Как вырастить фею и воспитать волшебника. Развиваемся играючи

Наталья Спехова-Роси, 2018

Наталья Спехова-Роси – педагог, практикующий психолог с более чем 20-летним стажем рассказывает, как воспитывать детей легко и весело – в игровой форме. Родителям больше не придется чувствовать себя в роли надзирателей или нудных моралистов, когда они автоматически акцентируются на плохом поведении и промахах ребенка, вместо того чтобы обратить внимание на особенности его личности и по-доброму помочь ему вырасти в прекрасного целеустремленного и ответственного человека. Из книги вы узнаете, как в игре, просто и с удовольствием, испытывая радость от общения с ребенком, справиться с капризами и возможным хамством, отучить от вранья и драчливости, привить любовь к порядку и аккуратности, помочь стать ответственным и развить силу воли, преодолеть застенчивость и научить не бояться нового, и многое другое. Игры и упражнения, описанные в книге, можно применять с самого младшего возраста. Книга адресована мамам и папам, бабушкам, дедушкам – всем, кто принимает участие в воспитании ребенка. Также она может заинтересовать профессиональных воспитателей и педагогов, детских специалистов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как вырастить фею и воспитать волшебника. Развиваемся играючи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть первая

Меняемся. Двенадцать перевоплощений

Зодчий своей судьбы. Что вложу — то и получу

Мы и свою жизнь строим до последнего дня, и помогаем начать строить судьбу своим детям.

Наши дети растут не по дням, а по часам. Мы вкладываем в них столько, что иногда они от этого плачут. Мы хотим, чтобы они выросли настоящими людьми.

Но то ли мы в них вкладываем?

Ситуация из жизни.

— Я хочу, чтоб у моей дочери была хорошая память. Она иностранные языки учит. Ей это надо, — говорит отец пятилетней девочки.

— С ней кто-то занимается?

— Гувернантка. Правда, дочь ее не слушается. Орут друг на друга.

— Вы пробовали научить их договариваться? Заводили речь об уважении, о благодарности?

— Зачем? Нам память развить надо…

Память… Этот взрослый человек не связывает умение запоминать с умением слушать, с уважением к говорящему.

Что именно сделает малыша настоящим человеком в будущем?

Отличная память? Высокий интеллект? Или стальные мускулы? Или бальные танцы на паркете? Мы водим своих чад в секции, кружки, детский сад, школу… Безусловно, важно, чтобы у человека было разностороннее развитие, в том числе тренированное тело (ведь чтобы сидеть и учить бесконечные уроки в школьные годы, потребуется выносливость). На самом деле, это как в строительстве дома: закладываем фундамент, возводим стены, покрываем крышей.

Так вот, крыша — это знания, интеллект. Крепкие стены — это воля, выносливость, лидерство, тренированное тело. А фундамент — то, как человек смотрит на окружающий мир, как воспринимает его, иными словами, это мировоззрение. Каким воспитаем ребенка, таким он и будет. Как в пословице: «Чем сосуд заполнен, то из него и льется».

Часто из уст родителей звучит фраза: «Ну, ты весь в отца». Или: «Ну, ты как мама». Вот именно. Родитель — авторитет. А это значит, что и ребенок растет, «как мама» или «весь в отца». Китайский мыслитель Сюнь-цзы прекрасно подметил:

Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания.

Можно воспитать будущего космонавта, который полетит в неизведанные дали, чтобы спасти озоновый слой Земли. А можно — такого космонавта, который сядет в космический корабль, только чтобы «срубить бабок», как бы грубо это ни звучало.

Воспитание многогранно, оно состоит из множества разных кирпичиков. Кирпичик, который поддерживает «несущую стену», — это благодарность. Между тем умение быть благодарным мы очень часто вообще не считаем важным качеством. Корни слова «благодарность» — «благо» и «дар». Благодарить — значит дарить благо, дарить любовь. Как же без этого? Часто ли мы дарим благо окружающим? Да даже близким людям?

Благодарность — это не только слова. Не только «спасибо». Благодарность это выражение признательности, проявление уважения. Это отклик сердца.

Например, девушка говорит: «Мама когда-то научила меня прекрасно готовить, и теперь я буду ее баловать кулинарными изысками». Или молодой человек помнит, как отец с детства учил его быть настоящим мужчиной: умело обращаться с молотком и гвоздями, с заботой относиться к женщине. Есть за что быть признательным!

