В книге собраны программы, технологические инструменты, игры и упражнения, накопленные автором за почти тридцатилетнюю практику ведения семинаров и бизнес-тренингов. Показано, как необходимо проводить предтренинговую диагностику и посттренинговую поддержку, поддерживать свое имя и продвигать свои услуги на рынке бизнес-образования.Книга будет интересна начинающим бизнес-тренерам, делающим первые шаги в области бизнес-образования, и также опытным бизнес-тренерам.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Живой театр тренинга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Наталья Самоукина, 2023
ISBN 978-5-0060-3568-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Книга посвящена подробному описанию технологии развивающего бизнес-образования персонала компаний.
В книге анализируются такие вопросы, как профессиональные компетенции сотрудничающего тренера, работающего с участниками не в позиции «умного учителя», а в режиме диалога, партнерства, совместного поиска лучших решений.
Центральное внимание в книге уделено описанию методов развивающего бизнес-образования: построения лекций, интерактивных семинаров, мозговых атак и командных тренингов. Особый фокус на принципах продуктивности обучения взрослых специалистов, создания на тренингах учебных продуктов, готовых для внедрения в практику работы компании и подразделения.
Автор приводит в пример программы, технологические приемы, содержательные части раздаточных материалов и презентаций, игры и упражнения, которые можно применять в процессе развивающего бизнес-образования персоналов компаний, показывает, как желательно проводить пред-тренинговую диагностику и пост-тренинговое сопровождение, поддерживать переписку с участниками, организовывать поддерживающее консультирование по внедрению продуктов, полученных на тренинге.
Книга интересна для бизнес-тренеров, свободно работающих на рынке, а также тренинг-менеджеров, организующих тренинги в своих компаниях. Книга поможет начинающего и опытному тренеру, поскольку она построена по принципу «Бери и делай!», используя материалы книги, можно сразу организовать тренинг в компании. Книга заинтересует студентов и специалистов, готовящихся к карьере тренера, а также для участников, которые активно учатся и развивают свои компетенции.
Сотрудничающий тренер
Главное, что отличает творческий акт, — это то, что он является встречей.
Ролло Мэй, психоаналитик (18, с. 42)
Когда ты приходишь в театр, то своими ролями, своими взаимоотношениями с людьми образовываешь какую-то ауру вокруг себя. Так ты постепенно занимаешь в театре свою нишу.
Вера Алентова, актриса (2, с. 33)
Тренер как персональный бренд: ценности и компетенции сотрудничающего тренера
Игра, внутренняя свобода и уверенность в себе
Сотрудничающий тренер на развивающем тренинге выступает в качестве персонального бренда, или, если говорить по-русски, личного примера для участников. Именно с него они считывают, мгновенно «фотографируют» и приращивают к своей индивидуальности ценности, уверенность, амбициозность, харизму, навыки коммуникаций, стилистику речи и многое другое.
Чтобы «запустить» этот процесс «клонирования», бизнес-тренер должен быть интересен своим слушателям, прежде всего, как человек, личность. На тренингах сидят успешные люди, с великолепной волей и яркой энергетикой. Тренер, вставший в центр группы, является одним из них и, в тоже время, тем, кто каждую минуту и каждый час тренинга подтверждает свое право на лидерство в учебном процессе.
Если тренер будет давать интересное содержание, но сам будет обыденным, скучным и вялым, люди будут разочарованы. Трудно несколько часов слушать такого тренера, самые активные откроют свои ноутбуки, а самые критичные скажут, что зря потратили время. И, наоборот, учебное содержание, поданное в группе свежо, увлекательно и харизматично, с яркими акцентами и новыми контекстами, продержит группу в активном состоянии в течение всего обучения. Нередко говорят: «Люди быстро забудут, что тренер говорил, но они навсегда запомнят то, что почувствовали. Эмоция долгосрочнее информации».
Того, кто в центре, всегда оценивают: что он представляет собой как человек? Как он справляется со своей жизнью? Сгибается под жизненными тяготами или преодолевает трудности? Помогает другим или просит о помощи? Умеет истинно, подлинно развиваться или только произносит красивые слова о развитии? Искренне уважает своих слушателей или надевает маску клиент-ориентированности? Какие ценности он транслирует, и какие идеи отстаивает?
На тренингах обостряется чувствительность, и все участники тренингового действа становятся удивительно проницательными. Обмануть группу невозможно: в центре группы все видно и все чувствуется. Тренера рассматривают как будто под лупой или через рентген: только о чем-то подумаешь, а люди уже знают твои мысли и чувствуют твое состояние.
Если тренер интересен как человек, начинается присвоение учебного содержания, данного на тренинге, люди спорят об идеях, высказанных тренером, повторяют его формулировки, обороты речи, идеи, подходы, термины, шутки. Если тренер показался неинтересным, содержание тренинга отторгается большинством слушателей, возникает много барьеров, возражений и критики.
Как же стать интересным для своих слушателей? Какие ценности предъявлять группе? На мой взгляд, находясь много часов под прицелом умных глаз, тренеру очень важно проявлять внутреннюю свободу и утверждать принцип свободы мнений. «Наибольшим уважением пользуются герои, которые могут сказать со сцены: «Не бойтесь!» — эту фразу Юрия Олеши можно напрямую перенести на работу бизнес-тренера.
В первые минуты общения люди настраивают свои «антенны» на особый «частотный канал», по которому они получают информацию о степени внутренней свободы и подлинной раскованности тренера. Люди «пьют» свободу, как волшебный бальзам! Они нуждаются в этой энергетической «пище», как в воздухе! Потребность во внутренней свободе и раскованности — одна из базовых потребностей взрослых людей, живущих в регламентированном обществе и работающих в условиях корпоративных стандартов.
Именно так: кроме получения новой информации и навыков, слушатели идут на тренинги, чтобы «подпитаться» пьянящего чувства свободного полета, пусть виртуального, символического, реализованного лишь в зоне информационного поля тренинга, но именно полета!
Для создания свободного пространства в обучении и раскованности в поведении участников, будут полезны такие слова тренера:
«У каждого — свое мнение и своя позиция!»
«У Вас интересная идея, аргументируйте!»
«Вы считаете по-другому, разверните свои доводы!»
«Вы думаете по-другому, это — интересно!»
