Карнавал – любимое развлечение королей. Придворные закрывают лица и изменяются в угоду своей маске. Порой все низменные чувства – зависть, ненависть, злоба – выползают из ее пустых глазниц. Как интересно наблюдать за этим со стороны! Счастливая семейная пара вдруг распадается на двух напуганных людей. Они больше не доверяют друг другу. И все из-за того, что где-то рядом постоянно оказываются Коломбина, Арлекин и Доктор Смерть… Маскарад какой-то! Но ведь ряженые – реальные люди, и цель у них материальна: добыть часы королевского астролога… Книга ранее выходила под названием «Часы королевского астролога».
Глава 3
— Зачем мы сюда пришли?
Матвей недовольно смотрел на зияющие пустыми провалами окон руины бывшего коттеджа баронессы Гримм.
— Сама не знаю… — прошептала Астра.
Они шли вдоль забора. Повсюду капало. Снег стал серым, грязным. Сад не пострадал от пожара, и его ветки торчали на улицу, словно тянулись к прохожим, пытались их задержать.
— Видишь?
— Что я должен видеть? — поднял брови Матвей.
— Сад тянет к нам руки… хочет что-то сказать.
— Такие же «руки» торчат из-за каждого забора.
Астра остановилась, задержала дыхание.
— По-моему, здесь все еще бродит дух баронессы.
— С какой стати?
Астра прижалась к забору и прошептала в глубину заброшенного двора.
— Зеркало у меня. С ним все в порядке. Я его берегу…
Она заново переживала ту страшную ночь, когда баронессу и ее дом настигла смерть. Хозяйка умерла до пожара, Астре же чудом удалось выскочить из объятого пламенем коттеджа. Она вынесла только свою сумку, куда положила венецианское зеркало госпожи Гримм, мандрагоровый корешок и флэшку с любительским фильмом, который состоял из разрозненных фрагментов, объединенных странной символикой.
— Дом тоже умер, — грустно произнесла Астра и показала на большое окно. — Вон там была моя комната. Вернее, комната, предназначенная для компаньонок баронессы. Порой мне кажется, что госпожа Гримм ждала именно меня. Я должна была поселиться в ее доме, обнаружить тайник в стене и забрать Альрауна и флэшку. Она предвидела свою смерть!
Матвей жестом выразил несогласие.
— Мы уже обсуждали это.
— Зачем, по-твоему, она бросила Германию и притащилась в богом забытый Камышин? Ради местных красот?
— Мать Иды Вильгельмовны была русская, не так ли?
— Не говори мне о ностальгии! — закатила глаза Астра. — Баронесса не видела России — она родилась на немецкой земле.
— А ты не говори о ее кельтских корнях!
— Я и не говорю.
Астра насупилась. Какая-то давняя тайна стояла за всем, что произошло тогда на Озерной улице, за смертью госпожи Гримм, за видеозаписью на флэшке.
— Давай лучше поговорим о твоих кельтских корнях, — повернулась она к Матвею. — У тебя ведь тоже есть Двойник? Брюс… потомок шотландских королей.
— Который наблюдал за звездами в подзорную трубу и переплавлял свинец в золото?
— Признаешь?
— Нет, разумеется.
Карелин лукавил. Были моменты, когда он вдруг начинал ощущать другую реальность… восемнадцатый век, время смелых преобразований Петра Великого, — в нем будто просыпался другой человек: царедворец, фельдмаршал и чернокнижник. Одни называли его колдуном и алхимиком, другие — героем и ученым, третьи — астрологом и масоном, четвертые — самой загадочной личностью в окружении Петра I.
Матвей ловил себя на том, что он думает, как граф Брюс, рассуждает, как граф Брюс, и знает то, что мог знать только граф Брюс. По стечению обстоятельств, у него даже появился костюм графа — камзол, парик, рубашка и башмаки с пряжками. Можно объяснить, как попал к нему этот костюм: мальчишки из «Вымпела» пригласили наставника на Хэллоуин и добыли для него наряд петровского вельможи.
Но как попали к нему мысли Брюса?
Астра твердила, что совпадений не бывает. Просто не всегда удается связать причину и следствие. С некоторых пор Матвей склонен был признавать ее правоту, но далеко не во всем и не всегда. Есть же еще здравый смысл, кроме диких фантазий!
Например, Астра приписывала эпизодам с флэшки чуть ли не пророческое значение. Они-де отображают будущие события. Кое-что уже сбылось — не в точности. Кое в чем можно было усмотреть сходство — но весьма отдаленное. Нельзя отрицать, что среди разрозненных отрывков присутствует так называемая «усадьба Брюса» — дом графа в подмосковных Глинках. А все остальное вызывает сомнения.