Если человек взял в магазине хлеб и не заплатил — это воровство. А если человек не сказал «спасибо», это, к сожалению, уже считается нормой. Вы угощаете малыша конфеткой, он берет и отходит. Он принял ее как само собой разумеющееся, и «спасибо» потерялось…

Когда человек попадает в экстремальную ситуацию (война, катастрофа) и вместе со своими близкими остается жив, он становится благодарен всему свету за это. Просыпается его истинная натура.

Благодарность воина не ограничивается лишь духовной сферой; он никогда не забывает друзей, ибо они вместе проливали кровь на поле битвы. Воину нет необходимости напоминать о помощи, оказанной другими; он всегда сам помнит об этом и делит с ними награды.

Это отрывок из «Книги воина света» Пауло Коэльо, в нем много смысла. Ведь мы можем и в обычной жизни дать проснуться истинной натуре… Вам распахнули дверь — спасибо! Помогли поднять тяжелую сумку на пятый этаж — спасибо! Водитель уступил дорогу — спасибо! И ведь улыбнутся в ответ! И в следующий раз еще помогут.

Помните пословицу: «Своего „спасибо“ не жалей, а чужого не жди»? «Не жди» — то есть делай бескорыстно. Будешь ждать ты — будут ждать и другие, и некому станет делать добро.

Кто-то из вас, возможно, засомневается: «Вкладывай — не вкладывай, объясняй — не объясняй, результат один». На самом деле вложенное возвращается. Ведь есть же такие дети, которых хочется ставить всем в пример, как в стихотворении Агнии Барто «Вовка — добрая душа»:

Вовка пляшет на дорожке:

— Ладушки, ладушки!

— Вот какой у нас помощник! —

Радуются бабушки.

Говорят ему:

— Спасибо!

А у нас дети любят играть не в ладушки, а в бандитов, в крутых расчетливых бизнесменов, которые делают деньги. Потом они вырастают и становятся такими же расчетливыми (только необязательно богатыми). Есть другие игры. Можно играть в заботливую маму, в шофера, который перевозит грузы или спешит на помощь в машине с красным крестом, наконец, в бизнесмена, строящего детские сады, спортивные залы. И сам богат, и людям помогает.

Аркадий Гайдар однажды заметил:

Надо, чтобы дети хотели играть в хороших людей.

Поэтому давайте поиграем в хороших людей.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

День благодарности — день добрых слов

Договариваемся, что в этот день от всех в семье постоянно звучат приятные слова, а главное — то и дело все говорят «спасибо». Как в песенке Кота Леопольда:

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот — трудно.

Шкатулка благодарности

Найдите коробочку или настоящую шкатулку, в которую вы будете складывать благодарности. Какими они могут быть?

Во-первых, это слова: «Спасибо», «Благодарю», «Признателен вам», «Вы очень любезны»… Во-вторых, это всевозможные открытки. Отыщите в доме открытки, которые вы когда-то получили, перечитайте пожелания. В-третьих, выражением благодарности бывают цветы и подарки. Кстати, маленькие дети по своей натуре любят что-то дарить.

Девочка Олеся — настоящая художница. Как нарисует рисунок, так бежит к маме: «Мама, это тебе подарок!» Иная мама в таких случаях скажет: «И что ты мне все бумажки тащишь?» Захочет ли тогда ребенок делать приятное и проявлять свои чувства? Может, пару раз еще попробует…. Что делает мудрая мама? Она говорит: «Спасибо, доченька». И бережно складывает каждое произведение в коробочку.

Сочиняем сказку

Сочиняйте вместе с детьми сказки о людях, о животных, которые помогают друг другу, которые помнят, что благодарность открывает сердца. Возьмите пример с героя стихотворения «Про мишку, который забыл сказать „спасибо“» Алексея Шлыгина:

— Ты прости меня, душа,

Я забыл сказать «спасибо»

За хорошие слова.

Получилось некрасиво…

Сочините что-то подобное или свое.

Благодарный покупатель

Все мы в детстве играли «в магазин»: приходили к продавцу, покупали, уходили — и снова по кругу. Внесем в сюжет игры полезное дополнение: зашел — поздоровался, купил — сказал «спасибо». «Скажите, у вас есть грузовик? Нет? Будьте любезны, привезите в ближайшее время».

