Психология оптимизма. Второе издание

Наталья Самоукина

Даже в самые нелегкие времена можно не выживать или униженно существовать на пределе возможностей, а полноценно наслаждаться жизнью, радоваться каждому дню, быть оптимистичными, сильными и уверенными в собственном будущем.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология оптимизма. Второе издание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. СТРЕСС НА РАБОТЕ И В ЖИЗНИ

Эмоциональность играет положительную роль, когда необходимо затратить максимум энергии для достижения высоко значимой цели. В условиях же, когда надо затормозить запретное действие, она играет отрицательную роль.

В. С. Мерлин,

психолог

Что такое стресс и как мы его переживаем

Стресс — это напряженное состояние человека, возникающее при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов внешней среды.

При информационных перегрузках, когда человек не справляется с поставленной перед ним задачей и не успевает принимать решение в условиях жестких временных ограничений, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров.

Эмоциональный стресс человек переживает еще более остро, чем стресс информационный, поскольку он разрушает его глубинные установки и ценности — то, во что он верил и для чего жил. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой угрозе, переживаниях опасности, унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва отношений со значимыми людьми, предательства друзей, потере близких.

Люди по-разному реагируют на стресс в зависимости от индивидуальных особенностей. Одни становятся сверх-возбужденными, суетятся, много говорят и много двигаются. Другие резко замедляются, впадают в состояние эмоционального «ступора», замолкают и временно как бы «выключаются» из жизни и общения.

Стресс: это хорошо или плохо?

Стресс — это плохо, потому что он разрушает человека.

Стресс — это хорошо, потому что он стимулирует активность человека.

Ответы студентов на лекции

Мы переживаем разные стрессовые состояния. Стресс может способствовать мобилизации человека, повысить его адаптационные возможности в условиях дискомфорта и опасности (конструктивный, полезный стресс). Стресс может также разрушить человека, резко снизить эффективность его работы и качество жизни (деструктивный, вредный стресс).

Какой вид стресса мы переживаем — разрушающий или продуктивный, — зависит от силы и длительности воздействия стресс-фактора, нашей чувствительности к влиянию неблагоприятных условий и от наших возможностей им противостоять.

Каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу — тот индивидуальный уровень напряженности, до достижения которого эффективность деятельности повышается. Но если воздействие стрессогенного фактора продолжается длительное время, усиливается и превышает порог чувствительности, у человека снижаются эффективность работы и качество жизни.

Жить и работать вообще без стресса невозможно, да и вредно: без необходимости бороться и преодолевать трудности человек дряхлеет, становится слабым и беспомощным. Однако, перешагнув индивидуальный порог по силе и длительности воздействия, стресс становится губительным, у человека появляется усталость от стресса, истощение, он может заболеть. Замечено, что за 10 — 15 лет работы в экстремальных условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяжелейший инфаркт. И, наоборот, кратковременный сильный стресс может мобилизовать и активизировать человека, «встряхнуть» его, повысить его жизненный тонус.

Нужно ли бояться стресса?

Сробел — пропал.

Русская пословица

Не следует бояться стресса и стремиться во что бы то ни стало избегать его. Парадоксально, но факт: чем больше мы будем стараться жить и работать всегда размеренно и спокойно, тем в большей степени стресс нас будет разрушать. Ведь вместо того, чтобы накапливать опыт по управлению собой во время стресса, мы будем от него просто «убегать».

Лучше поставить перед собой такие задачи:

• Необходимо научиться регулировать свое состояние в стрессовой ситуации.

• Чтобы успешно управлять своим стрессом, необходимо использовать его полезные функции и исключать вредоносные.

Конструктивный стресс способствует повышению жизненной энергии, разрядке накопившейся неудовлетворенности людей друг другом, улучшает взаимопонимание между ними и помогает решить проблему, возникшую в жизни или на работе. Чтобы не избегать конструктивного стресса и в то же время не попадать в стресс деструктивный, необходимо знать свой индивидуальный порог чувствительности к стрессу. Следует научиться определять, сколько времени и до какого уровня воздействия можно выдержать стресс, не снижая своей успешности и даже повышая ее. Необходимо также чувствовать, в какой момент стресс может разрушить внутреннее равновесие, снизить уверенность в себе и заблокировать контроль над собой и ситуацией.

