Путь к созвездию Кентавра. Книга вторая

Натан Валесиос, 2023

Продолжение фантастического романа "Путь к созвездию Кентавра" приоткрывает новые горизонты событий второй половины двадцать первого века. Наконец человек ступит на поверхность пригодной для жизни планеты, и человеческая цивилизация обретёт второй дом.

Оглавление

Событие 13. Белград — Карпаты

Наконец настал знаменательный день, когда Председатель Распроди по приглашению Лидера России Владимира Брусилова отправился в поездку по новой автомагистрали, соединяющей три православных столицы — Белград, Киев и Москву. Даже недавнее нападение нескольких тысяч африканских наёмников на побережье Испанской Директории13 не повлияло на планы Совета Достоинства и Чести проехать по открывшейся автостраде.

Автомагистраль представляла собой сложнейшее инженерное сооружение, вобравшее всё самое современное и совершенное. Четырёхполосное в обе стороны полотно дороги почти на всём протяжении в тысячу восемьсот километров было прямое от горизонта до горизонта (насколько хватало видимости). Вдоль магистрали разместились многочисленные защитные сооружения от непогоды и несколько станций заправки водородного топлива. На карте автомагистраль изображалась в виде прямой линии, протянувшейся от Белграда до Москвы.

Делегация должна была посетить по пути следования несколько населённых пунктов, развивающихся по плану комплексного развития территорий.

Приезд в российскую столицу значился в маршруте последним.

В качестве сопровождающих главу государства получили приглашения члены Совета Достоинства и Чести: Учители Истины Даниил и Авель, Верховный советник Ульрих, ответственный за организацию путей и сообщений Союза, и учёный монах Марк, а также несколько корреспондентов новостных агентств. Такое внушительное представительство духовенства отвечало цели поездки, которая, помимо инспектирования строительной части, основной упор делала на духовную составляющую проекта.

Рано утром высокопоставленная делегация прилетела из Города Мира в Белград, здесь в аэропорту её ожидали новенькие, сверкающие перламутром дабионы14 на колёсном ходу и броневики охраны сопровождения.

Брусилов, организовавший правительственный автопробег, предложил всем рассаживаться по машинам. В первый и второй дабионы сели Руководители Союза, в третий — корреспонденты.

Правительственный кортеж выехал из Белградского аэропорта и направился в центр города к главному собору Святого Саввы, построенному в классическом византийском стиле полвека назад. Там при большом стечении народа руководство Союза присутствовало на молебне о путешествующих. После этого правительственная колонна, выехав из Белграда, понеслась на скорости более ста пятидесяти километров в час по новой автостраде. На маршруте предполагалось посещение нескольких образцовых административно-хозяйственных территорий, так называемых конгломерий15, первая из которых была расположена в Прикарпатье.

В пути члены Совета старались не обсуждать тему недавнего нападения бандитов с Африканского континента. Этим вопросом занималась Служба безопасности Союза, руководство которой готовило доклад о результатах расследования инцидента по возвращению членов Совета в Город Мира.

Тему о новой трассе поднял Ульрих, обратив внимание коллег на возникшие трудности в ходе строительства:

— Самым сложным в инженерном отношении и самым затратным был участок от Быстрицы до Сучавы протяжённостью всего сто пятьдесят километров, но проходящий через Карпатские горы. Здесь нам пришлось устроить восемь мостовых переходов и четыре тоннеля.

— А как вы решили проблему строительства в сейсмической зоне Карпат? — спросил учёный монах Марк.

— О, над этой проблемой пришлось попотеть: мосты имеют гироскопическую стабилизацию в трёх плоскостях, а при строительстве туннелей применена технология стабилизации и удаления жестких грунтов вокруг наружной оболочки тоннеля. Между внутренней и наружной оболочками применена система композитных амортизаторов и теплоизолирующего покрытия. При этом композитные материалы внутренней оболочки имеют свойство растягиваться и сжиматься. Но я думаю, что это мало кому интересно, уважаемый учёный монах Марк.

— Почему же, уважаемый Верховный советник, тема безопасности всегда интересна, даже для непосвящённых в эту тематику, — сказал Председатель Распроди, глядя через бронированное стекло дабиона на небо: была хорошая погода, и даже из-за плотной облачности изредка выглядывало солнце.