Давайте учить своих детей благодарности этому миру. Стихи и сказки нам подсказывают решения. Например, прочтите сказку «Голубь и пшеничное зерно» Нуратдина Юсупова:

Слава туче, что вспоила росток! <…>

Слава солнцу, что спасло стебелек!

Все работы хороши

За что мы можем сказать «спасибо» шоферу автобуса? А врачу? А воспитателю в детском саду? У Сергея Баруздина есть чудесное стихотворение-иллюстрация «Кто построил этот дом?». Прочтите ребенку отрывки из него и попробуйте вместе продолжить перечень:

Чтоб не мокли люди

В доме под дождем,

Кровельщик железом

Покрывает дом.

Красить комнаты пора —

Пригласили маляра.

Летят опилки белые,

Летят из-под пилы.

Это плотник делает

Рамы и полы.

Кто еще мог участвовать в строительстве дома и что он делал?

Северный полюс и Южный полюс

Можно назвать игру по-другому: в доброго и злого полицейского. Иными словами, здесь наша задача показать, как отражаются на нашей жизни два варианта поведения: когда мы обращаемся к людям с душой и когда поворачиваемся к ним спиной. Такое проигрывание вполне реальных ситуаций можно найти и в литературе:

У одного индийца был слон. Хозяин дурно кормил его и заставлял много работать. Один раз слон рассердился и наступил ногою на своего хозяина.

Прочтите рассказ «Слон» Льва Толстого полностью.

Его мораль проста: что заслужил, то и получил.

И совсем другая ситуация описывается в сказке Франа Левстика «Кто сшил рубашку Видеку?»:

Видек был добрый мальчик. Шел он однажды по дороге и встретил голодного Ягненка.

Пожалел его Видек и отвел на луг, где росла самая вкусная трава.

— Спасибо, Видек, — сказал Ягненок.

— Я вижу, рубашка твоя совсем старая — ветер ее насквозь продувает. Возьми немного моей шерсти. Ее как раз хватит на теплую рубашку.

Потом по пути Видек полил засыхающий терновый куст, а тот в благодарность спрял из шерсти моток ниток. Перенес уставшего Паука через дорогу — тот соткал ему из ниток кусок полотна. Освободил Рака, которому клешню зажало камнем, — и он раскроил для мальчика полотно.

Пошел Видек дальше. И вдруг увидел в траве выпавшего из гнезда птенца Птицы-ткачика.

Поднял Видек птенца и посадил на дерево…

Как вы думаете, что было дальше? Прочтите.

Конечно, можно привить ребенку такой взгляд на мир: я беру все, что хочу. А это значит: неважно, где я возьму, неважно как, могу и по головам пройти… А потом кто-то пройдет и по нему и может раздавить. Каков привет, таков ответ.

Не лучше ли научить детей быть благодарными, то есть делать ценный вклад в собственное будущее? Ведь что вложишь, то и получишь. Помните, слова Лиса из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»? Мы в ответе за своих детей. Мы в ответе за свое будущее.

Есть такое растение — северный рододендрон. Его окружает снег, блистающий и холодный. Но достаточно только одного лучика, одного взгляда солнца — и этот цветок засияет. Он не только получает тепло от солнца, он его излучает, дарит всему, что его окружает, он растапливает снег вокруг себя и расцветает среди сугробов. Правда, чудо?

Давайте будем такими прекрасными цветками и научим этому своих детишек!

Подведем итоги

Мы коснулись двух серьезных вопросов: что необходимо вкладывать в ребенка и как воспитать нравственные качества, в том числе умение быть благодарным.

Но здесь есть еще один важный момент. Родители часто оказываются перед выбором — кого слушать. Правы ли те, кто кричит: «Букварь — с пеленок!», или же их оппоненты, утверждающие: «Не мешайте ребенку, сам вырастет»? Должны ли мамы и папы сами активно заниматься с ребенком или достаточно водить его на занятия к специалистам-педагогам в центр развития?

Почему возникло это противостояние?

Достаточно долго мы жили в рамках морали, а потом оказалось, что эти рамки можно сломать и выбросить. Мы и обрадовались. Так проще. Научить математике легче, нежели привить нравственность, благородство, честность, умение быть благодарным. Мы, родители, сосредоточены на развитии интеллекта, хороших оценках, достижениях. Это, безусловно, важно. Но это лишь одна сторона жизни. На самом деле только в гармоничном сочетании разнопорядковых качеств — интеллекта, физических навыков и нравственных принципов — рождается настоящий человек.