При таких установках на свободу в учебном пространстве тренинга, каждый слушатель понимает, что его индивидуальное мнение не оценивается с позиций «правильно — не правильно», а имеет единичную, уникальную ценность. Чем больше в группе будет разных и противоположных мнений, тем правильнее и интереснее. Кроме того, такой много-звучный тренинг отражает реальность: бизнес в России развивается в условиях многообразия и многовариантности решений, которые принимаются или отвергаются в соответствии с динамично меняющейся ситуацией в компании и отрасли.
Кроме мотивации свободой, разница во мнениях необходима для того, чтобы не потерять сложного, многогранного тематического содержания и важных нюансов, а также отработать приемы конструктивной и свободной дискуссии. После такого тренинга каждый слушатель уйдет не только с разнообразной, обширной информацией, но и с навыками принятия решений в условиях разной, противоречивой и неожиданно меняющейся информации, что часто бывает в бизнесе.
В российской компании Гуд Фуд я встретила интересную технологию организации групповой дискуссии, в основе которой лежал принцип свободы мнений. Если при обсуждении у кого-то из группы была точка зрения, отличная от групповой позиции, он говорил: «У меня — особое мнение!». Такого участника не уговаривали сменить мнение, не давили на него, и на презентации давали возможность высказать свою особую позицию отдельно от группы. Этот прием позволял сохранять атмосферу свободы в команде, а также не потерять другие идеи, которые могли бы оказаться весьма полезными в решении рабочей задачи.
Уверенность и амбиции тренера — очень востребованные ценности. Подавляющее число клиентов — уверенные и амбициозные люди, они хотят видеть в центре такого же человека. Уверенность тренера транслируется в группу. Том Питерс пишет: «Те, кто излучают оптимизм и уверенность в себе, вызывают оптимизм и уверенность в себе у окружающих» (24, стр. 173).
Многие известные, публичные люди пишут и говорят об уверенности и внутренней силе; приведу несколько высказываний, поразивших меня. Ярко сказал Майкл Джексон: «Того, что есть сейчас, завтра не будет. Дерзай. Борись. Совершенствуй свой талант. Будь лучшим в том, что ты делаешь». Известная актриса Клаудия Кардинале подтверждает: «И эта гримерная, эти снимки, эти пробы лишний раз укрепили меня в мысли, что если хочешь заниматься своей профессией, то должен развивать не столько профессиональную технику, сколько свою внутреннюю силу. Нужно, просто необходимо быть сильным, этаким все сметающим ураганом…» (8, с. 223). Приведу еще пример: в своих дневниках в юные годы известный писатель Юрий Трифонов говорил: «Еще ничего не написано, меня никто не знает. Но откуда бьет этот источник внутренней силы: Я! Я! Я! Откуда?»
Уверенность в себе — не внешняя, но внутренняя компетенция. Бывает, молодые тренеры думают так: «Когда я накоплю профессиональный опыт и стану известным тренером, тогда я буду уверен в себе». Это не так. Уверенность возникает раньше успеха! Приведу выразительную фразу Доналда Трампа: «Демонстрируй всем свой успех. А если ты еще молод и мало чего добился, то создавай видимость успеха» (39, с. 17).
Уверенный, амбициозный и сильный тренер держится с достоинством, не теряется при возражениях и со знанием дела разворачивает свою позицию.
Тренеру необходимо постоянно тренировать уверенность в себе как необходимый, базовый навык. Например, в своем компьютере можно завести специальный файл и регулярно записывать в него свои достижения. Можно оттачивать свою уверенность, выступая с маленькими речами на собраниях в консалтинговой компании, днях рождения друзей и знакомых, в собственной семье — везде, где появляется возможность публичных коммуникаций. Не лишними будут также тренинг уверенности в себе в открытой группе и цикл коуч-сессий у хорошего консультанта.
Несмотря на многозначность такой личной компетенции, как уверенность в себе, тем не менее, тренеру необходимо охранять свою позитивную самооценку от прессингов со стороны других людей. Тележурналист Александр Архангельский как-то сказал на своей передаче «Тем временем»: «Ловушки все открыты. Но ты можешь туда не пойти!».
Если это возможно, рекомендую уходить от контактов с людьми, понижающими нашу уверенность в себе. Не нужно активно общаться с теми, кто несправедливо критикует, снижает энергию, примитизирует наше мироощущение и блокирует наши силы. Возможно, эти люди делают это непреднамеренно, но можно заплатить большую цену за такое неконструктивное, и даже вредное взаимодействие: на тренинге неожиданно проявится слабость и упадет энергия.
Конечно, отказ от общения с некоторыми людьми может быть в случае, если это люди не из близкого круга. Однако если близкие и друзья находятся в сложной жизненной ситуации и транслируют слабость и неуверенность в себе, которая к вам легко «прилипает» — сопротивляйтесь! Поднимайте энергию близкого человека, внушайте ему оптимизм и веру в свои силы. И тогда ваша энергия останется на высоком уровне, и близкого человека вы вытащите из сложной жизненной ситуации.
Я поставила компетенцию уверенности в себе на важное место в работе тренера, поскольку он не может искусственно сыграть уверенность, это должно быть его реальное, подлинное состояние. Уверенным нужно быть, а не казаться. Если внутренней уверенности нет, в условиях атаки вопросами или возражений со стороны слушателей, обнаружится, что за внешним поведением тренера скрывается его слабость и неуверенность, нервность и напряжение. В последнем случае восстановить свое профессиональное достоинство в группе будет трудно, иногда невозможно.
Представьте, что в два часа ночи у Вас случились неполадки со здоровьем, и Вы вызвали скорую помощь. В комнату вошел неуверенный доктор, стал Вас прослушивать и в замешательстве спрашивать: «Не знаю, что у Вас? То ли сердце, то ли желудок, а может быть, легкие…». Поверите Вы такому врачу? Будете выполнять его рекомендации? Скорее нет.
Так и группа на тренинге — идет за сильным и уверенным тренером-лидером, группа нуждается в тренере-лидере. Если уж ты набрался окаянства встать в центр группы — веди за собой!
Присутствует еще один риск учиться у неуверенного тренера.. На первом дне тренинга, в первый кофе-брейк или в обеденный перерыв, участники всегда обсуждают стиль и манеру тренера, оценивают уровень его профессионализма, интересность подачи материала. Если тренер держится неуверенно и не оправдал ожиданий, они задают друг другу неприятные вопросы: «Зачем мы пришли на тренинг? Что мы здесь получим? Не потратим ли мы время зря?». В итоге, в группе нарастает тревожность и раздражение, что ощутимо снижает эффективность тренинга.