По маршруту намечалась остановка в городке Лудуш — центре одноимённой конгломерии. Это была одна из первых образцовых конгломераций в Союзе. Через два часа движения колонна свернула с автострады в сторону городка.

— Мы с вами, уважаемые Руководители Союза, придумали эту, на мой взгляд, прогрессивную форму развития территорий, — привлёк к себе внимание Председатель. — Мы создали систему конгломерий, считая, что это приведёт к эффективному решению на местном уровне духовных, экономических, образовательных и социальных вопросов. Сейчас мы посмотрим, что из этого получилось в этой конгломерии.

Заехали в Лудуш. Здесь на центральной площади делегацию ожидал Главный директор Прикарпатской Директории Йозеф Фишек, Управляющий конгломерии Петру Дамбу, местные школьники и оркестр. Руководители Союза после приветствий и фотографирования зашли в здание Управы конгломерии, туда же последовали приехавшие корреспонденты.

Йозеф Фишек, заранее знавший об ограниченном времени пребывания руководства Союза в Лудуше, любезно пригласил делегацию в зал заседаний, где уже были накрыты обеденные столы. Этот сценарий был согласован с Помощником Председателя, для того чтобы показать румынское гостеприимство и заодно доложить о результатах работы по созданию конгломерии.

За большим круглым столом разместились члены Совета и Йозеф Фишек, севший рядом с Распроди. Пока члены делегации и корреспонденты рассаживались за столами, Фишек предоставил слово главе Управы «Лудуш» Петру Дамбу.

В центр зала вышел пожилой мужчина невысокого роста, с лысиной, подобной тонзуре у католического священника. Он сделал небольшую паузу, а потом, поймав внимательный взгляд Председателя Распроди, сказал громко, явно волнуясь, с неловкой попыткой улыбнуться:

— Многоуважаемые гости, мы хотим, чтобы вы отведали наши национальные блюда и высказали своё справедливое мнение о качестве и вкусе блюд. У нас веками складывалась традиция приготовления мясных блюд, но новые веяния нашей политической и духовной системы внесли изменения и в наш рацион. Мясо сейчас употребляют в пищу только больные по назначению врачей, а все остальные жители — по большим праздникам по согласованию с духовенством. Общее потребление мяса сократилось с семидесяти килограмм в год до Великого Поворота Событий до трёх килограмм, то есть более чем в двадцать раз. На столах сегодня только вегетарианские блюда, хлебные лепёшки и сыр. Вот вы видите мусаку — это греческое блюдо из баклажанов, в которое добавлены кабачки, помидоры, картофель и грибы, а вот фаршированные перец, кабачки и баклажаны. Грибы для блюд мы выращиваем на закрытых от атмосферных осадков плантациях. А вот, уважаемые гости, наш национальный сыр кашкавал, обжаренный в панировочных сухарях, и сыр телемеа, изготовленный из овечьего молока. Кушайте, гости дорогие!

Дамбу ещё раз посмотрел на Председателя — тот, вооружённый вилкой с насаженным на неё кусочком сыра, кивнул, как бы подбадривая его. Тогда Дамбу продолжил:

— Позвольте мне, многоуважаемый Председатель Распроди, доложить о развитии нашей конгломерии.

Гости, сочетая приятное с полезным, пробуя блюда, с интересом поглядывали в сторону Дамбу, который не замедлил приступить к докладу, сопровождая свою речь лазерными изображениями:

— Наша конгломерия организована по принципу достаточности: мы всё можем сделать для нашего существования сами, за исключением, пожалуй, элементной базы компьютеров. Сеть агрофирм даёт нам практически всё необходимое продовольствие, часть которого мы поставляем и в другие конгломерии по требованиям Директории. Наша комплексная производственная фирма делает всё для повседневной жизни населения, здесь имеется свой швейный и обувной цеха, электротехнический и сборочный электромобильный цеха. Широкая кооперация с другими конгломериями позволяет полностью удовлетворить потребности наших жителей, а также поставить продукцию на нужды Директории.