Забывая, что дети копируют нас, иной раз мы подаем антипример. А то и вовсе считаем ту же благодарность неполезной для жизни. Как сказал один старшеклассник, «взрослые пичкают ложными ценностями, которые не дадут подняться к цели». Действительно, без них же проще.

Как же решить проблему? Связать вечные ценности с реальной жизнью, с ситуациями, в которые попадает ребенок, с книгами, которые он слушает и читает. Непременно находите эту связь и обсуждайте вместе с ребенком. Находите точки соприкосновения между достижениями и нравственными принципами, между стремлением к цели и потребностями души. К счастью, сегодня мир поворачивается к человечности и даже к «бизнесу с душой».

Умение быть благодарным — это одна из основ нравственности. Это не просто готовность сказать «спасибо» за конфетку, это чувство почтения к миру за любое благо, удачу, помощь — за все.

ОСНОВНЫЕ МЫСЛИ

Что вложу — то и получу. Вложенное в воспитание ребенка непременно возвращается.

Воспитание подобно строительству дома: закладываем фундамент, возводим стены, кроем крышу. Крыша — это знания, интеллект. Крепкие стены — это воля, выносливость, лидерские качества, тренированное тело. А фундамент — то, как ребенок смотрит на окружающий мир, как воспринимает его, — это мировоззрение.

Воспитание многогранно, состоит из множества разных кирпичиков. Кирпичик, который поддерживает «несущую стену», — благодарность. Корни слова «благодарность» — «благо» и «дар», то есть благодарить означает дарить благо, дарить любовь. Благодарность — это проявление уважения, признательности. Это отклик сердца.

Аркадий Гайдар однажды заметил: «Надо, чтобы дети хотели играть в хороших людей». Учите детей играм, в которых развиваются ценные нравственные качества.

Полный штиль, или Как справиться с капризами

У любого ребенка время от времени случаются дни капризов, когда его сложно утихомирить, с ним трудно поладить. Ему то жарко, то холодно, он хочет то есть, то пить. Вспомните Ганю из стихотворения «Девочка-ревушка» Агнии Барто, это изумительная иллюстрация:

Дали Гане молока.

— Эта кружка велика!

В этой не могу я!

Дайте мне другую!

Уу-уу-у!

Дали ревушке в другой,

Рева топнула ногой.

— В этой не желаю!

Лучше дайте чаю!

Аа-аа-а!

Знакома ситуация? Наверняка. Как же себя вести? Главное — научиться управлять ситуацией, быть в ней штурманом. Скажете: сложно?

Когда в критических ситуациях родители ведут себя спокойно и уверенно, тогда «нехочухи» куда-то пропадают.

— Не хочу, не буду!

— Да, не будешь, — согласимся и успокоимся.

Шторм закончился, и воцарился полный штиль.

Откуда берутся капризы

Надо понимать, что источники у них могут быть разные: все дети индивидуальны, родители тоже, как и подходы в воспитании. Перечислим основные причины.

Слабая воля. Капризы — это проявления беспомощности, за ними стоит уныние. А как говорит казахская пословица, уныние — море: утонешь безвозвратно, решимость — лодка: сядешь и переплывешь. Поэтому развивать волю — одна из первых задач!

Защитная реакция, оберегание себя. Это тоже одно из проявлений отсутствия воли и уверенности в себе. Волевой человек, даже маленький, скорее проявит упорство и смелость, чем спрячется за слезы или раздражение. Развивайте у ребенка волю. Показывайте ему его сильные стороны: что он умеет, что знает. И пусть он видит, что вы цените его.

Ребенок — центр семьи. Сам ребенок мало что умеет, и если он привык, что за него все делают и предупреждают все его желания, то при малейшей неудаче или даже неудобстве сразу готов возмутиться. И он знает: чем ярче форма возмущения, тем быстрее отреагируют взрослые. Вот вам и капризы. Что делать? Ниже приведу для вас тест из трех вопросов, который поможет проанализировать свое отношение к ребенку.

1. Каковы ваши личные реакции на каприз ребенка, как вы подкрепляете то или иное его поведение? Если в ответ на «не хочу» вы стараетесь умаслить ребенка («Возьми конфетку», «Иди пожалею»), то тем самым вы даете капризам пустить корни. Если ищете альтернативу (см. ниже), то начинаете управлять ситуацией.

