Трудовое право

Наталья Тарасевич, 2014

Рассматриваются основные положения общей части трудового права, дается характеристика основных институтов данной отрасли права, основных форм и способов защиты прав и законных интересов субъектов трудового права с учетом последних изменений действующего законодательства о труде Республики Беларусь. Предназначено студентам юридических факультетов учреждений высшего образования, может быть использовано при изучении трудового права и основ права на неюридических факультетах. Будет полезно магистрантам, аспирантам, преподавателям соответствующих учреждений образования и специалистам в области юриспруденции.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трудовое право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Принципы трудового права

2.1. Понятие и значение принципов трудового права, их соотношение с общими и межотраслевыми принципами права. Отличие принципов трудового права от правовых норм

Под принципами права в общей теории права понимаются выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни[7].

Если метод отрасли права раскрывает юридические способы и средства, которые использует право для реализации социального назначения отрасли, то принципы трудового права характеризуют содержание отрасли с точки зрения ценностей, которые она в себе заключает. Они фокусируют в себе сущность отрасли права[8].

С учетом сказанного под принципами трудового права следует понимать выраженные в нормах права основополагающие идеи; руководящие начала, характеризующие содержание трудового права, сущность его норм и отражающие основные направления правового регулирования отношений в сфере труда.

В качестве основных в науке трудового права выделяют следующие признаки принципов трудового права:

• экономико-политическая обусловленность (определяются политикой государства, основанной на познании и применении объективных экономических законов);

• общность содержания, цельная предметная обусловленность (выражают сущность не одной, а многих групп норм права, сущность совокупности норм);

• нормативность (закреплены в нормах права, имеют регулятивное значение);

• системность (выражают сущность норм права в их взаимосвязи с иными нормами в рамках определенной системы права);

• целенаправленность (выражает сущность норм права не в статике, а в динамике, развитии, направлении решения соответствующих задач);

• относительная стабильность (действует в течение определенного длительного периода времени и по своей природе не так изменчивы, как нормы права)[9].

Значение принципов трудового права заключается в том, что они выполняют следующие функции:

• отражают содержание всей системы норм трудового права, помогая уяснить связь трудового права с экономикой, моралью, политической жизнью общества;

• определяют основные направления развития трудового законодательства;

• способствуют правильному применению норм трудового права;

• выступают в качестве системообразующего фактора при объединении норм трудового права в соответствующие институты;

• позволяют четко определить правовое положение соответствующих субъектов трудового права;

• способствуют единообразному разрешению вопросов, возникающих в деятельности правоприменительных органов, если такие вопросы урегулированы нормами права в недостаточной степени.

В зависимости от такого критерия, как специфика предмета правового регулирования, выделяются следующие группы принципов права:

• общие (принципы права в целом);

• межотраслевые (принципы нескольких отраслей права);

• отраслевые (принципы отдельной отрасли права);

• внутриотраслевые (принципы отдельных институтов права).

Общие принципы права — это основополагающие идеи, руководящие начала, отражающие наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. К общим принципам права относятся принципы социальной справедливости, демократизма, законности, равноправия, гуманизма, единства юридических прав и обязанностей, принцип юридической ответственности только за виновное противоправное деяние и др. Общие принципы права проявляются в рамках трудового права применительно к особенностям регулируемых нормами этой отрасли права общественных отношений (например, принцип равенства в нормах трудового права проявляется через установление запрета дискриминации при приеме на работу и в трудовых отношениях).

Межотраслевые принципы — это основополагающие идеи, руководящие начала, отражающие наиболее существенные свойства норм нескольких отраслей права. Это, например, принцип свободы труда, принцип организации труда и распределения, которые находят свое отражение в нормах как трудового, так и гражданского права. В частности, в трудовом праве принцип свободы труда преломляется в принципе свободы трудового договора, а принцип организации труда и распределения — в принципе охраны жизни и здоровья работников, принципе единства и дифференциации условий труда, принципе обеспечения права на справедливое вознаграждение.

Отраслевые принципы — это принципы, выражающие основные сущностные черты конкретной отрасли права, принципы, которые присущи именно данной отрасли права. Применительно к трудовому праву это, например, принцип свободы трудового договора, принцип социального партнерства, принцип государственного нормирования рабочего времени и обеспечения права на отдых и др. Принципы трудового права развивают и конкретизируют общие принципы права, а также преломляют межотраслевые принципы применительно к особенностям трудовых и связанных с ними отношений. Принципы института права характеризуют группы норм конкретного института соответствующей отрасли права.

Принципы трудового права следует отличать от правосознания и от правовых норм. Правосознание выражает оценочные суждения людей о действовавших, существующих или предполагаемых к установлению общеобязательных правилах поведения. Принципы же содержат идеи, реализованные в законодательстве либо в виде общих положений (норм-принципов), либо в «скрытом» виде в содержании соответствующих норм. Такого рода идеи имеют регулятивный характер.

Вместе с тем регулятивное значение принципов не столь определенно, как регулятивное значение правовых норм.

