Эволюция образа глазами гримера. Краткий экскурс в историю макияжа и прически

Натэлла Ивлева, 2022

Стандарты красоты постоянно изменяются: социальный климат, культура, развитие науки и техники и даже политика влияют на каноны привлекательности со времен Древнего Египта до наших дней. Каждая эпоха требовала от мужчин и женщин соответствия образу. Например, в период европейского Возрождения ценились белые брови, тонкие губы были желанными для викторианцев, а в 50-е годы ХХ века в Соединенных Штатах все сходили с ума от форм Мерилин Монро. «В эпоху Средневековья молодые женщины считались безобразными, если у них были длинные, черные, как вороново крыло, волосы, смуглое или загорелое лицо, слегка покатые плечи, узкие бедра, округлый живот. Св. Иероним называл их «амазонками дьявола» и полагал, что такие черты убивают в женщине облик Марии, Царицы Небесной». Автор книги, кинохудожник и специалист по гриму Натэлла Ивлева, собрала по крупицам сведения о том, как менялись тенденции в области макияжа и прически на примере образов Клеопатры, Екатерины Медичи, Мадонны и Жаклин Кеннеди, и систематизировала эти и другие узнаваемые типажи из литературы, изобразительного искусства и кино. «Румяна Мария-Антуанетта предпочитала носить «в виде совершенного круга, цвета, мало отличного от алого». Естественным такой макияж назвать было нельзя, однако он вполне соответствовал тогдашней моде высших социальных кругов и сразу выделял подлинных аристократов, безошибочно указывая на их высокий статус». Вы узнаете, что такое туберкулезный шик, почему было модно выглядеть болезненной и при чем здесь романтизм; как поэты Александр Блок и Константин Бальмонт сделали популярным типаж «богемного эстета» в бархатном пиджаке; как воссоздать образ «девушки с соседней улицы» или Наташи Ростовой. Эта книга – не только увлекательный исторический экскурс, но и источник вдохновения для всех, кто стремится придумывать необычные образы, сочетать современные тенденции с отсылками к стилям из прошлого, а также использовать наработки позабытых художников и модельеров в новой эстетике. «В поисках индивидуальности хиппи выступали за гендерное равноправие, использовали этнические мотивы и психоделический грим, разрисовывая лица яркими красками, цветами и сердечками. Кумиром молодежи стала певица Дженис Джоплин». Для кого Для гримеров, визажистов, парикмахеров, историков моды, дизайнеров, художников по костюмам, а также начинающих артистов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эволюция образа глазами гримера. Краткий экскурс в историю макияжа и прически предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

Как все начиналось

Если бы руки имели быки, или львы, или кони,

Чтоб рисовать иль творить изваянья, как люди,

Кони тогда на коней, а быки на быков бы похожих

Нарисовали богов, и тела их сваяли

Точно такими, каков у каждого собственный облик.

Ксенофан Колофонский (VI в. до н. э.)

ЕГИПЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ НА ПАПИРУСЕ

Глава 1

Какие они, эти женщины и мужчины?

Появление декоративной косметики уходит корнями в далекое прошлое. И хотя невозможно точно сказать, где и когда впервые был применен макияж, достоверно одно: искусство грима существует с незапамятных времен. Грим был знаком первобытным племенам, цивилизации майя, жителям Древнего Египта. Уже 4 500 лет назад красавицы Индии разделяли свою любовь к свинцовым белилам с женщинами из стран Средиземноморья.

Идеалом красоты в Древнем Египте была стройная, грациозная женщина с пухлыми губами и большими миндалевидными глазами. Самыми красивыми считались редко встречавшиеся зеленые глаза; для придания им особого блеска в них капали сок белладонны.

Египтянки обводили глаза зеленой краской, созданной на основе углекислой меди, а для завершения образа красили в зеленый цвет ногти на руках и ступни ног.

И мужчины, и женщины Древнего Египта носили грим: у многих были обведены контуром глаза, накрашены брови, на щеки и губы нанесены румяна, а на лица — белила. Почти такой же набор косметики выбирают и современные женщины. Согласно данным археологических раскопок, египтяне долгое время для макияжа применяли зеленую краску, которую позднее сменила черная.

А еще они носили парики — сложные, причудливые, сплетенные из множества доходящих до плеч косичек. К парикам крепились миниатюрные сосуды с ароматическими благовониями.

Египтяне были первыми специалистами в области косметики: это они придумали разнообразные краски, румяна, притирания, искусственные волосы, парики и многое другое. Во время раскопок в храме одной из цариц египетские археологи обнаружили целый косметический кабинет, где было все необходимое для придания привлекательности лицу и телу.