2. Какие поведенческие модели вы закрепляете у ребенка в ответ на те или иные его фразы, когда он отказывается что-либо делать? Слова «мне трудно» или «не буду» несут разную информацию. В первом случае — скрытая просьба о помощи, во втором — упрямство и каприз. Если в ответ на «мне трудно» родитель отругает ребенка, тот может замкнуться; если пожалеет — в дальнейшем ребенок станет использовать эту фразу для манипуляции. Оптимальный вариант в данном случае — спокойно поговорить с ребенком и выяснить, в чем он видит трудность.

3. Как вы отличаете капризы от настоящих слез, когда ребенку, например, действительно больно?

Ответили на вопросы? Теперь ваша задача — начать искать: способы, варианты реагирования. Чем больше их будет, чем гибче станет ваш подход, а значит, тем больше появится шансов вырастить спокойного, уравновешенного и волевого человека.

Желание обратить на себя внимание. Оно может возникнуть у ребенка и в той семье, где малышу «отдают все», и там, где он предоставлен сам себе. По одной из теорий, человеку нужно, чтобы в день его обняли восемь раз (не 0,8 и не 1008). Искреннее внимание и чистосердечные объятия обязательно должны быть.

Метеозависимость — зависимость физического и эмоционального состояния от погодных изменений. Как снизить влияние этого фактора? Спорт, секции. Физические нагрузки, физический труд снимают напряжение. Взрослый здоровый человек, который пару часов рубил дрова, грузил кирпичи, и не вспомнит про головную боль. Уснет, что называется «отрубится», и будет спать крепким сном, как Илья Муромец. А если маленький человечек будет регулярно заниматься физическими упражнениями под контролем специалиста, то вскоре станет здоровым и спокойным. О погоде и ее капризах и не вспомните. Если ребенок совсем маленький и еще не умеет делать зарядку сам — делайте ему массаж, пусть он подвигается с вашей помощью. Сейчас всех молодых мам учат этому в поликлиниках. Пассивные упражнения — тоже упражнения.

Действие лекарств. Бывает так, что мы даем ребенку назначенный врачом препарат, но забываем о его побочных действиях. А среди них, например, может быть повышенная возбудимость. Давайте будем внимательны. Конечно, не всегда побочное действие проявится именно у вашего ребенка, но помнить о такой возможности не помешает. Ведь даже валерьянка на некоторых действует возбуждающе.

Подытожим. Все перечисленные причины имеют одно сходство: капризничая, ребенок сообщает нам, что не справляется с ситуацией, что просит помощи и внимания! Наша задача — научить его справляться с любыми сложностями. Ниже приведу несколько рецептов — выберите тот, который больше вам подходит.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Пусть увидит себя со стороны

Очень часто на детишек отрезвляюще действуют игровые пародии на них же самих. Малыши начинают удивляться: я на самом деле такой смешной и некрасивый? Да, к сожалению. Сделайте «показ со стороны» («Смотри, какой ты!»), отзеркальте: махнул рукой — и вы махните, кричит — и вы кричите. Это игры «Обезьянки», «Зеркало».

Прочитайте стишок о плаксах вместе с ребенком. Выберите любой из трех, обсудите.

1

Видят — девочка стоит,

Очень странная на вид:

Нос распух, что свекла,

Платье все промокло.

— Оо-оо! Уу-уу-у!

— Что ты плачешь, ревушка,

Ревушка-коровушка?

На тебе от сырости

Плесень может вырасти.

(Агния Барто, «Девочка-ревушка»)

2

— Не хочу, чтоб птицы пели

И жужжала стрекоза!

Не хочу я на качели —

Солнце светит мне в глаза!

(Владимир Колабухин, «Плакса»)

3

В высоком каменном доме жила-была

Сима-капризуля.

— У-у-у-у-у-у, — голосила Сима,

— Я не буду кашу,

Я не стану грушу.

Хочу куклу Машу

И купаться в душе.

— Я не стану одеваться.

Я могу и здесь остаться,

Надо вам — и одевайте.

А ко мне не приставайте!

— Не хочу я прибирать

И носки свои стирать.

Я вот мультики включу,

И конфетку я хочу!

— Что за страшная игрушка?

Я хочу другую кружку.