Принципы не формируют конкретной модели поведения участников соответствующих общественных отношений, а позволяют уяснить суть правовой нормы, которой урегулировано данное общественное отношение: они устанавливают общие подходы к правилам поведения. Соответственно в отличие от правовой нормы принципы права не имеют основных элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). В то же время принципы права обладают большей устойчивостью по сравнению с правовыми нормами, которые изменяются с учетом соответствующего исторического периода, тогда как принципы права остаются неизменными в течение значительно более длительного времени.

2.2. Классификация и содержание принципов трудового права как отрасли права

Система отраслевых принципов позволяет определить пределы действия, самостоятельности и независимости отраслей и создать динамичную систему их взаимодействия в меняющемся правовом пространстве как отражение реальных социально-экономических и политических процессов в обществе[10]. Создание указанной системы предполагает необходимость классификации соответствующих отраслевых принципов.

Классификация принципов права — это их систематизация, предполагающая выявление групп правовых принципов на основе имеющихся между ними различий и устойчивых связей[11]. Отметим, что в юридической литературе отсутствует единство подходов к классификации принципов трудового права в связи с использованием различных ее критериев. В частности, для классификации применяют следующие признаки: целевая направленность принципов; группирование трудовых прав, возможность реализации которых должна быть обеспечена нормами трудового права (принципы обеспечения права на труд, права на справедливое вознаграждение, права на охрану труда и т. п.); предмет и метод правового регулирования и др.

Устоявшейся в то же время является точка зрения, что при выявлении отраслевых принципов трудового права следует учитывать:

• общепризнанные принципы международного трудового права, т. е. принципы, которые официально признаны всеми или подавляющим большинством государств (например, закрепленные в Декларации Международной организации труда (далее — МОТ) 1998 г. «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» принципы свободы ассоциации и признания права на ведение коллективных переговоров, упразднения всех форм принудительного или обязательного труда, запрещения детского труда, недопущения дискриминации в области труда и занятий);

• международные принципы трудового права, выработанные на региональном уровне, т. е. принципы, вытекающие из актов региональных организаций государств (например, из соглашений, заключенных в рамках Содружества Независимых Государств);

• принципы, выработанные на уровне двустороннего межгосударственного сотрудничества (вытекающие из двусторонних международных договоров Республики Беларусь, прямо либо опосредованно затрагивающих вопросы регулирования трудовых и связанных с ними отношений).

С учетом изложенного, а также ориентируясь на такой критерий классификации принципов трудового права, как их целевая направленность, отраслевые принципы трудового права Республики Беларусь можно разделить на четыре следующие группы:

1) принципы, определяющие порядок и условия привлечения граждан к труду;

2) принципы, определяющие установление условий труда и управления производством;

3) принципы, определяющие порядок и условия применения труда работников;

4) принципы, определяющие особенности охраны и защиты трудовых прав работников.

К принципам, определяющим порядок и условия привлечения граждан к труду, относятся основные принципы в области занятости населения, а также в области обеспечения права граждан на труд.

1. Принцип свободы труда (предполагает возможность свободно распоряжаться своей способностью к труду, выбирать род занятий и профессию). Граждане имеют право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, что означает право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей (ст. 41 Конституции Республики Беларусь, и. 1 ст. 11 ТК). Гражданин вправе самостоятельно определять, каким образом он желает реализовать свое право на труд. Принцип свободы труда в рамках норм трудового права, регулирующих особенности заключения, изменения и прекращения трудового договора конкретизируется принципом свободы трудового договора.

2. Принцип запрещения всех форм принудительного или обязательного труда (имеет свое закрепление в ст. 13 ТК, запрещающей применение принудительного труда). Указанный принцип тесно взаимосвязан с принципом свободы труда. Как следствие, данные принципы достаточно часто обозначаются в юридической литературе как единый принцип свободы труда и запрета принудительного труда.

Под принудительным трудом понимается работа, требуемая от работника под угрозой применения какого-либо насильственного воздействия, в том числе в качестве:

• средства политического воздействия или воспитания либо в качестве меры наказания за наличие либо выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

• метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического воздействия;

• средства поддержания трудовой дисциплины;

• средства наказания за участие в забастовках.

Не считается принудительным трудом:

• работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законности при исполнении судебных приговоров;

• работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской службе либо чрезвычайными обстоятельствами.

3. Принцип обеспечения равных возможностей всем трудоспособным гражданам для реализации права на труд и недопущения дискриминации в области труда и занятий (находит свое закрепление в ст. 14, 16, 268, 283 ТК и др.).

Дискриминация, т. е. ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального и социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзной организации или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника, запрещается (ч. 1 ст. 14 ТК).

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Трудового кодекса не считаются дискриминацией любые различия, исключения и ограничения, основанные на свойственных данной работе требованиях, а также обусловленные необходимостью особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды, лица, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС, и др.).

