Как приручить дракона?

Наталья Холодова

Пройдя с автором рука об руку от начала до конца книги, вы проанализируете свои сильные и слабые стороны, поймете, что для вас важно в жизни здесь и сейчас, научитесь ставить цели и успешно их реализуете.Научитесь более двадцати методикам, которые изменят вашу жизнь. Эти методики вы сможете применять как в повседневной жизни, так и работе.Эта книга полезна и для психологов, и для психотерапевтов. Описанные методы с успехом применяются в работе с клиентами.

Оглавление

Глава 2. Как формируется темперамент и характер? Чем они отличаются друг от друга? Можно ли их изменить?

С темпераментом мы рождаемся. Он представляет собой совокупность скорости течения нервных процессов, их силы и равномерности (или уравновешенности).

Помните, как в детстве обливались со шланга? Представьте, что у вас есть два шланга. Вы берете один из них в руку и вам очень хочется облить мальчишку, находящегося рядом. Он близко, но вода течет не очень активно — напор слабоват и не достигает желанной цели. И вот вы всё сильнее и сильнее пальчиками сжимаете шланг. И вот — удача — мальчишка облит! Струйка стала тоненькой, но бьёт сильнее! Весело! Конечно же получаете ответный удар!

Но долго ли удаётся равномерно сжимать шланг? Пальцы начинают уставать — струйка уменьшается. Замечая это — вы снова его сжимаете — в конце концов вы устаете и бросаете шланг обратно на землю. И он падает рядом со вторым, который в это время спокойно лежал на земле. С него как текла вода ровным небольшим напором, так и течет.

Эта метафора разницы между нервной системой холерика и флегматика. У холерика скорость передачи нервных импульсов сильная, быстрая, но не равномерная. У него она как у вашего шланга — то бьет сильным напором, то истощается. А вот у флегматика, как у шланга, лежащего на земле.

Из этого следует, что одна и та же информация холериком будет восприниматься быстрее, чем флегматиком. И действовать он будет конечно же гораздо быстрее.

Но и силы он растратит тоже быстрее, а еще ему гораздо труднее контролировать свои эмоции. Флегматик будет медленнее изучать новую информацию, но когда изучит ее с помощью терпения и усидчивости, догонит холерика, а может даже и обойдет его, когда тот истощится.

А если это так, можно ли темперамент изменить?

Есть две новости — плохая и хорошая. Плохая — изменить темперамент нельзя. Хорошая — можно к нему приспособиться.

Вопрос — как?

Цель моей книги — научить вас это делать!

А как же быть с характером?

Характер в отличие от темперамента формируется в процессе жизни. Помните поговорку: «ребенка нужно воспитывать, пока он поперек лавки лежит?» Вот именно в этом возрасте по большей части формируется наш характер.

А какой это возраст? А это примерно с трех до семи лет.

Вы можете возразить: «ничего себе лавочка должна быть!»

Да, дорогие мои читатели, это так. Поговорка пришла из того времени, когда в русской избе стояли широкие лавки. Вот поперек такой «лавочки» малышок примерно до семи лет мог вполне поместиться. Именно с трех до семи лет процентов на восемьдесят формируется наш характер. Потом он будет меняться, укрепляться в течение всей жизни. Но именно это время имеет особо важное значение.

Характер, это — совокупность основных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении. Характер выражается в отношении к труду, к обязанностям, окружающим людям, к самому себе.

Содержательную сторону характера составляет его направленность, то есть потребности, интересы, идеалы, убеждения личности, которые определяют ее жизненные цели. Направленность обусловливает формирование таких стержневых черт характера, как воля, целеустремленность, оптимизм и т. д. Моральные черты характера находятся в прямой зависимости от направленности.

Волевые черты характера определяют постоянство и твердость в достижении поставленных целей (решительность, настойчивость, смелость, самостоятельность).

Эмоциональные черты характера формируются под влиянием темперамента (вспыльчивость, нежность, страстность и др.)

Таким образом, характер человека имеет определенную структуру. Структура характера проявляется в закономерной зависимости между его отдельными чертами.

Вывод: если характер формируется в процессе жизнедеятельности, значит его можно изменить. При грамотном психотерапевтическом подходе — комплексном, системном, последовательном можно значительно улучшить свой характер и скорректировать свой темперамент.

В конечном итоге — значительно изменить свою жизнь в лучшую сторону! Или, как сейчас, модно стало говорить: «создать лучшую версию себя».

Хотите знать как? Тогда вперед-за достижениями!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я