Слезы капали — лились,

В море быстро превратились.

Вон плывет из спальни стул.

В детской пупс в волну нырнул.

Стол на кухне закачался,

Хоть тяжел, а вплавь собрался.

Сима плачет и рыдает,

А квартира утопает.

И когда у Симы платье

Вдруг намокло,

Как в ненастье,

Стало холодно и сыро.

Подмигнули ей игриво.

— Лучше, Сима, улыбнись

И нас радостью коснись.

Ведь улыбка — лучик солнца,

Горе высушит до донца.

Станет всем тепло и ясно:

Сима наша так прекрасна!

(Наталья Спехова, «Море слез и море улыбок»)

Нехочуха

Предложите ребенку поиграть в «Нехочуху»: «Я буду задавать тебе вопросы, а ты на все отвечай: нет, не хочу, не буду». Получится примерно такой диалог:

— Хочешь молока?

— Нет!

— Будем играть?

— Не хочу!

— Хочешь конфетку?

— Не буду!

— Тебя зовут (имя ребенка)?

— Нет!

Игра помогает малышу осознать, что «не хочу» может приводить и к неприятным для него последствиям (от конфеты же он отказался). К тому же надоедает говорить постоянно одно и то же, и поневоле он захочет поискать другие слова.

Рисование

Займитесь вместе с ребенком творчеством: нарисуйте вместе его плохое настроение. А потом порвите этот рисунок и создайте новый — изобразите хорошее настроение: радость, веселье, счастье!

Полезные советы

— Меняем характеристики.

Часто мы говорим малышу: «Ах ты, капризный! Нытик!» И характеристика закрепляется. А если наоборот?

В сказке «Домовенок Кузька и волшебные вещи» Галины Александровой, когда герои искали виновника злоключений — злого волшебника, о «подозреваемой» девочке отозвались так: «Нет, эта девочка наша. Ее Дуняшей звать, она добрая, она нам мед в блюдечке оставляет».

Если делать упор на то, что на самом деле ваш малыш веселый, добрый, спокойный, то через некоторое время эти характеристики осядут в его маленькой головке, и он будет стараться быть таким, каким вы его описываете. Терпение!

— Переключаем внимание.

Если ребенок внезапно начал капризничать и возник критический момент, можно применить отвлекающий маневр и перенаправить его внимание, создав интригу. Например:

— Я не буду играть! Я не хочу! Соку! Соку! Еще соку!

— Ой, а что там? Под диваном? А что-то блестит! Какое красивое…

При этом что-то красивое действительно должно быть под диваном — иначе получится обман, а его дети не прощают! И ползите сами по полу под диван. А следом и кроха (интересно же!), и вместе отыщите «блестящее и красивое»!

Еще один способ переключить внимание — спрятать «клад», а потом вместе искать.

— Разговариваем и объясняем.

К этому методу нужно прибегать, когда ребенок спокоен. Наша задача — донести до его сознания, что капризы ни к чему хорошему не приводят. И при этом нужно говорить правду.

Объясните ему: от капризов можно заболеть, а больным детишкам нельзя кушать конфеты (и это правда: ведь на фоне приема лекарств и употребления сладкого выше риск аллергии), нельзя гулять, нельзя играть в компьютерные игры (глаза быстро устают и болят)… То есть от капризов и болезни никакой выгоды — сплошные «нельзя». Или вы действуете в точности наоборот? Как сказал один мальчик: «Меня больного больше любят — и покупают, что я хочу, и жалеют…» Что ж, поздравлять не буду: у вас может вырасти зависимый от болезней ребенок. Он будет очень часто болеть и постоянно говорить о недомоганиях, ведь «больного больше любят».

Еще одно правдивое утверждение, которым стоит поделиться с ребенком: его капризы вызывают у мамы и папы раздражение, и они начинают кричать! А что приятнее — их улыбка или крик? Конечно, улыбка («От улыбки станет всем светлей»).

— Сохраняем и поощряем уравновешенность.

Спокойствие родителей подкрепляет спокойствие детей и наоборот.