Сильную, базовую уверенность в себе дает ощущение своей миссии, понимание смысла своей работы как Большого Дела. Русский философ Иван Фролов сказал: «Главное для человека — иметь большую цель в жизни. И неважно, если ты не сможешь ее достигнуть. При большой цели жизнь человека интереснее». Мотивация Большого Дела притягивает людей и создает базовую уверенность самому «носителю». Мотивация миссией всегда больше и объективнее маленького, единичного, субъективного «Я» любого человека, в том числе, и тренера. Если служение Большому Делу — глубинное и не наигранное, не замешенное только на желании «хорошо зарабатывать», то «столб» коллективного бессознательного держит тренера и дает ему базовую уверенность в себе: «Это нужно не только мне, это нужно другим. Я делаю важное дело!»
Для меня важным смысловым мотиватором выступает стремление создать на тренинге яркое Со-бытие для своих слушателей. Они много и напряженно трудятся в офисах, побеждают и терпят поражения, радуются и грустят, чувствуют энергию подъема и переживают приступы изматывающей усталости. Их жизнь — это предсказуемая «цепь» рутинных событий: дом — работа — дом — отдых — друзья — развлечения — работа и т. п. Участники хотят пережить тренинг не только как обучающее и развивающее мероприятие, но и как редкое Со-бытие в жизни, подтолкнувшее к серьезным выводам и решениям по активному управлению своей жизнью и карьерой.
Если произошла такая «перезагрузка» и тренинг получился как Со-бытие, я всегда вижу позитивные изменения в лицах и состоянии своих слушателей. В первый день они приходят уставшими, с таким обыденным, почти бытовым состоянием. Постепенно они «оживают», глаза начинают светиться, потом — искриться. Чувствуется, как у людей ослабевают внутренние зажимы, возникают сила, уверенность, радость и энергия. После тренинга слушатели мне часто пишут, что внесли улучшения в свою жизнь и работу, и теперь чувствуют себя более сильными и счастливыми, чем раньше.
Востребованность тренера — важный вопрос. Как публичному политику необходимо знать свой электорат, так и тренеру нужно понимать тот сегмент слушателей, среди которых он популярен. Свою Востребованность — динамичный, меняющийся процесс, который следует постоянно мониторить, отслеживать. Да, несколько лет назад начинающий тренер был интересен молодым слушателям, вступающим во взрослую жизнь и планирующим карьеру, теперь он становится популярным среди предпринимателей средней руки, в будущем, возможно, он будет активно востребован у собственников крупного бизнеса.
Разумеется, уверенность тренера подкрепляется еще и тем, что он хорошо знает свою профессиональную область и его беспокоят те же проблемы, что и участников семинаров. Если он находится «в гуще событий», чувствует изменения на рынке и работает в трендах, люди понимают: тренер — «на одной волне» с ними, живет и работает рядом, решает те же задачи, что и они.
Игровое состояние тренера. Когда я участвовала в работе Московского методологического кружка и ездила на организационно-деятельностные (управленческие) игры с лидером ММК Георгием Щедровицким, то удивлялась двум моментам. Во-первых, почему мы всегда ездили в поездах и не летали самолетами? Во-вторых, почему в поезде мы всегда обсуждали предстоящую игру, хотя для разработки игровых целей, программы и сценария перед выездом проводилось много семинаров?
Спустя годы, с накоплением собственного опыта проведения управленческих игр и тренингов, я так ответила на эти вопросы. Непосредственно перед игрой нужно «разогреться» не только ведущему, но и всей команде, которая проводит игру вместе с ним. Такой «разогрев» направлен на создание особого внутреннего, игрового состояния у каждого игрока и всей команды в целом — стремления к открытости и развитию, экспериментированию и смелости в дискуссиях.
Г. П. Щедровицкий часто говорил замечательную фразу: «Набирайтесь окаянства!», которую я понимала как создание внутри себя посыла к уверенности, свободе, риску и интенсивному развитию. Когда же в ходе игры возникали моменты неуверенности по типу «Туда ли мы идем?», он разводил руки и эмоционально восклицал: «Это же только игра!». Волшебное слово «игра» снова подключало всех участников к энергии свободного поиска креативного решения!
Состояние творческого развития — это принципиально другой уровень энергии, нежели обычное спокойное, бытовое, нередко рутинное состояние, в котором мы проживаем свою реальную жизнь. В поезде, по дороге на игру, в течение многих часов мы «разогревались» и в таком «разогретом», позитивно-измененном состоянии приезжали на игру, заражая и заряжая своим состоянием участников, которые ждали нас на месте.
Механизм заражения и зарядки игровым состоянием присутствует также на тренинге, когда бизнес-тренер пропитывает своей энергией других слушателей. Важно только, чтобы тренер сразу выходил в «разогретом» состоянии, а не «разогревался» на тренинге, теряя учебное время.
Игра тренера с публикой может быть не только непосредственно на тренинге, но и в способах его продвижения на рынке и построения своей тренерской карьеры. Разработка креативных программ, формирование условий для заказчиков, фиксация стоимости работы, коммуникации с клиентами и т. п. — это все игра тренера с публикой. И чем свободнее, ярче и неожиданнее эта игра, тем интереснее.
Харизма или содержание?
Вербальное и невербальное пространство тренинга
Харизма тренера — обязательное, необходимое профессионально важное качество, как для любого публичного человека. Можно приводить массу высказываний о харизме, мне понравилась мысль Олега Янковского, высказанная им в интервью: «Актер обязательно должен излучать энергетику. Ты выходишь на сцену — и начинают по-другому работать селезенка, печень, нервная система. Это тяжело, но это того стоит».
Выходя после тренинга, люди должны восхищенно воскликнуть: «Класс! Это было круто!», «Ну, тренер зажег!», «Суперский тренинг!». О харизме тренера как носителя персонального бренда говорит также Том Питерс: «Человек-бренд = портфель проектов и связанная с ним крутизна, красота и смелость!» (24, с. 107—108).
И все же, актуальным остается вопрос о том, что важнее — харизма трненера или содержание тренинга? На первый взгляд, ответ на этот вопрос является очевидным и лежит на поверхности: тематическое содержание тренинга нужно преподносить публике харизматично, интересно и увлекательно. Кроме того, всем известно, что харизматичная манера тренера запоминается отчетливее, нежели содержание обучения. Но это только — на первый взгляд, на самом деле, здесь не все так просто. Давайте поразмышляем.
