Конфликтология. Шпаргалка

Наталья Шаш, 2009

Данное издание содержит ответы на экзаменационные билеты по дисциплине «Конфликтология». В книге раскрыты теоретические вопросы становления конфликтологии как науки, понятие конфликта, стадии и фазы развития конфликта, задачи, типы и виды конфликтов, причины конфликтов, а так же пути их разрешения. Предназначено для студентов и преподавателей экономических специальностей.

Оглавление

4. Становление конфликтологии

Конфликты существовали всегда, а конфликтология возникла недавно — в XX в. Противоречия, столкновения противоположных желаний и интересов, борьба между людьми — все это было предметом размышлений философов на протяжении многих веков. Этими проблемами интересовались Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель и К. Маркс, В. Соловьев и Н. Бердяев. Несмотря на то что еще в произведениях древнегреческих философов (Гераклита, Эпикура) встречаются идеи, стремящиеся рационально объяснить природу конфликта, вплоть до конца XIX в. конфликт рассматривался либо в самом общем плане (как одно из проявлений более общего феномена — противоречия, а также как категория, охватывающая не только человеческую деятельность, но и природные процессы), либо в плане анализа отдельных видов столкновений в мире человеческого бытия, таких, например, как классовые, военные конфликты, конфликты между бессознательным и сознанием. В первом случае оставалась вне поля зрения специфика конфликта как социального явления. Во втором же предметами исследования становились частные особенности того или иного отдельного вида конфликта в жизни людей, а не общие черты конфликта как явления, типичного для различных областей человеческой жизни.

Интерес к разработке общей концепции конфликта возник прежде всего в социологии, когда в конце XIX в. появились работы Г. Спенсера, М. Вебера и других ученых, в которых конфликт стал рассматриваться как один из главных стимулов социального развития. В начале XX в. вышла работа немецкого социолога Г. Зиммеля, специально посвященная понятию социального конфликта. В 1920–1930 гг. Г. Парк (один из основателей чикагской школы в социологии) разработал теорию социального взаимодействия, в которой конфликт выступал как один из его четырех основных видов (наряду с конкуренцией, приспособлением и ассимиляцией). Но социология конфликта сложилась как особое и относительно самостоятельное направление к концу 1950-х гг. благодаря трудам немца Р. Дарендорфа и американца Л. Козера.

У Р. Дарендорфа конфликт становится центральной категорией социологии. В его концепции, которая получила название «теория конфликта», человеческое общество изображается как система взаимодействий между конфликтующими социальными группами (классами). Конфликты неизбежны и необходимы. Р. Дарендорф выделяет конфликты разных уровней. Л. Козер анализирует функции социального конфликта. Результаты его анализа и поныне остаются классическим описанием этих функций.

Постепенно изучение конфликтов стало получать практическую направленность. На первый план начал выдвигаться вопрос о средствах и способах улаживания конфликтов. С 1960-х гг. резко возрастает число психологических работ, посвященных проблемам урегулирования или предупреждению нежелательных конфликтов. Классические экспериментально-психологические исследования группового поведения в конфликтной ситуации провел М. Шериф. Значительный вклад в разработку психологии конфликта внесли работы К. Томаса, выделившего 5 основных типов поведения людей в конфликтных ситуациях и разработавшего тестовую методику для определения склонности человека к какому-либо из этих типов.

М. Дойч, Д. Скотт, Д. Пруитт, Дж. Симпсон выявили ряд особенностей коммуникации между участниками конфликта. В. Горовиц и Т. Бордман создали специальную программу психологического тренинга, нацеленного на обучение конструктивному поведению в условиях конфликтной ситуации.

Особое развитие получила разработка переговорных методик разрешения конфликта, которую вели Дж. Скотт, Ш. и Г. Боуэры, Г. Келман, Т. Крум.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я