Агентство «Золотая рыбка». Пьеса

Наталья Юлина

Название – это напоминание о том, что нейро-лингвистическое программирование заполнило нашу повседневность. Но желания должны соизмеряться с возможностями. Что бы я ни писала, что бы ни выдумывала – текст есть текст, а не попробовав пудинга, не узнаешь его вкуса.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Агентство «Золотая рыбка». Пьеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

СЦЕНА 1

картина первая

Конференц-зал в институте философии. За столом лицом к аудитории стоит ведущий, рядом сидят несколько ученых и гости из комитета по науке, среди которых Борис и Валентин.

Ведущий: Открывая научно-практическую конференцию на тему: «Особенности мышления искусственного разума», хотелось бы поблагодарить наших сегодняшних гостей, так сказать, практических работников, за то, что они нашли время приехать, несмотря на сложную обстановку в стране и чрезмерную загруженность в государственных делах. Вступительное слово, предваряющее, так сказать, предоставляется заведующему отделом когнитивных моделей, нашему уважаемому Сергею Никитичу.

Сергей Никитич: Коллеги! В русле наноизации не только технических, но и гуманитарных наук нам необходимо выработать новую идеологию электронной цивилизации. Рассматривая вопрос «может ли робот мыслить», для начала хорошо бы выяснить, может ли мыслить человек. Естественный ответ — утвердительный. Но естественность этого ответа покоится на двух заблуждениях. Первое, никто не дал определение понятию «мыслить». Второе: Слово мыслить, будучи не определенным, с незапамятных времен имело окраску, оттенок природного качества человека, отличающего его (человека) от других живых существ. (С места, перебивая) Простите, коллега. С незапамятных времен, вы сказали: с незапамятных времен. Какой смысл вы вкладываете в это выражение?

Другой с места: С века просвещения. Это же элементарно.

Первый: Не… ет. Это не тривиально. Можно рассматривать слово мыслить как синоним слову думать. Тогда, простите, несколько преувеличена тривиальность этого понятия.

Алевтина: Можно мне сказать?

Ведущий: Пожалуйста. Кстати, кто не в курсе. Алевтина Матвеевна защитила докторскую диссертацию. Поздравим ее. (Редкие хлопки без энтузиазма).

Алевтина: Благодарю вас. Я понимаю, что Степан Фомич не мог вовремя приехать к нам из-за пробки на транспорте, и это только предварительное обсуждение до его доклада.

Голос из зала: А почему не заказали вертолет?

Ведущий: Степан Фомич не любит находиться в воздухе.

Алевтина: Разрешите продолжить. У меня всего-навсего реплика. Мне хотелось бы поставить задачу под другим углом. Как известно, компьютер может совершить серию действий, подобных мыслительным. Он может прекрасно решать сложные математические задачи. Может моделировать будущее, даже глобальное потепление. Но мне кажется, что мыслить — это чувствовать, а чувствовать — это мыслить вперед и объемно. Например, может ли робот моделировать возмущение зала, сидящих передо мной людей, если в следующий момент зал встанет и топнет ногой. Хочу сказать, что градиент движения в точке бифуркации не подчинится никакой машине, ибо в ней не возможен алгоритм. А почему, спросят меня. А потому, что в основе лежит эмоция. Машина будет мыслить, если научится чувствовать. Например, моделируя будущее, искусственный разум действует на основе выбора «лучше-хуже»,. В основе выбора человека лежит цель, возможно ложная, для достижения которой он может отказаться от лучшего в пользу худшего. У современной «мыслящей машины» цель, какой бы сложной и высоконаучной ни была, не может компьютеру нравиться или не нравиться. Я хочу сказать, для того, чтобы искусственный интеллект мог думать, у него должна появиться совесть, то есть надо в программу внести возможность поворота, после которого машина начнет разрушать себя, на современном языке вставить шпендель, а если не понятно, то вирус. Вот интересно, сделает она такой поворот или будет день за днем считать бесконечную периодическую дробь? Образно говоря.

Первый: (перебивая) Полная бессмыслица.