Было время, когда я «подглядывала» и «подслушивала», как ведут лекции, семинары и тренинги другие преподаватели и тренеры. Так, в середине и конце 90-ых годов прошлого века во многих московских вузах я видела, как скучно, однообразно и монотонно читали лекции аспиранты, доценты и профессора. Да и сейчас приходится встречаться со скучным изложением материала. Так, недавно по каналу «ТВ Культура» был запущен проект Academia, в котором выступали научно-исследовательские работники и преподаватели вузов. Они рассказывали очень интересное содержание, но нередко делали это скучно, без энергии и увлеченности, настолько монотонно, что аудитория даже под прицелом телевизионных камер отчаянно боролась со сном.
На мой взгляд, преподносить содержание скучно и монотонно — это не только не современно, но и непрофессионально. Самый интересный материал, преподнесенный в скучной и однообразной манере, не будет полноценно понят и принят аудиторией. Попробуйте просидеть на скучном семинаре шесть часов дневного времени — это тяжелое испытание!
Вместе с тем, следует иметь в виду, что если тренер делает акцент только на своей харизматичности и не заботится о полезности и наполненности своего тренинга глубоким содержанием, он столкнется с серьезными рисками. Да, его будут слушать с удовольствием, в ходе тренинга публика почти сразу забудет, где она находится — на тренинге или в театре, люди будут хлопать и смеяться. При вопросах тренера слушатели будут поднимать руки, по его пожеланию они будут делать упражнения и играть в игры. Все будет весело и приятно! Однако после окончания тренинга каждый участник спросит себя: «Какие темы мы проходили? Что я вынес из тренинга? Какие приемы, технологии и инструменты я смогу применить на рабочем месте, когда вернусь в офис?». Я не удивлюсь, если слушатель не сможет ответить на эти вопросы, ведь на тренинге харизматичный тренер показывал себя, свое обаяние, свою смелость, внешность и т. п.
Уверена, что содержание и харизматичность тренера — две важнейшие составляющие в технологии развивающего обучения взрослых. При этом приоритет должен быть отдан именно содержанию, а харизматичность тренера должна обеспечивать легкое, скоростное восприятие этого содержания, чтобы взрослым участникам не приходилось пробираться через учебную информацию как через джунгли.
Можно говорить о разном удельном весе содержания и харизмы в зависимости от темы тренинга. Например, тренинги по оценке персонала или по тайм-менеджменту, насыщенные плотной, структурированной информацией, могут проводиться по типу 80:20, где 80% — это содержание, а 20% — это харизматичная подача. Тренинги по корпоративной культуре, коммуникациям и навыкам публичных выступлений могут проводиться по формуле 60:40, при которой 60% — это содержание (информация), а 40% — это харизматичность тренера.
В одном из своих интервью на телевидении, известная актриса Елена Санаева рассказывала, как ее учил отец, Всеволод Санаев: «Он говорил: «Лель, мало…», и я понимала, что нужно добавить. А когда он говорил: «Лель, много…», я понимала, что надо войти в берега». Здесь очевидно, отец учил свою дочь технологии дозирования эмоциональной харизмы, важной для актерского мастерства.
Свобода харизмы тренера зависит также от сферы, в которой он работает. Так, в транспортной или нефтяной компании, скорее всего, будут интересоваться учебным содержанием, а не только харизматичной подачей. В рекламном агентстве или IT-компании, не теряя содержание, проявят внимание именно к яркости и эмоциональности самого тренера. Продавцы всегда акцентируются на стиле ведения тренинга, а специалисты-разработчики требуют четко структурированного содержания.
Баланс содержания и харизматичной подачи зависит также от возможностей тренера и аудитории, в которой он выступает. Чем больше по размеру аудитория, тем более харизматичным должно быть выступление тренера. Если в зале сидят больше ста человек, тренер должны мобилизовать свои энергетические ресурсы, активно перемещаться из одной части зала в другую, шутить, показывать слайды, писать на флипчарте, задавать вопросы аудитории и т. п. Будет отлично, если тренер при этом будет высоким (или на каблуках, если это дама), чтобы его было хорошо видно не только с первых, но и с последних рядов, особенно если он (она) — внешне интересный человек с европейской внешностью, подтянутый, ухоженный и хорошо одетый.
Если же учебная группа небольшая (меньше двадцати человек) и люди пришли для того, чтобы получить конкретные инструменты для работы, желательно, чтобы энергии тренера было меньше, а информации больше. В этом случае, необходимо разобрать конкретные кейсы, решить задачи, обсудить условия при реализации технологии, предлагаемой на тренинге, выслушать и ответить на вопросы. Такое обучение предполагает максимальную активность со стороны учащихся и мягкую, не харизматико-лидирующую, но поддерживающую, поощрительную активность со стороны тренера.
Вербальное и невербальное пространство тренинга. Конечно, харизма тренера — один из важных факторов невербального пространства тренинга. Но является ли она единственным фактором, создающим невербальное поле в условиях обучения взрослых? Думаю, что нет.
Невербальное пространство тренинга, которое постепенно разогревается с начала обучения, накаляется в середине тренинга и затухает к его завершению, состоит из таких моментов:
• Внешне заметных сигналов, которые подает тренер в своих голосовых интонациях, телесных движениях, выражении лица, контакте с глазами участников, одежде и проч.
• Эмоциональных состояниях, установках и мыслях, которые внутренне проживает тренер, и которые внешне не всегда отчетливо заметны, но всегда интуитивно и неосознанно «считываются» слушателями
• Внешнем невербальном поведении учащихся — их позах, интонациях, движениях, взглядах
• Внутренних состояниях участников, их переживаниях, размышлениях, ожиданиях, которые могут выразиться во внешнем поведении, а могут совсем не проявиться внешне
Если тренер опирается на поддержку слушателей, он неосознанно начинает обращаться к участнику или участнице, которые позитивно на него смотрят, поддерживают, кивают, и поддакивают. В этом случае, поведение тренера, конечно, не ошибка в технологии обучения. Однако в результате этого могут произойти такие невербальные изменения на тренинге, как выражение неудовольствия на лицах других участников, и, как следствие, чувство зажатости у позитивных слушателей, которые ранее поддерживали тренера, но сейчас мгновенно становятся «холодными» и останавливают свою «невербалку». На мой взгляд, это происходит не потому, что позитивные участники перестают поддерживать тренера. Просто находясь внутри группы, они легко пропитываются общегрупповым настроением, групповой консолидацией и общей ответственностью, что чувствуют себя неловко, если не совпадают с настроением группы.
