970 г. написал «Исламскую декларацию», изложив в ней идеи исламского фундаментализма. В 1983 г. за нее был осужден на Сараевском «процессе 11-ти». Освобожден в 1988 г., в 1989−1990 гг. возглавил создание национального движения боснийских мусульман Партии демократического действия (ПДД). В 1990 г. избран председателем Президиума БиГ, в 1991−1992 г. возглавлял борьбу за отделение БиГ от СФРЮ. В 1992−1996 гг. председатель Президиума БиГ, глава боснийских мусульман, руководивший ими в ходе боснийской войны. Участник Дейтонских переговоров. В 1996−2003 гг. член Президиума БиГ от бошняков.

26

Неджиб Шачирбегович (Nedžib Šačirbegović), (р. 1926) − боснийский мусульманский политик, соратник А. Изетбеговича по движению «Молодые мусульмане», вместе с ним осужденный в 1947 г. В 1963 г. эмигрировал из Югославии, а в 1967 г. поселился в США, в 1973 г. получил американское гражданство, сменив фамилию на Шачирбей и работал психиатром. С 1992 г. стал специальным представителем А. Изетбеговича в США.

27

Мохамад Шачирбегович, или Мохамад «Мо» Шачирбей (Mohamad Šačirbegović Mohamad “Mo” Sacirbey) (р. 1956) − боснийский и американский политик, сын Н. Шачирбеговича. В 1992−2000 гг. представитель БиГ в ООН, в мае-ноябре 1995 г. — глава МИД БиГ. Один из наиболее активных лоббистов вовлечения США в боснийский кризис. В 2000 г. уволен с поста представителя БиГ в ООН по обвинению в хищении средств. В 2003 г. арестован в США по запросу БиГ, в 2004 г. выпущен под залог, а в 2009 г. суд отказал в его экстрадиции в Боснию.

28

Крешимир Зубак (Krešimir Zubak) (р. 1947) − боснийский хорватский политик. В 1994 г. сменил М. Бобана на посту президента Херцег-Босны (непризнанного государства боснийских хорватов), а после подписания Вашингтонского соглашения избран первым президентом мусульманско-хорватской Федерации БиГ (1996−1997). В 1996−1998 гг. член Президиума БиГ от хорватов. В 1998 г. проиграл борьбу за лидерство в Хорватском демократическом содружестве БиГ, вышел из партии и создал собственную структуру, «Новую хорватскую инициативу» (НХИ), опиравшуюся на поддержку международных структур в БиГ. В 2001−2002 гг. министр по правам человека и по делам беженцев в правительстве «Альянса за перемены». В 2010 г. отошел от политической деятельности.

29

Миомир Жужул (Miomir Žužul) (р. 1955) − хорватский дипломат и политик. В 1992−1993 гг. заместитель министра иностранных дел Хорватии и советник по национальной безопасности президента Ф. Туджмана, а также председатель Комитета по внешней и политике и международным отношениям Президентского совета Хорватии в 1995−1999 гг. В 1993−1996 гг. представитель Хорватии в ООН, затем в 1996−2000 гг. посол Хорватии в Вашингтоне. В 2003−2005 гг. министр иностранных дел в правительстве Иво Санадера, был вынужден подать в отставку из-за обвинений в коррупции. Считался одним из самых проамериканских политиков в руководстве страны.

30

Республика Сербская — государственное образование боснийских сербов, созданное в ходе гражданской войны 1992−1995 гг. и получившее юридическое закрепление по Дейтонским соглашениям, предоставившим РС статус одной из двух составных частей БиГ, наделенной весьма широкой автономией.

31

Александр «Сэнди» Вершбоу (Alexander “Sandy” Vershbow) (р. 1952) — американский дипломат, специалист по России. В 1993−1994 гг. заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Канады, затем в 1994−1997 гг. специальный помощник президента США и старший директор по делам Европы в Совете национальной безопасности США. В 1998−2001 гг. постоянный представитель США в НАТО, в 2001−2005 гг. посол США в России, а в 2005−2008 гг. посол США в Южной Корее. В 2009−2012 гг. заместитель министра обороны США по вопросам международной безопасности, в 2012−2016 гг. заместитель генерального секретаря НАТО.

32

Автор, видимо, имеет в виду тезис о том, что боснийские сербы владели 64 % всех частных сельскохозяйственных земель в БиГ, часто использовавшийся лидерами РС для обоснования прав сербской общины на самоопределение. На начало 1995 г. войска РС контролировали около 70 % территории БиГ.

33

Человек, с помощью которого устанавливаются контакты (так в тексте. — Прим. перев.).

34

Точное название — Military Professional Resources Incorporated. Одна из старейших американских частных военных компаний (ЧВК), созданная высшими генералами армии США MPRI, не поставляла оружия армии Хорватии, но оказала ей услуги как в области подготовки личного состава, прежде всего — командного к ведению боевых действий, так и в разработке операции «Буря» по разгрому Республики Сербская Краина в августе 1995 г. В последующем MPRI привлекалась правительством США к подготовке армии ФБиГ, армий Афганистана, Ирака, Уганды, Колумбии и др.

35

Речь идет о наступлении хорватских и мусульманских войск в Западной Боснии в октябре 1995 г., остановленном под жестким нажимом США на подступах к крупнейшему городу РС Баня-Луке.

36

Автор смешивает события летне-осеннего наступления хорватских и мусульманских войск в Западной Боснии. Так, г. Бихач был деблокирован хорватами в ходе операция «Буря» против РСК в начале августа 1995 г.; находившийся всю войну под хорватским контролем г. Славонски-Брод ошибочно упомянут вместо соседнего Босански-Брода (занят сербами в 1992 г.), а г. Шипово был взят хорватскими войсками в сентябре 1995 г. Собственно, хорватско-мусульманское наступление качественно изменило территориальный баланс в БиГ, так как под контролем сербов осталось заметно менее 49 % территории республики.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я