• Важно также найти свои индивидуальные способы защиты от разрушающего (деструктивного) стресса и использовать их при возникновении стрессовых ситуаций на работе и в жизни.

Начнем решать эти задачи последовательно, одну за другой.

Как протекает стресс?

Я знаю, что если муж замыкается в себе, мрачно молчит и не отвечает на мои вопросы, то через некоторое время он «взорвется» и начнет кричать.

Из рассказа клиентки на консультации

Динамика протекания стрессового состояния одинакова практически у всех людей (см. рис. 1).

Рис. 1. Динамика стресса

Выделяются три основные стадии развития стрессового состояния у человека:

нарастание напряженности (первая стадия, линия АВ);

• собственно стресс (вторая стадия, линия ВС);

• снижение внутренней напряженности (третья стадия, линия СД).

Линия АД условно показывает уровень активности человека, находящегося в бодрствующем, уравновешенном состоянии.

Продолжительность первой стадии может быть разной. Один человек «заводится» в течение 2—3 минут, а у другого внутреннее напряжение накапливается в течение нескольких дней, недель или месяцев.

Но в любом случае состояние и поведение человека, попавшего в стресс, резко меняется на «противоположный знак». Про человека в состоянии стресса японцы говорят: «Он потерял свое лицо». Это выражение можно понять и так: «Он потерял самообладание».

Действительно, спокойный и сдержанный человек неожиданно становится суетливым, раздраженным, даже агрессивным и жестоким. И напротив, живой, подвижный и общительный человек вдруг может стать мрачным, замкнутым и заторможенным.

На первой стадии исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение в отношениях. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора с содержательных моментов на личные выпады типа «Ты сам (а) такой (такая)…».

И хотя на первой стадии стресс еще остается конструктивным и может повысить успешность деятельности, все же постепенно у человека ослабевает самоконтроль. Человек теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.

Вторая стадия в развитии стрессового состояния начинается в точке В, в которой происходит полная или частичная потеря эффективного и сознательного самоконтроля. «Стихия» деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия смутно и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все люди, в той или иной мере переживавшие деструктивный стресс, впоследствии очень жалеют об этом.

Вторая стадия, так же как и первая, по своей продолжительности строго индивидуальна — от нескольких минут и часов до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (высшее напряжение отмечено в точке С), человек чувствует опустошение и усталость.

На третьей стадии он останавливается и возвращается к самому себе, часто переживая чувство вины («Что же я сделал (а)!»), и клянется, что «этот кошмар» больше никогда не повторится.

Стрессовые сценарии

Я привыкла к тому, что, когда у мужа возникают проблемы на работе, он уезжает на дачу и живет там несколько дней. Я знаю, что ему нужно остаться одному, и не беспокою его. Когда он «отойдет» и успокоится, то приезжает домой и наша жизнь продолжается, как будто ничего не произошло…

Когда муж нервничает, он много говорит, суетится, может случайно разбить чашку или разлить суп. В общем, у него все валится из рук…

Из рассказа клиентки на консультации

Проходит какое-то время, и стресс повторяется. Действительно, у каждого человека свой индивидуальный сценарий стрессового поведения, выражающийся в частоте и форме проявления стрессовых реакций. Обычно этот сценарий усваивается в детстве, когда родители конфликтуют на глазах у ребенка, вовлекая его в свои проблемы.

Можно заметить, что одни «стрессуют» чуть ли не каждый день, но в небольших «дозах», не очень агрессивно и существенно не разрушая отношения с окружающими. Другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью теряя самоконтроль и попадая в тяжелое состояние «стрессового угара».

Стрессовый сценарий, усвоенный в детстве, воспроизводится не только по частоте и форме проявления. Повторяется также направленность стрессовой агрессии: на самого себя или на окружающих. Один винит во всем себя и ищет, прежде всего, свои собственные ошибки. Другой обвиняет окружающих и не способен посмотреть на себя со стороны.