Поэтому, в задачи харизматичного тренера, кроме насыщения тренинга интересным содержанием, входит задача «слышать бессознательное», как свое собственное, так и слушателей на тренинге. Это особая, тонкая техника внутреннего внимания к самому себе и, одновременно, проницательности по отношению к слушателям. Если тренер будет опираться на слушателей и работать только на позитивных участников, он «потеряет» остальных членов учебной группы. Если он будет «слышать» только себя, он оторвется от группы и «уйдет» в тотальный монолог, перестав чувствовать других игроков на тренинговом поле.
Искусство тренера, как раз, состоит в том, чтобы не позволять себе брать силу у позитивных слушателей, не опираться на их поддержку, и в то же время, не искать опору только в себе. Харизма — это взаимный процесс вербальных и невербальных коммуникаций тренера и всех участников, живая балансировка тренера на себе и группе, мерцающее переключение с энергии — на содержание и обратно. Считать, что харизма — талант только самого тренера — неправильно. Если самого харизматичного тренера по каким-то причинам группа не поддерживает, через несколько минут он чувствует слабость и теряет свою харизму. «Короля делает свита» — воистину так!
Делаем выводы:
• Отлично, если тренер разогревает свою харизму
• Обязательное условие эффективного тренинга: определенное соотношение харизмы и содержания, соответствующее тематике тренинга и стилю самого тренера
• Харизма — взаимный процесс тренера и участников, в связи с чем, умение тренера «слышать бессознательное» выступает одним из важных условий тренерского искусства.
Оптимизм, позитивность, чувство юмора и вера в успех
Тренинг — особое обучение взрослых, при котором следует избегать жесткой и необоснованной критики в адрес слушателей. Если тренер будет только критиковать участников, пользуясь своим местом в центре группы, то информация будет усваиваться ими дольше, а навыки формироваться тяжелее. Правда, ограничиваться только «сладкой» похвалой тоже не следует: у учащихся будет снижаться мотивация к развитию, им будет непонятно, куда идти и к чему стремиться. Необходимо фиксировать плюсы и минусы, при этом, задавать цель и выражать оптимизм, что усилия и активность всегда дадут свои позитивные результаты.
Бывает, в условиях интенсивного погружения в содержание, особенно в первые часы тренинга, у многих людей возникает «каша в голове», которая только при прохождении определенного времени структурируется в знания и опыт. Поэтому первую реакцию слушателей, связанную с информационной перегрузкой, нужно нейтрализовать оптимистичной уверенностью в том, что через определенное время они смогут применить свои знания в работе. Оптимизм на тренинге всегда лучше пессимизма.
В таких ситуациях я напоминаю слушателям их опыт, когда они учились вождению (многие имеют права). Большинство помнит свою эмоционально-стрессовую реакцию, когда они впервые сели за руль с инструктором или когда выехали на дорогу без инструктора. Но в ходе практики вождения возникает навык, который сейчас уже почти не замечается: человек спокойно садится за руль, включает зажигание, выезжает, набирает скорость, обгоняет других, разворачивается и т. п. Так и в обучении на тренинге: сначала зона дискомфорта, потом — навык!
Если в результате тренинга у участников возникают «крылья за спиной», тренинг прошел правильно, процесс усвоения информации и формирования навыков запущен, и через определенный латентный период эти знания и навыки обязательно проявятся на практике.
Хорошо, если тренер поддерживает слушателей:
«Все у нас получится!»
«В обучении сначала — зона дискомфорта, потом возникает навык!»
«Тяжело в учении — легко в бою!»
«Не расслабляйтесь: впереди — офис!»
И с юмором: «Отступать нельзя! За нами — Москва!»
Позитивность как обязательная ценность бизнес-тренера давно принята всеми, к этому привыкли, этого ждут, но и здесь есть, что обсудить. Важно, чтобы позитивность в общении тренера с участниками была искренняя, настоящая, от души и от сердца. Профессионально-технологичная и отстраненно-прохладная клиент-ориентированность не срабатывают: клиенты нуждаются в реальном позитивном принятии.
Здесь, однако, следует соблюдать такт и разумность. Нарушать «закон территории» и слишком сокращать дистанцию делового общения в сторону эмоционального сближения, тоже не следует: люди будут чувствовать себя неловко.
Кроме того, равно-уважительное, позитивное принятие тренером всех слушателей без исключения и без выделения в группе «фаворитов», создает на тренинге необходимую атмосферу открытости и безопасности. Участники понимают, что они собрались не для рингов и конкуренции, а для обучения и обмена информацией.
Например, раскрывая идею позитивной атмосферы на тренинге, я говорю так: «Дикие животные во время пожара собираются около воды, чтобы напиться. В этот момент они не трогают друг друга, уважая право каждого на жизнь. Так и мы собрались вокруг информационного потока, и будем подпитываться, не нанося эмоциональные раны друг другу!»
Чтобы поддержать позитивную атмосферу, нередко я ввожу правило «Плюс-минус-плюс», которое означает, что в самых острых и дискуссионных моментах тренинга мы уважительно общаемся друг с другом. Первый плюс — это требование «Мягко с человеком», минус — это требование «Открыто, решительно и аргументировано по проблеме», второй плюс — мы заканчиваем свою фразу на позитиве «Мне интересна Ваша точка зрения!». Обычно это правило легко воспринимается участниками, поскольку оно справедливо и транслирует популярную в бизнесе ценность «Уважение к личности».
Если все же в группе вспыхивают конкурентные противостояния между неформальными лидерами, будет хорошо, если тренер скажет: «Я — гарант безопасности! Мы договорились, что в этой аудитории мы взаимодействуем без желания воевать, нападать, брать в плен или отсиживаться в окопах. Бизнес-война — в офисах. Здесь — позитивное перемирие, чтобы получить информацию и навыки!»
После таких призывов участники успокаиваются и легко обмениваются опытом — начинает работать фактор «группового ресурса».
