Сборник рассказов

Наталья Рябова

Книга представляет собой сборник миниатюр. Совпадения с реальными событиями и людьми случайны, кроме событий рассказа «Код удачи – случай из реальной жизни». Рассказ «Ничья по соглашению», входящий в сборник, был опубликован ранее. Внимание! Книга содержит нецензурную лексику.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник рассказов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Наталья Рябова, 2021

ISBN 978-5-0051-6756-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Немного себе. Вместо предисловия

Я — бывший учитель. Хотя, говорят, бывшими учителя не бывают.

Учитель-ученик… Самая загадочная, самая сильная, самая мистическая связь.

Сильнее любви, привычки, привязанности, секса. Безграничная вера и эмоциональная зависимость по типу « кролик, смотрящий в пасть удаву», вплоть до полного истребления себя и погружения в личность учителя. Хорошо это или плохо? Да так ли уж важен ответ на этот вопрос? И кто в ком нуждается сильнее? Вспомним, с улыбкой: « Я ему так объяснял, так объяснял, сам понял!!!». Кто беззащитнее, кто уязвимее в этой связи? Нет ответа, да и нужен ли он… Итак,

Господи, надо отдавать долг. Этим летом ездила в Болгарию в свою квартиру, которую получила по наследству от любимого дяди. Ничего особенного, конечно. Но квартира большая,50 кв. м и из окна вид на горы, Балканский национальный парк. Маленький болгарский городок Сопот, центр дельтопланеризма. Ну, заплатила долги по коммуналке, походила в горы и на водопад, попила воды из минерального источника, которую можно было набрать прямо на улице, недалеко от дома. Наслаждалась тишиной. В 22 часа городок уже замирал — все спали. Одним словом, сменила обстановку.

Но горы горами, а на море хотелось. Но море чистое в Болгарии трудно найти, да и на острове никогда не отдыхала. Поэтому после возвращения домой через пару деньков махнула с сыном в тур на Кипр в Айя Напу, на дилекатесы шведского стола и прозрачную голубизну Нисси бич. Всё казалось нереальным, как в сказке. В итоге 150 тысяч нужно было вернуть. Но как? Хорошо, что вернуть сыну, у которого заняла, а не банку под проценты. В то время я была официально безработной, пособие было мизерное, поэтому, ничего умнее, как устроиться на работу в школу учителем музыки, я не придумала. А куда ещё было устраиваться — то? Я же всю жизнь учителем работала. Так и попала я в школу.

Поначалу завлекала их интересными рассказами о жизни композиторов.

И для себя много нового узнала, готовясь к урокам и читая материалы интернета. Слушали хорошо, и рассказы мои, и музыку, потому как, прежде чем слушать музыку, я им объясняла, что за человек был композитор, почему он именно такую музыку писал, какие события в жизни у него происходили. Особенно впечатляли рассказы о проблемах великих музыкантов в обучении (двойка по математике у Шуберта) и о проблемах в личной жизни из-за родителей (несостоявшийся брак Шопена и Водзиньской.) Вообще чувствовалось, что проблемы и великих музыкантов и обычных школьников во взаимоотношениях с родителями очень похожи.

Постепенно пришло понимание, что научить их чувствовать и сопереживать не менее трудно, чем научить думать. Их, избалованных деньгами, модной одеждой, гаджитами и деньгами. Но надо было до них достучаться, иначе-прощай дисциплина, а с ней и работа в школе. Без дисциплины нет учёбы, пришлось бы увольняться.

А дети разные. И с нестандартными детьми возникали проблемы, которые можно было решить только нестандартными методами. Трудно? Да. Интересно?

Необыкновенно интересно. Всё равно что смотреть как из озябшего грязного заброшенного котёнка получается сказочный принц. Как он меняется изо дня в день, от урока к уроку. Меняется его взгляд, мысли, чувства, отношение к жизни, к предмету, к тебе, как к учителю и как к человеку. Не без побочных эффектов, конечно. Имеется ввиду любовь, одержимость учителем. Завоевать её непросто, но эта любовь самая истинное и пронзительное переживание в жизни.