Старайтесь не утрачивать уравновешенность сами и поощряйте уравновешенное поведение у ребенка (только не путайте эту стратегию с требованием тотального послушания и муштрой). Награждайте за него баллами, и пусть это будет очень наглядно: таблички, медальки. Повторяйте, что спокойствие духа — привилегия сильных. Ничего, что ваш собеседник кроха. Наши крохи понимают иногда больше, чем мы. А если и не понимают, то спрашивают. Помните, как изрек мудрый Маленький Принц: «Взрослые никогда ничего не понимают сами». Зато знаменитый Карлсон успокоил: «Спокойствие! Только спокойствие». Значит, мы все сможем, главное — успокоиться.

— Повышаем самооценку ребенка. Хвалите малыша, особенно когда у него получается не поддаться желанию покапризничать: «Ты сильный и могучий, как лев». «Ты спокойный, как король». Напоминайте ему о его достижениях.

— Вводим четкие правила. Например: пришел ребенок с улицы — сам раздевается, складывает все вещи на отведенное для них место (на полку, в шкаф), моет руки. Важно последовательно приучать малыша к определенным делам и требовать их выполнения. Правила дисциплинируют и помогают достигать сразу многих целей: развивают ответственность, волю, настойчивость. А капризам места не остается.

И наступит штиль, как на голубом море, которое греется под лучами ласкового солнышка. Чем ближе ко дну, тем море спокойнее. А дети чувствуют себя тем лучше, чем ближе они к маме.

Будьте терпеливы и действуйте!

Подведем итоги

Капризы время от времени случаются у каждого ребенка. И иногда родителям сложно понять, чего он хочет, и трудно терпеть его претензии и требования. Но это решаемая проблема. Каждый ребенок — индивидуальность, как и каждый родитель, поэтому и причины капризов, и подходы в воспитании в каждой семье будут отличаться.

Если капризы ребенка — проявление его слабоволия, обратите внимание на игры, которые тренируют волю. Если это форма защитной реакции, то есть за капризами ребенок прячется от нападок, наказаний, упреков со стороны взрослых, обратите внимание, не слишком ли вы агрессивны или авторитарны по отношению к малышу. Особенно непростая ситуация, когда ребенок чувствует себя центром семьи. Конечно, любить ребенка, восхищаться им, радовать его — это нормально, но важно при этом соблюдать баланс и не допускать перебора в проявлении чувств. Здесь могут помочь игры и литературные произведения, в которых описаны разные сценарии построения отношений с ребенком. Если малыш капризничает, потому что хочет обратить на себя внимание, родителям следует отодвинуть все «некогда» (работу, новые отношения и пр.) и найти время для ребенка. Наконец, капризы могут вызвать и такие «посторонние» факторы, как погода или лекарства. В этих случаях учитывайте особенности организма вашего малыша и будьте терпимы, сохраняйте здоровую флегматичность.

Итак, разные причины — разные способы решения проблемы. Повторюсь: главное — научиться управлять каждой ситуацией, быть в ней штурманом. Это означает начать с себя, отследить собственные реакции, попытаться вывести их на новый конструктивный уровень (сохранять спокойствие, быть внимательным, выделять время на ребенка и пр.) и, конечно, играть. Говорите правду, поощряйте уравновешенность и спокойствие, чтобы у ребенка не возникало соблазна криками и топотом выпрашивать желаемое.

ОСНОВНЫЕ МЫСЛИ

Капризы — это выражение чувства беспомощности.

Развивайте у ребенка волю, эмоциональную устойчивость. Показывайте ребенку его сильные стороны: что он умеет, что знает. Пусть он видит, что вы цените его.

Ищите альтернативу наказаниям в играх, чтении, общении, совместном творчестве.

Будьте последовательны, терпеливы и помните про шутки: они сглаживают многие конфликтные ситуации.

Первая ступень вежливости, или Как отучить ребенка хамить

В каждом человеке борются две противоположные склонности: вести себя культурно, сдержанно и идти на поводу эмоций, не стесняясь в выражениях. И победит ли в этой сказочной жизни вежливый герой, зависит от того, как к нему отнесутся родители.

Откуда берутся грубияны

«Вот дура девчонка… Нашлась воспитательница, подумаешь… У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое…» Это выражает недовольство Буратино. Узнаете? Ваш ребенок тоже так умеет? Огрызается, обзывается и хамит? Вы разводите руками: «Мы же этому не учили…» Сознательно — нет. «Тогда откуда все это берется и что значит?» — спросите вы.

Перечислим причины, по которым ребенок может грубить.