Дамбу, глядя на спокойных, с интересом смотрящих на него гостей, уже говорил более уверенно:

— Мы всецело руководствуемся инструкциями, поступающими от Союзного руководства. Это относится и к образованию, и к духовному воспитанию наших людей… ну, я имею в виду — нашего подрастающего поколения.

Учитель Истины Авель, приподняв правую руку, произнёс:

— Уважаемый глава Управы, вот этот вопрос очень важен для всех нас. Мы создаём конгломерии не только для того, чтобы накормить и одеть население, но прежде всего для его духовного укрепления. Расскажите нам, пожалуйста, как у вас дела обстоят с вопросами духовного воспитания детей.

Дамбу тут же пожалел, что не взял с собой на доклад настоятеля храма, и теперь, немного запинаясь, попытался ответить иерарху:

— В духовном плане мы выполняем требование Святой Церкви и воспитываем у детей тягу к Богу.

— Вот как! Есть такое требование? А каким образом вы эту тягу воспитываете? — с лёгким сарказмом спросил Учитель Истины.

Дамбу кашлянул, переводя дух и усиленно, до головокружения, соображая. Проведя всю свою сознательную жизнь на хозяйственных работах, он понимал, что сфера духовности не его конёк. Да, он по-своему верил в Бога и пытался наставлять на путь истинный своих детей, заставляя всех ходить в храм, думая, что таким образом привьёт интерес к вере. Поэтому на вопрос иерарха он ответил так, как понимал это:

— У нас дети начиная с шестилетнего возраста три дня в неделю живут в школе-интернате, где ходят в храм, учат молитвы, историю Церкви и Евангелие.

Глава конгломерии опять замешкался, кашлянув и подбирая слова, но его опередил Учитель Истины Даниил:

— Как-то это у вас бездушно прозвучало, словно о производстве картофеля сказали. Вы не волнуйтесь, мы не ревизоры-инквизиторы, мы хотим разобраться с тем, как у вас поставлен вопрос духовности. Ведь эта тема очень тонкая, её нельзя сравнить с точными науками или даже с литературой, здесь не нужен шаблон.

— А мы не по шаблону… мы по методическим рекомендациям… — попытался выкрутиться, запинаясь, Дамбу.

Иерарх остановил его, подняв указательный палец:

— Да, методические рекомендации нужны, а вот интернаты для шестилетних детей излишни. С малышами должны заниматься родители в семье. О ребёнке родителю надо молиться, даже если почему-то не получается молиться вместе с ним. А чтобы молиться вместе, надо искать или даже сочинять те молитвы, которые дойдут до сознания ребёнка, не вообще до какого-то абстрактного ребёнка, а именно до конкретного ребёнка. Родительский очаг смягчает его мировосприятие, прививает основы веры, такие как любовь, доброта, сострадание, бережливость. Именно в семье ребёнок, согреваемый лучами родительской любви, учится труду и бескорыстной помощи ближнему. У ребёнка должны появиться обязанности по дому, которые привьют ему чувство ответственности и откроют путь к заповеди Господа о почитании родителей. В ходе такого воспитания в сознании ребёнка формируется восприятие Бога как любящего его Отца, который по горячей молитве придёт на помощь. А потом к процессу воспитания должна подключиться школа.

Учитель Истины Даниил посмотрел на Дамбу, как бы давая ему слово. Тот скороговоркой продолжил:

— У нас в школе в соответствии с методиками всё разложено по полочкам и по темам. А на религиозные темы у нас есть даже тесты с вопросами и ответами.

Учитель Истины перебил его:

— Ох, опять эти тесты! Аккуратнее с ними! Да, катехизис16 в виде вопросов и ответов по основам веры нужен для общего понимания веры, и евангельские рассказы полны интереса. Но сознание ребёнка должно быть свободно от штампов. Поэтому целью надо ставить не заучивание, а приобщение детей этому чуду путём красочного повествования сути Евангелия. Для этого нет необходимости читать весь текст, потому что зачастую внимание детей как бы скользит по гладкому евангельскому тексту. Достаточно озвучить одну-две фразы из текста, а затем обсудить его с детьми. По-моему, надо создавать живой интерес и желание знать, что дальше и почему.

Дамбу опять приободрился и наконец вставил:

— Как вы, ваше преосвященство, удивительно сказали, так просто и доходчиво!