Много лет спустя при случайной встрече в электричке я с удивлением узнаю, что, оказывается, была самым значительным человеком в их детской жизни, и они помнят и любят меня до сих пор. Взрослые дяди и тёти, при встрече с учителем становятся детьми. Детьми, для которых самым необходимым остался не кусок хлеба, и не мороженое, а общение, внимание и забота. Иными словами не станешь ты для них учителем, если не станешь ЧЕЛОВЕКОМ.

Итак, возвращаемся к нестандартным ученикам и нестандартным методам.

Вовочка Собачкин был притчей во языцех 5а класса. Двоечник, давно разуверившийся сам в себе, забивший на учёбу и окружающих. Ещё на перемене погружается в мобильник с дебильными стрелялками, разлучить с которым не помогут никакие силовые методы. О родителях забудем сразу. Там позиция простая — Вы учитель, Вы и учите, и воспитывайте. Вам за это зарплату платят. Решить эту проблему стало возможным, только поставив Вовочку вровень с собой, лишив его чувства неполноценности и придав его персоне ощущение необыкновенной важности и незаменимости в жизни класса и « бестолочи» учителя. Перед уроком ловлю это чудное создание в коридоре и умоляющим голосом прошу помочь на уроке, так как сама не справляюсь, не успеваю проверить маленькое письменное задание, именуемое диктантом по музыке. Диктанты по музыке — это короткие письменные ответы по тексту учебника по пройденной теме. Вопросы задаю устно, они пишут ответы, пользуясь учебником. На это уходит минут 5 в начале урока, но это позволяет сразу установить дисциплину, внимание, и поставить оценку каждому ученику, объявив результаты в конце урока. Но когда проверять? И тут на помощь приходит Вовочка Собачкин, которого я сажаю за свой учительский стол, даю ему листочек с правильными ответами, две ручки, с красной и синей пастой. Объясняю, как выставлять оценки. По количеству правильных ответов. За 5 правильных ответов-5,за 4—4 и.т. д. После проверки надо выставить синей ручкой результаты в мой черновой журнал в ежедневнике учителя. В конце урока объявить результаты и раздать работы.

Раздаётся звонок на урок. Картина « нежданчик». Класс видит Вовочку, сидящего за моим « священным» учительским столом. Вовочку без мобильника. После чего я объявляю, что отныне и во веки веков диктанты проверяет Вовочка. Сказать, что уважение к Вовочке возрастает с этой минуты до небывалых доныне высот, значит, не сказать ничего. Только самые умные детишки догадываются об истинной подоплёке Вовочкиного превращения в помощника учителя. Догадываются, и с таинственным шёптотом подходя ко мне после урока, заговорщицким тоном выдают истину: « Наталья Александровна, это для того, чтобы Вова хорошо себя вёл и не мешал нам заниматься?». Естественно. С этим не поспоришь. Но это не всё. Вовочка на следующий урок с важным видом приходит в своём лучшем выходном костюме.

Как же иначе? Он собой горд. Он получил власть над классом. Он-помощник учителя. Больше вы его не увидите дерущимся в коридоре или пропадающим в столовой на перемене перед уроком. Ему некогда. Надо стереть доску, раздать учебники и тетрадки, отметить отсутствующих в черновом журнале и сесть за учительский стол перед началом урока. Он-хулиган? Нет, конечно. Теперь он выглядит как лучший ученик школы. А со временем он им и станет. В соответствии с мудрой поговоркой: « Как лодку назовёшь, так она и поплывёт». Дальше-больше. Он будет не только объявлять результаты, но и научится объяснять типовые ошибки. С моей помощью, конечно. Он будет замечать нарушения дисциплины в классе. (А у Сидорова на коленях мобильник! При этом он совершенно забудет, что всего неделю назать мобильник был на коленях у него.). В итоге, из отрицательного лидера Вовочка превращается в образцовый пример.