И последний нюанс относительно позитивной атмосферы на тренинге. Есть случаи, когда риски снижения позитивности и возникновения негативно-напряженной атмосферы на тренинге связаны не с тренером и участниками, а именно с темой тренинга. Так, я заметила, что нередко достаточно напряженно проходят тренинги по теме Assessment Center. Причины могут быть самыми разными: может проявиться негативный опыт участия слушателей в такой оценочной процедуре или неуверенность перед новой темой в ее западном звучании. Иногда на этот тренинг приходят конкуренты, которые стремятся «вытолкнуть» тебя с рынка, поскольку заказы по Assessment Center — одни из самых дорогих заказов. Может быть и так, что сами слушатели почему-то считают, что оценка должна проводиться жестко, без «лирических отступлений».
Я провожу тренинги по Assessment Center много лет, и несколько раз отказывалась от работы именно по причине негативного оттенка, который транслировала, как мне казалось, именно сама проблематика оценочных технологий. Но поскольку заказы на эту тему возникают довольно часто, как в формате открытых тренингов, так и корпоративных предложений, я продумала начало такого тренинга, чтобы сразу исключить негативный флер данной проблематики.
В итоге тренинги по Assessment Center я начинаю примерно такими словами: «Здравствуйте! Рада вас видеть! Сегодня и завтра мы будем обсуждать одну из новых оценочных технологий — Assessment Center. Опыт показывает, что тренинги по этой тематике проходят довольно напряженно. Наша задача состоит в том, чтобы правильно поставить цели Assessment Center: это оценка сотрудников не для того, чтобы уволить или снизить их стоимость, а именно для того, чтобы правильно построить обучение в компании. По „провисающим“ компетенциям будет организован цикл тренингов и консультаций с тем, чтобы наши специалисты лучше и с интересом работали, а также больше зарабатывали. Да, компания затратит финансовые ресурсы на Assessment Center, но „отобьет“ их на точно спланированном обучении. Не просто учить всему, чему можно научить, а учить людей именно тому, что у них развито меньше всего. Это выгодно и для бизнеса, и для самих людей».
Как правило, люди позитивно реагируют на мои слова и открытость, и многие потом говорят, что испытали облегчение и радость, когда я в самом начале задала позитивный тон всему семинару.
Рядом с оптимизмом и позитивностью соседствует чувство юмора бизнес-тренера. В напряженных ситуациях, когда клиенты конкурируют между собой, чем-то не довольны или устали, легко и непринужденно пошутить — к месту и тактично, не обижая людей и не затрагивая их самолюбия. Смех расслабляет, дает дополнительную энергию, снижает излишнюю серьезность в обучении и придает тренингу игровую «окраску».
Обычно я шучу, используя свои наблюдения над офисной работой и привожу кейсы из своего опыта, разумеется, не называя компаний. Главное, рассказывать свои истории, а не грузить современных людей «сказками» про царей, визирей, бояр и прочих, давно ушедших из нашей жизни персонажей.
Люди видят себя со стороны, с удовольствием смеются, расслабляются и дальше уже двигаются в обучении с повышенной мотивацией. Многие бизнесовые истории я описала в своей книге «Офисные битвы по-русски», по которой в начале этого года я встречалась на презентации с читателями в Московском Доме книги на Новом Арбате.
Истинная позитивность и сотрудничающий стиль тренера проявляются также в том, что он общается со слушателями в формате равного диалога, на-равных, с позиции «Мы». На мой взгляд, лучше говорить так: «Мы подумаем», «Давайте обсудим», «Все мы», «Мы с Вами» и т. п.
Клиент-ориентированный тренер избегает общения сверху-вниз и не применяет фразы типа «Вам это нужно», «Вы это сделаете», «Я Вам сказал» и т. п. Такие фразы — это подчеркнутая дистанция тренера и его противопоставление группе: «Я» — отдельно, «Вы» — отдельно. В принципе, формула «Я — Вы» — малоэффективна и несет традиционную школьно-педагогическую направленность. Стоит ли это делать? Особенно в тех случаях, когда в центре группы стоит молодой тренер, только начинающий жизнь, а за столами сидят зрелые слушатели, имеющие серьезные профессиональные и жизненные достижения? Улыбки и иронию — вот что получит такой тренер от группы.
Даже в тех случаях, когда в центре группы стоит зрелый тренер, умудренный жизненным опытом, а слушатели — молодые люди, желательно применять слово «Мы», демонстрирующее демократизм и конструктивное присоединение: самому тренеру так приятнее учить, а слушателям легче учиться!
Я, вообще, против высокомерия в общении, мне очень нравится высказывание Маркеса, которое недавно я встретила в Бизнес-цитатнике ВКонтакте: «Один человек имеет право смотреть на другого свысока, только тогда, когда помогает ему подняться».
И, тем не менее, бывают ситуации, когда тренеру необходимо показать свой характер, экспертные знания и компетентность. В таких случаях будут уместны фразы с уважением к слушателям и рекомендательной направленностью: «Я советую…», «Я рекомендую…», «Опыт показывает, что…», «Думаю, что лучше выбрать такое решение…». В этом случае, тренер не выходит в позицию высокомерного ментора, и при этом обращается к своему опыту.
Итак, такие ценности тренера, как внутренняя свобода, уверенность, амбиции, оптимизм, позитивность и его способность к развитию, переплавленные в одном человеке, вовлекают людей в новую форму общения — легкого, светлого и содержательного, без унизительных, болезненных и тяжелых форм подавления и агрессии. В конечном итоге, бизнес-образование меняет нас, развивая наши ценности, насыщая нас духовностью, делая сильными и гуманными людьми, сознательно отказавшимися от тягостных переживаний неуверенности, страхов, зависти и озлобленности как психологических атавизмов прошлого. Внося атмосферу интеллигентности и достоинства, мы с полным правом можем сказать: «Бизнес-образование „чистит“ Россию!»
Мотивация тренера к развитию и саморазвитию
Когда я училась в школе, почти каждое воскресенье мы с мамой ходили в книжный магазин — это была семейная традиция. И почти каждый раз покупали новую книгу из серии «Жизнь замечательных людей». Мне нравилось читать о людях, посвятивших свою жизнь подлинному Служению Большому Делу.
С годами я поняла, что посредством своей жизни эти люди передавали главную, поднимающую нас, идею: жизнь становится осмысленной, если человек посвящает себя Служению чему-то более крупному и масштабному, чем только твоя, маленькая и короткая жизнь. Если в твоей жизни есть Большая Тема, тебе ничего не страшно, и у тебя ничего нельзя отнять: все самое главное ты носишь внутри себя.