Усвоенный в детстве стрессовый сценарий «запускается» почти автоматически. Достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы, одного слова, неудачно брошенного собеседником, как включается стрессовый механизм, будто против воли самого человека, и начинает раскручиваться как «маховик» этого мощного и убийственного «оружия». Человек провоцирует напряжение или активно вступает в конфликт по какой-то мелкой, объективно несущественной причине. У него искажается восприятие людей и ситуации, он придает негативное значение тем деталям, на которые в спокойном состоянии почти не обращал внимания. Успокоившись, он может удивиться самому себе: «Что же это такое было?! Какое-то затмение на меня нашло! Будто это был не я, а какой-то другой человек!»

Как сделать стресс полезным?

Когда я спокоен и не волнуюсь, я обычно плохо отвечаю на экзамене. Мне нужно немного волноваться, тогда пятерка будет обеспечена. Но слишком сильно нервничать тоже нельзя: будет неуд и придется пересдавать.

Из рассказа студента

Можно ли научиться владеть собой? Можно ли перестроить свой стрессовый сценарий?

Безусловно, да! Известно, что более успешны в жизни и работе люди, научившиеся владеть собой, уверенно использующие психотехнику личной саморегуляции. Они знают свои сильные и слабые стороны, умеют вовремя сдерживаться, проявлять терпение, тормозить свои внутренние «взрывы» и сохранять самообладание.

Люди с развитой системой саморегуляции размышляют так:

• «Сбрасывать» свою стрессовую агрессию на окружающих негуманно и невыгодно. Отношения разрушаются, теряются важные контакты, происходит потеря уважения окружающих, а проблема не решается. Я только теряю, ничего не приобретая! После конфликта придется еще тратить время и силы на восстановление отношений.

• Нужно уметь вовремя остановить себя, когда еще есть понимание ситуации и сохранен самоконтроль! Один мой хороший знакомый выразил эту мысль так: «Важно не попасть в точку В!»

Вывод один: надо хорошо знать самого себя и вовремя почувствовать изменение своего внутреннего состояния, когда «закипает» раздражение и появляется еле сдерживаемая агрессия.

Пусть люди, хорошо регулирующие себя в стрессе, по-разному говорят о своих ощущениях, главное — они осознают их. Описывая свои внутренние состояния, возникающие во время стресса, они говорят: «Я становлюсь раздраженным, внутри меня как будто вспыхивает что-то горячее», «Я начинаю ускоряться и несусь на всех оборотах», «У меня все застывает внутри», «Мне становится все безразлично».

Конечно, флегматичные люди имеют больше времени на осознание самих себя при нарастании внутреннего напряжения: у них стресс развивается медленнее и есть «время в запасе». Холерики, «с лету» входя в первую стрессовую стадию, имеют значительно меньше времени на ее осознание. Тем не менее, успешно овладевают стрессом как флегматики, так и холерики.

Итак, мы можем утверждать:

• Люди, успешные на работе и в личной жизни, как правило, умеют контролировать себя в стрессе.

• Они избегают кого-либо обвинять, но стремятся овладеть собой и своим поведением в самом начале напряженной ситуации.

• Они прекрасно знают, как они себя ведут в стрессе и какие эмоции начинают переживать, когда он только возникает.

• Эти люди стремятся перевести стрессовую энергию в другие формы деятельности и используют безопасные способы ее «сбрасывания» — не на других и не на себя.

В чем заключаются эти безопасные способы «сбрасывания» стрессовой энергии? И что значит «безопасные», не наносящие вреда себе или другим? Обсуждению этих вопросов посвящена наша книга.

Не попасть в точку В!

Наталья Васильевна! Я смог сдержаться и не стал кричать. Заметьте: я не попал в точку В!

Звонок клиента

Помните, в чем состоят наша главная задача и наш основной вывод?

Наша главная задача: научиться справляться со своим внутренним напряжением в первые минуты стресса, на первой его стадии, не теряя самоконтроль (не попадая в точку В) и не выплескивая свое раздражение на окружающих.