Ребят, являющихся отрицательными лидерами можно эффективно использовать в работе с первых же уроков. Представьте, что Вы заходите первый раз в незнакомый класс и не знаете никого по имени и фамилии. А Вам необходима живая беседа на уроке по изучаемой теме. Как быть? Среди входящих в класс выбираете самого разболтанного и неаккуратно одетого, либо нестандартно себя ведущего (необычная стрижка, и.т.п.).Опять таки сажаете за свой учительский стол и даёте лист с расчерченными прямоугольниками вместо парт. Просите написать имена и фамилии ребят в соответствии с посадкой за партами.

После объяснения новой темы можно поручить спрашивать ребят (он в отличии от вас их уже знает).Задаёте вопрос Вы, класс поднимает руки, а спрашивает их по именам их товарищ за учительским столом. Урок идёт живо и увлекательно быстрым темпом. Хулиганить некогда. Да и не хочется…

Много и других мелочей. Например, можно поручить ребёнку включать и выключать музыку, проверять работы другого класса.

Хорошо и просто поговорить. Как настоение, как самочувствие, какие дома домашние животные есть, поделиться своими проблемами. Спросить, мог бы он подсказать, как лучше построить следующий урок, и.т. д. Одним словом, НЕСТАНДАРТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕШАЮТСЯ НЕСТАНДАРТНЫМИ МЕТОДАМИ.

Кроме учеников, в школе масса нестандартных проблем. Наиболее простая из них-учебник. Бестолковый, нелогичный, неинтересный, не обучающий, не уму, не сердцу. По правде сказать, я написала свой. По другому никак. Иначе просто ничему не научите. Гимн Советского Союза или русскую народную песню « Сиз белёшенький бизон» они, на мой взгляд, могут и не изучать, а вот Чайковского знать надо. Но тут моя точка зрения расходится с Министерством образования координально. А значит, и с точкой зрения директора школы. Который будет требовать от Вас работы строго по календарному плану по дебильному учебнику, одобренному Министерством Просвящения, единственная цель которого состоит в том, чтобы дети не знали музыку вообще.

Дальше-больше. Директор, выдав гениальную фразу: « Музицировать будете дома» выставит ваше пианино из кабинета в коридор, объяснив это тем, что звуки фортепиано мешают учителю математики, который работает в соседнем кабинете. После чего придётся закачивать музыку по плейлистам на свой мобильный через яндекс музыку и покупать мини-колонку — таблеточку, потому как школьная техника ни на что не годится. Но это ещё не всё! Директор расстроен тем, что мои ученики на каждом уроке получают отметки! Она видит в этом пресловутое « психологическое давление»! Она также недовольна их результатами. Она не понимает, почему не у всех пятёрки по музыке! А только у троих учеников в классе! И тут ничинается прессинг! Мою работу берут на контроль с целью доказать профессиональную некомпетентность!

А повод — стандартный, испытанный нашими руководящими лицами веками.

Пресловутое « письмо от родителей» со лживой информацией о безобразном поведении учителя, оскорблении учеников и плохом психологическом климате на уроках. Далее поддельные подписи и угрозы в случае, если учителя не уволят обращаться в ГОРОНО и Минестерство Образования! Далее — походы по урокам, бесполезные попытки найти недостатки и уволить по закону. А уволить необходимо, надо на эту должность принять дочку моей подруги. Мы будем взятки брать, а она будет всем пятёрки ставить. А с этой Натальей Александровной-одни проблемы.

Долг я давно выплатила, ушла на пенсию, из школы уволилась по собственному желанию. Живу в своё удовольствие. Пишу книги, играю в шахматы, вышиваю картины, увлекаюсь кулинарией. Без проблем. Революцию в системе образования делать не хочу.

Немного скучновато, конечно…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник рассказов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я