Мне всегда были интересны люди, в которых искрила энергия таланта — я видела их на сцене, экране телевизора, обложках книг и журналов. С некоторыми из них я общалась по работе и встречалась в жизни. Все они были увлечены своим творчеством, отличались внутренней наполненностью и самоотверженной преданностью своему Делу. До сих пор помню слова и фразы своих Учителей Давыдова В. В., Леви В. Л., Неверковича С. Д., Щедровицкого Г. П. — их советы и рекомендации подталкивали меня, прорастали во мне годами и «работают» до сих пор.
Мотивация к развитию и саморазвитию — важный фактор успешного тренинга. Для того чтобы оно возникло у слушателей, нужен «живой носитель», транслирующий это состояние и заражающий им. Если в центре стоит развивающийся человек, к нему можно подсоединиться, как к «розетке» с особой энергией, перенять у него способы мышления и общения, стиль и манеру поведения. Как уже отмечалось в начале книги, такое «считывание» в условиях информационного погружения на тренинге создает «перезагрузку» сознания слушателей и ускоряет позитивные изменения. Учиться «с другого человека» можно легко, быстро и при этом достигается значительный эффект.
Да, слушатели учатся, копируя с тренера как живого носителя, терминологию и поведение, манеру общения, нередко стиль одежды и т. п. Но где учится сам тренер? Как он «разогревает» и поддерживает собственное состояние развития и саморазвития, чтобы быть саморазвивающимся брендом для участников? Для достижения саморазвивающегося состояния дипломов и сертификатов явно недостаточно, наличие развернутого опыта может помешать, поскольку возникают стереотипы в ведении тренинга и замыленные речевые приемы.
Как ни странно это звучит, в первую очередь, тренера развивают сами участники. Именно клиенты задают неожиданные вопросы и формулируют возражения, при поиске ответов на которые тренер развивается. Именно клиенты делают вызовы и высказывают новые запросы, показывая тренеру, в каком направлении двигаться и какие компетенции в себе развивать. Наконец, именно клиенты делятся опытом, передают информацию с других тренингов и из прочитанных книг, и тренер может быстро обучиться. Тренинг — это микс информации, идей и опыта всех его участников, не только тренера, но и слушателей.
Кроме того, тренер учится у самого себя. Чтобы успешно наращивать свой профессионализм, необходимо быть рефлексивным и отслеживать в себе, какие твои качества работают, а какие становятся барьерами в работе. Работающие качества нужно развивать, а барьеры решительно отбрасывать. «Обнуляться» и «сбрасывать старую кожу» тренеру нужно постоянно!
И, конечно же, тренеру нужно учиться у других тренеров. По причине нехватки времени, тренер редко сидит на мастер-классах и презентациях коллег. Сейчас оценить опыт, карьеру и приемы другого тренера достаточно легко дистанционным путем, достаточно посмотреть видеоролики в Сети, прочитать книги, статьи, интервью, программы, а также посетить персональный сайт. Можно взять на вооружение удачные приемы других тренеров и отбросить то, что кажется неинтересным или неэффективным. Главное, быть внимательным не только к себе, но и к коллегам по цеху.
Учиться нужно каждую минуту — у других людей, у жизни, у обстоятельств. Везде — сигналы, знаки и подсказки! Приведу пример.
Классные «учителя» — это водители такси. Они перевозят колоссальное количество самых разных людей, умеют хорошо общаться и получают самые разные идеи от своих пассажиров. Важно, что они обсуждают новые идеи с учетом персонального опыта их носителей — клиентов.
В моем опыте есть интересные ситуации. Так, один раз мы с водителем стояли в московской пробке и разговорились о том, что человек должен уметь преодолевать сложные ситуации. Я начала приводить цитаты и поговорки про жизненную силу человека, он активно поддержал диалог и тоже высказал немало интересного. Его высказывания я записала, некоторые привожу здесь: «Упал не тот, кто в беду попал, а кто духом упал», «Когда сомневаешься — не делай, когда начал делать — не сомневайся», «Самая большая радость взрослого человека — радость преодоления» и др.
Не только клиент может поучиться у водителя, но и водитель — у своего пассажира. Один из моих партнеров сознательно работал в такси, чтобы общаться с разными людьми и собирать новые идеи по организации бизнеса. В результате такого живого креативного поиска, он открыл свою производственную компанию. Путешествуя по Китаю, я увидела там похожую технологию саморазвития: мой экскурсовод Чан сказал, что планирует открыть собственный русско-китайский бизнес и собирает контакты с русскими клиентами, для чего и пошел работать в туристическую компанию.
Вообще, я активно учусь у других людей: у своих детей — инновационности и креативности, у известного тренера — способам самопрезентации и саморекламы, у подруги — жизнестойкости, у друга — коммуникабельности. Человек достиг отличного результата, принял правильное решение, сделал что-то очень полезное или придумал интересную идею. Почему не поучиться? Тем более что на «материале» другого человека сама жизнь фильтрует и оставляет самое эффективное, нужное, современное. Если делаешь сам, в жизни и на работе достижение отличных и выдающихся результатов идет долго и с сопротивлением, а на хорошем тренинге и в жизни развивающий эффект, достигаемый при помощи «считывания» опыта с другого человека получается легко и почти мгновенно.
Вообще, развиваться, улучшать себя — это радость и удовольствие. Можно сказать так: «У каждого человека — семь гениев! И наша задача реализовать хотя бы одного из них!» Можно также привести высказывания известных людей, которые говорят про исключительную важность развития для человека. Например, мне нравятся такие цитаты:
«Тренер поднимает ученика своей личностью», — говорит спортивный тренер Татьяна Тарасова.
«Человеку доставляет удовольствие развивать способности, которыми его наградил Бог», — говорил Ганс Селье, автор концепции о стрессе.
Кроме заражения развитием на тренинге, слушателям необходимо удержать это яркое состояние и перенести его в работу. Если это удается, то после тренинга, уже на рабочем месте, легко организуются мозговые атаки и принимаются новые решения. Ощущение того, что любую проблему можно решить, «вытаскивая себя за волосы» и «обращаясь к своему серому веществу», создает чувство радости и уверенности, что трудности не страшны, поскольку они — только ступени роста!
Четыре заповеди бизнес-тренера
Заповеди — это внутренний кодекс в работе бизнес-тренера, выступающий обязательным условием эффективной работы.
Первая заповедь тренера: показывай свои преимущества, и не критикуй коллег и конкурентов. Думаю, что критика в адрес других — это неуверенность, слабость, иллюзия того, что за счет критики других ты повышаешь свой статус. Правильнее работать с акцентом на своих достижениях — это развивает и дает ощущение профессиональной силы.