Второй: Женский подход.

Третий: Чушь собачья.

Ведущий: Степан Фомич подъедет через 10 минут. Пока перерыв.

Народ бродит между рядами. Алевтина наталкивается на Бориса и начинает разговор. Борис слушает ее стоя вполоборота.

Алевтина: О! Привет! Я вас так долго разыскивала.

Борис: Простите. В чем дело?

Алевтина: Хотела с вами познакомиться. Я много слышала о вас.

Борис: Что же?

Алевтина: Что вы образцовый семьянин, образцовый ученый, образцовый член направляющей партии.

Борис: А вы опасная женщина. Сотрудница?

Алевтина: Чего сотрудница?

Борис: Комитета, но не нашего.

Алевтина: Глупости. Я шучу. Ах, если б я в самом деле была в комитете. Я бы не стала набрасываться на вас как кошка на мясо. Ни в каком я не комитете. Я самая заурядная женщина, ужасно закомплексованная, затравленная мужчинами, вы же видели, какие они… Я сегодня исполнила мечту. Слышали, как я прокукарекала? Вам понравилось?

Борис: М…м. Нет.

Алевтина: Терпеть не могу мужчин… таких как они (делает круговое движение указательным пальцем) Вы совсем другой. (пауза) Вам не кажется, что всё сошлось? Звезды сцепились намертво.

Борис: Мм… мм. Не кажется.

Алевтина: Но то, что я Вас наконец встретила, это же как-то сделалось?

Борис: На свете ничего не делается, но всё делаем мы сами. Надеюсь, философы сохранили некоторую материальность взглядов.

Алевтина: У..у, какой жесткий.

Борис: А вам хотелось бы, чтоб я был пупсиком?

Алевтина: Ну, конечно, не хочу, чтобы вы были одним из этих. Смотрите, сколько их вокруг: хорошеньких, миленьких, тупеньких, злючек с очаровательными усиками, волооких южан, полноватых, пузоватых, но таких нежных, таких умненьких. Вы, кстати, не умненький?

Борис: Вот кстати, мой начальник. Как вас представить?

Алевтина: Алевтина.

(подходит начальник. Борис ретируется.)

Начальник: Ах, Алевтина. Какое звучное имя. И какая гармония: Алевтина — Валентин. Этот вахлак меня не представил. Я — Валентин Иванович.

Алевтина: Очень приятно. Действительно — редкое… единообразие.

Валентин Иванович: Вы ведь поете. Просто прекрасно. Хотелось бы пригласить Вас в четверг на вечер. Только для своих. Ведь я вас третьего дня слушал. Прекрасно поете.

Алевтина: Это совсем не я. Это моя сестра-двойняшка. Она выступала в доме ученых впервые, и вы уже слышали?

Валентин Иванович: Так мне посчастливилось… Значит не вы… Верю вам, верю. Приходите обе. Обижусь, если не придете.

Алевтина: Ну, что вы! Ручаюсь за нас обеих.

Валентин Иванович: Вот и хорошо. Счастлив был с вами познакомиться. В четверг за вами придет машина.

Занавес. Алевтина на авансцене:

Золотая рыбка слепа, глуховата и делает всё мне в пику. И опять я плыву по течению.

картина вторая

Четверг. Дом Валентина.

(Алевтина после пения в сопровождении Бориса входит в гостиную, где сидит на диване и выпивает Михаил, рядом с ним молоденькая девушка.)

Михаил: О! Нимфа!

Алевтина: Где нимфа?

Михаил: Нимфа говорит, хотя конечно и поет, поет. Голосом русалки. Или нет, нет. Я ошибся, это же поет твоя дочь. Скажи ей, чтоб она никогда этого не делала. Ха, ха, ха. Ей слон на ухо наступил, или может, это ты ей на голову села? Смеется.

Алевтина: Ваша фамилия Гумберт?

Михаил: Если я кого-то и того, я не того.

Алевтина: Передо мной, как я понимаю, специалист по нимфеткам.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Агентство «Золотая рыбка». Пьеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я