Учитель Истины покачал головой и ответил:

— Ничего нового. Я всего лишь повторил слова святителя Антония Сурожского, сказанные им много-много лет назад. Духовный мир не меняется.

Председатель Распроди, чувствуя, что этот диспут уже затянулся, решил взять ситуацию под свой контроль. Он повернул голову к Фишеку и шепнул ему, чтобы объявили следующий этап программы. Тот кивнул и, медленно встав, громко сказал:

— Уважаемые члены Совета, приглашаю посетить наш духовно-образовательный центр, где сосредоточено всё необходимое для получения образования, духовного развития, укрепления и сохранения здоровья наших детей.

Члены делегации не возражали, Фишек вышел из-за стола и направился к выходу. Все последовали за ним.

Фишек с Распроди шли впереди. Издалека виднелась доминанта комплекса — собор, украшенный тремя куполами. Фишек воспользовался моментом и не преминул сказать:

— За основу этого комплекса взята концепция созданного ещё в начале века духовно-культурного православного центра в Париже на набережной Бранли… там тогда рядом Эйфелева башня стояла. — Он показал рукой на выделяющийся в архитектуре городка комплекс зданий и продолжил: — С высоты птичьего полёта комплекс напоминает цветок гибискуса, или, как в народе говорят, аленький цветочек, состоящий из пяти зданий — лепестков. В центре комплекса, как бы в центре соцветия, расположен храм. Только вместо пяти куполов, как в Париже, здесь три, что символизирует Святую Троицу. Он вмещает одну тысячу прихожан.

Купола собора Святой Троицы сверкали золотом, как будто по заказу и погода разгулялась — светило Солнце, которое редко в последние годы пробивалось сквозь грязные серые облака. Участившиеся бури с грозами становились бичом существования людей. Теперь смерчи и торнадо становились более продолжительными, частыми и опасными, особенно на побережье океанов и морей. На континентальной части вдали от побережья бури случались реже, но плотная облачность большую часть года не позволяла солнечным лучам пробиться к поверхности Земли. Однако в этот раз был замечательный день, как будто погода сопутствовала поездке руководства Союза.

Между тем Фишек говорил не переставая:

— Мы решили в этом комплексе объединить все процессы образования и воспитания подрастающего поколения. Сектор воспитания и образования разделён на отдельные блоки для дошкольного, школьного и профессионально-технического образования. Все учащиеся обеспечены индивидуальными компьютерами с доступом в Госинтранет.

Фишек жестом указал рукой как бы дальше, поверх купола храма:

— А в том здании за храмом находится амфитеатр — главный зал Центра. На его сцене проходят концерты, спектакли, конференции и собрания жителей.

Глава Директории, продолжая говорить, вёл делегацию к православному собору Святой Троицы по широкой мощёной дороге между двумя корпусами комплекса, образовавшими своеобразную анфиладу17. Указывая на храм, он сказал:

— Это сердце и душа нашего комплекса. Мы собрали с округи в храм старинные иконы, да и церковные власти нам помогли — прислали иконы, очень красивые.

Члены делегации подошли к широкой мраморной лестнице паперти собора. Перекрестившись и поклонившись, все зашли в храм. Высокие своды храма были расписаны фресками из библейской истории и освещались дневным светом, проникающим внутрь величественного сооружения сквозь расписные оконные витражи, и мягким электрическим светом немногочисленных светильников на стенах.

Настоятель храма игумен Илларион в праздничном облачении и с украшенной парчовым шитьём митрой на голове стоял у алтаря на амвоне18, готовясь начать службу. К нему поднялся Учитель Истины Даниил. Монахи поклонились друг другу. Иерарха одели в праздничное облачение — мантию и Великий омофор — длинную широкую ленту с изображениями крестов. На голову водрузили позолочённую митру с крестом. Началась Литургия…

Воздух в храме стал упругим то ли от горящих свечей, то ли от каждения ароматного фимиама19, то ли от молитвы и песнопений, откликавшихся камертоном в душе каждого присутствующего.

Хор запел Херувимскую песнь20. Песнь разлилась по всему храму переливами и волнами, трогая сердца присутствующих здесь.