— Потребность защититься, поставить блок от окружающих. Ребенок чего-то боится и с помощью грубости старается оградить себя, стремится таким образом выглядеть сильнее. В этом случае поможет чуткость мамы и папы, которые первые сделают шаг к сближению и проявят к ребенку продуктивное внимание — ведь кроме ласки ему нужно родительское участие в его делах и жизни.

— Потребность во внимании, реакция на отсутствие понимания со стороны близких. Иными словами, ребенок говорит-говорит, просит-просит, а в ответ тишина или отмашки. Он расстраивается и начинает грубить. Взрослые постоянно заняты своими делами, а малышу так хочется, чтобы с ним поиграли, пообщались, почитали ему книжку, приласкали, наконец.

А вы ребенка замечаете?

Вы на вопросы его отвечаете?

И вот когда весь арсенал «цеплялок» к родителям исчерпан, ребенок приступает к агрессии, грубости, хамству.

Что еще, кроме отсутствия родительского внимания, подкрепляет подобное поведение? Возможно, вы чаще реагируете именно на резкие высказывания ребенка, а спокойное обращение игнорируете — и тогда его грубость словно будит вас. А дальше — возмущение в ответ на возмущение. Как в лесу: крикнул — эхо отозвалось.

— Низкая культура общения в семье, в близком кругу.

Обратите внимание на вашу собственную речь: как вы общаетесь в семье, как говорите с ребенком.

По правилам этикета на каждый вопрос должен быть дан ответ. И если вам приходится отвечать не то, что ожидал от вас ребенок, это должен быть ответ культурного, вежливого человека: «Подожди, пожалуйста, я сейчас занята, но через десять минут смогу сделать перерыв и поговорить с тобой».

Зачем это нужно? Не только ради гармоничного настоящего, но ради успешного будущего. Когда человек устраивается на работу, он пишет резюме и, помимо профессиональных качеств, указывает свои важные человеческие качества: ответственность, порядочность, умение общаться. Для большинства работодателей эти качества соискателя — пропуск в компанию. Клиенты разбегутся от грубого продавца, партнеры отвернутся от резкого руководителя. Сейчас мы растим наше завтра.

Как заметил Станислав Ежи Лец:

Человеческая жизнь коротка — пропускная способность мира ограничена.

Поэтому мир чаще пропускает достойных, тех, кому можно доверять (те, кому доверять нельзя, опасны).

Беседуйте с ребенком об уважении: к окружающим, к старшим — об уважении вообще. Учите с ним правила этикета. Прежде чем ругать за грубость, разберитесь: часто ребенок употребляет слова, значения которых просто не знает, он просто услышал их от кого-то и повторил.

Помните, что культура — это прежде всего умение проявлять уважение к людям, оставаться порядочным в любых обстоятельствах. И, как сказал Грасиан-и-Море-лес:

Культура создает личность, и чем ее больше, тем личность значительней.

— Эмоциональная разрядка.

Какие эмоции накопил малыш и где? И почему он именно так реагирует?

Как известно, проще всего сбросить негативные эмоции, если закричать или заплакать. Между тем для этого есть другой замечательный способ — бой с подушкой. Еще лучше, если ребенок после садика или школы будет ходить в секцию — активное движение снимает нервное напряжение, мышечные зажимы. Точно так же как взрослым в состоянии злости полезно отжаться, ребенку будет хорошо побегать, попрыгать.

— Самовыражение. Свое «Я» ребенок осознал. Теперь он хочет, чтобы оно звучало громко. Как это сделать? Во взрослой жизни это называется «эпатаж». Вызывающее поведение, скандальная выходка — все это родом из детства. Ребенок эпатирует вас криком, грубыми словами. Попробуйте объяснить ему, на кого он похож в такие моменты — например, напоминает (именно напоминает) попугая: повторяет одни и те же фразы, возможно, не зная, что они означают (кстати, может быть, у него бедный словарный запас — поработайте над этим). Вряд ли ребенку понравится такое сравнение. Или своим поведением он похож на Моську из басни Крылова, или на обезьянку. Покажите ему, что такое самовыражение комично, что есть другие, более достойные способы показать свою «взрослость» — можно, например, самостоятельно заправлять кровать, убирать игрушки, мыть за собой чашку. А еще расскажите ему, как здорово быть маленьким сейчас и что надо наслаждаться этим волшебным временем сказок, игрушек, цирка.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как вырастить фею и воспитать волшебника. Развиваемся играючи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я