Наш основной вывод: все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации.

Умеете ли Вы владеть собой?

А сейчас попробуйте оценить свои индивидуальные возможности в решении нашей главной задачи — не попасть в точку В! Другими словами, выявите свои возможности в сохранении самоконтроля в стрессовой ситуации. Для этого обратитесь к тесту, предлагаемому ниже.

1. Можете ли Вы откровенно говорить о своих трудностях?

а) Нет, мне это не поможет.

б) Конечно, если есть доброжелательный собеседник.

в) Не всегда, особенно тогда, когда тяжело переживаю свои трудности.

2. Как Вы относитесь к своим обидам и неудачам?

а) Собственные неудачи всегда самые тяжелые.

б) Тяжесть переживаний зависит от их причины.

в) Стараюсь к неприятностям относиться философски: считаю, что любые проблемы и трудности когда-нибудь кончаются.

3. Как Вы поступаете, когда чувствуете, что Вас глубоко обидели?

а) Сделаете для себя что-нибудь приятное, чтобы успокоиться.

б) Пойдете на ужин к хорошим друзьям.

в) Будете сидеть дома и переживать.

4. Когда Вы счастливы, Вы:

а) Не думаете о прежних переживаниях.

б) Боитесь, что минуты счастья слишком быстро кончатся.

в) Не забываете о сложностях жизни.

5. Когда близкий человек Вас обидит, Вы:

а) «Уходите» в себя.

б) Требуете объяснений.

в) Рассказываете об этом своим близким друзьям и знакомым.

6. Что Вы думаете о психологах?

а) Не пошли бы на психологическую консультацию ни в коем случае.

б) Считаете, что психологи многим людям могут помочь.

в) Убеждены, что человек может помочь себе только сам.

7. Вы замечали, что людское мнение:

а) Вас преследует «по пятам».

б) К Вам особенно несправедливо.

в) Вам благоприятствует.

8. О чем Вы думаете после семейной ссоры, когда успокоились?

а) В ваших отношениях все-таки было много хорошего.

б) О том, как отомстить.

в) О том, что наконец-то Ваш партнер сказал Вам все, что думает.

При помощи таблицы оцените свои ответы в баллах. Подсчитайте общую сумму баллов.

Если Вы набрали 7—15 баллов, это значит, что Вы обладаете внутренним равновесием и умеете владеть собой. Вы хорошо справляетесь со своим внутренним состоянием и умеете дать правильную оценку событиям. Можно сказать: Вы не попадаете в точку В!

Если Вы набрали 16 — 26 баллов, это свидетельствует о том, что Вы не всегда сохраняете самообладание в сложных для Вас ситуациях. Старайтесь упражнять собственный самоконтроль и сдерживайте свои эмоции. Следовательно, иногда Вы проскальзываете мимо нашей точки В и слету «включаетесь» во вторую стадию стресса, когда самоконтроль разрушен и Вы перестаете владеть собой и ситуацией.

Вы набрали 27—31 балл: увы, Вы плохо владеете собой в условиях стрессовой ситуации и кризиса. Вам надо активно работать над формированием у себя эффективного самоконтроля. Если вернуться к нашему графику, отражающему динамику развития стресса, Вы конфликтуете и действуете в сложных условиях практически всегда на второй стадии, когда точка В давно позади и когда идет неуправляемый процесс повышения Вашего внутреннего напряжения, вплоть до точки С. В этот момент у Вас появляется усталость, а позже — чувство вины и раскаяния. Не Вы управляете стрессом, а стресс «тащит» Вас за собой, Вы часто идете на поводу своих разрушительных эмоций.

Подведем первые итоги

Первое: полезно наблюдать за самим собой. Что Вы чувствуете на первой стадии стресса? Какие ощутимые изменения происходят в Вашем состоянии и настроении? Сколько времени длится у Вас первая стадия стресса? Это происходит сразу, как говорят, с «пол-оборота» или постепенно, с едва заметным, но ощутимым нарастанием? Что с Вами происходит, когда Вы теряете самообладание (в точке В)?