ГОЛОВНОЙ УБОР ЖЕНЫ ФАРАОНА ТУТМОСА III. 1469–1436 гг. до н. э.

ПАРИК ИЗ ГРОБНИЦЫ ЕГИПЕТСКОЙ ПРИНЦЕССЫ СИТАТОРЮНЕТ. 1887–1813 гг. до н. э.

В берлинском Египетском музее хранится туалетный ящичек египетской царицы, пролежавший в земле почти 4000 лет, — возможно, он был одним из первых в мировой истории. В британском и берлинском музеях можно увидеть также элементы культуры Нового царства Древнего Египта: женские парики с длинными локонами из овечьей шерсти, зеркала, разнообразные украшения, шкатулочки и прочие женские безделушки.

Несмотря на экзотичность, нам вряд ли бы понравилась мода Древнего Египта, ведь главные признаки античной культуры — неизменность, постоянство и однообразие. Древнеегипетский стиль одежды мог бы войти в Книгу рекордов Гиннесса как самая долгоживущая мода.

Одежда, сшитая в четвертом тысячелетии до н. э., практически не отличается от одежды, созданной во втором тысячелетии. Но уже в те далекие времена платья шились по точно рассчитанным выкройкам и изящно украшались, а ткани были красивыми и приятными на ощупь.

Заметьте, как красиво контрастирует белая набедренная повязка с коричнево-красным цветом мужского тела в произведениях египетской живописи: каноны древнего искусства предписывали этот цвет для изображения мужских фигур, а женщины (и рабы!) изображались с кожей желтого цвета.

ФРЕСКА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАБОТ ИЗ ГРОБНИЦЫ НАХТА. 1400–1390 гг. до н. э.

В погребениях древних египтян, персов и народов, живших ранее, находят разные предметы, которые можно причислить к декоративной косметике. Женщины майя окрашивали свое тело красной мазью, в которую добавляли липкую и пахучую смолу (такая процедура освежала и ароматизировала кожу), а на лицо наносили разные краски.

ПРАВИТЕЛЬ ПАЧАНСКОГО ЦАРСТВА ЦИВИЛИЗАЦИИ МАЙЯ ЯШУН-БАЛАМ IV, ИЗВЕСТНЫЙ КАК ПТИЦА-ЯГУАР, И ЖЕНСКАЯ ФИГУРА, ОБА В ВОЕННОМ ОБЛАЧЕНИИ. РЕЗНОЙ ИЗВЕСТНЯКОВЫЙ БАРЕЛЬЕФ МАЙЯ В ЯКШИЛАНЕ, МЕКСИКА. Ок. 770 г. н. э.

Эталоном мужской красоты у майя были сплющенный череп и крупный нос с горбинкой. К этим чертам можно добавить совершенно безбровое лицо, терракотовый оттенок кожи, черные волосы и необыкновенной красоты шрамирование — татуаж, наносившийся на лица и тела членов племени обоих полов.

Идеал красоты в Древнем Китае — маленькая, хрупкая, плоскогрудая женщина с крошечными ступнями, чья внешность была сформирована в результате физических истязаний: с пяти-шестилетнего возраста девочкам туго пеленали стопы и грудь. Не соответствующую «стандарту» девушку было практически невозможно выдать замуж.

ЧИГУСА КИТАНИ (1895–1947). ПРИДВОРНАЯ ДАМА ЭПОХИ ХЭЙАН. КСИЛОГРАФИЯ

УТАГАВА САДАХИДЭ. МУЖЧИНЫ ИЗ НАНКИНА ВРЕМЕН ДИНАСТИИ ЦИН ЛЮБУЮТСЯ ВЕЕРОМ

Главным достоинством мужчины в Китае считались длинные волосы, заплетенные в причудливые косы.

В этой книге главное внимание мы уделим белой расе, которую в разное время называли то кавказской, то арийской, то индогерманской и, наконец, средиземноморской — последний термин сегодня употребляется наиболее часто. И начнем с Древней Греции, в которой всегда существовал культ тренированного тела.

Эталоном красивого женского тела у греков была статуя Афродиты Милосской: рост ее составлял 164 см, окружность груди, талии и бедер — 86, 69 и 93 см соответственно. Согласно греческим канонам, красивое лицо должно было сочетать прямой нос и большие глаза.