Приведу пример. На моем тренинге одна из слушательниц назвала имя известного тренера и сказала, что она недавно сидела на его тренинге по той же тематике. Наверное, я могла бы спросить: «А зачем Вы пришли эту же тему слушать во второй раз?» Или, для удержания внимания моей клиентки можно было бы сформулировать ряд критических замечаний в адрес другого тренера. Но зачем? Известно, что недостатки есть у всех, у меня — тоже. Более конструктивно перестроить тренинг, показав свои преимущества.
Я знала, что тренер, про которого говорила моя клиентка, не адаптирует программу под запрос группы, бывает директивным и не организует диалог с участниками. Мой тренинг начался с анализа запросов и потребностей участников, я уделила внимание каждой позиции, высказанной на группе. При такой тактике были достигнуты три плюса: я сохранила возможность быть убедительной и позитивной, интерактивное обучение было эффективным, и клиентка не скучала на тренинге, который она слушала второй раз.
Вторая заповедь тренера: сдержанно и с достоинством говори о своих достижениях. Тренинг начинается с самопрезентации тренера, что правильно. Однако если рассказ тренера о своих достижениях ведется с восторгом и преувеличением, это скорее, минус, нежели плюс. Чтобы удержаться от излишне активной саморекламы, необходимо вовремя увидеть невербальные сигналы в аудитории — изменение выражений лиц своих слушателей. Как интеллигентные люди, они будут терпеливо слушать эмоциональное бахвальство тренера, однако их лица станут безразлично-отстраненными. В эти минуты можно «прочитать» мысли людей: «Ты сначала сработай, и мы сами оценим, насколько ты — хороший тренер! Что зря учебное время тратить? Мы за него заплатили!»
Бывает и так, что в конце тренинга тренер начинает рекламировать свою новую книгу, которую продает его менеджер. Это понятный маркетинговый прием: тренинг заканчивается, и слушатели с удовольствием приобретут книгу с авторской подписью на титульной странице. Но и здесь важно найти разумный формат по затрате времени. Если тренер тратит больше часа на презентацию книги в конце тренинга, это «съедает» общее учебное время. Лучше сказать несколько сдержанных фраз по предлагаемой книге, а клиенты сами оценят и приобретут книгу, если решат это сделать.
Маленькая ремарка: красиво выглядит, если в конце тренинга тренер не продает, а просто дарит свою новую книгу слушателям. Такой жест люди воспримут как дополнительный бонус и всегда оценят позитивно.
Третья заповедь: не рассказывай о себе слишком много личной информации. Под «личной информацией» я имею в виду не конкретные примеры, которые тренер приводит с целью иллюстрации темы тренинга. Примеры приводить необходимо, они помогают сделать тематику тренинга красочной, узнаваемой и понятной. Под «личной информацией» я понимаю рассказы о своем детстве, своих родителях, девушках или юношах, любовях, счастливых и не очень, своих заболеваниях, интимных переживаниях, страданиях и т. п. Я искренне удивляюсь: зачем на десятой минуте тренинга говорить о своем муже (или жене), детях, друзьях, тетях и дядях? Что в этом убедительного? Но ведь многие российские и западные тренеры это делают!
Попробую понять своих коллег. Очевидно, это может быть сделано для контакта с аудиторией, чтобы показать себя обычным, доступным человеком, таким, как участники тренинга. Однако в таком техническом «приеме» есть определенная опасность: когда тренер сокращает дистанцию в общении с аудиторией за счет своей личной информации, участники могут почувствовать искусственность, манипулятивность тренера. Они пришли обсуждать программу и тематики, а не слушать про личную жизнь тренера. Разве в программе был пункт «Частная жизнь тренера»? Такого пункта в программе нет, тогда почему в ходе тренинга возник неожиданный переход к рассказу о личной жизни тренера?
Считаю, что когда тренер организует контакт с аудиторией за счет своей личной информации, это недостаток его коммуникативных навыков и профессиональных знаний. Если тренер — профессионал и хорошо владеет содержанием, контакт с аудиторией налаживается не при помощи личных интонаций, а при помощи именно содержания: всем интересна тема семинара, а не личная жизнь отдельного человека, пусть даже тренера.
Конечно, если со стороны аудитории возникают личные вопросы, не следует вести себя как партизан по типу «Никому, ничего не скажу!» Искусственная закрытость тренера нарушит его контакт с группой и создаст атмосферу напряженности. Нужно сказать о себе кратко, сдержанно, не выходя за рамки официального мероприятия, каким является учебный тренинг, и снова вернуться к теме занятия. Как правило, слушатели с пониманием оценят такой стиль тренера, что позитивно скажется на эффективности обучения.
Четвертая заповедь тренера и консультанта: не вторгайся в личную зону клиента. После окончания тренинга или консалтингового проекта, когда клиент доволен результатами и расслабляется, он видит в тренере своего друга (или хорошего знакомого). В такой ситуации владелец или руководитель компании может поделиться личной информацией, описать трудности в семейной жизни или скрытые проблемы в компании.
В таких моментах тренеру важно проявить человеческое участие и удержаться от прагматичного манипулирования и желания продать клиенту еще программу или дополнительный проект, пользуясь минутой откровенности.
Манипулятивный стиль тренера — это работа на малой дистанции, без стратегической ориентации на долгосрочное сотрудничество. Рано или поздно клиент поймет, что купил дополнительно не то, что ему нужно, и отношения будут испорчены.
Еще более рискованы «советы» по организации личной жизни клиента, а также «рекомендации» по передвижению сотрудников или увольнению негодных, если от клиента не было запроса на решение данных кадровых вопросов. Несанкционированное вторжение на территорию клиента — это не консалтинг, а стремление к личной власти в компании, которую выстроил не тренер, а клиент. Бизнес — это территория клиента, а тренер (консультант) только помогает отладить кадровую политику и бизнес-процессы на этой территории. Удержание рамок профессиональной работы — одна из базовых компетенций эффективного тренера.
Карьера бизнес-тренера
Мои наблюдения за развитием тренерства в России показывают, что в карьере бизнес-тренера можно выделить три этапа. На первом карьерном этапе тренера можно назвать «Начинающим бизнес-тренером», на втором этапе тренер становится «Тренером-преподавателем», на третьем этапе он признан профессиональным сообществом и клиентами как «Звездный тренер».
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Живой театр тренинга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других