Астра множество раз просматривала странные кадры и запомнила их наизусть:
Змея, обвивающая ствол могучего дерева… всадники, скачущие за диким кабаном, который заманивает их в туман… мрачные своды замка и котелок над огнем… бронзовая русалка на постаменте посреди круглого водоема… танцующие маски венецианского карнавала… отрубленная голова на золотом блюде… фасад усадебного дома в Глинках… ряженые сжигают соломенное чучело… любовники в масках на ложе страсти… Млечный Путь на звездном небе… мраморная статуя Афродиты в венке из цветов мандрагоры… корова, жующая траву… повешенный раскачивается на виселице… фонтан, куда туристы бросают монетки…
Кто, когда и зачем сделал эту видеозапись? Сумасшедший убийца, который уже мертв? Призрак, явившийся из потустороннего мира?
Астра говорила о кельтской магии, об умении превращать воображаемые вещи в реальные — картинки могут воплотиться в действительность!
Матвей возражал… Брюс верил, что такое возможно. По его мнению, флэшку следовало уничтожить.
Астра была против. Она пришла к дому на Озерной улице, чтобы посоветоваться с баронессой… «Госпожа Гримм, похоже, дала отрицательный ответ».
Магда водила, вернее сказать, возила его по улочкам-каналам, и запах мокрых камней и сырости казался ему слаще аромата роз, а плеск воды звучал, как волшебная флейта. Глебов не замечал прославленных красот столицы карнавалов — он ловил каждый вздох Магды, каждое движение, каждый поворот ее головы. Он жалел, что не умеет писать картин: эта женщина была достойна кисти художников Возрождения — совершенство античности сочеталось в ней с чувственностью Востока.
Расставаясь с Магдой в сумерках, расцвеченных желтыми огнями, Глебов, как пьяный, возвращался в отель, бросался на кровать в прохладном номере с окнами, выходящими на канал, и до утра перебирал в памяти — камешек за камешком, стеклышко за стеклышком — каждую частичку, которые складывали ее непостижимый образ. Пронизанный солнцем венецианский витраж… византийское панно… римская мозаика…
А утром он лихорадочно собирался — мылся, брился, приглаживал расческой непослушный ежик волос, уже ощущая внутреннюю дрожь, возбуждение, гул крови в артериях. Бегом спускался на первый этаж, выходил на улицу, залитую лазурью и золотом, и до встречи с Магдой умирал от желания только прикоснуться к ее руке, увидеть заложенную за ухо прядь ее волос, длинную линию шеи, ложбинку груди в вырезе открытого яркого платья…
Стоило ей появиться, и Глебову казалось, что он сидит на карусели, а какая-то скрытая сила принимается ее вращать… быстрее и быстрее… и вот уже ничего нельзя разглядеть, все мелькает, кружится голова, а в груди возникает пустота, как перед полетом в неизвестность.
Магда показывала ему Венецию, будто она жила там много веков подряд. Часовую башню с маврами, Дворец дожей, росписи Тициана и Веронезе, Библиотеку Святого Марка, мост Риальто…
— А здесь жила Дездемона, — сказала она, беря его за руку — и словно тысячи огненных игл впились в его тело, обжигая. — Потом ее похитил жуткий ревнивый Отелло!
Она повернулась к Глебову, как бы намекая на некую свою и его причастность к сему факту, и медленно, с придыханием засмеялась. А он с ужасом почувствовал, с каким наслаждением можно сжимать железными пальцами нежное женское горло…
— Все мужчины ревнивы? — заигрывая, спросила Магда. — И ты тоже мог бы убить? Признайся…
Он, плохо соображая, кивнул.
— Здесь жила Дез-де-мо-на… — гортанным голосом воркующей голубки повторила она. — Слышишь звенящие колокольчики? Ее имя все еще звучит здесь…
Алексей поднял глаза на маленькое палаццо с высокими стрельчатыми окнами и ажурными балконами.
— В лунную ночь она выходит на балкон, — прошептала Магда, прижимаясь к нему. — Хочешь ее увидеть?
— Нет… нет. Зачем?
Он наклонился и сухими от жара губами неловко поцеловал ее в подбородок, в шею, в вырез платья. Лодка, где они сидели, покачивалась на мутной воде, и оттого все вокруг казалось зыбким, нереальным. На стене дворца мерцали солнечные пятна.
— Женщины ревнуют сильнее мужчин, — проговорила она, не отстраняясь. — Если ты мне изменишь когда-нибудь… я тебя убью.
Ее слова были тем более странными, что Глебов в любви не объяснялся и клятвы верности не давал. Но после этого он уже оказался связанным такой клятвой — и не только не возражал, а обомлел от счастья. Прикажи она ему сейчас умереть — он бы, не раздумывая, бросился в канал.
Наверное, его заворожили, околдовали средневековые камни, неуловимый дух Венеции и флюиды нескончаемой череды любовников, дающих друг другу заведомо невыполнимые обещания.
На следующий день пошел дождь. Капли косо падали в воду, и город, подобно стыдливой красавице, надел серебристую вуаль. Сквозь нее проступали призрачные арки и колонны, византийские купола церквей, готические шпили.
Волосы Магды намокли и завились на концах колечками, влажная кожа блестела.