Наше представление о прическах Древней Греции основывается на скульптурных изваяниях и образцах прикладного искусства. Парикмахерское дело было хорошо развито, а процесс укладки волос являлся особенной церемонией. Причесыванием, окрашиванием и завивкой волос занимались хорошо обученные рабы-каламистры, которые стоили значительно больше обычных рабов, и именно они считаются первыми парикмахерами в истории.

Греки по природе темноволосы, но при этом в литературе нередко воспеваются златокудрые красавицы. Возможно, когда-то давно греки имели светлые волосы, а на протяжении столетий постепенно «потемнели» в результате смешения с турками, а может быть, гречанки научились менять природный цвет волос с помощью щелочных составов.

С развитием греческого общества прическа стала показателем социального статуса человека. Мужские прически отличались простотой линий и были похожи на современные женские: длинные пряди завивались в спиральные локоны или заплетались в косы и красиво укладывались, часто под ленту, которая охватывала всю голову. Прически периода архаики (начало VIII — VI в. до н. э.) можно увидеть на скульптурах афинского Акрополя. Самой распространенной была прическа из заплетенных кос, двойным кольцом обвивающих голову. При этом лоб всегда украшала густая челка из мелких локонов. Еще один древнегреческий стиль — прическа бога Зевса: густая грива завитых волос.

«ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ». МРАМОР. 150–125 гг. до н. э. (ФРАГМЕНТ)

В V — IV вв. до н. э. на смену косам пришли аккуратные парики из подстриженных, крупно завитых кудрей. Теперь силуэт головы обрисовывали четкие линии локонов. Парики были довольно однообразны, различались лишь виды завивки: она делалась горячим либо холодным способом, при этом техника исполнения все время совершенствовалась. Форме локона греки уделяли особое внимание, и в одной прическе могли сочетаться разные его виды.

ГЕРМА БОРОДАТОГО БОГА. МРАМОР. РИМСКАЯ КОПИЯ ГРЕЧЕСКОГО МРАМОРНОГО ГЕРМА. 450–425 гг. до н. э.

ПОРТРЕТ ЛУЦИЯ ВЕРА. МРАМОР. 60-е гг. II в. н. э. (ФРАГМЕНТ)

АХИЛЛ ТАТИЙ. «ЛЕВКИППА И КЛИТОФОНТ». II в. н. э.

«И БЛЕСК ПАВЛИНЬИХ ПЕРЬЕВ, КАЗАЛОСЬ МНЕ, НЕ МОГ СРАВНИТЬСЯ СО СВЕРКАЮЩЕЙ КРАСОТОЙ ЛЕВКИППЫ. ЛИЦО ЕЕ БЫЛО ЦВЕТА НАРЦИССОВ, РОЗЫ ЦВЕЛИ НА ЕЕ ЛАНИТАХ, ФИАЛКОВЫМ ЦВЕТОМ МЕРЦАЛИ ЕЕ ГЛАЗА, А КУДРИ ВИЛИСЬ ПЫШНЕЕ, ЧЕМ ПЛЮЩ. ВСЕ ЦВЕТЫ ЦВЕЛИ НА ЛУГЕ ЕЕ ЛИЦА».

Существовали специальные мастерские для изготовления париков, и изделия древних мастеров парикмахерского искусства быстро стали популярным товаром на рынках не только Древней Греции, но и многих других стран. Парики были так дороги, что купить их могли лишь очень состоятельные люди. Самыми ценными и популярными были парики, изготовленные из натуральных светлых волос.

В дополнение к прическе все греческие мужчины, достигшие зрелости, носили аккуратно подстриженные и подвитые бороды, обрамляющие нижнюю часть лица. Мода на бороды прошла с началом правления Александра Македонского, который гладко брил лицо.

ПРАКСИТЕЛЬ. ДИАНА ГАБИЙСКАЯ. МРАМОР. IV в. до н. э. (ФРАГМЕНТ)

Женские прически изначально были простыми и скромными: среди них преобладали пучки и узлы. Волосы покрывали тканью или надевали на них головной убор в форме мешочка — такая укладка называлась прической гетеры[1]. С годами она усложнилась, и для создания конусообразной формы пучка стали применять каркас. Этот силуэт был самым распространенным, имел много вариантов и назывался «греческий узел». Позднее, когда узел стал крепиться на нижней части шеи, его переименовали в каримбос. В Древней Греции такая прическа считалась классической, но в зависимости от моды менялись способы и формы завивки, а узел то приподнимался над шеей, то опускался.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эволюция образа глазами гримера. Краткий экскурс в историю макияжа и прически предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Гетерами в Древней Греции называли женщин образованных, незамужних, свободного поведения. — Прим. ред.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я