Иерарх, взяв в руки дикирий и трикирий21, повернулся к Руководителям Союза и троекратно перекрестил их. С добротой и любовью во взгляде он произнёс:

— Мы, люди, при совершении Литургии присутствуем на таком же Божественном занятии, как на небесах — небесные силы: предстоим в храме перед Престолом, на котором Бог присутствует невидимо, подобно тому, как ангелы предстоят перед Престолом Господа на небесах; мы славословим Господа в храме, подобно тому, как ангелы славят его на небесах!

Пока в храме совершалось духовное действо, совершенно другое действие происходило за его пределами: несколько корреспондентов остались на территории комплекса для подготовки своих репортажей. Тут же находился вездесущий корреспондент амеравийского телеканала «Фокс Ньюс» Бадди Грановски. Он уже сделал вывод для себя о конгломерии «Лудуш» и теперь вещал в эфир для заокеанских зрителей телеканала:

— Господа, судя по всему, руководство Союза хочет запереть население в конгломериях и там жителей жёстко контролировать. А этот комплекс, который находится у меня за спиной, как сказали представители конгломерии, «сверху напоминающий аленький цветочек», на самом деле — золотая клетка для детей и молодёжи. Здесь устроен замкнутый цикл промывания мозгов подрастающему поколению. Никакой альтернативы, только то, что хотят взрослые дяди в шёлковых чёрных рясах и френчах военного покроя…

Грановски говорил это с пафосом, всё повышая и повышая голос. Лицо его выражало сострадание, по всей видимости — к детям, которые вынуждены жить в этой «резервации». Он продолжал:

— Но всё здесь очень напоминает технологию работы птицефабрики, где бережно выдерживаются в тепле инкубатора яйца, потом нежно выращиваются птенцы, затем специально обученный персонал неусыпно контролирует рост молодняка, и, наконец, всех птиц ждёт быстрая и неожиданная смерть для удовлетворения гастрономических фантазий любителей поесть свежее мясо! — На секунду он сделал паузу, чтобы зритель успел переварить его словесный водопад, и закончил мысль коротким замечанием: — Надо полагать, что Руководители Союза, упорядочивая весь уклад жизни, хотят процветания своему народу.

Последнюю фразу он добавил больше для местной Службы безопасности, чтобы у него в следующий раз не было проблем во въезде на территорию Союза.

Поздно вечером правительственный кортеж выехал в направлении Киева. Предстояло проехать через Карпатские горы.

Примечания

13

Директория — автономное территориальное политико-административное образование, входящее в состав одной из Суверенных Территорий Евразийского Союза, управляемое администрацией Директории, подчиняющейся правительству Суверенной Территории Союза.

14

Дабион — бронированное транспортное средство на электроводородном двигателе.

15

Конгломерия — территориальное административное объединение организаций (фирм), принадлежащих к различным сферам экономики и находящихся под единым управленческим контролем администрации конгломерии. В основе конгломерии лежит забота о качестве жизни населения как объективном процессе централизации на местном уровне духовных, политических, экономических, финансовых, образовательных и социальных вопросов.

16

Катехизис — краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.

17

Анфилада (фр. Enfilade от enfiler — нанизывать на нитку) — ряд последовательно примыкающих друг к другу пространственных элементов (помещений, дворов, градостроительных пространств), расположенных на одной оси, что создаёт сквозную перспективу.

18

Амвон — возвышенная площадка в церкви перед иконостасом.

19

Фимиам (др.-греч. θυμίαμα, от θυμιάω — жгу, курю) — ладан или любое другое благовоние, сжигаемое при богослужениях в иудаизме и христианстве (Лев. 2:1; Чис. 5:15).

20

Херувимская песнь — песнопение в православии, которое поётся на Литургии и служит подготовкой к великому входу духовенства (в алтарь через Царские врата).

21

Дикирий — подсвечник для двух перекрещённых свечей, а трикирий — для трёх. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум (Божественной и человеческой) естествам и волям Иисуса Христа, а три свечи соответствуют трём лицам Святой Троицы. Между свечами дикирия помещают изображение креста, как указание на крестную жертву Спасителя, а на трикирии такого не делают, так как, по учению Церкви, крестный подвиг был совершён Христом как Богочеловеком, а не Святой Троицей.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я