Следует помнить, что успешность построения личной программы защиты от стресса зависит от того, насколько точно и своевременно вы научились замечать, что вступаете в «зону» стресса и теряете самоконтроль.

Второе: необходимо искать способы остановки самого себя. На первой стадии стресса важно «взять перерыв» и усилием воли прервать свои действия:

• сделать паузу в общении (помолчать несколько минут, вместо того, чтобы с раздражением отвечать на несправедливое замечание);

• выйти из комнаты;

• переместиться в другую, отдаленную часть помещения.

Третье: мы должны всегда стремиться перевести свою энергию в другую форму деятельности, заняться чем-нибудь другим, что даст возможность снять напряжение.

Если потеря самообладания произошла на работе, можно заняться следующим:

• перебрать свои деловые бумаги, полить цветы на подоконнике, заварить чай;

• выйти в коридор и поговорить с симпатичными сотрудниками или сотрудницами на нейтральные темы (о погоде, покупках и др.);

• подойти к окну и посмотреть на небо и деревья, порадоваться солнцу, дождю или снегу;

• обратить внимание на идущих по улице людей. Попробовать вообразить, о чем думают проходящие мимо люди;

• зайти в туалетную комнату и на 2—3 минуты опустить ладони под холодную воду.

Такие «перерывы» нужно делать как можно чаще в те моменты, когда происходит потеря самоконтроля. Важно, чтобы действие «остановки себя» вошло в привычку.

Четвертое: следует серьезно задуматься над тем, какие действия помогают снять напряжение. Что нас больше всего радует? Чем мы занимаемся с увлечением? И стараться каждый день выделять немного времени на занятия, которые приносят удовлетворение и радость.

Как Вы живете?

Хотите еще раз проверить, как Вы живете в наше трудное время? Страдаете ли Вы от хронического стресса или, несмотря ни на что, сохраняете спокойствие?

Прочитайте вопросы, которые предложены ниже. Подчеркните номера вопросов, на которые Вы ответили положительно.

1. Всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден (а) наверстывать упущенное.

2. Глядя на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.

3. На работе и дома — сплошные неприятности.

4. Я упорно борюсь со своими вредными привычками, но у меня не получается.

5. Меня сильно беспокоит будущее.

6. Мне часто необходимы алкоголь, сигареты или снотворное, чтобы расслабиться после напряженного дня.

7. Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом. Хотелось бы, чтобы не все так быстро менялось.

8. Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними чувствую скуку и пустоту.

9. В жизни я ничего не достиг (ла) и часто испытываю разочарование в самом (ой) себе.

Подсчитайте количество положительных ответов. Каждый положительный ответ соответствует одному баллу.

Если Вы набрали 0 4 балла, в стрессовой и кризисной ситуации Вы проявляете сдержанность и умеренность. Вы не раздражаетесь на других людей и не склонны во всем винить только себя. Скорее всего, Вы пришли к убеждению, что, несмотря на сложный период, в котором приходится жить и работать, другой жизни у Вас не будет. А если это так, Вы умеете радоваться жизни, любить, заниматься творчеством, зарабатывать и получать удовольствия.

Если у Вас получилось 5 — 7 баллов, это свидетельствует о том, что Вы не всегда эффективны в стрессовой ситуации. Иногда Вам удается сохранять самообладание, но бывают случаи, когда Вы «заводитесь» из-за пустяка и потом сильно об этом жалеете. Ваша задача состоит в том, чтобы сформировать у себя навыки самоконтроля за собственным поведением во время стресса.

Если Ваш результат составил 8—9 баллов, то Вы часто теряете выдержку в стрессовой ситуации. Можно сказать, что Вы не умеете владеть собой. Для Вас характерны перепады настроения. Иногда Вас лихорадит, Вы проявляете сверхтревожность и всего боитесь, а иногда Вы переживаете вялость и безразличие. Вам хорошо знакомо чувство глубокого разочарования в себе, окружающих людях и вообще в жизни. Вам необходимо основательно заняться развитием у себя психотехнической культуры жизни и поведения в стрессовой и кризисной ситуации.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология оптимизма. Второе издание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я