— Сверху Венеция похожа на рыбу, — говорила она, склонив голову на плечо Глебова. — Голова, брюшко, хвост… Но любоваться ею надо не с неба, а с воды. Она создана для взгляда из лодки. Ее нельзя пройти… только проплыть. Ты когда-нибудь стоял на коленях перед женщиной? — вдруг спросила Магда.
— Нет, — честно признался он.
— На этот город нужно смотреть, как на женщину с колен, — с восхищением и любовью…
Венеция слилась с Магдой тем дождливым днем. Они обе обожали украшать себя и любоваться своей красотой. Одна гляделась в зеркало, другая — в воду. Поэтому зеркала родились именно здесь — на острове Мурано — и стали называться венецианскими.
Магда жила в маленькой гостинице далеко от центра — она ненавидела шум, толпу, громкую музыку. Туда она и привела Глебова, когда они совсем вымокли и продрогли. Угощала его густым сладким вином, и он неожиданно захмелел, потянулся к ней холодными губами, опрокинул на спину, навалился, разрывая скользкий шелк платья… Магда смеялась и стонала, ее зубы блестели в красном сумраке тесного номера, зрачки вспыхивали, как кошачьи глаза, а тело извивалось, принуждая его применять больше силы. Глебов никогда бы не поверил, что способен на такое — не совладать с собой, наброситься на женщину, порвать одежду… Кошмар! Их неистовая любовная борьба закончилась взрывом, который ослепил и оглушил Глебова, опустошил его, вынул у него сердце и бросил к ногам Магды…
Она заставила его опуститься на колени и вымаливать прощение.
— Ты насильник! — смеялась она. — А я люблю нежных мужчин… Ты едва не растерзал меня.
Он каялся, хотя был уверен, что она сама этого хотела.
Магда подошла к окну, подозвала его жестом насытившейся львицы и приподняла красные шторы. Темноту, полную дождя, прорезывали огни. По черной воде узкого канала плыла лодка, в ней стояли люди в традиционных итальянских карнавальных костюмах — Шут, Арлекин, Пьеро, Коломбина, Панталоне. Звучала музыка… Один из ряженых поднял голову и помахал кому-то рукой.
Магда побледнела и отшатнулась.
— Что с тобой? — удивился Глебов.
— Он нас увидел… — растерянно прошептала она.
— Кто?
— Не важно… Кто угодно. Чужой… Маска!
— Так ведь карнавал скоро. Венеция — город масок.
— Раньше здесь все ходили в масках… — кивнула она. — От дожа до последней служанки или торговки рыбой.
— Чего ты испугалась?
— Я? Кто тебе сказал?
Она, совершенно нагая, была прелестна. Свет проникал с улицы в комнату через красные шторы и придавал ее коже и волосам бронзовый оттенок.
— Не смотри на меня… — смутилась Магда. — Давай притворимся, будто это не мы. Другие любовники, например, мавр и Дездемона. Или Ромео с Джульеттой…
Глебов засмеялся.
— Тебе весело, Алекс? Я сумела тебя развеселить?
Она грациозно присела и достала из тумбочки две белые маски volto,[5] — настоящие, венецианские. Протянула одну Глебову, другую надела сама.
— Теперь это уже не я и не ты…
Ее обнаженное тело, распущенные по плечам волосы и белоснежное «лицо» с темными прорезями для глаз производили странное впечатление. Она приблизилась к Глебову и провела по его торсу ладонями, едва касаясь. Ее пальцы порхали, а неподвижное «лицо» замерло напротив него. Две маски сделали их таинственными незнакомцами и дали свободу фантазии. То, что целоваться уже было нельзя, оказалось очень эротичным…
Ночной ветерок приподнимал шторы, неся с собой острый, свежий запах лагуны, прохладу и отголоски музыки. Где-то веселились участники будущего карнавала, кто-то быстро переговаривался по-итальянски на первом этаже гостиницы… Все это смешивалось с дыханием женщины-маски, исходящей от нее страстью, пропитанной ароматом абсента и миндаля…
Эта венецианская ночь открыла Глебову всю глубину его невежества в любовной мистерии, когда мужчина и женщина священнодействуют как два вселенских начала, а не как два жаждущих оргазма двуногих. Женщина-маска вела его за собой по лабиринту наслаждений, где он познавал таинство за таинством, посвящение за посвящением…
Эта ночь превратила его в раба. Он окончательно потерял голову. Первое, что он сделал, проснувшись в полдень, — начал умолять Магду стать его женой. Она отказывалась. Позвонила и заказала в номер устрицы, виноград и шампанское. Без маски, в тонкой желтой тунике она выглядела милой и утомленной долгими ласками. Ей хотелось валяться в постели, потягивая вино, курить кальян.
— Я люблю тебя… — твердил Глебов. — А ты?
Она смеялась над его признаниями, и ему самому стало вдруг неловко — такими пустыми, ничего не значащими показались слова «люблю», «выходи за меня замуж». Он впервые осознал, как беден, несовершенен и груб язык людей и как он сам беспомощен и неуклюж в попытке выразить свои чувства.
Магда сжалилась над ним и закрыла ладонью его губы:
— Молчи…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Три смерти Коломбины предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других