4. Принцип обеспечения государством права на труд и права на защиту от безработицы (реализуется через нормы, направленные на содействие занятости, оказание помощи в трудоустройстве, предотвращение безработицы). В частности, государство гарантирует гражданам Республики Беларусь право на свободу выбора рода занятий и работы; бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием; право на получение бесплатной информации о наличии свободных рабочих мест (вакансий); судебную защиту трудовых и других прав граждан в сфере занятости и др. Государство обеспечивает также дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (граждан, не способных на равных конкурировать на рынке труда).

К первой группе отраслевых принципов трудового права в юридической литературе относят также принцип участия профсоюзов и иных представительных органов работников в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления, принцип международного сотрудничества в решении проблем занятости и др.

Принципы, определяющие установление условий труда и управления производством.

1. Принцип единства и дифференциации условий труда. Сущность принципа заключается, с одной стороны, в обязательности (единстве) условий труда, следовании общим правилам, нормам всех нанимателей и работников, а с другой — в необходимости дифференцированного подхода к правовому регулированию условий труда, обусловленного существованием ряда особенностей участников трудовых и связанных с ними отношений (таких, как специфика отраслей производства, территориальное расположение нанимателя, профессиональные, половые, возрастные и другие особенности работников). При этом дифференциация условий труда может быть отраслевой (с учетом характера и особенностей производства), субъектной (половозрастные, квалификационные и другие особенности работников, вид нанимателя), территориальной (местонахождение нанимателя) и др.

2. Принцип недопустимости ухудшения правового положения работников по сравнению с действующим законодательством (принцип запрета снижения достигнутого уровня трудовых прав и гарантий) (находит свое закрепление в ст. 7, 23, 362 ТК).

Данный принцип гарантирует недопустимость ухудшения правового положения работников при установлении условий труда на локальном (по сравнению с законодательством о труде) и индивидуально-договорном уровнях (по сравнению с законодательством и актами, устанавливающими условия труда на локальном уровне).

3. Принцип свободы объединений, включая право создавать профсоюзы и иные представительные органы работников для защиты своих интересов при установлении условий труда (закрепляется как в нормах Трудового кодекса (в части регулирования коллективных трудовых отношений), так и в нормах Закона Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. № 1605-XII «О профессиональных союзах» и в иных актах законодательства о труде).

4. Принцип социального партнерства. Предполагает участие работников в установлении условий труда и в управлении производством через представительные органы путем проведения коллективных переговоров и использования иных форм взаимодействия работников, нанимателей и органов государственного управления на соответствующих уровнях, заключения коллективных договоров, соглашений.

Принципы, определяющие порядок и условия применения труда работников.

1. Принцип устойчивости трудовых отношений. Предполагает недопустимость, по общему правилу, изменения трудовой функции работника в одностороннем порядке). Данный принцип тесно взаимосвязан с принципом определенности трудовой функции, суть которого заключается в определенности содержания (характера) работы и определенности места применения трудовой функции (места работы).

2. Принцип государственного нормирования рабочего времени и обеспечения права на отдых.

3. Принцип обеспечения надлежащей дисциплины труда.

4. Принцип возмездности трудовых отношений (или принцип соразмерной оплаты труда).

5. Принцип содействия профессиональному развитию работников на производстве, сочетанию труда с обучением, повышением квалификации.

Принципы, определяющие особенности охраны и защиты трудовых прав работников.

1. Принцип обеспечения здоровых и безопасных условий труда. Для него характерны такие черты, как всеобщий характер (мероприятия по охране труда обязательны для всех нанимателей и в отношении всех работников), наиболее высокий уровень правового регулирования для отдельных видов работ (например, работы с вредными и (или) опасными условиями труда и др.), акцент на необходимости обеспечения охраны труда отдельных категорий работников, нуждающихся в повышенной защите.

2. Принцип установления государственных гарантий защиты трудовых прав работников. Он предлагает обеспечение содействия осуществлению трудовых прав и устранение возникающих при этом препятствий посредством использования двух видов организационно-правовых средств обеспечения трудовых прав (поощрительных и принудительных).

3. Принцип обеспечения государственного надзора и контроля, а также общественного контроля за соблюдением законодательства о труде.

В целом отметим, что перечисленные принципы находят свою конкретизацию в отдельных институтах трудового права, однако являются именно отраслевыми принципами, так как выражают все же общие свойства отрасли трудового права.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трудовое право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

7

Алексеев, С.С. Общая теория права: в 2 т. Т. 1. М., 1981. С. 98.

8

Лушников, А.М. Курс трудового права: в 2 т. Т. 1. Сущность трудового права и история его развития. Трудовые права в системе прав человека. Общая часть. С. 498.

9

См., например: Смирнов, О.В. Основные принципы советского трудового права / О.В. Смирнов. М., 1977. С. 43–44; Гриженко, Е.М. Трудовое право / Е.М. Гриженко. М., 2001. С. 23–24; Курс трудового права. Общая часть. Минск, 2010. С. 107; Трудовое право / под общ. ред. В.И. Семенкова. 2011. Минск, С. 37–38 и др.

10

Лушников, А.М. Курс трудового права: в 2 т. Т. 1. Сущность трудового права и история его развития. Трудовые права в системе прав человека. Общая часть. С. 518–519.

11

Там же. С. 519.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я